Определение профессиональных интересов. Методика Л.А. Йовайши
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
по дисциплине
Издательство
Иркутского государственного технического университета
Рецензент:к. психол. н. Семенцова С.В., доцент кафедры социологии и социальной работы факультета права, социологии и СМИ Иркутского государственного технического университета
Лабораторный практикум по дисциплине «Психология профессионального самоопределения». Сост.: Л.В. Бызова.– Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007.
Лабораторный практикум содержит стандартизированные методики по исследованию профессиональных наклонностей и способностей личности. Выполнен на основе Государственного образовательного стандарта и предназначен для студентов социально-психолого-педагогического направления очной и заочной форм обучения в высшем учебном заведении.
Лабораторный практикум по курсу «Психология профессионального самоопределения» предназначен для студентов социально-психолого-педагогического направления и проводится параллельно с теоретическим курсом.
Целью лабораторных заданийявляется приобретение у студентов практических навыков проведения мероприятий по профессиональному самоопределению людей.
Для осуществления поставленной цели студентам предлагается решение следующих задач:
· сформировать навыки проведения диагностической работы (осуществлять подбор диагностического инструментария для решения поставленных задач);
· научится использовать методики для проведения психодиагностической беседы с клиентами по проблемами профессионального самоопределения;
· использовать результаты психодиагностики для составления технологий работы по профессиональному самоопределению.
Объем лабораторных работ практикума составляет 17 часов. Исходные данные: стандартизированные методики по исследованию профессиональной направленности личности.
Работы данного практикума помогают на практическом уровне осваивать основную проблематику диагностических процедур, важнейших концепций, установки. На основании грамотного применения психодиагностических методов выявления профессионально значимых качеств возможно строить профессионально эффективную работу по профессиональному самоопределению клиентов.
Лабораторные работы включают цель, основные понятия, используемые при выполнении работы, т.е. теоретические знания, которые были ранее изучены, необходимое оборудование и материалы, порядок выполнения работы.
Для проверки качества усвоения материала приведены варианты контрольных вопросов, которые могут быть изменены или дополнены преподавателем. По завершении работы делается общий вывод.
Тематика лабораторных работ
1. Лабораторная работа № 1Определение профессиональных интересов. Методика Л.А. Йовайши.
2. Лабораторная работа № 2 Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнова)
3. Лабораторная работа № 3Диагностика мотивационной направленности личности
4. Лабораторная работа № 4Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности
5. Лабораторная работа № 5Определение психического выгорания
6. Лабораторная работа № 6Интегральная удовлетворенность трудовой деятельностью
7. Лабораторная работа №7 Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде
Оформление лабораторных работ должно соответствовать стандарту по оформлению отчета по лабораторным работам (см. СТО ИрГТУ 005-2007).
Характеристика лабораторных заданий
Лабораторная работа № 1
Определение профессиональных интересов. Методика Л.А. Йовайши
Цель работы: изучение методов определения и анализа профессиональных интересов; формированиеумений и навыковопределения склонностей и интересов к различным сферам профессиональной деятельности личности.
Основные понятия.
Для эффективной профориентационной работы часто необходимо выявить внутренние психологические тенденции, которые лежат в основе профессионального выбора личности. Наиболее распространенной научной точкой зрения является рассмотрения интереса как эмоционально окрашенного стремления личности к определенному виду деятельности. Интерес порождает склонность, которая является реализацией интереса к конкретной деятельности. Интерес связанс направленностью на познание каких-либо явлений, а склонность – с деятельностью.
Интерес – этим термином обозначают чаще такие понятия как внимание, любопытство, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность, желание.
Склонность – этим термином обозначают любую сильную, постоянную тенденцию к действию. Чаще склонность является врожденным качеством.
Задание:
1. Выявить структуру профессиональных интересов и склонностей испытуемого с помощью опросника.
2. Обработать результаты, представить отчет письменно.
Инструкция: Вам предлагаются вопросы, основанные на выборе ваших предпочтений. Не задумываясь долго над ними, поставьте на листе ответов рядом с буквами «а» и «б» цифру, которая соответствует вашему выбору:
0 – полностью отвергается;
1 – скорее отвергается, чем принимается;
2 – скорее принимается, чем отвергается;
3 – полностью принимается.
Лист ответов:
№ вопроса | А | Б | В | Г | Д | Е |
а | б | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
Сумма |
1.Вы считаете, что важнее:
а – много знать или
б – создавать материальные блага?
