Постулаты позитивного консультирования
Традиционно схема консультирования представляет собой: 99% - разговор о проблеме и только 1% - ее решение. В данном направлении считается важным понять, не откуда взялась проблема, а что поддерживает нынешнее состояние, что удерживает от изменений. Что с этим делать - вот на какой вопрос ищет ответ психолог данного направления.
Другое важное отличие консультирования данного направления от других заключается в способности усомниться в том, что проблема является проблемой, а не чем-то другим. Возможно, клиент имеет дело с достижением, которое смело может рассматриваться как определенная способность.
Позитивная психотерапия по Пезешкиану имеет ряд общих постулатов и принципов.
Постулат 1. Анализ причин болезни или проблемы приводит к появлению или усилению чувства вины и безысходности, которые являются деструктивными для психотерапии. Обвинение же своих близких препятствует сотрудничеству. Поэтому главной приоритетной задачей консультирования становится поиск и реализация ресурсов для преодоления проблемы.
Постулат 2. Качество жизни зависит от мировоззрения человека и его отношения к происходящим событиям. Человек не волен освободиться от всех проблем, но может сменить «черное» видение на более «диалектичное».
Постулат 3. Конфронтация или борьба с проблемой в большинстве случаев не эффективна. У каждой проблемы есть свой позитивный аспект. Принятие этого аспекта, поиск компромисса – путь к решению.
Постулат 4. Рамки любой психотерапевтической концепции всегда уже, чем индивидуальные особенности и опыт конкретных пациентов. Принимаемая концепция может навязывать нереалистичные и неэффективные решения в силу догматической веры и логической «красоты». Эффективные решения подсказывают опыт и интуиция самого пациента, его семьи, психотерапевта.
Из перечисленных постулатов следует ряд стратегических принципов позитивного консультирования.
1. Акцент на ресурсах и позитивной динамике проблемы.
2. Использование опыта, мировоззрения, интересов и эмоций пациента, а также психотерапевта.
3. Нетеоретическое, ненормативное видение проблемы, опора на субъективную концепцию «здоровья – болезни» человека.
4. Экономичность и краткосрочность (то, что можно сделать малыми средствами, не делайте большими).
5. Преимущественная ориентация на будущее пациента. Прошлое нельзя изменить, настоящее уже идет, возможно изменить лишь будущее.
6. Сотрудничество и гласность, подразумевающие передачу ответственности за принятие решения пациенту.
7. Техническая пластичность и подстройка к конкретному пациенту.
Центральным понятием, раскрывающим сущность нового взгляда на психотерапию и консультирование, является понятие ресурса. Позитивная психотерапия убедительно показала, что любые теоретические постулаты, принципы, модели могут быть изменены в зависимости от целей, задач, условий ситуации, особенностей пациента и самого психотерапевта.
Именно с целью выявления и актуализации ресурсов для преодоления проблемы, а также для наиболее психотерапевтической постановки вопросов разработан метод беседы, ориентированной на решение.
Метод беседы, ориентированной на решение
Одной из форм позитивной психотерапии является метод беседы, фокусированной на решении (Solution focused therapy), который подробно представлен в книге финских авторов Бена Фурмана и Тапани Ахола «Терапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение»[85]. В качестве основоположников этого направления можно назвать S. De. Shazer, I. Kim Berg, J. Haley, B. O’Hanlon. В России распространение и ассимиляция этой формы психологической помощи – во многом заслуга Бараша Б.А., трагически погибшего в 1993 г. Ныне его друг и коллега А.М. Ялов возглавляет секцию краткосрочной позитивной психотерапии Гильдии психотерапии и тренинга.
Беседа, ориентированная на решение, довольно тонко учитывает такие свойства психической реальности как нелинейность и обратимость: в психической реальности далеко не всегда действуют причина - следственные связи. А также на настоящее в психической реальности влияет не только прошлое, но и будущее. Например, сон и страх чего-либо в будущем могут менять наше актуальное состояние. Поэтому консультирование, фокусированное на решении, работает не с проблемой и ее причинами, а с возможностями, ресурсами и решениями.
