Психологическая структура и типологии личности

Человек: индивид, личность, индивидуальность. Характерные потенциалы лично­сти. Периодизация в развитии социализации личности. Социальные роли и лич­ность. Темперамент - физиологическая основа личности. Характер, акцентуации характера и неврозы. Сенсорная типология. Жизненные сценарии в судьбе человека.

Проблема личности является центральной среди всех проблем психологии деловых отношений. В системе «человек - управление» реализуются личностные аспекты человека, как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания. Психология деловых отношений анализи­рует личность в двух аспектах: во-первых, в плане изучения и оказания воздей­ствия на личность подчиненного; во-вторых, в плане определения профессио­нальной пригодности кандидатов для работы в органах государственного и производственного управления.

Личность - понятие многоплановое. Исследователи в это понятие вклады­вают самое различное содержание. Однако можно выделить два основных под­хода: одни из них рассматривают личность как конкретного человека, носителя сознания, другие делают упор на социальное свойство индивида как на «...совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образо­вавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» (Кон И.С. Социология личности. - М. 1992 - с.7). Оба подхода ак­центируют внимание на содержательной стороне понятия «личность», пред­ставляющей собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств. «Для психологии - отмечает Е.В.Шорохова. - личность - это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, опреде­ляющих социально значимые формы деятельности и поведения» (Шорохова Е.В. Теоретические проблемы психологии личности. - М.. 1974. - с. 17).

Каждый конкретный человек. - это не просто индивид со своими особен­ностями, а личность, интегрирующая социально-типические черты класса, эт­нической общности, группы. Чтобы понять конкретного индивида, надо изу­чать его как личность.

В Древней Греции слово «личность» (persona) обозначало маску (русское «личина»), которую надевал актер в театре, а затем самого актера и роли. У римлян это слово употреблялось с указанием социальной функции или роли: личность воина, личность судьи и т.д. При употреблении слова «личность» по всеместЯо стали подразумевать «роль», которую играет в обществе тот или' иной человек

В XVI-XV1I вв. Шекспир писал, что весь мир театр, в котором люди акте­ры, играющие всю свою жизнь различные роли. Ролевая теория личности со­хранилась, играет свою роли и в настоящем.

На границе XIX-XX вв. в США формируется прагматическая теория лич­ности. Ее яркий представитель У.Джемс определял личность как общий итог то­го, что человек может назвать своим, т.е. «не только собственное тело и свои психические силы, но и свою одежду, семью, родных и друзей, недвижимую соб­ственность и счет в банке». Утрата какой-либо части собственности вызывает «...чувство умаления нашей личности, превращение части нас в ничто» (У.Джемс. Основы научной психологии. СПБ, 1902, с. 135).

З.Фрейд биологизировал личность, считал сущностью личности не созна­ние, но бессознательное и главным образом сексуальную активность.

Гуманистические теории личности возникают в США в последние десяти­летия (Роджерс К., Олпорт Г., Маслоу А.) и утверждают приоритет в личности духовных, нравственных ценностей, самостоятельность, творчество, мышление, общественную активность.

Личность не тождественная понятию человек. Личность - это обществен­ный человек, сущность которого составляет развитое сознание, способный к деятельности и общественным отношениям, активно реализующий эти способ­ности. Личность и общество не противопоставлены друг другу, но суть единая гармоничная система. Личность есть необходимый субъект общества, который вне общества не способен быть личностью. Человек есть родовое понятие. Ка­ждый человек есть человек независимо от возраста, здоровья и жизнедеятель­ности. Поэтому ребенок, не имеющий еще сознания, это человек, но не лич­ность. Психически больной с нарушенным сознанием - это больной человек, но не личность. Маугли - это человек, но не личность. Индивидуальность - это неповторимая совокупность личностных и индивидуальных свойств конкрет­ного человека. Каждый общественный, взрослый человек есть личность и ин­дивидуальность, но на своем личном уровне.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фак­тора. Биологическое - это все то. что есть проявление индивида и его рода. все. что обусловлено инстинктивной программой и генетическими родственными связями. Социальное в человеке - это все то, что обусловлено человечеством. его историей его деятельностью, творчеством, культурой, духовным прогрес­сом.

