Факторы привлечения внимания

1-я группа факторов связана с характером раздражителя. Это факторы силы, новизны, необычности, контраст, внезапность. Например, скорее замечается движущийся объект, нежели статичный.

2-я группа факторов связана с соотношением характера раздражителя и потребностей человека. Привлекает внимание то, что значимо для человека, его деятельности и личности. Имеют значение особенности личности (опыт, эмоциональное состояние, установки и пр.).

3-я группа факторов связана с особенностями организации деятельности субъекта. Внимание всегда привлечено к действию, направленному на определенную цель. Поэтому для привлечения внимания важны: понимание цели, организация деятельности и условия ее протекания.

РАЗВИТИЕ

В раннем детстве внимание ребенка носит диффузный, неустойчивый характер. Однако ребенок рано может проявлять внимание в течение более или менее значительного времени (повторять манипуляции с предметом 20-40 раз). На протяжении дошкольного возраста и к началу школьного ребенок еще слабо владеет своим вниманием.

Следующим приобретением в развитии внимания являются его произвольность и интеллектуализация, переключение с чувственного содержания на мыслительные связи.

Отсюда растут объем внимания, устойчивость, концентрация.

Развитие внимания тесно связано с общим интеллектуальным развитием, развитием воли и личности ребенка в целом.

Механизмы управления вниманием складываются до школы, но требуют формирования определенных умений: 1) умения принимать инструкцию взрослого; 2) удерживать инструкцию на протяжении всего задания; 3) владеть навыками самоконтроля (способность находить новые свойства в обычных объектах, в чем гении далеко превосходят обычных людей).

Л.С. Выготский выделял две линии развития внимания ребенка: линию непроизвольного (натурального) и произвольного (высшей формы) внимания.

Непроизвольное внимание развивается под влиянием развития нервной системы, продолжается всю жизнь, но имеет «приглушенные», «замедленные» проявления.

Произвольное внимание развивается в направлении изменения самих приемов работы, возникает под влиянием взрослых и связано с переживанием усилий.

НАРУШЕНИЯ

Рассеянность мнимая - это результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя.

Рассеянность - расстройство внимания. Нарушение способности сосредотачивать внимание на избранном объекте на длительное время, при этом страдают концентрация внимания, его устойчивость, перераспределение. Характерна для невротических состояний и утомления.

Отвлекаемость внимания - нарушение внимания, его устойчивости. Характерно быстрое переключение внимания в связи с появлением новых внешних раздражителей или при возникновении случайных ассоциаций. Наблюдается при маниакальных и гипоманиакальных состояниях, а также у людей с поверхностным, легким отношением к окружающему, воспитанным в процессе неправильного воспитания.

Способность к отвлечению (с легкостью) обычно относят к детям, которые легко увлекаются другой задачей или даже другой мыслью, далекими от тех, которыми занимаются. Это возрастные особенности внимания детей.

Сужение внимания - слишком маленький объем внимания (2-3 ед.), наблюдается при психических расстройствах, депрессии.

Слабость распределения внимания - нарушение при многих психических заболеваниях и состояниях.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Поскольку внимание обладает различными независимыми друг от друга свойствами и зависит от многих личностных факторов, а также от обучения и воспитания, то люди могут значительно отличаться по отдельным свойствам внимания, образуя индивидуальные типы:

1) широкое и узкое внимание (в зависимости от объема);

2) хорошо и плохо распределяемое;

3) быстро или медленно переключаемое;

4) концентрированное или флюктуирующее;

5) устойчивое и неустойчивое.

Лекция 3. Психология личности и общения

Психология личности

Личность является предметом изучения разных наук: философии, социологии, педагогики, семантики, медицины и пр. Однако каждая научная область изучает личность со своей точки зрения.

Эта фундаментальная категория не может быть понята без представления о таких понятиях, как человек, индивид, индивидуальность.

Человек (Homo sapiens - человек разумный) - род Homo отряда приматов, из которых единственным выжившим видом является Homo sapiens. Понятие «человек» означает принадлежность к человеческому роду.

Индивид - отдельное живое существо, представитель биологического вида.

Человек рождается индивидом, а затем становится личностью благодаря вхождению каждого конкретного индивида в общественные отношения и «интериоризации» этих отношений. Процесс превращения индивида в личность называется персонализацией.

Персонализация - процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности.

Понятие «личность» в современной психологии понимается неоднозначно.

Личность это:

1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении.

В различных психологических направлениях и концепциях (в психоанализе, бихевиоризме, в концепциях К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса) личность трактуется по-своему. В отечественной психологии личность выступает в единстве биологического и социального, но природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы (СЛ. Рубинштейн). Так, например, мозговая патология обусловлена биологически, а изменение в связи с этим характера (личности) связано с социальной детерминацией. Индивид в процессе социализации не только изменяет мир, но и изменяется сам. Он становится личностью.

Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое) – системная организация человека как интегральная целостность, включающая различные уровни его психической организации. Индивидуальность - это те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей, личность в ее своеобразии.

ФУНКЦИИ

Личность обеспечивает индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. От личности зависит, как функционируют психические процессы, которые являются функциями личности. Они у человека не остаются спонтанными процессами, а превращаются в сознательные регулируемые операции, которые он направляет на решение своих задач (например, восприятие превращается в сознательное наблюдение, эмоции и воля обусловлены развитием личности и т.д.).

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Теории личности - это совокупность гипотез или предположений о природе и механизмах развития личности.

Основные вопросы, на которые должна дать ответ теория личности, это:

- Что есть личность? Какова ее структура?

- Каковы источники ее развития (врожденные или приобретенные)?

- Что доминирует в личности: сознание или бессознательное?

- Обладает ли личность свободой воли?

- Является ли внутренний мир человека субъективным или объективным и может ли быть выявлен с помощью объективных методов?

- Какими методами изучалась и др.

В науке сложилось восемь устойчивых теорий личности:

1) психоаналитическая (З. Фрейд),

2) аналитическая (К. Юнг),

3) индивидуальная (А. Адлер),

4) когнитивная (Дж. Келли),

5) гуманистическая (А. Маслоу, К. Роджерс),

6) поведенческая (А. Бандура),

7) деятельностная (А.Н. Леонтьев),

8) диспозиционная (Г. Одпорт).

Существуют и другие подходы, а также постоянно возникают новые.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Психодинамическая (З. Фрейд). В рамках этой теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств и отдельных защитных механизмов. З.Фрейд выделяет три основных блока личности: ид, эго и суперэго.

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограничения объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям.

Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные защитные механизмы, которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения - психологическая защита.

Аналитическая (К. Юнг). Согласно аналитической теории личность - совокупность врожденных и реализованных архетипов (см. табл. 3.1.), а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности. В структуре личности К. Юнг выделяет три основных блока:

1) коллективное бессознательное. В этой части сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов;

2) индивидуальное бессознательное - совокупность «комплексов », или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания;

3) индивидуальное сознательное - структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.

Таблица 3.1.

Наши рекомендации