Психологическая характеристика личности

ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА

МАТЕРИАЛЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПСИХОЛОГИЯ»

(ЭТАП: ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ)

Выполнил:____________________________

____________________________

____________________________

Проверил: ГАНКОВИЧ А.А.

Витебск,2016

Чтобы обеспечить подготовку будущих педагогов к выполнению многообразных функций учителя, их деятельность должна носить многофункциональный характер.

Это аналитическая работа (изучение и анализ опыта школы, учителей, воспитателей),

диагностическая (изучение учащихся, диагностика уровня их физического, умственного, нравственного развития),

проектировочная (разработка планов, проектов педагогической деятельности),

конструктивная (организация и проведение разнообразных форм и видов учебно-воспитательной деятельности),

контрольно-оценочная (анализ и оценка результатов тестирования по предмету специализации, контрольных и различных видов самостоятельных творческих работ учащихся),

рефлексивная (анализ своей деятельности и поведения, достижений и трудностей, личностных качеств в период практики),

учебно-исследовательская и научно-исследовательская (организация опытно-экспериментальной работы, сбор эмпирического материала для курсовых и дипломных работ).

При определении качества подготовки специалистов учитываются как профессионально-деятельностные критерии (содержательные, технологические, практически-результативные), так и личностные характеристики (степень направленности личности на профессию, уровень профессионального самоосознания и креативности личности и др.).

Составляющими профессиональной компетентности учителя являются:

  • психолого-педагогическая компетентность в сфере организации процесса обучения и взаимодействия с учащимися;
  • дифференциально-психологическая компетентность, реализуемая при формировании у учащихся разного возраста мотивов познавательной деятельности, способностей и направленности личности;
  • рефлексия собственной педагогической деятельности.


В результате изучения дисциплины «Психология» студент должен уметь:

- оперировать основными категориями общей, возрастной, педагогической и социальной психологии;

- сравнивать по ключевым позициям и понятиям различные теории личностного и психического развития;

- соотносить теоретически описываемые психологические феномены с эмпирическими фактами индивидуального и группового поведения, а также развития человека;

- осуществлять эмпирическое изучение психологических характеристик личности и малой группы в рамках компетенции педагога;

- использовать полученную информацию для прогнозирования и организации педагогического взаимодействия

В результате изучения дисциплины «Психология» студент должен владеть:

Навыками восприятия, понимания и запоминания учебного и научного материала:

-аннотирование научных публикаций;

- конспектирование учебных и научных текстов;

- написание рефератов по заданной теме;

- составление глоссария предметной области;

- рецензирование учебных материалов.

Методами исследования личности и группы:

- наблюдение

- беседа

- опрос (анкетирование)

- анализ продуктов деятельности

В результате изучения дисциплины «Психология» студент, используя психологические методы, должен уметь осуществлять:

Психологическую характеристику личностипо следующим аспектам:

- Возрастные особенности развития личности.

- Направленность личности, мотивы и ценностные ориентации;

- Темперамент и характер (акцентуации характера);

- Способности и интересы;

- Эмоциональная устойчивость и волевая регуляция поведения;

Социально-психологическую характеристику малой группы по следующим аспектам:

Ценностные ориентации, интересы группы;

Структура межличностных отношений в группе;

Характеристика лидерства и способов влияния в группе.

Психологический климат в группе.

Психологический анализ учебной деятельности учащегосяпо следующим аспектам:

- анализ мотивации учения;

- определение уровня развития познавательных процессов и способностей;

-определение уровня сформированности общеучебных навыков;

-определение уровня развития самоконтроля и самооценки деятельности.

Психологический анализ педагогической деятельности учителяпо следующим аспектам:

- психологический анализ урока и внеклассного мероприятия;

- анализ причин возникновения проблемных ситуаций в педагогическом общении;

Студент должен уметь осуществлять выбор и корректировку способов и форм педагогического взаимодействия на основе психологического анализа ситуации (анализ мотивов поведения участников, способов манипулирования; стилей конфликтного поведения и др.)

ТАБЛИЦА

Наименование методик Цель
  Психологическая характеристика личности
«Изучение ценностных ориентаций» (М. Рокич).   Исследование направленности личности, мотивов и ценностных ориентаций.
    Теппинг-тест Опросник Шмишека. Акцентуации характера Опросник Г.Айзенка .Темперамент Исследование особенностей темперамента и характера (акцентуации характера).
«Тест для определения общих способностей Г.Айзенка» Исследование общих способностей личности
«Шкала тревожности А.М. Прихожан» Диагностика эмоциональной устойчивости и волевой регуляция поведения .  
Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника Выводы по результатам исследования
  Социально-психологическая характеристика малой группы
«Карта познавательных интересов» Изучение ценностных ориентаций, и интересов группы
Метод социометрических измерений Исследование структура межличностных отношений в группе
Тест «Что вами движет?» Характеристика лидерства и способов влияния в группе
«Атмосфера в классе» «Опросник САН» Исследование психологического климата в группе
Примерная схема психологической характеристики класса Выводы по результатам исследования
  Психологический анализ учебной деятельности учащегося
Методика изучения отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой) Анализ мотивации учения
Наблюдение. Беседа. Исследование особенностей учебной деятельности учащегося
Методика Мюнстерберга Пиктограмма Методика «Смысловая память» Методика «Исключение слов» Тест «Существенные признаки» Тест «Сложные аналогии» Определение уровня развития познавательных процессов и способностей.
  «Опросник волевого самоконтроля» Методика изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн, модификация Прихожан) Определение уровня развития самоконтроля и самооценки деятельности
  Психологический анализ педагогической деятельности учителя
  Психологический анализ урока   Психологический анализ урока.  
        Тест на оценку уровня конфликтности личности(по В. Ряховскому)   Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко) Методика «Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения»   Анализ причин возникновения проблемных ситуаций в педагогическом общении.  

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

«ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ» (М. РОКИЧ)

Цель: выявление ранговой структуры и степени реализованности терминальных и инструментальных ценностей.

В данной методике предъявляются два класса ценностей: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Терминальные ценности – убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования человека (например, счастливая семейная жизнь и др.) стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности – убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности (например, честность, рационализм и др.) являются предпочтительными для человека в любой ситуации.

Каждому ученику предъявляются (возможна групповая работа) следующие два списка ценностей: 18 терминальных и 18 инструментальных, с краткой расшифровкой содержания каждой, и предлагается проранжировать их в значимом для него порядке.

Терминальные ценности

Инструкция

Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель (с Вашей точки зрения) и в скобках слева от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.

Наши рекомендации