Таким образом, можно сделать вывод: организм и личность составляют единство.

Для дальнейшего знакомства с описанием личности примем следующие определения:

НАПРАВЛЕННОСТЬ - важнейшее свойство личности, в котором выра­жается динамика развития человека как общественного существа, главные тен­денции его поведения.

ПОТРЕБНОСТЬ - испытываемая человеком нужда в определенных усло­виях жизни и развития.

МОТИВЫ - связанные с удовлетворением определенных потребностей по­буждения к деятельности, отвечающие на вопрос

психологическая структура и типологии личности - student2.ru «Ради чего она совершается9». Мотив предполагает знание о тех матери­альных или идеальных объектах, которые способны привести к ее удовлетворе­нию.

МОТИВАЦИЯ - относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

ТЕМПЕРАМЕНТ - характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.

СПОСОБНОСТИ - психические свойства, являющиеся условиями успеш­ного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

ХАРАКТЕР - совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств - отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания прекращения эмоциональных состояний; чувстви­тельность к эмоциогенным ситуациям.

АКТИВНОСТЬ - мера взаимодействия субъекта с окружающей действи­тельностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых дейст­вий или деятельности любого рода.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ - регуляция субъектом своего поведения и деятель­ности.

ПОБУЖДЕНИЯ - мотивационный компонент характера.

ВОЛЯ - потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилиза­ция личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и по­ступков.

ЛИЧНОСТЬ - это активно осваивающий и целенаправленно преобразую­щий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, ди­намичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребно-стно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освое­ния и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопре­деления в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Личность получает свою структуру из видового строения человеческой дея­тельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ (познавательный) потенциал определяется объ­емом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информа­ция складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и са­мопознании. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с ко­торыми связана познавательная деятельность человека.

. . АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной,ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеала­ми, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следо­вательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоциональ-

но-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

ТВОРЧЕСКИЙ потенциал личности определяется полученными ею и само­стоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, со­циально-организаторской и критической деятельности.

КОММУНИКАТИВНЫЙ потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавли­ваемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ потенциал личности определяется уровнем, содер­жанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

Художественная активность личность развертывается и в творчестве, про­фессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом и физическими качествами и т.п., а тем, 1) что и как она знает: 2) что и как она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общается; 5) каковы ее ху­дожественные потребности и как она их удовлетворяет.

Социализация личности представляет собой процесс формирования лично­сти в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком соци­ального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собст­венные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до подро­
сткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адапти­
руется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди
других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подро­
стковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» харак­
теризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в миро­
воззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концепту­альная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе,
«вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства
человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны
следующие исходы:

- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий
(взаимоотношений) с людьми и обществом:

- изменение себя, «стать как все»;

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости челове­
ка, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает

психологическая структура и типологии личности - student2.ru социальныйопыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия чело­века на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст каквозраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. в процесс передачи его новым поколениям.

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре. он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освое­нием все новых и новых видов деятельности. В результате каждая личность вы­являет особо значимые для себя аспекты деятельности, концентрирует свое внимание на этом выбранном главном аспекте, соподчиняя ему все остальные деятельности В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я» или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жиз­ни под воздействием многочисленных социальных влияний ивключает 4 ком­понента (по В.С.Мерлину):

- сознание отличия себя от остального мира:

- сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

- сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки:

- социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формирует­
сяна основе накопленного опыта общения и деятельности. И деятельность, и
общение, и самосознание личности определяется тем. какие социальные роли
она выполняет.

Социальная роль- относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), выработанный в данном обществе для выполнения определенной объективной социальной функции, для реализация определенного социального статуса.

