К коррекционно-образовательной деятельности
ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ
психологии:
.V.'
Под редакцией Л. В. Кузнецовой
Допущено
Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов учреждений
среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям:
0318 — Специальное дошкольное образование,
0320 — Коррекционная педагогика
4-е издание, стереотипное
ACADEMA
Москва
Издательский центр «Академия»
^j Ш&а
УДК 371.9(075.8) ББК 88.4я74 0-753
Авторы:
Л.В.Кузнецова (введение; разд. I; разд. II, гл. \: 3,4, гл. 2: /—7, прил. 1 к разд II; разд. IV; разд. VI: /, прил. I к разд. VI; разд. VII); Л. И. Переслени (разд. I: 3, 4; разд. II, гл. 2: 2, 3, 4, 7; разд. III, гл. 3: 3, 4, 7; разд. VI: 2); В. Г. Петрова (разд. И, гл. I); Л. И. Солнцева (разд III, гл. 2) Т. Г. Богданова (разд. III, гл. 1); Т. А. Басилова (разд. V); И. Ю. Левченко (разд. Ill, гл. 4: 5, 7): И. Г. Синельникова (разд. III, гл. 4: 2, 3, 4, 5, б, 7; разд. VI: 7); Н. В. Мазурова (разд. III, гл. 4: /); Н.Ю.Хашна (разд. III, гл. 3: /—3, 7); Е.В.Ананьева (разд. III, гл. 3: 4, 5, б); А. В. Захарова (прил. к разд. VII); Т. В.Лусс (прил. к разд. VI) Ш
о
Рецензенты:
доктор психологических наук, академик РАО зав. кафедрой специальной психологии Московского психолого-педагогического института Московского комитета образования
В. И. Лубовский;
доктор психологических наук, главный научный сотрудник отделения
клинико-психологических исследований нарушений психического развития
Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ И. А. Коробейников
Основыспециальной психологии : учеб. пособие для студ. 0-753сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 480 с.
ISBN 978-5-7695-3912-1
В учебном пособии излагаются история возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики, методологические вопросы специальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, проблемы организации специальной психологической помощи и психокоррекционной работы в системе образования, даны клинико-психоло-го-педагогические «портреты» детей с различными отклонениями в психофизическом развитии.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезно всем, кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии.
УДК 371.9(075.8) ББК 88.4я74
Оригшюл-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается
© Кузнецова Л. В., Переслени Л. И., Солнцева Л. И. и др., 2002 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2006 ISBN 978-5-769S-39I2-I © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006
Если вы не видите немедленного результата — хорошего или плохого, — будьте терпеливы
и наблюдайте.
Дипак Чопра
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
1.Откажись от стереотипов и принимай человека таким, какой он есть.
2. Верь, что в каждом человеке заложен источник позитивного развития и роста.
3. Учись отделять отдельные поступки человека от его целостной личности.
4. Не оценивай, не суди, избегай прямых советов и нравоучений.
5. Старайся понять другого человека, развивай в себе активное эмпатическое слушание.
6. Будь самим собой, не стесняйся выражать свои чувства, но делай это в неоскорбительной для других форме.
7. Овладевай знаниями, умениями, которые помогут тебе быть уверенным в своей профессиональной компетентности: «Делай как должно. И пусть будет что будет».
8. Не допускай унижения своего личного и профессионального достоинства.
9. Развивай в себе навыки сотрудничества, диалогического общения с другими людьми, независимо от их возраста, опыта, социального положения и профессионального статуса.
10. Не сжигай сегодняшнюю энергию, переживая прош
лую беду или предполагаемую: «День спасения человека —
сегодня!»
ВВЕДЕНИЕ. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
И ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
К КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знаниям психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии1 как в отечественной, так и в зарубежной педагогике всегда придавалось большое значение. К.Д.Ушин-ский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет. Однако уже сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо поднять общий уровень грамотности в области специальной психологии и педагогики у всех специалистов, имеющих дело с детьми (включая родителей, воспитателей дошкольных учреждений всех видов, учителей, практических психологов образования, медицинских работников).
