Правило 4. «Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности»
Мудрая, педагогически грамотная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении в социально верном направлении, изменяет человека к лучшему (по мнению Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского).
Психологи предлагают следующие правила оценки личности:
1) положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку;
2) неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки;
глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе, закрывает пути для дальнейшего совершенствования ;
3) глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе.
Наиболее целесообразны применительно к пунктам 3,4:
• парциальная положительнаяоценка дает возможность ученику гордиться своими достижениями в каком-либо конкретном деле и вместе с тем осознать, что успех – чаще всего не основание для самоуспокоения во всех других отношениях;
• парциальная отрицательнаяоценка способствует пониманию учеником того, что в данном конкретном случае он совершил ошибку, которую можно исправить, так как для этого имеется достаточно сил и возможностей.
Правило 5. «Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет, если она хорошо организована».
Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации.
Правило 6. «Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении».
Важным профилактическим средством является так называемый ориентировочный стиль поведения, который предполагает предусмотрительность, корректность, предупредительность и т. д. вобщении со школьниками.
Рекомендуется заранее, например при подготовке к уроку, готовить себя к возможным конфликтным ситуациям, чтобы не быть застигнутыми врасплох и не растеряться.
Приложение 7
Правила решения конфликтных ситуаций
1. Конфликтная педагогическая ситуация протекает очень быстро, что усиливает напряжение психологического противостояния ученика и учителя.
2. Процесс психологического противоборства носит острый характер и в случае поражения учителя ведет к утрате его авторитета среди учащихся, снижая привлекательность тех норм и ценностей, которым следует учитель, и которые защищает прежде всего само учение как основную деятельность ученика, а также такие качества, как старательность, дисциплинированность, ответственность и т. д.
3. Парадоксально, что иногда дети склонны к восприятию противоположных норм. На этом парадоксе и строит свои действия школьник, участвующий в конфликте.Он знает, что класс его поддерживает, поэтому старается своим поведением дестабилизировать ситуацию на уроке, внести дух отрицания в существующие нравственные нормы.
Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством в плане успешной защиты социально важных норм и ведущих ценностей учебной деятельности школьников. Этому помогут следующие правила воздействия на личность учащегося в конфликтной ситуации.
Правило 1. «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию»
Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае «Не бранитесь и не раздражайтесь». Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, «величавую медлительность» и юмор педагогов в напряженных ситуациях.
Правило 2. «Задержка реакции».
Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что вы как-будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что его действия находятся под контролем. Суть приема в том, что подчеркивается второстепенность вызывающего поведения ученика на фоне мнимого равнодушия и бездействия учителя - педагогу вроде бы пока не до него.
«Факт незамечания» явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит первые сомнения в сознание остальных учащихся относительно их позиции: кого поддержать - учителя или ученика? Оптимальное время задержки - 10-15 с, которые, однако, в ситуации конфликта воспринимаются как более длительный временной промежуток.
Правило 3. «Перевод реакции».
Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности самого нарушителя, технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т. д.), несмотря на чрезвычайную обстановку (казалось бы, не терпящую отлагательств). В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, тем самым снижается сам «замысел» борьбы.