Процесса взаимодействия участников

Рис. 1.Схема категорий для анализа делового группового взаимодействия

людей по методу стандартизированного наблюдения Р. Бейлса.

ет 12 типов наблюдаемого поведения, половина из которых по-

ложительна в указанном выше смысле слова, половина — отри-

цательна.

Психолог, пользующийся этой схемой, фиксирует в процес-

се наблюдения каждое действие участников группы (движения,

высказывания, реакции и т.п.) и относит его к одной из перечис-

ленных на схеме категорий. По окончании наблюдения подсчи-

тывается количество действий каждого типа для группы в це-

лом и для каждого его участника в отдельности. На этой основе

строятся индивидуальные для каждого участника и общегруп-

повой профили взаимодействия, по характеру которых делают-

ся выводы о том, как работала группа и каждый из ее участни-

ков, кто и какой конкретный вклад — положительный или отри-

цательный — внес в итоги работы группы.

Методы психодиагностики через процедуру опроса основаны

на допущении о том, что нужные сведения о психологических

Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики

особенностях человека можно получить, анализируя письмен-

ные или устные ответы на серию стандартных, специально подо-

бранных вопросов.

Есть несколько разновидностей этой группы методов: анке-

та, опросник, интервью. Анкетой называется такой метод, при

котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и

сообщает кое-какие социально-демографические данные о себе,

например свой возраст, профессию, уровень образования, место

работы, должность, семейное положение и т.п. Опросником на-

зывают метод, в котором испытуемому задают ряд письменных

вопросов. Такие вопросы обычно бывают двух типов: закрытые

и открытые.

Закрытыми называют вопросы, предполагающие стандарти-

зированный ответ или серию таких ответов, из числа которых

испытуемый должен выбрать тот, который более всего подходит

ему и соответствует его мнению. Примеры подобных ответов на

стандартные вопросы: «да», «нет», «не знаю», «согласен», «не со-

гласен», «трудно сказать».

Открытыми называют такие вопросы, которые предполага-

ют ответ, даваемый в относительно свободной форме, избирае-

мой произвольно самим испытуемым. Ответы на такие вопросы

в отличие от закрытых обычно подвергаются качественному, а

не количественному анализу.

Вопросы психодиагностического опросника, кроме того, мо-

гут быть прямыми и косвенными. Прямыми называются такие

вопросы, отвечая на которые испытуемый сам характеризует и

непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень

выраженности у себя того или иного психологического качест-

ва. Косвенными именуются вопросы, в ответах на которые не со-

держится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но

по которым тем не менее косвенно можно судить об уровне его

психологического развития.

Приведем примеры открытых, закрытых, прямых и косвен-

ных вопросов, предназначенных для диагностики такого качест-

ва личности, как тревожность (беспокойство, озабоченность, пе-

реживания):

Часть I. Психологическая диагностика

1. Открытый вопрос на тревожность: «Расскажите что-либо

о ситуациях, в которых вы испытываете повышенное состояние

тревоги».

2. Закрытый вопрос на тревожность: «Часто ли вы испыты-

ваете состояние тревоги? Выберите и отметьте один из предла-

гаемых ответов: «да», «нет», «иногда», «не знаю».

3. Прямой вопрос на тревожность: «Есть ли у вас такое каче-

ство личности, как тревожность?»

4. Косвенный вопрос на тревожность: «Возникает ли у вас со-

стояние беспокойства во время экзаменов?»

Помимо письменных опросов, о которых шла речь, есть уст-

ные опросы. Один из них называется интервью. Психолог сам

задает испытуемому вопросы и сам же записывает ответы на них.

Эти вопросы заранее определены и могут быть тех же типов, что

и при письменном опросе.

Одним из методов психодиагностики через анализ результа-

тов деятельности является контент-анализ, при котором содер-

жательному анализу по заранее определенной схеме подверга-

ются письменные тексты испытуемого, его произведения, пись-

ма, продукты деятельности. Задача контент-анализа состоит в

том, чтобы выявить и оценить психологические характеристики

человека, которые проявляются в том, что он делает, в частнос-

ти, в продуктах его письменного творчества.

Особенность эксперимента как метода психодиагностики за-

ключается в том, что для оценки какого-либо свойства испытуе-

мого ставится и проводится специальный психодиагностический

эксперимент. Процедура такого эксперимента включает в себя

создание некоторой искусственной ситуации, стимулирующей

проявление исследуемого качества у испытуемого, а также стан-

дартную методику фиксирования и оценки степени развитости

данногр качества. В результате организации и проведения пси-

ходиагностического эксперимента исследователь получает инте-

ресующие его оценки через специальным образом организован-

ное наблюдение за поведением испытуемого в эксперименталь-

ной ситуации.

