К коррекционно-образовательной деятельности

ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ

психологии:

.V.'

Под редакцией Л. В. Кузнецовой

Допущено

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов учреждений

среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям:

0318 — Специальное дошкольное образование,

0320 — Коррекционная педагогика

4-е издание, стереотипное

ACADEMA

Москва

Издательский центр «Академия»

^j Ш&а

УДК 371.9(075.8) ББК 88.4я74 0-753

Авторы:

Л.В.Кузнецова (введение; разд. I; разд. II, гл. \: 3,4, гл. 2: /—7, прил. 1 к разд II; разд. IV; разд. VI: /, прил. I к разд. VI; разд. VII); Л. И. Переслени (разд. I: 3, 4; разд. II, гл. 2: 2, 3, 4, 7; разд. III, гл. 3: 3, 4, 7; разд. VI: 2); В. Г. Петрова (разд. И, гл. I); Л. И. Солнцева (разд III, гл. 2) Т. Г. Богданова (разд. III, гл. 1); Т. А. Басилова (разд. V); И. Ю. Левченко (разд. Ill, гл. 4: 5, 7): И. Г. Синельникова (разд. III, гл. 4: 2, 3, 4, 5, б, 7; разд. VI: 7); Н. В. Мазурова (разд. III, гл. 4: /); Н.Ю.Хашна (разд. III, гл. 3: /—3, 7); Е.В.Ананьева (разд. III, гл. 3: 4, 5, б); А. В. Захарова (прил. к разд. VII); Т. В.Лусс (прил. к разд. VI) Ш

о

Рецензенты:

доктор психологических наук, академик РАО зав. кафедрой специальной психологии Московского психолого-педагогического института Московского комитета образования

В. И. Лубовский;

доктор психологических наук, главный научный сотрудник отделения

клинико-психологических исследований нарушений психического развития

Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ И. А. Коробейников

Основыспециальной психологии : учеб. пособие для студ. 0-753сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 480 с.

ISBN 978-5-7695-3912-1

В учебном пособии излагаются история возникновения специальной психоло­гии как отрасли психологической науки и практики, методологические вопросы спе­циальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и откло­няющегося развития, проблемы организации специальной психологической помо­щи и психокоррекционной работы в системе образования, даны клинико-психоло-го-педагогические «портреты» детей с различными отклонениями в психофизичес­ком развитии.

Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезно всем, кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии.

УДК 371.9(075.8) ББК 88.4я74

Оригшюл-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Кузнецова Л. В., Переслени Л. И., Солнцева Л. И. и др., 2002 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2006 ISBN 978-5-769S-39I2-I © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

Если вы не видите немедленного результата — хорошего или плохого, — будьте терпеливы

и наблюдайте.

Дипак Чопра

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

1.Откажись от стереотипов и принимай человека таким, какой он есть.

2. Верь, что в каждом человеке заложен источник пози­тивного развития и роста.

3. Учись отделять отдельные поступки человека от его целостной личности.

4. Не оценивай, не суди, избегай прямых советов и нраво­учений.

5. Старайся понять другого человека, развивай в себе активное эмпатическое слушание.

6. Будь самим собой, не стесняйся выражать свои чув­ства, но делай это в неоскорбительной для других форме.

7. Овладевай знаниями, умениями, которые помогут тебе быть уверенным в своей профессиональной компетентно­сти: «Делай как должно. И пусть будет что будет».

8. Не допускай унижения своего личного и профессио­нального достоинства.

9. Развивай в себе навыки сотрудничества, диалогиче­ского общения с другими людьми, независимо от их воз­раста, опыта, социального положения и профессиональ­ного статуса.

10. Не сжигай сегодняшнюю энергию, переживая прош­
лую беду или предполагаемую: «День спасения человека —
сегодня!»

ВВЕДЕНИЕ. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

И ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

К КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знаниям психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии1 как в отечественной, так и в зарубеж­ной педагогике всегда придавалось большое значение. К.Д.Ушин-ский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Во всем мире растет чис­ло детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны меди­ков, психологов, педагогов и социальных работников. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет. Однако уже сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо поднять общий уро­вень грамотности в области специальной психологии и педагоги­ки у всех специалистов, имеющих дело с детьми (включая роди­телей, воспитателей дошкольных учреждений всех видов, учите­лей, практических психологов образования, медицинских работ­ников).

