Целенаправленные психосоциальные воздействия
Герман (1992) показал общую трехфазовую структуру лечения травмированных пациентов. Фаза, на которой пациенту предлагается поддержка, создается чувство безопасности, ощущение своей силы, сменяется следующей - восстановлением в памяти травмирующего материала и работа с ним. Затем, на фазе реабилитации внимание концентрируется на помощи пациенту в реинтеграции его личности, восстановлении межличностных отношений и взаимодействия с обществом. Герман определяет эти стадии как; безопасность, воспоминание и скорбь, и восстановление связей.
Эта трехфазовая структура лежит в основе лечения, предлагаемого современными авторами (Браун. 1986; Фаин, 1991; Клафт, 1991ц, 1993а; Путнам, 1989; Росс, 1989; Теркес, 1991). Например, Клафт (1991в) выделяет стадии: (1) психотерапевтической диагностики. (2) предварительного взаимодействия, (3) сбора анамнеза и картирования, (4) преобразования травмы, (5) движения в направлении интеграции/разрешения или (6) интеграции / освобождения, (7) обучения управлению своим состоянием, (8) закрепления достигнутых результатов и их проработки и (9) последующего наблюдение. Стадии 1-3 являются аналогичными фазе безопасности у Германа, стадия 4 соотносится с воспоминанием и скорбью, а остальные стадии соотносятся с восстановлением связей.
Цели лечения включают в себя устранение разобщенности, дезориента-ции во времени и амнезии (которая оказывает влияние на стабильность актуальной памяти), облегчение сложностей в общении и оказание помощи паци-енту в реинтеграции его личности относительно тех травм, к которым, как предполагается, пациент может относиться терпимо.
Недавнее исследование психиатров, занимающихся лечением DID (Путнам и Левенштайн. 1993) показало, что методом выбора при лечении этого расстройства является психотерапия в сочетании с гипнотерапией и психофармакологией. Часто используются терапия живописью и другие фупповые методики. В изданном Американской Психиатрической Ассоциацией пособии «Лечение психиатрических расстройств» (1995) утверждается, что минимальной нормой для эффективной психотерапии ОШ являются два еженедельных занятия по 45 минут (Клафт, 1995; Вильбур и Кафт, 1989). Такая интенсивность терапии определяется как природой данной психопатологии, так и направленностью лечения. При этом отмечается, что пациенты, страдающие DID, крайне чувствительны к дестабилизации (Клафт, 1984а, 1995), тем не менее, им, как правило, при-
84
ходится снопа и снова проходить через воспоминания, которые причиняют страдания. Душевное состояние многих пациентов с данным расстройством нередко оказывается нестабильным и даже критическим, в случае, если лечение является недостаточно интенсивным, чтобы обеспечить им необходимую поддержку при выполнении такой болезненной работы. Разработаны формы лечения, при которых внимание сосредоточено исключительно на адаптации, при этом работа с травмирующим материалом исключается, по эффектив-ность длительного использования таких подходов с точки зрения излечения остается невыясненной. Многие пациента с DID не получают адекватного лечения, и им предписывают поддерживающую терапию, с промежуточными целями, ориентированную на достижение состояния стабильности и безопасности. Однако, как правило, эта терапия не может продвинуться далее первой фазы лечения травмы.
В целом современные подходы к лечению DID характеризуются свободой использования терапевтических средств (1988, 1993в). Целенаправленное лечение DID включает стратегический интеграционализм, тактический интеграционализм, адаптационализм и личностно-ориентированные методы лечения. Однако не существует систематического описания ни одного из перечисленных методов, которое можно было бы использовать в научно-исследовательских целях.
Стратегический интеграционализм берет свое начало в работах покойной Корнелли Б. Вилбур (19X4. 1986), основное внимание в которых уделялось диссоциативным способам защиты, а также тому, чтобы лишить пациента потребности в них путем поддерживающей и экспрессивной психодинамической психотерапии. В тактическом интеграционализме акцент делается на применение дискретных воздействий с целью достижения ряда задач таких, как подавление ретроспекции или изоляция одной из тождествен ноете и с целью последующей работы с ней, чтобы не повредить другие. Тщательно спланированное и детально разработанное, при этом подходящее к определенной когнитивной поведенческой парадигме лечение напоминает серию непродолжительных терапевтических методов, используемых в контексте длительной психотерапии (как в работах Беннета Г. Брауна, 1986 и Кэтрин Г. Фаин. 1988, 1991. 1993).
Адаптанионализм первостепенное внимание уделяет функции и управлению жизненной активностью. Интеграция и работа с прошлым не являются главными приоритетами, хотя им может уделяться внимание. Этот метод получил развитие преимущественно потому, что соотношения эффективности и стоимости диктуют применение лечения, направленного на отдельные аспекты. Но ни исследования, ни практические отчеты не доказывают эффективность этого. Развитию личностно-ориентированных методов лечения во многом способствовала работа авторов Ваткинс и Ваткинс (1993) и покойного Дэвида Кола (1984). Основное внимание в них уделяется
дипломатии решения проблем или «семейной терапии своего «Я», когда тождественности принуждаются к тому, чтобы вступить в сотрудничество, при этом движение к интеграции не обязательно.
