Процесса взаимодействия участников
Рис. 1.Схема категорий для анализа делового группового взаимодействия
людей по методу стандартизированного наблюдения Р. Бейлса.
ет 12 типов наблюдаемого поведения, половина из которых по-
ложительна в указанном выше смысле слова, половина — отри-
цательна.
Психолог, пользующийся этой схемой, фиксирует в процес-
се наблюдения каждое действие участников группы (движения,
высказывания, реакции и т.п.) и относит его к одной из перечис-
ленных на схеме категорий. По окончании наблюдения подсчи-
тывается количество действий каждого типа для группы в це-
лом и для каждого его участника в отдельности. На этой основе
строятся индивидуальные для каждого участника и общегруп-
повой профили взаимодействия, по характеру которых делают-
ся выводы о том, как работала группа и каждый из ее участни-
ков, кто и какой конкретный вклад — положительный или отри-
цательный — внес в итоги работы группы.
Методы психодиагностики через процедуру опроса основаны
на допущении о том, что нужные сведения о психологических
Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики
особенностях человека можно получить, анализируя письмен-
ные или устные ответы на серию стандартных, специально подо-
бранных вопросов.
Есть несколько разновидностей этой группы методов: анке-
та, опросник, интервью. Анкетой называется такой метод, при
котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и
сообщает кое-какие социально-демографические данные о себе,
например свой возраст, профессию, уровень образования, место
работы, должность, семейное положение и т.п. Опросником на-
зывают метод, в котором испытуемому задают ряд письменных
вопросов. Такие вопросы обычно бывают двух типов: закрытые
и открытые.
Закрытыми называют вопросы, предполагающие стандарти-
зированный ответ или серию таких ответов, из числа которых
испытуемый должен выбрать тот, который более всего подходит
ему и соответствует его мнению. Примеры подобных ответов на
стандартные вопросы: «да», «нет», «не знаю», «согласен», «не со-
гласен», «трудно сказать».
Открытыми называют такие вопросы, которые предполага-
ют ответ, даваемый в относительно свободной форме, избирае-
мой произвольно самим испытуемым. Ответы на такие вопросы
в отличие от закрытых обычно подвергаются качественному, а
не количественному анализу.
Вопросы психодиагностического опросника, кроме того, мо-
гут быть прямыми и косвенными. Прямыми называются такие
вопросы, отвечая на которые испытуемый сам характеризует и
непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень
выраженности у себя того или иного психологического качест-
ва. Косвенными именуются вопросы, в ответах на которые не со-
держится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но
по которым тем не менее косвенно можно судить об уровне его
психологического развития.
Приведем примеры открытых, закрытых, прямых и косвен-
ных вопросов, предназначенных для диагностики такого качест-
ва личности, как тревожность (беспокойство, озабоченность, пе-
реживания):
Часть I. Психологическая диагностика
1. Открытый вопрос на тревожность: «Расскажите что-либо
о ситуациях, в которых вы испытываете повышенное состояние
тревоги».
2. Закрытый вопрос на тревожность: «Часто ли вы испыты-
ваете состояние тревоги? Выберите и отметьте один из предла-
гаемых ответов: «да», «нет», «иногда», «не знаю».
3. Прямой вопрос на тревожность: «Есть ли у вас такое каче-
ство личности, как тревожность?»
4. Косвенный вопрос на тревожность: «Возникает ли у вас со-
стояние беспокойства во время экзаменов?»
Помимо письменных опросов, о которых шла речь, есть уст-
ные опросы. Один из них называется интервью. Психолог сам
задает испытуемому вопросы и сам же записывает ответы на них.
Эти вопросы заранее определены и могут быть тех же типов, что
и при письменном опросе.
Одним из методов психодиагностики через анализ результа-
тов деятельности является контент-анализ, при котором содер-
жательному анализу по заранее определенной схеме подверга-
ются письменные тексты испытуемого, его произведения, пись-
ма, продукты деятельности. Задача контент-анализа состоит в
том, чтобы выявить и оценить психологические характеристики
человека, которые проявляются в том, что он делает, в частнос-
ти, в продуктах его письменного творчества.
Особенность эксперимента как метода психодиагностики за-
ключается в том, что для оценки какого-либо свойства испытуе-
мого ставится и проводится специальный психодиагностический
эксперимент. Процедура такого эксперимента включает в себя
создание некоторой искусственной ситуации, стимулирующей
проявление исследуемого качества у испытуемого, а также стан-
дартную методику фиксирования и оценки степени развитости
данногр качества. В результате организации и проведения пси-
ходиагностического эксперимента исследователь получает инте-
ресующие его оценки через специальным образом организован-
ное наблюдение за поведением испытуемого в эксперименталь-
ной ситуации.