Социальный статус- это совокупность прав и обязанностей человека, обу­словленныхего положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений. Социальный статус отвечает на вопрос «Кто он?» (учитель, инженер, пенсионер), а роль - «Что он делает9», «Какие социально-типичные аспекты поведения проявляет?». В ходе длительного выполнения со­циальной роли у человека формируется некоторое представление о себе иза­крепляются определенные свойства и черты личности. Социальный статус свя­зан с системой социальных ожиданий (от человека ждут определенных дейст­вий, человек ждет от других определенного отношения к себе). Одни социаль­ные ожидания выражены в четких правилах л инструкциях, другие подчас про­сто не осознаются. Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо исполняет свою роль, то группа, окружающие люди применяют к нему социальные санкции, меры принуждения: насмешки, бойкот, угрозы, выговор, неодобрение и т.п.

Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же че­ловеку предъявляются противоположные социальные требования, может воз­никнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность, либо он выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требо­вания и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с тем, кто его ценит.

В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то по­стоянно остается самим собой, т.е. ролевое поведение - это своеобразное соче­тание ролей и индивидуальности личности исполнителя.

Каждая роль накладывает известный отпечаток на личность, на самосоз­нание человека, т.к. человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли. Иногда возникает внутриличностный кон­фликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному « Я».

Возможны следующие виды внутриличностных конфликтов:

1) если «роль» выше возможностей «Я», то человеку грозит переутомление.
появление неуверенности в себе;

2) если «роль» ниже возможностей «Я», является недостойной, унизитель­
ной для человека, то разрешение этого конфликта может принять разные фор­
мы.

Что побуждает человека освоить ту или иную социальную роль' Во-первых, внешние требования, своеобразное психологическое давление значимых для человека людей побуждает освоить роль, но все-таки более существенно влияют внутренние мотивы:

1) если выполнение каких-либо желаний человека возможно через овладе­
ние им определенной ролью и для него заманчивы те права, те льготы, которые
доступны исполнителю определенной роли;

2) если овладение ролью позволяет человеку приобрести социально-
психологическую защищенность, дает возможность иметь более приятные со­
циальные отношения с другими людьми, получить их признание, любовь.
одобрение, уважение, то человек способен приложить максимум усилий для ов­
ладения этой социальной ролью.

Таким образом, действия человека, его активность обусловлены прежде всего внутренними побудительными силами, его мотивами, потребностями, желаниями.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологи­ческие свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности».

Низшим уровнем личности является биологически обусловленная под­структура, в^которую входят возрастные, половые свойства психики, врожден­ные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека. т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является

также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззре­ние, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности лично­сти наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны опреде­ленные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

В психологии существуют два главных направления исследования лично­сти: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности.

При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности яв­ляется целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных лично­стных факторов (черт). Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. На­пример, такой тип личности, как «авторитарная личность», - конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся к одному из них доминантности. Одно из самых разительных отличий авторитарности от доми­нантности заключается в том. что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое по­ложение и борется за более высокое положение.

Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество ин­дивидуальностей к небольшому числу типичных портретов. Гиппократовские четыре типа темперамента - наиболее древний и наиболее известный пример, в котором предполагается наличие соответствия между психологическим типом и физической формой.

Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обу­словливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагиро­вания, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направ­лены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психиче­ского склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портре-

тов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезны­ми, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с опреде­ленным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Темперамент в переводе с латинского - смесь, соразмерность. Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он счи­тал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь (сангвис по-латыни), то темпе­рамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный об­щительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком - желчный, раздражительный, воз­будимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настрое­ния. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный - спо­койный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переклю­чающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь («мелан-холе»), то получает­ся меланхолик - несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, об­ратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он по­казал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение - от­ражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе. взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нерв­ной деятельности: 1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы - соответствует темпераменту холерика): 2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы соответствует темпераменту сангвиника); 3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инерт­ный тип нервной системы соответствует темпераменту флегматика): 4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы обуслов­ливает темперамент меланхолика).

ХОЛЕРИК - это человек, нервная система которого определяется преоб­ладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь де­лом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и. как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к по­явлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

САНГВИНИК - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системы, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жич-

нерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость труд­ностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к но­вым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел. т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализа­цию обстановки.