Результаты
Опубликованы два исследования, которые последовали после того, как пациенты с DID пройми курс лечения. Ни в одном не использовались четко отработанные критерии или приблизительные оценки. Работая в государственной клинике, Кунз (1986) проводил наблюдение за лечением 20 больных DID. Многие больные лечились у психиатров, которые впервые работали с DID, и при этом проходили осмотр, в среднем, один раз в неделю. При последующем наблюдении в течение, в среднем, 39 месяцев у двух третей пациентов было отмечено умеренное и значительное улучшение состояния, и одна четверть пациентов достигли интеграции. Ни один из методов не был функционально определен, а полученные выводы основаны на мнениях работников клиники.
Клафт (1984с, 1986, 1993в, 1994в) обследовал 123 пациента с DID, получавших лечение у частного опытного психиатра. По данным отчета последнего. 103 достигли интеграции и закончили лечение; 14 не довели лечение до конца, или лечение оказалось неудачным (включая 2 случая суицида); 6 пациентов продолжили активное лечение, из них у 4 по-прежнему отмечалось клиническое DID, и у 2 пациентов были отмечены признаки, относящиеся к диссоциативному расстройству, которое было определено не иначе как DID. Критериями определения успешной интеграции были следующие.
Три месяца: 1) стабильности актуальной памяти, 2) отсутствие явных поведенческих признаков DID, 3) субъективное ощущение целостности, 4) отсутствие тождественности и (или конкретной тождественности) во время повторного исследования (преимущественно с использованием гипноза), 5) соединение всех тождественностей. влияющее и результате на трансформацию и 6) клиническое подтверждение того, что объединенная саморепрезентация пациента включает социальные установки и знания, которые ранее принадлежали разным персоналиям (Клафт, 1991в, с. 180).
Для того чтобы состояние интегрированности было признано, пациенты должны были демонстрировать его в течение еще двух лет. При последующем наблюдении у 94 % пациентов с DID, которые оставались в состоянии интегрированности в течение 3 месяцев и 2 лет, не наблюдалось признаков явного поведенческого DID. Три четверти из них больше не использовали патологические диссоциативные способы защиты. В отношении остаточных явлений, в общем, самые быстрые результаты давала дополнительная психотерапия (Клафт, 1984с, 1986).
Формы диссоциации
Абсорбция (поглощенность).Различные состояния внимания специфицируются особыми состояниями сознания напряженностью, усилием, интересом, удивлением, чувствами активности и поглощенности деятельностью. Однонаправленность, высокая степень и узкий объем внимания характеризуют и состояние концентрации, и состояние абсорбции. Различие между ними поясняется следующим образом; «Концентрация является сознанием будничным, абсорбция же - необыкновенным. Концентрация - это работа, абсорбция - игра и развлечение. Концентрация включает в себя интенсивную умственную деятельность: когнитивную переработку, анализ и размышление. Абсорбция означает временное прекращение любой внутренне инициируемой деятельности. Концентрация подразумевает взаимодействие, участие Эго и усиление; она нацелена на получение практических результатов. Абсорбция же реактив-па, внушаема, снимает напряжение и растворяет Эго, гармонично захватывает посредством какого-то очарования. При концентрации налицо строгое разделение субъекта и объекта - чувство «моего», противопоставленного чему-то внешнему. Абсорбция же - это единый контроль внимания, приводящий к тотальному недифференцированному состоянию тотального внимания; это переживание слияния с внешним объектом. Мы концентрируемся, когда чем-то обеспокоены. Мы поглощены, когда наслаждаемся».
Рассеянность.В контексте диссоциации имеются в виду такие состояния рассеянности, когда человек находится в состоянии мечтательности или грез наяву, а также и другой тип рассеянности; «пустой взор». Примером такой рассеянности может служить блуждание мысли при чтении, когда через какое-то время читатель вдруг осознает, что пролистал несколько страниц и при этом совершенно игнорировал смысл текста, не помнит прочитанного. Как правило, читатель довольно точно определяет то место, с которого он стал рассеянным. Дорожный транс (гипноз) или временной провал являются феноменами, родственными состоянию пустого взора. При характеристике рассеянности подразумевают глобальное невнимание у большей части содержаний сознательного опыта.
Деперсонализация.Явление деперсонализации у больных неврозами впервые было описано Р. Крисгабером в 1873 году. Субъекты, находящиеся в состоянии деперсонализации, говорят о своеобразной двойственности этого переживания: им кажется, что они потеряли чувственность и реальность ощущения своего тела, не испытывают чувства реальности в восприятии внешнего мира; они говорят о потере своих эмоций, об отсутствии образов в процессе мышления, о полной пустоте своей психики. Им кажется, что они переживают исчезновение своего «Я», что они обезличиваются и превращаются в
безвольные автоматы. Тем не менее объективное исследование показывает относительную сохранность функций органов чувств, эмоциональных переживании и разумность мыслительного процесса.