Допустим, что исследователя интересует оценка такого ка-
чества личности, как «тревожность». Диагностический экспери-
________Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики________
мент, нацеленный на точную, жизненно реальную оценку этого
качества, мог бы выглядеть следующим образом. Испытуемого
помещают в ситуацию, связанную с прохождением экзаменацион-
ных испытаний или с необходимостью выполнить какую-либо
сложную работу в условиях дефицита времени и строгой оцен-
ки ее результатов.
В то время как испытуемый будет выполнять задание, за ним
можно наблюдать и фиксировать различные признаки высоко-
тревожного поведения. Если таких признаков окажется доста-
точно много, то можно будет сделать вывод о том, что изучаемое
свойство личности развито у данного испытуемого достаточно
сильно. Если подобных признаков не будет совсем, то можно бу-
дет сделать вывод, что тревожность у испытуемого отсутствует.
Если, наконец, подобных признаков окажется умеренное коли-
чество, то можно будет сделать вывод о средней степени разви-
тости качества «тревожность» у данного человека.
| МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
В настоящее время созданы и практически используются ме-
тоды психодиагностики, которые охватывают все известные на-
уке психологические процессы, свойства и состояния человека.
Создание, описание и научное признание права на существова-
ние новых научных понятий и соответствующих им явлений идет
рука об руку с разработкой пригодных для их эксперименталь-
ного изучения психодиагностических средств. Дело в психоло-
гии, как науке, поправляется по той причине, что в начале XX в.
в ней были официально признаны и приняты те требования, ко-
торые к понятиям и методам исследования предъявляют в наи-
более развитых современных науках, в частности физике. Это
требования операционализации и верификации.
Под операционализацией понимается требование, согласно
которому при введении новых научных понятий обязательно не-
обходимо четко указывать на конкретные процедуры, приемы и
методы, с помощью которых можно практически удостоверить-
ся в том, что явление, описанное в понятии, действительно су-
2 Немов Кн. 3
Часть I. Психологическая диагностика
ществует. Операционализация предполагает указание на прак-
тические действия или операции, которые может выполнить лю-
бой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в
понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему
приписываются.
Требование верификации означает, что всякое новое понятие,
вводимое в научный оборот и претендующее на получение ста-
туса научного, обязательно должно пройти проверку на его не-
пустоту. Последнее предполагает наличие методики эксперимен-
тальной диагностики того явления, которое описано в данном по-
нятии. Слово «верификация» буквально обозначает «проверка».
Эта проверка непустоты понятия, т.е. реальности существования
явления, определяемого этим понятием, должна быть осуществ-
лена при помощи соответствующей психодиагностической про-
цедуры.
Если, например, мы вводим в научный оборот понятие «мо-
тив», то сначала необходимо дать точное определение этого по-
нятия через известные другие понятия и доступные способы диа-
гностики явлений, входящих в содержание данного понятия (опе-
рационализация). Допустим, что таким определением является
следующее: «Мотив — это внутренний, психологический, осо-
знанный или неосознаваемый побудительный источник дейст-
вий человека, придающий им целенаправленность и поддержи-
вающий их активность». (Предполагается, что нам уже извест-
но, что такое «побудительный источник», «осознаваемый или
неосознаваемый» и «активность», в противном случае необхо-
димо было бы дополнить общее определение мотива частными
определениями данных понятий, вести эту работу до тех пор, пока
в определяющей части всех понятий не останется ни одного тер-
мина, требующего дополнительного разъяснения.) На следую-
щем шаге операционализации понятия «мотив» мы обязаны были
бы предложить психодиагностическую методику, с помощью ко-
торой можно было бы удостовериться в том, что то, что утверж-
дается в определяющейся части данного понятия, действитель-
но существует. На заключительном этапе мы должны были бы
осуществить практическую проверку существования явления
«мотив» во всех приписанных ему в определении свойствах. Это
Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики_________
и будет верификацией понятия. Таким образом, как операцио-
нализация, так и верификация понятий требуют обращения к
психодиагностике, но только операционализация предполагает
теоретический, а верификация — практический шаг на этом пути.
