При помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы

Для выполнения этой ме-

тодики необходимо воспользо-

ваться двухцветной, например

черно-красной, таблицей,

включающей в себя 49 цифр,

из которых 25 одного цвета (к

примеру красные) и 24 — дру-

гого цвета (например, черные).

На таблице красные цифры

выделены, они более темные.

Испытуемый получает инст-

рукцию как можно быстрее на-

ходить и указывать в таблице

Рис. 57. Двухцветная таблица

(рис. 57) поочередно то крас-

к методике для оценки переключения

ные, то черные цифры, причем

и концентрации внимания.

одни из них необходимо счи-

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

тать в прямом, а другие в обратном порядке. Например, можно

предложить считать черные цифры от 1 до 24, а красные — от 25

до 1, чередуя их. Сначала находится и указывается в таблице чер-

ная цифра, затем — красная, после этого снова черная, красная и

так далее до тех пор, пока не будут найдены и указаны все 49 имею-

щихся в таблице цифр.

Определяется, сколько времени потребуется для того, чтобы

безошибочно, не сбиваясь, выполнить все задание с начала и до

конца. Если испытуемый ошибается в ходе счета хотя бы один

раз, то задание считается невыполненным, и испытуемому пре-

доставляется возможность начать его сначала. Эксперимент про-

должается до тех пор, пока хотя бы раз испытуемый не справит-

ся с заданием безошибочно.

Величина, обратная числу попыток выполнения задания, яв-

ляется показателем концентрации внимания, а время, затрачен-

ное на последнее, безошибочное его выполнение — показателем

переключения внимания.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МЫШЛЕНИЯ У

ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

При оценке мышления у подростков и старших школьников

следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к это-

му возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое,

уже достаточно развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого воз-

раста, дети готовят себя к выбору будущей профессии, соизме-

ряя свои способности с требованиями, которые эта профессия

предъявляет человеку. Первое обстоятельство предполагает

оценку того главного, что появляется в мышлении человека к под-

ростковому возрасту, а именно — умения логически рассуждать,

совершая в уме сложные действия и операции. Второе обстоя-

тельство требует обратить особое внимание на те виды мышле-

ния, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора

будущей профессии способностей. К ним, в частности, могут от-

носиться математические, лингвистические и технические спо-

собности, которые легко могут быть оценены у подростков и юно-

шей при помощи известных тестов. В связи с этим в блок пред-

"?

Часть I. Психологическая диагностика

лагаемых методик вошли четыре такие, которые предназначены

для этих целей: методика оценки логики мышления, математи-

ческого, лингвистического и технического мышления. Каждая из

этих методик далее подробно описывается.

Методика 121. «Логико-количественные отношения»

Испытуемым в этой методике предлагается решить 20 задач

на выяснение логико-количественных отношений. Все эти зада-

чи представлены далее в таблице 15.

В каждой из этих задач необходимо определить, какая вели-

чина больше или, соответственно, меньше другой, и результат

записать под чертой в виде соотношения между величинами «А»

Таблица 15

Задачи к методике «Логико-количественные отношения»

' Одиннадцать других методик, показатели которых представляются в за-

ключающей эту главу Карте индивидуального психологического развития под-

ростка и старшего школьника, уже описаны в рамках стандартизированного

комплекса для младших школьников в предыдущей главе. Поэтому нумерация

методик, отраженных в Карте, в данной главе начинается не с 1, а с 12.

w

и «В» с помощью знаков «>» или «<». Решать все без

исключения задачи нужно только в уме, как можно быстрее и

без ошибок.

Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей

На решение всех 20 задач в целом отводится всего 10

минут. По истечении этого времени психодиагностический

эксперимент прерывается и определяется число правильно

решенных испытуемым задач за это время.

Примечание.Ниже для контроля приводятся правильные

решения всех задач с указанием номера задачи и

правильного решения. В ответах вместо указанных

выше

знаков

использованы

словесные

формулировки.

1. В больше А. 6. В больше А. 11. В больше А. 16. А больше В.

2. А больше В. 7. А больше В. 12. А больше В. 17. В больше А.

3. В больше А. 8. А больше В. 13. В больше А. 18. В больше А.

4. А больше В. 9. В больше А. 14. А больше В. 19. А больше В.

5. А больше В. 10. А больше В. 15. В больше А. 20. В больше А.

Часть I. Психологическая диагностика

Оценка результатов

За каждую правильно решенную задачу испытуемый полу-

чает по 0,5 балла.Максимальная сумма баллов, которую может

набрать один испытуемый за решение всех 20 задач, равна 10.

Если результат оказался равным целому числу баллов с полови-

ной, то он округляется до ближайшего большего числа. Напри-

мер, результат 8,5 баллов в итоге округляется до 9,0 баллов.

Выводы об уровне развития

Баллов

— очень высокий.

Баллов

— высокий.

Баллов

— средний.

Балла

— низкий.

Балл

— очень низкий.

Наши рекомендации