Психологическая характеристика личности
ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА
МАТЕРИАЛЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОЛОГИЯ»
(ЭТАП: ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ)
Выполнил:____________________________
____________________________
____________________________
Проверил: ГАНКОВИЧ А.А.
Витебск,2016
Чтобы обеспечить подготовку будущих педагогов к выполнению многообразных функций учителя, их деятельность должна носить многофункциональный характер.
Это аналитическая работа (изучение и анализ опыта школы, учителей, воспитателей),
диагностическая (изучение учащихся, диагностика уровня их физического, умственного, нравственного развития),
проектировочная (разработка планов, проектов педагогической деятельности),
конструктивная (организация и проведение разнообразных форм и видов учебно-воспитательной деятельности),
контрольно-оценочная (анализ и оценка результатов тестирования по предмету специализации, контрольных и различных видов самостоятельных творческих работ учащихся),
рефлексивная (анализ своей деятельности и поведения, достижений и трудностей, личностных качеств в период практики),
учебно-исследовательская и научно-исследовательская (организация опытно-экспериментальной работы, сбор эмпирического материала для курсовых и дипломных работ).
При определении качества подготовки специалистов учитываются как профессионально-деятельностные критерии (содержательные, технологические, практически-результативные), так и личностные характеристики (степень направленности личности на профессию, уровень профессионального самоосознания и креативности личности и др.).
Составляющими профессиональной компетентности учителя являются:
- психолого-педагогическая компетентность в сфере организации процесса обучения и взаимодействия с учащимися;
- дифференциально-психологическая компетентность, реализуемая при формировании у учащихся разного возраста мотивов познавательной деятельности, способностей и направленности личности;
- рефлексия собственной педагогической деятельности.
В результате изучения дисциплины «Психология» студент должен уметь:
- оперировать основными категориями общей, возрастной, педагогической и социальной психологии;
- сравнивать по ключевым позициям и понятиям различные теории личностного и психического развития;
- соотносить теоретически описываемые психологические феномены с эмпирическими фактами индивидуального и группового поведения, а также развития человека;
- осуществлять эмпирическое изучение психологических характеристик личности и малой группы в рамках компетенции педагога;
- использовать полученную информацию для прогнозирования и организации педагогического взаимодействия
В результате изучения дисциплины «Психология» студент должен владеть:
Навыками восприятия, понимания и запоминания учебного и научного материала:
-аннотирование научных публикаций;
- конспектирование учебных и научных текстов;
- написание рефератов по заданной теме;
- составление глоссария предметной области;
- рецензирование учебных материалов.
Методами исследования личности и группы:
- наблюдение
- беседа
- опрос (анкетирование)
- анализ продуктов деятельности
В результате изучения дисциплины «Психология» студент, используя психологические методы, должен уметь осуществлять:
Психологическую характеристику личностипо следующим аспектам:
- Возрастные особенности развития личности.
- Направленность личности, мотивы и ценностные ориентации;
- Темперамент и характер (акцентуации характера);
- Способности и интересы;
- Эмоциональная устойчивость и волевая регуляция поведения;
Социально-психологическую характеристику малой группы по следующим аспектам:
Ценностные ориентации, интересы группы;
Структура межличностных отношений в группе;
Характеристика лидерства и способов влияния в группе.
Психологический климат в группе.
Психологический анализ учебной деятельности учащегосяпо следующим аспектам:
- анализ мотивации учения;
- определение уровня развития познавательных процессов и способностей;
-определение уровня сформированности общеучебных навыков;
-определение уровня развития самоконтроля и самооценки деятельности.
Психологический анализ педагогической деятельности учителяпо следующим аспектам:
- психологический анализ урока и внеклассного мероприятия;
- анализ причин возникновения проблемных ситуаций в педагогическом общении;
Студент должен уметь осуществлять выбор и корректировку способов и форм педагогического взаимодействия на основе психологического анализа ситуации (анализ мотивов поведения участников, способов манипулирования; стилей конфликтного поведения и др.)
ТАБЛИЦА
№ | Наименование методик | Цель |
Психологическая характеристика личности | ||
«Изучение ценностных ориентаций» (М. Рокич). | Исследование направленности личности, мотивов и ценностных ориентаций. | |
Теппинг-тест Опросник Шмишека. Акцентуации характера Опросник Г.Айзенка .Темперамент | Исследование особенностей темперамента и характера (акцентуации характера). | |
«Тест для определения общих способностей Г.Айзенка» | Исследование общих способностей личности | |
«Шкала тревожности А.М. Прихожан» | Диагностика эмоциональной устойчивости и волевой регуляция поведения . | |
Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника | Выводы по результатам исследования | |
Социально-психологическая характеристика малой группы | ||
«Карта познавательных интересов» | Изучение ценностных ориентаций, и интересов группы | |
Метод социометрических измерений | Исследование структура межличностных отношений в группе | |
Тест «Что вами движет?» | Характеристика лидерства и способов влияния в группе | |
«Атмосфера в классе» «Опросник САН» | Исследование психологического климата в группе | |
Примерная схема психологической характеристики класса | Выводы по результатам исследования | |
Психологический анализ учебной деятельности учащегося | ||
Методика изучения отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой) | Анализ мотивации учения | |
Наблюдение. Беседа. | Исследование особенностей учебной деятельности учащегося | |
Методика Мюнстерберга Пиктограмма Методика «Смысловая память» Методика «Исключение слов» Тест «Существенные признаки» Тест «Сложные аналогии» | Определение уровня развития познавательных процессов и способностей. | |
«Опросник волевого самоконтроля» Методика изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн, модификация Прихожан) | Определение уровня развития самоконтроля и самооценки деятельности | |
Психологический анализ педагогической деятельности учителя | ||
Психологический анализ урока | Психологический анализ урока. | |
Тест на оценку уровня конфликтности личности(по В. Ряховскому) Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко) Методика «Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения» | Анализ причин возникновения проблемных ситуаций в педагогическом общении. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
«ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ» (М. РОКИЧ)
Цель: выявление ранговой структуры и степени реализованности терминальных и инструментальных ценностей.
В данной методике предъявляются два класса ценностей: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Терминальные ценности – убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования человека (например, счастливая семейная жизнь и др.) стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности – убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности (например, честность, рационализм и др.) являются предпочтительными для человека в любой ситуации.
Каждому ученику предъявляются (возможна групповая работа) следующие два списка ценностей: 18 терминальных и 18 инструментальных, с краткой расшифровкой содержания каждой, и предлагается проранжировать их в значимом для него порядке.
Терминальные ценности
Инструкция
Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель (с Вашей точки зрения) и в скобках слева от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.