Психологические особенности сказки
Тема 6-2. Сказкотерапия (по В.Я. Гулевскому).
Понятие, и сущность сказкотерапии.
Виды сказок и их характеристика.
Направления и формы сказкотерапии.
Техники написания авторских сказок.
Алгоритм психологического анализа сказок.
Понятие и сущность сказкотерапии.
По мнению В.Я. Гулевского [В.Я. Гулевский. Индивидуальная психотерапия. 2008] единого четкого определения сказкотерапии пока не существует. Объяснить отсутствие строгой формулировки сложно, особенно учитывая эффективность, простоту метода и его широкую востребованность как психотерапевтами, так и практическими психологами.
С медицинских позиций сказкотерапия - это терапия сказочной средой, помогающей осознать и решить насущные жизненные и моральные проблемы детей и взрослых.
Лечение сказками находит свое применение при работе с клиентами, страдающими комплексом неполноценности, задержкой психического развития, энурезом, психосоматическими заболеваниями и различными психогенными расстройствами.
С психологической точки зрения сказкотерапия - это психологический метод, который с помощью сказочной метафоры позволяет рас ширить сознание и самосознание, развить творческие способности и перейти на особый уровень взаимодействия [Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую].
Цель сказкотерапии - осознать свои личные, конкретные проблемы и с помощью мобилизации внутренних ресурсов решить их, что час то дети и делают.
Язык сказки охватывает все слои личностной психики, поэтому коммуникация в сказкотерапии двоякая - сознательная и подсознательная:
- обычная бытовая речь воспринимается сознанием;
-метафорическая – областью бессознательного.
Язык сказки сближает взрослого и ребенка.
Основные представления о сказке
Сказка как специфическая деятельность. Для дошкольников сказка - не вымысел, не выдумка, а особый реальный мир, в котором они могут фантазировать и мечтать. Содержание сказки дети обычно переносят в обыденную жизнь, они начинают лучше понимать поступки, поведение взрослых, их чувства и переживания.
Сказка как трансовое состояние.Каждое чтение взрослым сказки неосознанно сопровождается косвенным внушением, которое приводит ребенка в трансовое состояние. Чрезмерная концентрация внимания на сюжете сказки нередко ведет к тому, что маленькие дети затихают и даже засыпают. Дети любят слушать сказки на ночь, а родители используют их как лучшее снотворное средство. При сознательном применении сказки элементы косвенного внушения следует выделить интонациями, громкостью, паузами, произнесением имени ребенка, особенно тогда, когда не обходимо внедрить в подсознание малыша важную информацию.
Психологические особенности сказки
1) Сказка как источник информации. Сказка хороша тем, что она всегда информативна. Язык сказки, ее стиль понятны ребенку. Информация, содержащаяся в сказках, поступает в сознание, а главным образом - в подсознание, непринужденно, легко, мягко, без родительских поучений и наставлений. Такая своеобразная подача сведений об окружающем мире, о людях, их чувствах и переживаниях позволяет незаметно, но прочно внедрить в душу маленького человека общепризнанные ценности морали и нравственности.
2) Образность языка - метафора. Главное достоинство сказкотерапии - в ценности метафоры, которая, как правило, присутствует в любой сказке. Многозначность метафоры, ее скрытый смысл помогают понять непонятное. Метафора стимулирует мышление и устанавливает непосредственные связи между левым и правым полушариями головного мозга.
В начале процесса восприятия сказки в результате анализа и обобщения отдельных признаков по абстрактному значению становится понятен смысл сказки (левое полушарие).
Создание ярких, конкретных, целостных образов, ведущих в мир фантазии, неотделимо от фабулы сказки (правое полушарие).
Свободные ассоциации, возникающие при прослушивании сказки, оказывают огромное влияние на психику, общение, обучение и творческие способности ребенка. Неопределенность места действия, иносказательный смысл метафоры завораживают («Давным-давно, когда взрослые были детьми, а сказки - правдой, жили-были...»), мгновенно приводят малыша в сказочный мир. Дети любят и умеют не только слушать, но и писать сказки.
3) Идентификация. Любой ребенок, слушая сказку, сразу же начинает отождествлять себя с положительным героем. Главное действующее лицо сказки - собирательный образ, воплощающий самые лучшие черты человека, - является для детей образцом для подражания. Благодаря сказкам ненавязчиво, неосознанно с детства формируется духовный и нравственный потенциал личности. Они помогают малышам определять, «что такое хорошо и что такое плохо», чувствовать, где добро, а где зло. Таким образом, эмоционально объединяя себя с героем сказки, дети впитывают правильные нормы поведения.
4) Трансформация и индивидуализация.Отличительным свойством сказки является механизм трансформации. Маленький, физически и духовно слабый ребенок в конце сказки превращается в сильного мужественного человека, которому любое дело по плечу. Такое преобразование детского сознания К. Юнг назвал индивидуализацией, что в общих чертах представляется как обновление и расширение сознания. Индивидуализация - бальзам для духовного роста.
5) Инициация.В младшем подростковом возрасте особенно интенсивно происходит развитие физических, психических, духовных компонентов личности. В основе некоторых сказок лежит так называемый обряд инициации - механизм передачи всех сил взрослого подрастающему поколению. Инициация связана с «умиранием детства» одновременно с обновлением и наполнением жизненным духом взрослых.
6) Активизация потенциала личности. В сказках главный герой раскрывает свои внутренние возможности, показывает свои ресурсы и предлагает различные варианты успешного поведения, ведь в сказках воз можно все, а конец ее обязательно будет хорошим.