«Сознание "Я" наличествует во всех событиях психической жизни. В форме "я мыслю" оно сопровождает все восприятия, представления и мысли. Вся психическая жизнь включает в себя переживание единственной и фундаментальной активности. Любое проявление психическою несет в себе этот особый аспект принадлежности "мне"; данное качество психики мы называем персонал и зацией. Когда проявления психического сопровождаются осознанием того, что они не принадлежат мне. чужды, автоматичны, существуют сами по себе, приходят извне, мы имеем дело с феноменом деперсонализации» (К. Ясперс).
Объединяя феномены деперсонализации и дереализации в один ряд, Ясперс приводит следующие основные черты этих переживаний: изменение осознания собственною наличного бытия, сознание потери чувства собственного «Я»; изменение осознания принадлежности «мне» тех или иных проявлений психическою.
Диссоциативные изменения идентичности. Диссоциация может приводить и к изменениям идентичности, которые, как и другие диссоциативные феномены, расположены вдоль континуума «норма -патология» и выражаются либо в трапзиторных, скоропереходящих состояниях, либо в тяжелых формах психопатологии, например, в расстройстве диссоциированной личностной идентичности. «Переживание фундаментального единства "Я" может подверниься заметным изменениям. Например, иногда по время разговора мы замечаем, что говорим словно автоматически; мы можем наблюдать за самими собой и слушать себя как бы со стороны. Если такое раздвоение длится достаточно долго, обычное течение мыслей нарушается; но за короткий промежуток времени мы переживаем "раздвоенность" собственной личности без каких бы то ни было расстройств» (К. Ясперс). Ясперс подчеркивает, что в данном случае речь идет не о конфликте мотивов, страстей и моральных установок, и не о случаях множественной личности (раздвоение личности, представляющее собой «объективную данность при альтернирующем состоянии сознания). «Переживание раздвоенности возникает, когда характер развертывания двух рядов событий психической жизни позволяет говорить о двух отдельных, абсолютно независимых друг от друга личностях, каждой из которых свойственны свои переживания и ассоциации в сфере чувств» (К. Ясперс).
Амнезии. Этим термином обозначаются расстройства памяти, относящиеся к определенному ограниченному отрезку времени, о котором ничего не удается вспомнить; кроме того, под "амнезией» по-
нимаются менее жестко привязанные к определенному времени пережива-ния. Возможны следующие случаи:
1. Никакого расстройства памяти вообще нет; есть состояние глубоко расстроенного сознания, совершенно не способного к апперцепции (способности к охвату целостного содержания) и соответственно к запоминанию: никакое содержание не получает выхода и память; соответственно ничто не вспоминается.
2. Апперцепция становится возможна на какой-то ограниченный
промежуток времени, но способность к запоминанию серьезно нарушена, вследствие чего никакое содержание не удерживается в памяти.
3. В условиях аномального состояния возможно мимолетное, едва
заметное воспоминание, но материал, отложившийся в памяти, разрушается под воздействием органического процесса; наиболее отчетливо это наблюдается при ретроградных амнезиях, например, после травм головы, когда все, что было пережито в течение последних часов или дней перед получением травмы, совершенно угасает.
4. Имеет место расстройство способности вспоминать. Содержание в полном объеме присутствует в памяти, но способность к его воспроизведению утрачена; успешное воспроизведение этого содержания становится возможным под воздействием гипноза. Амнезии этого типа были исследованы Жане. Индивиды не могут вспомнить некоторые переживания (систематическая амнезия), или какие-то определенные периоды своей жизни (локализованная амнезия), или свою жизнь в целом (общая амнезия). В конце концов, амнезия может исчезнуть - либо сама собой, либо под влиянием гипноза.
Различают два вида спонтанных воспоминаний:
1) суммарное воспоминание: смутное, недетализированное воспоминание о самом существенном;
2) воспоминание о массе разрозненных, мелких, несущественных под-робностей, при котором ни их взаимоотношение во времени, ни их контекст не выявляются.
Подвергшийся расщеплению (диссоциации) материал сохраняет определенную связь с сознательной психической жизнью: он влияет на осознанные действия и тем самым, так сказать, возвышается до уровня сознания. Ясперс полагает, что для диссоциативных явлений метафорическое обозначение «расщепление психических комплексов» было бы весьма удачным. Он говорит о том, что это всего лишь метафора, теоретическое построение, со всей тщательностью разработанное Жане для описания определенного ряда случаев, но вовсе не обязательно применимое к психической жизни в целом. Предполагается существование единого механизма, служащего основой для значительною числа диссоциативных явлений. Диссоциативные явления проистекают из определенных шокирующих переживаний -психических травм.