Допустим, что исследователя интересует оценка такого ка-

чества личности, как «тревожность». Диагностический экспери-

________Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики________

мент, нацеленный на точную, жизненно реальную оценку этого

качества, мог бы выглядеть следующим образом. Испытуемого

помещают в ситуацию, связанную с прохождением экзаменацион-

ных испытаний или с необходимостью выполнить какую-либо

сложную работу в условиях дефицита времени и строгой оцен-

ки ее результатов.

В то время как испытуемый будет выполнять задание, за ним

можно наблюдать и фиксировать различные признаки высоко-

тревожного поведения. Если таких признаков окажется доста-

точно много, то можно будет сделать вывод о том, что изучаемое

свойство личности развито у данного испытуемого достаточно

сильно. Если подобных признаков не будет совсем, то можно бу-

дет сделать вывод, что тревожность у испытуемого отсутствует.

Если, наконец, подобных признаков окажется умеренное коли-

чество, то можно будет сделать вывод о средней степени разви-

тости качества «тревожность» у данного человека.

| МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

В настоящее время созданы и практически используются ме-

тоды психодиагностики, которые охватывают все известные на-

уке психологические процессы, свойства и состояния человека.

Создание, описание и научное признание права на существова-

ние новых научных понятий и соответствующих им явлений идет

рука об руку с разработкой пригодных для их эксперименталь-

ного изучения психодиагностических средств. Дело в психоло-

гии, как науке, поправляется по той причине, что в начале XX в.

в ней были официально признаны и приняты те требования, ко-

торые к понятиям и методам исследования предъявляют в наи-

более развитых современных науках, в частности физике. Это

требования операционализации и верификации.

Под операционализацией понимается требование, согласно

которому при введении новых научных понятий обязательно не-

обходимо четко указывать на конкретные процедуры, приемы и

методы, с помощью которых можно практически удостоверить-

ся в том, что явление, описанное в понятии, действительно су-

2 Немов Кн. 3

Часть I. Психологическая диагностика

ществует. Операционализация предполагает указание на прак-

тические действия или операции, которые может выполнить лю-

бой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в

понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему

приписываются.

Требование верификации означает, что всякое новое понятие,

вводимое в научный оборот и претендующее на получение ста-

туса научного, обязательно должно пройти проверку на его не-

пустоту. Последнее предполагает наличие методики эксперимен-

тальной диагностики того явления, которое описано в данном по-

нятии. Слово «верификация» буквально обозначает «проверка».

Эта проверка непустоты понятия, т.е. реальности существования

явления, определяемого этим понятием, должна быть осуществ-

лена при помощи соответствующей психодиагностической про-

цедуры.

Если, например, мы вводим в научный оборот понятие «мо-

тив», то сначала необходимо дать точное определение этого по-

нятия через известные другие понятия и доступные способы диа-

гностики явлений, входящих в содержание данного понятия (опе-

рационализация). Допустим, что таким определением является

следующее: «Мотив — это внутренний, психологический, осо-

знанный или неосознаваемый побудительный источник дейст-

вий человека, придающий им целенаправленность и поддержи-

вающий их активность». (Предполагается, что нам уже извест-

но, что такое «побудительный источник», «осознаваемый или

неосознаваемый» и «активность», в противном случае необхо-

димо было бы дополнить общее определение мотива частными

определениями данных понятий, вести эту работу до тех пор, пока

в определяющей части всех понятий не останется ни одного тер-

мина, требующего дополнительного разъяснения.) На следую-

щем шаге операционализации понятия «мотив» мы обязаны были

бы предложить психодиагностическую методику, с помощью ко-

торой можно было бы удостовериться в том, что то, что утверж-

дается в определяющейся части данного понятия, действитель-

но существует. На заключительном этапе мы должны были бы

осуществить практическую проверку существования явления

«мотив» во всех приписанных ему в определении свойствах. Это

Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики_________

и будет верификацией понятия. Таким образом, как операцио-

нализация, так и верификация понятий требуют обращения к

психодиагностике, но только операционализация предполагает

теоретический, а верификация — практический шаг на этом пути.