Структура беседы, фокусированной на решении, состоит из пяти основных блоков:
- работа с проблемой,
- работа с целью,
- работа с ресурсами,
- работа с социальной сетью,
- составление программы достижения цели.
Рассмотрим каждый из перечисленных блоков методики консультирования, фокусированного на решении проблемы.
Работа с проблемой
Данный блок работы, как правило, используется на этапе описания проблемы клиентом (или другими причастными к проблеме людьми) и служит преодолению стереотипного видения ситуации, а также установлению гармоничных взаимоотношений между клиентом и консультантом. При этом консультанту важно помнить о том, что не следует углубляться в саму проблему. В зависимости от консультативной ситуации при решении задач этого блока могут быть использованы одна или несколько специально разработанных психотехник.
Техника хороших наименований. Наименования позволяют обозначить сложную проблему одним или немногими словами и облегчить разговор о проблеме. Главная функция нового наименования – помочь людям, причастным к проблеме, избавиться от различных отрицательных ассоциаций, связанных с традиционным названием и послужить переходом к новым творческим решениям.
Например, термин «депрессия» может быть использован для обозначения состояния, известного в психиатрии как состояние психически больного человека, а может употребляться для описания функционального психического состояния и быть замененным другими альтернативами – «быть в подавленном состоянии» или «пребывать в меланхолии». Можно придумать и более изобретательные наименования, например, такие как «проведение инвентаризации своей жизни», «накопление сил», нахождение в поиске смысла жизни», «скрытая радость» и т.д.
Данная техника осуществляется в форме постановки вопросов. Например:
- Может быть, начнем с того, что дадим этой проблеме симпатичное оптимистическое название. Что бы это могло быть?
- Как бы старое поколение, до того как появилась психология, назвало бы проблему такого рода?
- Да, можно воспользоваться термином «слабое эго» для описания этой проблемы, но если мы скажем «сильное эго в состоянии сна», не будет ли это означать то же самое, но при этом звучать симпатичнее?
Следует отметить, что новое название не должно подрывать серьезности проблемы или являться оправданием непринятия мер. Оно должно давать возможность клиенту стать более активным в решении проблемы. Кроме того, не всегда пациент способен сразу изменить «выстраданное» название. Можно ограничиться тем, что проблема получила какое-то симпатичное прозвище (например, «Иванушка»).
Техника работы с «визитером». Данная техника может быть достаточно эффективной при создании положительной мотивации клиента на консультативное взаимодействие и на дальнейшее решение проблемы в том случае, когда он пришел к консультанту по настоянию кого-либо. Техника использует форму работы через «третье лицо». Консультант занимает мета-позицию (без отождествления с позицией пациента или другого лица).
Данная психотехника реализуется, как и предыдущая, в форме постановки вопроса. Образцы вопросов:
- Чья идея была, чтобы Вы пришли сюда?
- Что заставляет N думать, что Вам надо сюда прийти?
- Что должно произойти, чтобы N оставил Вас в покое?
- Что, по мнению N, Вам необходимо делать по-другому?
- Как Вы полагаете, что N скажет о том, чем Ваш приход сюда будет полезен Вам?
Этот прием полезен и в том случае, когда на консультацию приходит пара - детско-родительская или супружеская. Вопрос: «Чья идея была, чтобы Вы пришли сюда?» -позволяет выравнить позиции внутри пришедшей пары, занять самому консультанту нейтральную конструктивную для взаимодействия позицию, и снять тем самым излишнее напряжение или возможное беспокойство у того, кто пришел на консультацию по настоянию.
