Психологическая структура и типологии личности
Человек: индивид, личность, индивидуальность. Характерные потенциалы личности. Периодизация в развитии социализации личности. Социальные роли и личность. Темперамент - физиологическая основа личности. Характер, акцентуации характера и неврозы. Сенсорная типология. Жизненные сценарии в судьбе человека.
Проблема личности является центральной среди всех проблем психологии деловых отношений. В системе «человек - управление» реализуются личностные аспекты человека, как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания. Психология деловых отношений анализирует личность в двух аспектах: во-первых, в плане изучения и оказания воздействия на личность подчиненного; во-вторых, в плане определения профессиональной пригодности кандидатов для работы в органах государственного и производственного управления.
Личность - понятие многоплановое. Исследователи в это понятие вкладывают самое различное содержание. Однако можно выделить два основных подхода: одни из них рассматривают личность как конкретного человека, носителя сознания, другие делают упор на социальное свойство индивида как на «...совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» (Кон И.С. Социология личности. - М. 1992 - с.7). Оба подхода акцентируют внимание на содержательной стороне понятия «личность», представляющей собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств. «Для психологии - отмечает Е.В.Шорохова. - личность - это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения» (Шорохова Е.В. Теоретические проблемы психологии личности. - М.. 1974. - с. 17).
Каждый конкретный человек. - это не просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая социально-типические черты класса, этнической общности, группы. Чтобы понять конкретного индивида, надо изучать его как личность.
В Древней Греции слово «личность» (persona) обозначало маску (русское «личина»), которую надевал актер в театре, а затем самого актера и роли. У римлян это слово употреблялось с указанием социальной функции или роли: личность воина, личность судьи и т.д. При употреблении слова «личность» по всеместЯо стали подразумевать «роль», которую играет в обществе тот или' иной человек
В XVI-XV1I вв. Шекспир писал, что весь мир театр, в котором люди актеры, играющие всю свою жизнь различные роли. Ролевая теория личности сохранилась, играет свою роли и в настоящем.
На границе XIX-XX вв. в США формируется прагматическая теория личности. Ее яркий представитель У.Джемс определял личность как общий итог того, что человек может назвать своим, т.е. «не только собственное тело и свои психические силы, но и свою одежду, семью, родных и друзей, недвижимую собственность и счет в банке». Утрата какой-либо части собственности вызывает «...чувство умаления нашей личности, превращение части нас в ничто» (У.Джемс. Основы научной психологии. СПБ, 1902, с. 135).
З.Фрейд биологизировал личность, считал сущностью личности не сознание, но бессознательное и главным образом сексуальную активность.
Гуманистические теории личности возникают в США в последние десятилетия (Роджерс К., Олпорт Г., Маслоу А.) и утверждают приоритет в личности духовных, нравственных ценностей, самостоятельность, творчество, мышление, общественную активность.
Личность не тождественная понятию человек. Личность - это общественный человек, сущность которого составляет развитое сознание, способный к деятельности и общественным отношениям, активно реализующий эти способности. Личность и общество не противопоставлены друг другу, но суть единая гармоничная система. Личность есть необходимый субъект общества, который вне общества не способен быть личностью. Человек есть родовое понятие. Каждый человек есть человек независимо от возраста, здоровья и жизнедеятельности. Поэтому ребенок, не имеющий еще сознания, это человек, но не личность. Психически больной с нарушенным сознанием - это больной человек, но не личность. Маугли - это человек, но не личность. Индивидуальность - это неповторимая совокупность личностных и индивидуальных свойств конкретного человека. Каждый общественный, взрослый человек есть личность и индивидуальность, но на своем личном уровне.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Биологическое - это все то. что есть проявление индивида и его рода. все. что обусловлено инстинктивной программой и генетическими родственными связями. Социальное в человеке - это все то, что обусловлено человечеством. его историей его деятельностью, творчеством, культурой, духовным прогрессом.