Большинство созданных и применяемых практических пси-
ходиагностических методик представляют так называемые блан-
ковые методики — такие, в которых испытуемому предлагают се-
рию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или
письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуе-
мого, в свою очередь, судят о психологии того человека, который
эти ответы предложил. Широкая распространенность и практи-
ческий интерес к бланковым методикам объясняются тем, что
они относительно просты как для разработки, так и для исполь-
зования и обработки получаемых результатов.
Второе место по частоте встречаемости занимают опросные
методики, в процессе применения которых исследователь пси-
хологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмеча-
ет и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не
требуют подготовки специальных бланков и позволяют психо-
диагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гиб-
ко. Недостатком опросных методик является субъективность,
которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в ин-
терпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики труд-
но стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надеж-
ности и сравнимости получаемых результатов.
Третье место по частоте использования занимают рисуноч-
ные психодиагностические методики. В них для изучения пси-
хологии и поведения испытуемых используются созданные ими
рисунки, которые могут иметь как заданный тематически, так и
спонтанный характер. Иногда применяется прием интерпрета-
ции испытуемыми стандартных, готовых изображений. Неред-
ко в содержании этих изображений в наглядной форме представ-
лены задачи, которые испытуемый должен решить (например,
матричный тест Равена, рассматриваемый в одной из следую-
щих глав).
Первый и третий из описанных типов психодиагностических
методик могут иметь два варианта: ручной и компьютерный. При
2*
Часть I. Психологическая диагностика
ручном варианте методика с начала и до конца используется без
применения средств электронно-вычислительной техники для
презентации или обработки экспериментального материала. В
компьютерном варианте на одном из указанных этапов психо-
диагностики применяется электронно-вычислительная техника.
Например, текстовый и рисуночный материал можно предъяв-
лять испытуемым через экран дисплея, а процессор машины ис-
пользовать для производства количественных вычислений, а так-
же вывода на печать получаемых результатов.
Особое место среди психодиагностических методик занима-
ют проективные, которые, в свою очередь, могут быть бланковы-
ми, опросными и рисуночными. Частота их практического ис-
пользования также достаточно велика и из года в год возрастает
по той причине, что методики этой группы наиболее валидные и
информативные.
Следующая группа методик — объективно-манипуляционные.
В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в фор-
ме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать: со-
брать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т.п.
Опираясь на представленную попытку разделения психодиа-
гностических методик на группы, попробуем предложить более
развернутую их классификацию, выделив вначале общие крите-
рии, в соответствии с которыми далее методы психодиагности-
ки будут разделены на частные группы. Такими критериями яв-
ляются следующие:
1. Тип применяемых в методике тестовых задач.
2. Адресат используемого в методике тестового материала.
3. Форма представления тестового материала испытуемым.
4. Характер данных, используемых для выводов о результа-
тах психодиагностики.
5. Наличие в методике тестовых норм.
6. Внутреннее строение методики.
По типу применяемых тестовых заданий психодиагностичес-
кие методики делятся на опросные (в них используются вопро-
сы, адресуемые испытуемым), утверждающие (в них употреб-
ляются некоторые суждения или утверждения, с которыми ис-
пытуемый должен выразить свое согласие или несогласие),
Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики
продуктивные (здесь применяется тот или иной вид собствен-
ной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной,
материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по
инструкции самим испытуемым), действенные (испытуемый по-
лучает задание выполнить некоторый комплекс практических
действий, по характеру которых судят о его психологии), физио-
логические (в данном случае психодиагностика производится на
основе анализа непроизвольных физических или физиологиче-
ских реакций организма человека).
К примеру, для оценки психологии некоторого человека мож-
но использовать его ответы на прямые или косвенные вопросы,
его согласие или несогласие с теми или иными суждениями, ре-
зультаты его устной, письменной, изобразительной, технической
или иной деятельности, его произвольные и непроизвольные дей-
ствия и реакции в ответ на некоторые стимулы и многое другое.
Этой же цели могут служить также электроэнцефалограмма,
электрокардиограмма, электромиограмма, кожно-гальваничес-
кая реакция (КГР) и другие рефлексы, включая сердечно-сосу-
дистые рефлексы и рефлексы дыхательной системы.
По адресату тестового материала психодиагностические ме-
тодики делятся на сознательные, апеллирующие к сознанию ис-
пытуемого, и бессознательные, направленные на неосознаваемые
реакции человека. Примером методик первого типа могут слу-
жить опросники, а примером второго — проективные методики.