Техника изоляции проблем. Часто пациенты предъявляют сразу несколько проблем. И пытаются очень долго и безрезультатно найти между ними причинно-следственную связь. Наличие «клубка» проблем вносит оттенок безысходности. Вместо списков «что неправильно» и «что из чего происходит» консультант предлагает составить «карту» того, куда хочет попасть пациент.
Клиенту предлагают принять гипотезу: названные проблемы случайно сосуществуют у одного человека.
Разрешение одной проблемы может быть позитивным опытом, который благоприятно отражается на других проблемах.
Образцы вопросов:
- Вы упомянули несколько проблем. Какую из них Вы хотели бы разрешить в первую очередь?
- Вы говорите: «Заниженная самооценка вызывает разные проблемы». Возможно предположить и обратное: «проблемы вызывают заниженную самооценку».
Работа с целью
Разговор о цели ориентирует человека на будущее, усиливает веру в свои силы, позволяет лучше понять себя и активизирует процесс личностного развития. Задачи этого блока могут быть реализованы с помощью одной или нескольких специально разработанных психотехник.
Техника «знаки улучшения». Данная техника служит построению позитивных образов своего будущего клиентом, а также прояснению его желаний, мотивов и ценностей. Образцы вопросов:
- По каким признакам Вы заметите, что проблемы больше нет?
- На что будет похожа Ваша жизнь, когда эта ситуация закончится?
- Допустим, Ваши мучения закончились. Что Вы будете делать дальше?
Техника шкальных оценок. Консультант предлагает клиенту обратить внимание на вертикальный отрезок – 10-ти балльную шкалу. С помощью этой шкалы можно измерить свое настоящее положение (от 0 до 10-ти баллов) по отношению к «идеальному результату» решения проблемной ситуации (который принимается за максимальный балл – 10). Низший уровень шкалы – 0 баллов. После отметки места положения своего настоящего состояния на шкале клиенту задается вопрос:
- Что нужно сделать (что должно случиться), чтобы Вы оказались на 1 шаг выше?
Техника «воспоминание из будущего». Для начала консультант интересуется представлениями клиента о сроках, в которые проблема может быть разрешена. Затем клиенту предлагается представить, как тогда будет выглядеть его жизнь.
Образец вопроса:
- Давайте предположим, что мы встретились через год, и этой проблемы больше не существует. Как в таком случае выглядит Ваша жизнь?
Техника создания положительных представлений о будущем. Клиенту предлагается пофантазировать на тему собственного будущего. Фантазиями о будущем клиента может поделиться и психотерапевт. В групповой форме консультирования возможно генерирование коллективных фантазий, касающихся будущего пациента. Приветствуется создание двух или более альтернативных картин будущего.
Работа с ресурсами
Каждый обладает какими-то ресурсами, которые могут быть использованы при разрешении проблемы, – это навыки, способности, таланты, интересы, достойные восхищения черты характера. Однако, эти ресурсы не всегда осознаются и ценятся. Задачей консультанта является намеренное фокусирование внимания на их выявлении.
Техника «Припоминание своих умений». Консультант направляет беседу на выявление и осознание способностей и умений клиента.
Образцы вопросов:
- Что Вам особенно удается? Как это можно использовать в решении данной проблемы?
Техника coping-вопросов[86]. Данная техника позволяет клиенту осознать свои личностные качества и опыт, которые помогают противостоять трудностям и начать их более целенаправленное использование в сложившейся ситуации.
Образцы вопросов:
- Каким образом Вам удается противостоять давлению проблемы?
- Откуда у Вас берутся силы через все это пройти?
Техника «Ревизия прошлого». Прошлое обсуждается как ресурс. Образец вопроса:
- Чего Вы достигли в прошлом?
Техника «Жизненный опыт». Клиенту предлагают представить себя в роли человека, к которому обратились за помощью с проблемой, подобной той, с которой столкнулся сам клиент.
Образец вопроса:
- Предположим, что Ваш друг пришел к Вам за советом с проблемой вроде Вашей. Что бы Вы ему посоветовали?