2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг:
а – прекрасный литературный стиль или
б – яркое изображение смелости и храбрости героя?
3. Какая награда вас больше бы обрадовала:
а – за научное изобретение или
б – за общественную деятельность?
4. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:
а- директора магазина или
б – главного инженера завода?
5. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников художественной самодеятельности:
а – то, что они несут людям искусство и красоту или
б – то, что они выполняют общественно – полезную работу?
6. Какая, на ваш взгляд деятельность человека будет иметь доминирующее значение в будущем:
а – физика или
б - физическая культура?
7. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили большее внимание:
а – на создание необходимых удобств (образцовая столовая, комната отдыха) или
б – на создание сплоченного коллектива?
8. Вы на выставке. Что больше всего вас привлекает в экспонате:
а – цвет, совершенство форм или
б – их внутреннее устройство, из чего они сделаны?
9. Какие черты характера вам больше всего нравятся в человеке:
а – мужество, смелость, выносливость или
б – дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти?
10. Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:
а – занятия литературой или
б - опытам по физике, химии?
11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы бы охотнее поехали:
а – как известный спортсмен на международные соревнования или
б – как известный специалист внешней торговли с целью покупки товаров для нашей страны?
12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас больший интерес:
а – статья о машине нового типа или
б – статья о новой научной теории?
13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:
а – слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада или
б – внешнее оформление колон (знамена, одежда)
14. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:
а – практическим трудом, что-нибудь смастерить своими руками или
б – общественной работой на добровольных началах?
15. Какую выставку вы с удовольствием бы посмотрели:
а – выставку новых продовольственных товаров или
б – выставку новинок научной аппаратуры из области физики, химии, биологии?
16. Если бы в вашей школе было только 2 кружка, какой бы вы выбрали:
а – технический или
б - музыкальный?
17. Как вам кажется , на что стоит обратить больше внимание:
а – на успеваемость учащихся, т.к. это необходимо для их будущего или
б – на спорт, т.к. это нужно для укрепления их здоровья?
18. Какие журналы вы с большим удовольствием читали бы:
а – научно-популярные или
б – литературно-художественные?
19. Какая работа на свежем воздухе вас больше бы привлекла:
а – работа с машинами или
б – «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)?
20. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее всего:
а – подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага или
б – подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом?
21. Жизнь и деятельность каких выдающихся ученых вам более интересна:
а – Попова и Циолковского или
б – Менделеева, Павлова?
22. Что важнее для человека:
а – создавать себе благополучный быт или
б – жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать произведения искусства?
23. Для благополучного будущего человечества важнее:
а – правосудие или
б – техника?
24. Какую из 2-х книг вы бы прочли с большим удовольствием:
а – книгу о достижениях спортсменов или
б – книгу о развитии промышленности?
25. Что принесет больше пользы обществу:
а – забота о благосостоянии людей или
б – изучение поведения людей?
26. Служба быта оказывает людям разные услуги (шьет одежду, ремонтирует обувь). Считаете ли вы необходимым:
а – и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей или
б – лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту?
27. Какие лекции вы слушали бы с большим удовольствием:
а – о выдающихся ученых или
б – о выдающихся художниках?
28. Какого характера научную работу вы выбрали бы:
а – работу с книгами в библиотеке или
б – работу на свежем воздухе?
29. Что бы вас больше заинтересовало в печати:
а – сообщение о выигрыше в денежно-вещевой лотереи или
б – сообщение о состоявшейся художественной выставке?
30. Вам предоставлен ограниченный выбор профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение:
а- физической культуре или другой работе, связанной с движением или
б – работе малоподвижной, но по созданию новой техники?
Обработка и интерпретация результатов:
Подсчитайте общее количество баллов в каждой вертикальной колонке и посмотрите, к чему у испытуемого выявилась большая склонность:
А – склонность к работе с людьми;
Б – склонность к умственному труду;
В – склонность к работе на производстве;
Г – склонность к эстетике и искусству;
Д – склонность к подвижным видам деятельности;
Е – склонность к экономической деятельности.
Контрольные вопросы:
- Какую роль в выборе профессии играют склонности и интересы?
- Что означает психологический подход к выбору профессии?
- Как вы понимаете понятия «прямой» и «косвенный» подход в изучении интересов?