Большинство созданных и применяемых практических пси-

ходиагностических методик представляют так называемые блан-

ковые методики — такие, в которых испытуемому предлагают се-

рию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или

письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуе-

мого, в свою очередь, судят о психологии того человека, который

эти ответы предложил. Широкая распространенность и практи-

ческий интерес к бланковым методикам объясняются тем, что

они относительно просты как для разработки, так и для исполь-

зования и обработки получаемых результатов.

Второе место по частоте встречаемости занимают опросные

методики, в процессе применения которых исследователь пси-

хологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмеча-

ет и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не

требуют подготовки специальных бланков и позволяют психо-

диагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гиб-

ко. Недостатком опросных методик является субъективность,

которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в ин-

терпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики труд-

но стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надеж-

ности и сравнимости получаемых результатов.

Третье место по частоте использования занимают рисуноч-

ные психодиагностические методики. В них для изучения пси-

хологии и поведения испытуемых используются созданные ими

рисунки, которые могут иметь как заданный тематически, так и

спонтанный характер. Иногда применяется прием интерпрета-

ции испытуемыми стандартных, готовых изображений. Неред-

ко в содержании этих изображений в наглядной форме представ-

лены задачи, которые испытуемый должен решить (например,

матричный тест Равена, рассматриваемый в одной из следую-

щих глав).

Первый и третий из описанных типов психодиагностических

методик могут иметь два варианта: ручной и компьютерный. При

2*

Часть I. Психологическая диагностика

ручном варианте методика с начала и до конца используется без

применения средств электронно-вычислительной техники для

презентации или обработки экспериментального материала. В

компьютерном варианте на одном из указанных этапов психо-

диагностики применяется электронно-вычислительная техника.

Например, текстовый и рисуночный материал можно предъяв-

лять испытуемым через экран дисплея, а процессор машины ис-

пользовать для производства количественных вычислений, а так-

же вывода на печать получаемых результатов.

Особое место среди психодиагностических методик занима-

ют проективные, которые, в свою очередь, могут быть бланковы-

ми, опросными и рисуночными. Частота их практического ис-

пользования также достаточно велика и из года в год возрастает

по той причине, что методики этой группы наиболее валидные и

информативные.

Следующая группа методик — объективно-манипуляционные.

В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в фор-

ме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать: со-

брать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т.п.

Опираясь на представленную попытку разделения психодиа-

гностических методик на группы, попробуем предложить более

развернутую их классификацию, выделив вначале общие крите-

рии, в соответствии с которыми далее методы психодиагности-

ки будут разделены на частные группы. Такими критериями яв-

ляются следующие:

1. Тип применяемых в методике тестовых задач.

2. Адресат используемого в методике тестового материала.

3. Форма представления тестового материала испытуемым.

4. Характер данных, используемых для выводов о результа-

тах психодиагностики.

5. Наличие в методике тестовых норм.

6. Внутреннее строение методики.

По типу применяемых тестовых заданий психодиагностичес-

кие методики делятся на опросные (в них используются вопро-

сы, адресуемые испытуемым), утверждающие (в них употреб-

ляются некоторые суждения или утверждения, с которыми ис-

пытуемый должен выразить свое согласие или несогласие),

Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики

продуктивные (здесь применяется тот или иной вид собствен-

ной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной,

материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по

инструкции самим испытуемым), действенные (испытуемый по-

лучает задание выполнить некоторый комплекс практических

действий, по характеру которых судят о его психологии), физио-

логические (в данном случае психодиагностика производится на

основе анализа непроизвольных физических или физиологиче-

ских реакций организма человека).

К примеру, для оценки психологии некоторого человека мож-

но использовать его ответы на прямые или косвенные вопросы,

его согласие или несогласие с теми или иными суждениями, ре-

зультаты его устной, письменной, изобразительной, технической

или иной деятельности, его произвольные и непроизвольные дей-

ствия и реакции в ответ на некоторые стимулы и многое другое.

Этой же цели могут служить также электроэнцефалограмма,

электрокардиограмма, электромиограмма, кожно-гальваничес-

кая реакция (КГР) и другие рефлексы, включая сердечно-сосу-

дистые рефлексы и рефлексы дыхательной системы.

По адресату тестового материала психодиагностические ме-

тодики делятся на сознательные, апеллирующие к сознанию ис-

пытуемого, и бессознательные, направленные на неосознаваемые

реакции человека. Примером методик первого типа могут слу-

жить опросники, а примером второго — проективные методики.

