При помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы
Для выполнения этой ме-
тодики необходимо воспользо-
ваться двухцветной, например
черно-красной, таблицей,
включающей в себя 49 цифр,
из которых 25 одного цвета (к
примеру красные) и 24 — дру-
гого цвета (например, черные).
На таблице красные цифры
выделены, они более темные.
Испытуемый получает инст-
рукцию как можно быстрее на-
ходить и указывать в таблице
Рис. 57. Двухцветная таблица
(рис. 57) поочередно то крас-
к методике для оценки переключения
ные, то черные цифры, причем
и концентрации внимания.
одни из них необходимо счи-
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
тать в прямом, а другие в обратном порядке. Например, можно
предложить считать черные цифры от 1 до 24, а красные — от 25
до 1, чередуя их. Сначала находится и указывается в таблице чер-
ная цифра, затем — красная, после этого снова черная, красная и
так далее до тех пор, пока не будут найдены и указаны все 49 имею-
щихся в таблице цифр.
Определяется, сколько времени потребуется для того, чтобы
безошибочно, не сбиваясь, выполнить все задание с начала и до
конца. Если испытуемый ошибается в ходе счета хотя бы один
раз, то задание считается невыполненным, и испытуемому пре-
доставляется возможность начать его сначала. Эксперимент про-
должается до тех пор, пока хотя бы раз испытуемый не справит-
ся с заданием безошибочно.
Величина, обратная числу попыток выполнения задания, яв-
ляется показателем концентрации внимания, а время, затрачен-
ное на последнее, безошибочное его выполнение — показателем
переключения внимания.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МЫШЛЕНИЯ У
ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
При оценке мышления у подростков и старших школьников
следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к это-
му возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое,
уже достаточно развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого воз-
раста, дети готовят себя к выбору будущей профессии, соизме-
ряя свои способности с требованиями, которые эта профессия
предъявляет человеку. Первое обстоятельство предполагает
оценку того главного, что появляется в мышлении человека к под-
ростковому возрасту, а именно — умения логически рассуждать,
совершая в уме сложные действия и операции. Второе обстоя-
тельство требует обратить особое внимание на те виды мышле-
ния, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора
будущей профессии способностей. К ним, в частности, могут от-
носиться математические, лингвистические и технические спо-
собности, которые легко могут быть оценены у подростков и юно-
шей при помощи известных тестов. В связи с этим в блок пред-
"?
Часть I. Психологическая диагностика
лагаемых методик вошли четыре такие, которые предназначены
для этих целей: методика оценки логики мышления, математи-
ческого, лингвистического и технического мышления. Каждая из
этих методик далее подробно описывается.
Методика 121. «Логико-количественные отношения»
Испытуемым в этой методике предлагается решить 20 задач
на выяснение логико-количественных отношений. Все эти зада-
чи представлены далее в таблице 15.
В каждой из этих задач необходимо определить, какая вели-
чина больше или, соответственно, меньше другой, и результат
записать под чертой в виде соотношения между величинами «А»
Таблица 15
Задачи к методике «Логико-количественные отношения»
' Одиннадцать других методик, показатели которых представляются в за-
ключающей эту главу Карте индивидуального психологического развития под-
ростка и старшего школьника, уже описаны в рамках стандартизированного
комплекса для младших школьников в предыдущей главе. Поэтому нумерация
методик, отраженных в Карте, в данной главе начинается не с 1, а с 12.
w
и «В» с помощью знаков «>» или «<». Решать все без
исключения задачи нужно только в уме, как можно быстрее и
без ошибок.
Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей
На решение всех 20 задач в целом отводится всего 10
минут. По истечении этого времени психодиагностический
эксперимент прерывается и определяется число правильно
решенных испытуемым задач за это время.
Примечание.Ниже для контроля приводятся правильные
решения всех задач с указанием номера задачи и
правильного решения. В ответах вместо указанных
выше
знаков
использованы
словесные
формулировки.
1. В больше А. 6. В больше А. 11. В больше А. 16. А больше В.
2. А больше В. 7. А больше В. 12. А больше В. 17. В больше А.
3. В больше А. 8. А больше В. 13. В больше А. 18. В больше А.
4. А больше В. 9. В больше А. 14. А больше В. 19. А больше В.
5. А больше В. 10. А больше В. 15. В больше А. 20. В больше А.
Часть I. Психологическая диагностика
Оценка результатов
За каждую правильно решенную задачу испытуемый полу-
чает по 0,5 балла.Максимальная сумма баллов, которую может
набрать один испытуемый за решение всех 20 задач, равна 10.
Если результат оказался равным целому числу баллов с полови-
ной, то он округляется до ближайшего большего числа. Напри-
мер, результат 8,5 баллов в итоге округляется до 9,0 баллов.
Выводы об уровне развития
Баллов
— очень высокий.
Баллов
— высокий.
Баллов
— средний.
Балла
— низкий.
Балл
— очень низкий.