По форме представления тестового материала испытуемым
психодиагностические методики делятся на бланковые (представ-
ляют собой тестовый материал в письменной или какой-либо
иной знаковой форме: рисунок, схема и т.п.), технические (пре-
зентируют испытуемому тестовый материал в аудио-, видео- или
киноформе, а также через иные технические устройства и маши-
ны), сенсорные (представляют материал в виде физических сти-
мулов, непосредственно адресованных органам чувств).
По характеру данных, используемых для психодиагностичес-
ких выводов, методики подразделяются на объективные (исполь-
зуются показатели, не зависящие от сознания и желания испы-
туемого или экспериментатора) и субъективные (употребляют-
ся данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора
Часть I. Психологическая диагностика
или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зави-
сящие от него). Примером методик объективного типа могут слу-
жить тесты, включающие анализ физиологических, рефлексив-
ных показателей или практических результатов деятельности ис-
пытуемого, при пользовании которыми субъективизм в оценках
сведен к минимуму. С другой стороны, классическим примером
методики субъективного типа является такая, которая в основ-
ном опирается на интроспекцию и выводы, делаемые на базе ин-
туиции и внутреннего опыта.
По критерию наличия тестовых норм психодиагностические
методики делятся на имеющие подобные нормы и не располага-
ющие ими.
Наконец, по внутренней структуре психодиагностические ме-
тодики можно разделить на мономерные и многомерные. Первые
характеризуются тем, что в них диагностируется и оценивается
единственное качество или свойство, а вторые — тем, что они
предназначены для психодиагностики и оценки сразу несколь-
ких однотипных или разнотипных психологических качеств че-
ловека. В последнем случае психодиагностическая методика под-
разделяется, как правило, на несколько частных методик — под-
шкал, оценивающих отдельные психологические качества. На-
пример, известный тест Спилбергера—Ханина для оценки тре-
вожности — это мономерная методика, а личностный тест Кет-
тела — многомерная методика.
Одна и та же психодиагностическая методика одновременно
может рассматриваться и квалифицироваться с разных сторон,
по различным критериям. Поэтому почти любую методику мож-
но отнести не к одной, а сразу к нескольким классификацион-
ным группам. В этой связи выделенные и описанные выше кри-
терии классификации психодиагностических методик следует
расценивать не .как взаимоисключающие, а как взаимодополняю-
щие друг друга в характеристике разных методик, как возмож-
ные аспекты их анализа и разделения на классы.
В отдельную группу выделяются психодиагностические ме-
тодики, основанные на качественном и количественном анализе
экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое
свойство описывается в известных научных понятиях, а во вто-
Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики
ром случае — через относительную степень его развития у дан-
ного человека по сравнению с другими людьми. Иногда количе-
ственные и качественные характеристики сочетаются в рамках
одной и той же методики, так что в итоге изучаемое свойство по-
лучает двойную, количественно-качественную характеристику.
Например, в тесте А.Е. Личко, предназначенном для диагности-
ки акцентуаций характера у подростков, каждая из изучаемых
черт характера имеет двойную характеристику: и количествен-
ную, и качественную одновременно.
Все методы психодиагностики можно также разделить на на-
учные и практические, хотя такое деление условно: большинст-
во известных психодиагностических методик используется как
в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательс-
ком экспериментировании. Однако между ними все же есть раз-
ница, которая заключается в том, что научно-исследовательские
методики главным образом ориентированы на выявление и по-
следующее изучение того или иного психологического качества
в целях его сугубо научного познания, а практические — на оцен-
ку степени его развития и использования в практических целях.
Кроме того, научная методика может быть уникальной, трудо-
емкой, дорогостоящей и применяться только в рамках научного
исследования, будучи из-за указанных ее качеств непригодной
для широкой практической психодиагностики. Практическая же
методика, напротив, должна быть универсальной, простой и от-
носительно дешевой.
Существование множества психодиагностических методик
объясняется не только большим количеством свойств, которые
с их помощью приходится оценивать, но также тем, что практи-
чески все методики имеют ограничения в применении, в силу ко-
торых приходится создавать и использовать другие методики, не
обладающие подобными ограничениями. Рассмотрим в этой свя-
зи достоинства и недостатки некоторых типов методик. Досто-
инство методик, обращенных к сознанию, в том, что они позво-
ляют судить о психологии данного человека непосредственно на
основе того, что говорит он о себе или окружающие люди о нем.