Особого внимания требует к себе дошкольный возраст, когда организм очень хрупок и каждый день промедления в своевре­менной диагностике и начале восстановительной работы грозит обернуться трагедией. Например, при правильном и своевремен­но поставленном диагнозе вместо глухоты у ребенка может раз­виться лишь частичное снижение слуха (тугоухость) или даже при сохраняющейся степени тяжести слухового дефекта ребенок бу­дет способен выйти на более полный уровень компенсации и са­мореализации себя как личности.

Данное учебное пособие адресовано прежде всего студентам педагогических колледжей и содержит необходимый фактический и иллюстративный материал в соответствии с требованиями го­сударственного образовательного стандарта к подготовке по спе­циальностям: «Специальная педагогика в специальных (коррек-

1 Вплоть до последнего времени наиболее употребляемым был термин «ано­
мальные дети»; в настоящее время появились проекты государственных образо­
вательных стандартов с использованием термина «лица с ограниченными воз­
можностями здоровья». Поиск новых терминов связан с общей гуманизацией t
образования. I

ционных) образовательных учреждениях» и «Коррекционная пе­дагогика в начальном образовании».

Воспитатели дошкольных учреждений всех видов, учителя на­чальной школы встречаются с детьми, имеющими различные от­клонения (особенно это относится к слабовыраженным отклоне­ниям в психофизическом и социальном развитии), зачастую рань­ше специальных педагогов и специальных психологов. Именно им принадлежит решающая роль в первичном выявлении детей, нуж­дающихся в углубленной психолого-педагогической диагностике и коррекции. Не случайно в Концепции коррекционо-развиваю-шего обучения записано: «...Нельзя готовить просто учителя или просто психолога. Это должны быть учитель-психолог, психолог-учитель, учитель-логопед, воспитатель детского сада-учитель. Дет­ским садам и школам необходимы специалисты, владеющие ос­новами знаний в области смежных наук, хорошо ориентирующи­еся в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопе­дии, социологии»1.

В книге нашли отражение: история возникновения специаль­ной психологии как отрасли психологической науки и практики, ее связи с другими науками и отраслями психологической науки, методологические вопросы специальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося раз­вития, клинико-психолого-педагогические «портреты» детей с раз­личными отклонениями в психофизическом развитии. Кроме того, рассмотрены вопросы организации специальной психологической помощи в системе образования и пути ее реализации; основные принципы психолого-педагогической диагностики отклоняюще­гося развития и вопросы психокоррекционной работы в рамках профессиональной компетентности будущего специалиста.

Пособие состоит из введения и семи разделов.

Раздел I посвящен общим вопросам специальной психологии, таким, как история становления специальной психологии и ха­рактеристика ее современного состояния, клиническая симпто­матика, классификация основных видов дизонтогенеза.

В разделах II—V даны характеристики детей, имеющих тот или иной тип дизонтогенетического развития, например, раздел II посвящен психическому развитию детей при дизонтогениях по типу ретардации, раздел III — психическому развитию при диз­онтогениях дефицитарного типа и т.д.

При изложении материала авторы придерживались единого плана, а именно:

предмет и задачи соответствующего раздела специальной пси­хологии;

Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных Документов и учебно-методических материалов. — М., 1997. — С. 33.

к коррекционно-образовательной деятельности - student2.ru к коррекционно-образовательной деятельности - student2.ru причины возникновения данного вида дизонтогенеза;

особенности познавательной деятельности;

особенности личности;

особенности деятельности;

вопросы психологической диагностики и коррекции.

Специальные разделы посвящены вопросам первичного выяв­ления отклонений в развитии (раздел VI) и методам профилак­тики и коррекции (раздел VII).

Контрольные вопросы, которыми завершается изложение каж­дой темы, позволяют проверить степень усвоения материала; пред­лагается также список литературы, рекомендуемой для дополни­тельного изучения по данному курсу.

Наиболее важные положения иллюстрируются выдержками из оригинальных текстов выдающихся ученых и практиков. Некото­рые разделы имеют приложения, где представлены нормативные документы, а также простейшие методы первичного выявления и коррекции недостатков в развитии детей; ими смогут пользовать­ся в своей практике как будущие специальные психологи, так и будущие педагоги.

Учитывая, что книга адресована прежде всего студентам, ко­торым предстоит работать с дошкольниками и школьниками млад­ших классов, представленный материал в основном будет касать­ся особенностей психического развития детей этого возраста.

Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Наши рекомендации