Особого внимания требует к себе дошкольный возраст, когда организм очень хрупок и каждый день промедления в своевременной диагностике и начале восстановительной работы грозит обернуться трагедией. Например, при правильном и своевременно поставленном диагнозе вместо глухоты у ребенка может развиться лишь частичное снижение слуха (тугоухость) или даже при сохраняющейся степени тяжести слухового дефекта ребенок будет способен выйти на более полный уровень компенсации и самореализации себя как личности.
Данное учебное пособие адресовано прежде всего студентам педагогических колледжей и содержит необходимый фактический и иллюстративный материал в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к подготовке по специальностям: «Специальная педагогика в специальных (коррек-
1 Вплоть до последнего времени наиболее употребляемым был термин «ано
мальные дети»; в настоящее время появились проекты государственных образо
вательных стандартов с использованием термина «лица с ограниченными воз
можностями здоровья». Поиск новых терминов связан с общей гуманизацией t
образования. I
ционных) образовательных учреждениях» и «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
Воспитатели дошкольных учреждений всех видов, учителя начальной школы встречаются с детьми, имеющими различные отклонения (особенно это относится к слабовыраженным отклонениям в психофизическом и социальном развитии), зачастую раньше специальных педагогов и специальных психологов. Именно им принадлежит решающая роль в первичном выявлении детей, нуждающихся в углубленной психолого-педагогической диагностике и коррекции. Не случайно в Концепции коррекционо-развиваю-шего обучения записано: «...Нельзя готовить просто учителя или просто психолога. Это должны быть учитель-психолог, психолог-учитель, учитель-логопед, воспитатель детского сада-учитель. Детским садам и школам необходимы специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук, хорошо ориентирующиеся в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопедии, социологии»1.
В книге нашли отражение: история возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики, ее связи с другими науками и отраслями психологической науки, методологические вопросы специальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, клинико-психолого-педагогические «портреты» детей с различными отклонениями в психофизическом развитии. Кроме того, рассмотрены вопросы организации специальной психологической помощи в системе образования и пути ее реализации; основные принципы психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития и вопросы психокоррекционной работы в рамках профессиональной компетентности будущего специалиста.
Пособие состоит из введения и семи разделов.
Раздел I посвящен общим вопросам специальной психологии, таким, как история становления специальной психологии и характеристика ее современного состояния, клиническая симптоматика, классификация основных видов дизонтогенеза.
В разделах II—V даны характеристики детей, имеющих тот или иной тип дизонтогенетического развития, например, раздел II посвящен психическому развитию детей при дизонтогениях по типу ретардации, раздел III — психическому развитию при дизонтогениях дефицитарного типа и т.д.
При изложении материала авторы придерживались единого плана, а именно:
предмет и задачи соответствующего раздела специальной психологии;
Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных Документов и учебно-методических материалов. — М., 1997. — С. 33.
причины возникновения данного вида дизонтогенеза;
особенности познавательной деятельности;
особенности личности;
особенности деятельности;
вопросы психологической диагностики и коррекции.
Специальные разделы посвящены вопросам первичного выявления отклонений в развитии (раздел VI) и методам профилактики и коррекции (раздел VII).
Контрольные вопросы, которыми завершается изложение каждой темы, позволяют проверить степень усвоения материала; предлагается также список литературы, рекомендуемой для дополнительного изучения по данному курсу.
Наиболее важные положения иллюстрируются выдержками из оригинальных текстов выдающихся ученых и практиков. Некоторые разделы имеют приложения, где представлены нормативные документы, а также простейшие методы первичного выявления и коррекции недостатков в развитии детей; ими смогут пользоваться в своей практике как будущие специальные психологи, так и будущие педагоги.
Учитывая, что книга адресована прежде всего студентам, которым предстоит работать с дошкольниками и школьниками младших классов, представленный материал в основном будет касаться особенностей психического развития детей этого возраста.
Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