По форме представления тестового материала испытуемым

психодиагностические методики делятся на бланковые (представ-

ляют собой тестовый материал в письменной или какой-либо

иной знаковой форме: рисунок, схема и т.п.), технические (пре-

зентируют испытуемому тестовый материал в аудио-, видео- или

киноформе, а также через иные технические устройства и маши-

ны), сенсорные (представляют материал в виде физических сти-

мулов, непосредственно адресованных органам чувств).

По характеру данных, используемых для психодиагностичес-

ких выводов, методики подразделяются на объективные (исполь-

зуются показатели, не зависящие от сознания и желания испы-

туемого или экспериментатора) и субъективные (употребляют-

ся данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора

Часть I. Психологическая диагностика

или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зави-

сящие от него). Примером методик объективного типа могут слу-

жить тесты, включающие анализ физиологических, рефлексив-

ных показателей или практических результатов деятельности ис-

пытуемого, при пользовании которыми субъективизм в оценках

сведен к минимуму. С другой стороны, классическим примером

методики субъективного типа является такая, которая в основ-

ном опирается на интроспекцию и выводы, делаемые на базе ин-

туиции и внутреннего опыта.

По критерию наличия тестовых норм психодиагностические

методики делятся на имеющие подобные нормы и не располага-

ющие ими.

Наконец, по внутренней структуре психодиагностические ме-

тодики можно разделить на мономерные и многомерные. Первые

характеризуются тем, что в них диагностируется и оценивается

единственное качество или свойство, а вторые — тем, что они

предназначены для психодиагностики и оценки сразу несколь-

ких однотипных или разнотипных психологических качеств че-

ловека. В последнем случае психодиагностическая методика под-

разделяется, как правило, на несколько частных методик — под-

шкал, оценивающих отдельные психологические качества. На-

пример, известный тест Спилбергера—Ханина для оценки тре-

вожности — это мономерная методика, а личностный тест Кет-

тела — многомерная методика.

Одна и та же психодиагностическая методика одновременно

может рассматриваться и квалифицироваться с разных сторон,

по различным критериям. Поэтому почти любую методику мож-

но отнести не к одной, а сразу к нескольким классификацион-

ным группам. В этой связи выделенные и описанные выше кри-

терии классификации психодиагностических методик следует

расценивать не .как взаимоисключающие, а как взаимодополняю-

щие друг друга в характеристике разных методик, как возмож-

ные аспекты их анализа и разделения на классы.

В отдельную группу выделяются психодиагностические ме-

тодики, основанные на качественном и количественном анализе

экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое

свойство описывается в известных научных понятиях, а во вто-

Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики

ром случае — через относительную степень его развития у дан-

ного человека по сравнению с другими людьми. Иногда количе-

ственные и качественные характеристики сочетаются в рамках

одной и той же методики, так что в итоге изучаемое свойство по-

лучает двойную, количественно-качественную характеристику.

Например, в тесте А.Е. Личко, предназначенном для диагности-

ки акцентуаций характера у подростков, каждая из изучаемых

черт характера имеет двойную характеристику: и количествен-

ную, и качественную одновременно.

Все методы психодиагностики можно также разделить на на-

учные и практические, хотя такое деление условно: большинст-

во известных психодиагностических методик используется как

в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательс-

ком экспериментировании. Однако между ними все же есть раз-

ница, которая заключается в том, что научно-исследовательские

методики главным образом ориентированы на выявление и по-

следующее изучение того или иного психологического качества

в целях его сугубо научного познания, а практические — на оцен-

ку степени его развития и использования в практических целях.

Кроме того, научная методика может быть уникальной, трудо-

емкой, дорогостоящей и применяться только в рамках научного

исследования, будучи из-за указанных ее качеств непригодной

для широкой практической психодиагностики. Практическая же

методика, напротив, должна быть универсальной, простой и от-

носительно дешевой.

Существование множества психодиагностических методик

объясняется не только большим количеством свойств, которые

с их помощью приходится оценивать, но также тем, что практи-

чески все методики имеют ограничения в применении, в силу ко-

торых приходится создавать и использовать другие методики, не

обладающие подобными ограничениями. Рассмотрим в этой свя-

зи достоинства и недостатки некоторых типов методик. Досто-

инство методик, обращенных к сознанию, в том, что они позво-

ляют судить о психологии данного человека непосредственно на

основе того, что говорит он о себе или окружающие люди о нем.