Таким образом, можно сделать вывод: организм и личность составляют единство.
Для дальнейшего знакомства с описанием личности примем следующие определения:
НАПРАВЛЕННОСТЬ - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.
ПОТРЕБНОСТЬ - испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.
МОТИВЫ - связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос
«Ради чего она совершается9». Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны привести к ее удовлетворению.
МОТИВАЦИЯ - относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.
ТЕМПЕРАМЕНТ - характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.
СПОСОБНОСТИ - психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
ХАРАКТЕР - совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств - отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.
АКТИВНОСТЬ - мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ - регуляция субъектом своего поведения и деятельности.
ПОБУЖДЕНИЯ - мотивационный компонент характера.
ВОЛЯ - потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
ЛИЧНОСТЬ - это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребно-стно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознании. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.
. . АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной,ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоциональ-
но-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.
ТВОРЧЕСКИЙ потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЙ потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.
Художественная активность личность развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом и физическими качествами и т.п., а тем, 1) что и как она знает: 2) что и как она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общается; 5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до подро
сткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адапти
руется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди
других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подро
стковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» харак
теризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в миро
воззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе,
«вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства
человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны
следующие исходы:
- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий
(взаимоотношений) с людьми и обществом:
- изменение себя, «стать как все»;
- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости челове
ка, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает
социальныйопыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст каквозраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. в процесс передачи его новым поколениям.
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре. он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности. В результате каждая личность выявляет особо значимые для себя аспекты деятельности, концентрирует свое внимание на этом выбранном главном аспекте, соподчиняя ему все остальные деятельности В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я» или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний ивключает 4 компонента (по В.С.Мерлину):
- сознание отличия себя от остального мира:
- сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
- сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки:
- социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формирует
сяна основе накопленного опыта общения и деятельности. И деятельность, и
общение, и самосознание личности определяется тем. какие социальные роли
она выполняет.
Социальная роль- относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), выработанный в данном обществе для выполнения определенной объективной социальной функции, для реализация определенного социального статуса.
Социальный статус- это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленныхего положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений. Социальный статус отвечает на вопрос «Кто он?» (учитель, инженер, пенсионер), а роль - «Что он делает9», «Какие социально-типичные аспекты поведения проявляет?». В ходе длительного выполнения социальной роли у человека формируется некоторое представление о себе изакрепляются определенные свойства и черты личности. Социальный статус связан с системой социальных ожиданий (от человека ждут определенных действий, человек ждет от других определенного отношения к себе). Одни социальные ожидания выражены в четких правилах л инструкциях, другие подчас просто не осознаются. Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо исполняет свою роль, то группа, окружающие люди применяют к нему социальные санкции, меры принуждения: насмешки, бойкот, угрозы, выговор, неодобрение и т.п.
Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляются противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность, либо он выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с тем, кто его ценит.
В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т.е. ролевое поведение - это своеобразное сочетание ролей и индивидуальности личности исполнителя.
Каждая роль накладывает известный отпечаток на личность, на самосознание человека, т.к. человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли. Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному « Я».
Возможны следующие виды внутриличностных конфликтов:
1) если «роль» выше возможностей «Я», то человеку грозит переутомление.
появление неуверенности в себе;
2) если «роль» ниже возможностей «Я», является недостойной, унизитель
ной для человека, то разрешение этого конфликта может принять разные фор
мы.
Что побуждает человека освоить ту или иную социальную роль' Во-первых, внешние требования, своеобразное психологическое давление значимых для человека людей побуждает освоить роль, но все-таки более существенно влияют внутренние мотивы:
1) если выполнение каких-либо желаний человека возможно через овладе
ние им определенной ролью и для него заманчивы те права, те льготы, которые
доступны исполнителю определенной роли;
2) если овладение ролью позволяет человеку приобрести социально-
психологическую защищенность, дает возможность иметь более приятные со
циальные отношения с другими людьми, получить их признание, любовь.
