Ключевые характеристики сказки
- энергоинформационное поле сказки;
- основная тема сказки;
- сюжет сказки;
- линия главного героя;
- символическое поле.
1) Энергоинформационное поле сказки - это особая энергия сказки, оставляющая у слушателя определенное «послевкусие», состоящее из ощущений, чувств, мыслей и впечатлений.
Каждая сказка обладает частью энергии своего автора и содержит информацию о его внутренних процессах. Таким образом, человек, читающий или слушающий сказку, соприкасается с ее энергоинформационным полем.
Свойства энергоинформационное поле сказки:
- влияет на психосоматическое состояние;
- влияет на настроение;
- влияет на мыслительные процессы.
Встречаясь со сказкой, необходимо отмечать изменения в своих ощущениях и впечатлениях, но не следовать за ней, а найти возможность абстрагироваться от нее и «посмотреть со стороны».
У подготовленного психолога возникает адекватный ответ на энергетику сказки и включается «рабочее состояние», первым признаком которого является искренний интерес к ней.
2) Основная тема сказки - это идея, пронизывающая весь сюжет сказки, отражающая актуальные жизненные ценности, потребности, показывающая то, что является для клиента наиболее значимым в данный момент, к чему он стремится, над чем он сознательно или бессознательно «работает».
Наиболее распространенными темами сказок являются:
- тема любви;
- тема детско-родительских взаимоотношений и отношений в семье;
- тема личностного роста;
- тема основных жизненных ценностей;
- тема дружбы.
Чтобы определить основную тему, нужно задать себе или автору вопрос: «О чем эта сказка, чему она учит?»
Уровни основной темы сказки:
- ценностный, который содержит общие жизненные ценности, проявленные в сказке;
- ментальный, который отражает понимание, степень осмысленности автором событий, положенных в основу сюжета сказки;
- эмоциональный, который показывает качество чувственно-смыслового переживания основной темы;
- витальный, который говорит о степени удовлетворенности автора в связи с актуализацией основной темы сказки (к этому уровню относится влияние происходящих в сказке событий на жизнедеятельность героев).
3) Сюжет сказки - это изложение хода событий.
Осуществляя работу с сюжетом авторской сказки, нужно обратить внимание на три момента:
1. Оригинальность сюжета - это новизна, необычность сюжета. Небанальные сюжеты придумывают авторы с хорошо развитым воображением, склонные к индивидуализму, стремящиеся к новым ощущениям и переживаниям. Традиционные сюжеты свидетельствуют о вовлеченности автора во взаимодействие с пластами коллективного бессознательного.
2. Жанровая форма сказки.
Основные виды жанровых форм:
- авантюрно-приключенческий - в основу сюжета положены откровенные авантюры или приключения;
- мистический - основу сюжета составляют мистические события;
- сентиментально-драматический - основу сюжета составляет рассказ о трогательных взаимоотношениях, имеющих драматические события;
- любовно-романтический - основу сюжета составляет история любви;
- реально-драматический - основу сюжета составляют реальные драматически окрашенные взаимоотношения;
- интрапсихический - основу сюжета составляют внутренние переживания автора, его процесса рефлексии;
- морально-нравственный - основу сюжета составляет описание добродетели или порока, с непременным наказанием последнего;
- философский - основу сюжета составляет драматизация философской идеи, жизненного принципа или явления;
- истории жизни;
- смешанный.
Жанр сказки указывает на актуальный для автора характер переживаний и область его интересов.
3. Последовательность сказочных событий. Работая со сказкой, важно проанализировать последовательность событий в ней.
4) Линия главного героя - это ключевая характеристика, отражающая актуальное самоощущение и стремление автора. Главный герой - это образ автора, либо реальный, либо идеальный.
Важно прояснить четыре момента:
1. Образ себя, отношение к себе, динамика изменений отношения к себе.
Это проявляется через характер описания главного героя: каким он перед нами предстает - красивым или безобразным, успешным или неуспешным, меняется ли его статус и возможности в течение сказки.
2. Образ цели, к чему стремится главный герой. Это выясняется в финале сказки, так как становится возможным ответить на вопрос: «Чего хотел герой на самом деле?»
3. Мотивы поступков главного героя. Определяются по сюжету сказки.
4. Отношения с окружающим миром. Определяются по поступкам героя и характеру влияния на него других персонажей. В этом аспекте также актуален критерий «разрушитель-созидатель».
5) Символическое поле сказки - отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах. Работая с символическим полем сказки, необходимо выделить наиболее яркие образы и исследовать их значение на двух уровнях - на личном и глубинном.
Личное значение можно определить, задав автору вопрос: «Чем для вас является такой-то образ?», глубинное значение выявляется путем размышлений и изучения специальной литературы.
После анализа сказки по ее ключевым характеристикам составляется заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки и определяются перспективные задачи психологической работы с автором.
Под конфликтным содержанием сказки понимается совокупность деструктивных элементов, выявленных по каждой ключевой характеристике.
Под ресурсным содержанием сказки понимается совокупность созидательных и конструктивных элементов (духовного, ментального, эмоционального, поведенческого плана), выявленных по каждой ключевой характеристике.