Однако испытуемый может недостаточно искренне или некри-

тично отвечать на адресованные ему вопросы, в том числе под

Часть I. Психологическая диагностика

влиянием субъективно воспринятой инструкции, предвзятого от-

ношения к психодиагносту или ситуации психодиагностики.

Словом, сознательное субъективное искажение результатов тес-

тирования — один из самых серьезных недостатков данной груп-

пы методик. Правда, некоторые специальные приемы, используе-

мые конструкторами подобных методик, в частности введение в

ее структуру контрольных вопросов, суждений, специально оце-

нивающих степень искренности отвечающего, позволяют суще-

ственно снизить уровень субъективности получаемых результа-

тов. Вместе с тем заметим еще раз: полностью избежать данного

недостатка в подобного типа методиках практически невозмож-

но, что делает их не всегда валидным, надежным и однозначным

измерительным инструментом.

Преимущество объективных методик, опирающихся не на

словесные ответы, самохарактеристики или самооценки, а на не

зависящие от сознания человека непроизвольные действия и ре-

акции, а также продукты его деятельности, заключается в том,

что они позволяют избежать субъективности, и в этой связи до-

статочно надежны. Вместе с тем их валидность и однозначность,

а также точность иногда оставляют желать лучшего. Поясним ска-

занное. Объективные показатели не всегда отражают своими из-

менениями именно те психологические свойства, для оценива-

ния которых они предназначаются. Например, физиологические

реакции не всегда соответствуют психологическим свойствам и

состояниям человека. Они, кроме того, связаны с сиюминутны-

ми физическими состояниями организма, а не только психоло-

гическими процессами, и в этом смысле не вполне однозначны.

Наконец, для показателей подобного рода трудно разработать

тонкую измерительную шкалу, позволяющую выявлять различ-

ные степени проявления диагностируемого качества и диффе-

ренцированно их оценивать. Другими словами, объективные по-

казатели не являются точными мерками силы отражаемого в них

свойства. Допустим, что для выводов о наличии у ребенка опре-

деленного отношения к членам своей семьи используются осо-

бенности рисунка семьи, сделанного самим ребенком. Такой ри-

сунок, как показано в многочисленных исследованиях, дейст-

вительно может отражать сложившиеся в семье отношения, но, по-

Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики

мимо этого, также и художественно-изобразительные способнос-

ти ребенка, его желание рисовать, стремление понравиться пси-

хологу, настроение в момент тестирования и многое другое. В

зависимости от всего этого может меняться характер рисунка, в

том числе те признаки, по которым обычно судят об отношени-

ях ребенка к отдельным членам семьи.

Проективные методики по сравнению со всеми уже рассмот-

ренными имеют одно весьма существенное достоинство: они, как

правило, валидны и относительно надежны при высоком уровне

профессиональной подготовки пользователя. Они менее субъ-

ективны и мало подвержены случайным, ситуативным влияни-

ям. Недостаток их — трудоемкость и значительные временные

затраты, необходимые для получения нужного психодиагности-

ческого результата.

Методики, позволяющие получать количественные данные,

отражающие степень развитости изучаемого свойства, дают воз-

можность использовать меры и методы количественной обработ-

ки результатов психодиагностики. В то же самое время с по-

мощью таких методик невозможно отличить друг от друга каче-

ственно различные психологические свойства, имеющие одина-

ковые количественные показатели. Скажем, если с помощью ме-

тодики Д. Маккелеланда, Дж. Аткинсона и других мы оценива-

ем силу мотивации достижения успехов, то, получив те или иные

показатели, не в состоянии судить о том, является ли мотивация

достижения успехов различной у тех испытуемых, которые име-

ют количественно одинаковые данные. А между тем она может

быть качественно различной. В свое время X. Хекхаузен пока-

зал, что в общем показателе силы мотивации достижения успе-

хов по Д. Маккелеланду и др. на самом деле скрываются два ка-

чественно различных мотива: мотив — стремление к успехам и

мотив — стремление избежать неудачи. Два человека, имеющие

одинаковые по силе мотивы достижения успехов, могут сущест-

венно отличаться друг от друга тем, что стремятся к успехам в

соверщенно разных сферах человеческой деятельности: один —

в бизнесе, другой — в искусстве, третий — в спорте и т.п.

С другой стороны, методики, которые опираются только на

качественный анализ экспериментальных данных, не позволя-

Часть I. Психологическая диагностика

ют применять количественные методы обработки результатов,

судить об уровне развития соответствующих свойств и напря-

мую доказывать причинно-следственные отношения между изу-

чаемыми переменными.

Наши рекомендации