одобрение, уважение, то человек способен приложить максимум усилий для ов
ладения этой социальной ролью.
Таким образом, действия человека, его активность обусловлены прежде всего внутренними побудительными силами, его мотивами, потребностями, желаниями.
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности».
Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в^которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека. т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является
также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности.
При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например, такой тип личности, как «авторитарная личность», - конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся к одному из них доминантности. Одно из самых разительных отличий авторитарности от доминантности заключается в том. что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение.
Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов. Гиппократовские четыре типа темперамента - наиболее древний и наиболее известный пример, в котором предполагается наличие соответствия между психологическим типом и физической формой.
Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портре-
тов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Темперамент в переводе с латинского - смесь, соразмерность. Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь (сангвис по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком - желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь («мелан-холе»), то получается меланхолик - несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.
Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе. взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы - соответствует темпераменту холерика): 2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы соответствует темпераменту сангвиника); 3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы соответствует темпераменту флегматика): 4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы обусловливает темперамент меланхолика).
ХОЛЕРИК - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и. как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
САНГВИНИК - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системы, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жич-
нерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел. т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
ФЛЕГМАТИК - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системы, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
МЕЛАНХОЛИК - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.
Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их пе-реключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники ( они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т.е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.
Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее про-
явление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва. первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально-ничтожная личность.
ХАРАКТЕР - это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера - это черты личности, но не все черты личности - черты характера. Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);3) к порученному делу ( лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п.): 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия. душевную и физическую боль, степень настойчивости, Самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Какова связь темперамента с характером? Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение-жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или.
наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость - меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.
Как считает известный немецкий психиатр К Леонгард, у 20-50 % людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии. Психопатия - болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с другими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80" о). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.
В этой главе необходимо познакомиться с некоторыми понятиями, встречающимися при изучении характера.
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ. Характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Уровень притязаний - тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения.
САМОУВАЖЕНИЕ - обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорционально количеству достигнутых успехов и обратно пропорционально уровню притязаний, т.е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтобы он мог себя уважать.
Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию.
ФРУСТРАЦИИ - специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Если человек длительное время не выходит из фрустраци-онного состояния, то формируется невроз.
Невроз - приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит «срыв» деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Невроз является следствием неудач, фрустраций и межличностных столкновений и в то же время нередко cnv-
жит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации. а она. в свою очередь, провоцирует новые конфликты.
К функциональным заболеваниям нервной системы ведут не любые конфликты и неприятности, а лишь те, которые глубоко затрагивают интересы человека, вызывают у него сильное чувство неудовлетворенности, обиды, эмоциональный стресс.
Хотя психотравма является основной причиной болезни, невроз имеет обычно много предрасполагающих факторов как врожденных (генетически обусловленные свойства высшей нервной деятельности), так и приобретенных (дефекты воспитания, акцентуации характера, перенесенное заболевание, переутомление, недосыпание и др.).
Любой ли человек может заболеть неврозом? Большинство специалистов считают, что. да, любой. При сильной и длительной психотравме, от которой невозможно избавиться, даже у человека с идеальным здоровьем и характером возникает «нервный срыв». А уж кратковременное невротическое состояние, которое возникает вслед за умственным, эмоциональным переутомлением, знакомо практически всем. Это неврозность и усталость студентов после трудной сессии, педагога к концу учебного года, молодой кормящей матери, недосыпающей ночами, и т.д. И у каждого из них в таком состоянии может появиться вспыльчивость, нетерпеливость, раздражительность.
Неврозы делят на три основных вида: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Каждый из них возникает у людей с определенным типов высшей нервной деятельности, при конкретных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жизненных ситуациях. Так, люди «художественного типа», очень эмоционально воспринимающие действительность, более склонны к истерии: «мыслительного типа» - к неврозу навязчивых состояний: а среднее между ними (их большинство) - а неврастении.