ФЛЕГМАТИК - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системы, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции про­являются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой ра­ботоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раз­дражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым усло­виям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегма­тик остается внешне спокойным.

МЕЛАНХОЛИК - человек со слабой нервной системой, обладающий по­вышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раз­дражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кроли­ка», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спо­койной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к бы­строму утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувстви­тельностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взросло­го человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систе­матических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные про­цессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их пе-реключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники ( они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т.е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее про-

явление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в пове­дении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с но­выми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, по­скольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его одно­любом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва. первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его тем­перамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнитель­ный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода заня­тий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламен­тированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляе­мость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержа­тельные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально-ничтожная личность.

ХАРАКТЕР - это каркас личности, в который входят только наиболее вы­раженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляю­щиеся в различных видах деятельности. Все черты характера - это черты лич­ности, но не все черты личности - черты характера. Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, прояв­ляющихся в поведении человека, в определенном отношении 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доб­рота, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или прав­дивость и т.п.);3) к порученному делу ( лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпели­вость, ответственность или безответственность, организованность и т.п.): 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия. душевную и физическую боль, степень настойчивости, Самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Какова связь темперамента с характером? Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение-жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или.

наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темпера­мента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются лег­че, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость - меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врож­денными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, вы­держанным можно быть при любом темпераменте.

Как считает известный немецкий психиатр К Леонгард, у 20-50 % людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при оп­ределенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с ок­ружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии. Психопатия - болез­ненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с другими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80" о). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специ­альных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть спе­цифические особенности поведения людей.

В этой главе необходимо познакомиться с некоторыми понятиями, встре­чающимися при изучении характера.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ. Характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Уровень притязаний - тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыду­щего выполнения.

САМОУВАЖЕНИЕ - обобщенное отношение личности к самой себе, пря­мо пропорционально количеству достигнутых успехов и обратно пропорцио­нально уровню притязаний, т.е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтобы он мог себя уважать.

Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкива­ется с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит не­удачи, испытывает фрустрацию.

ФРУСТРАЦИИ - специфические эмоциональные состояния человека, воз­никающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достиже­нию желаемой цели. Если человек длительное время не выходит из фрустраци-онного состояния, то формируется невроз.

Невроз - приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит «срыв» деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Невроз является следствием не­удач, фрустраций и межличностных столкновений и в то же время нередко cnv-

жит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации. а она. в свою очередь, провоцирует новые конфликты.

К функциональным заболеваниям нервной системы ведут не любые кон­фликты и неприятности, а лишь те, которые глубоко затрагивают интересы че­ловека, вызывают у него сильное чувство неудовлетворенности, обиды, эмо­циональный стресс.

Хотя психотравма является основной причиной болезни, невроз имеет обычно много предрасполагающих факторов как врожденных (генетически обусловленные свойства высшей нервной деятельности), так и приобретенных (дефекты воспитания, акцентуации характера, перенесенное заболевание, пере­утомление, недосыпание и др.).

Любой ли человек может заболеть неврозом? Большинство специалистов считают, что. да, любой. При сильной и длительной психотравме, от которой невозможно избавиться, даже у человека с идеальным здоровьем и характером возникает «нервный срыв». А уж кратковременное невротическое состояние, которое возникает вслед за умственным, эмоциональным переутомлением, зна­комо практически всем. Это неврозность и усталость студентов после трудной сессии, педагога к концу учебного года, молодой кормящей матери, недосы­пающей ночами, и т.д. И у каждого из них в таком состоянии может появиться вспыльчивость, нетерпеливость, раздражительность.

Неврозы делят на три основных вида: неврастению, истерию и невроз на­вязчивых состояний. Каждый из них возникает у людей с определенным типов высшей нервной деятельности, при конкретных ошибках в их воспитании и ти­пичных неблагоприятных жизненных ситуациях. Так, люди «художественного типа», очень эмоционально воспринимающие действительность, более склонны к истерии: «мыслительного типа» - к неврозу навязчивых состояний: а среднее между ними (их большинство) - а неврастении.

Наши рекомендации