Однако испытуемый может недостаточно искренне или некри-
тично отвечать на адресованные ему вопросы, в том числе под
Часть I. Психологическая диагностика
влиянием субъективно воспринятой инструкции, предвзятого от-
ношения к психодиагносту или ситуации психодиагностики.
Словом, сознательное субъективное искажение результатов тес-
тирования — один из самых серьезных недостатков данной груп-
пы методик. Правда, некоторые специальные приемы, используе-
мые конструкторами подобных методик, в частности введение в
ее структуру контрольных вопросов, суждений, специально оце-
нивающих степень искренности отвечающего, позволяют суще-
ственно снизить уровень субъективности получаемых результа-
тов. Вместе с тем заметим еще раз: полностью избежать данного
недостатка в подобного типа методиках практически невозмож-
но, что делает их не всегда валидным, надежным и однозначным
измерительным инструментом.
Преимущество объективных методик, опирающихся не на
словесные ответы, самохарактеристики или самооценки, а на не
зависящие от сознания человека непроизвольные действия и ре-
акции, а также продукты его деятельности, заключается в том,
что они позволяют избежать субъективности, и в этой связи до-
статочно надежны. Вместе с тем их валидность и однозначность,
а также точность иногда оставляют желать лучшего. Поясним ска-
занное. Объективные показатели не всегда отражают своими из-
менениями именно те психологические свойства, для оценива-
ния которых они предназначаются. Например, физиологические
реакции не всегда соответствуют психологическим свойствам и
состояниям человека. Они, кроме того, связаны с сиюминутны-
ми физическими состояниями организма, а не только психоло-
гическими процессами, и в этом смысле не вполне однозначны.
Наконец, для показателей подобного рода трудно разработать
тонкую измерительную шкалу, позволяющую выявлять различ-
ные степени проявления диагностируемого качества и диффе-
ренцированно их оценивать. Другими словами, объективные по-
казатели не являются точными мерками силы отражаемого в них
свойства. Допустим, что для выводов о наличии у ребенка опре-
деленного отношения к членам своей семьи используются осо-
бенности рисунка семьи, сделанного самим ребенком. Такой ри-
сунок, как показано в многочисленных исследованиях, дейст-
вительно может отражать сложившиеся в семье отношения, но, по-
Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики
мимо этого, также и художественно-изобразительные способнос-
ти ребенка, его желание рисовать, стремление понравиться пси-
хологу, настроение в момент тестирования и многое другое. В
зависимости от всего этого может меняться характер рисунка, в
том числе те признаки, по которым обычно судят об отношени-
ях ребенка к отдельным членам семьи.
Проективные методики по сравнению со всеми уже рассмот-
ренными имеют одно весьма существенное достоинство: они, как
правило, валидны и относительно надежны при высоком уровне
профессиональной подготовки пользователя. Они менее субъ-
ективны и мало подвержены случайным, ситуативным влияни-
ям. Недостаток их — трудоемкость и значительные временные
затраты, необходимые для получения нужного психодиагности-
ческого результата.
Методики, позволяющие получать количественные данные,
отражающие степень развитости изучаемого свойства, дают воз-
можность использовать меры и методы количественной обработ-
ки результатов психодиагностики. В то же самое время с по-
мощью таких методик невозможно отличить друг от друга каче-
ственно различные психологические свойства, имеющие одина-
ковые количественные показатели. Скажем, если с помощью ме-
тодики Д. Маккелеланда, Дж. Аткинсона и других мы оценива-
ем силу мотивации достижения успехов, то, получив те или иные
показатели, не в состоянии судить о том, является ли мотивация
достижения успехов различной у тех испытуемых, которые име-
ют количественно одинаковые данные. А между тем она может
быть качественно различной. В свое время X. Хекхаузен пока-
зал, что в общем показателе силы мотивации достижения успе-
хов по Д. Маккелеланду и др. на самом деле скрываются два ка-
чественно различных мотива: мотив — стремление к успехам и
мотив — стремление избежать неудачи. Два человека, имеющие
одинаковые по силе мотивы достижения успехов, могут сущест-
венно отличаться друг от друга тем, что стремятся к успехам в
соверщенно разных сферах человеческой деятельности: один —
в бизнесе, другой — в искусстве, третий — в спорте и т.п.
С другой стороны, методики, которые опираются только на
качественный анализ экспериментальных данных, не позволя-
Часть I. Психологическая диагностика
ют применять количественные методы обработки результатов,
судить об уровне развития соответствующих свойств и напря-
мую доказывать причинно-следственные отношения между изу-
чаемыми переменными.