ГРУППА УПРАВЛЕНИЕ (коллективная)
Психология управления ЛЕКЦИЯ (2 курс)
Психология управления изучает деятельность руководителя, особенности личности руководителя, проблемы подбора персонала, социальные психологические вопросы групп и коллективов.
Основные закономерности межличностных отношений.
1. Неопределенность отклика (при одних воздействиях, ситуациях, люди ведут себя по-разному)
2. Отклика (зависимость восприятия людьми внешних воздействий от различных личностных особенностей, в конкретных ситуациях и особенности передачи воздействия)
3. Неадекватности отображения человека человеком, неадекватность самооценки
(невозможность постичь себя, и тем более остальных людей).
4. Искажение смысла информации (испорченный телефон).
5. Психологической самозащиты (сохранение личного статуса).
Психологическая личность.
Человек как объект управления.
Личность: свидетельство или качества социальные.
Особое качество приобретается индивидам в обществе и в социальном сети.
Структура личности:
-характер
-темперамент (врожденная)
-способности
-направления
Тип нервной системы является врожденной характеристикой, которая определяет энергозатраты в деятельности и в поведении, скорость реагирования.
Свойства:
-сила выносливости
-уравновешенность
-подвижность
Типы нервной системы(темпераменты):
1.Слабый: легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее (меланхолик)
2. Неуравновешенный: быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения (холерик)
3.Энертный: медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний(флегматик)
4.Подвижный: живого, подвижного, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности(сангвиник)
Так же рассматриваются типы темперамента:
-экстраверт (контактные люди) – холерики и сангвиники
-Интроверт (спокойные люди) – меланхолики и флегматики
Сигнальная система разделяется:
-сигнальная система чувств
-сигнальная система знаков (ведущая)
Так же разделяется:
-мыслительный тип: аналитический склад ума, чувствительные.
-художественный тип: чувствительные, впечатлительные, творческие.
-средний тип: 50/50 (мыслительный художественный). 80% людей относятся именно к этому типу.
ХАРАКТЕР.
Характер( с греческого переводиться как «чеканка»)
- строительство отношений с внешним видом (что делается? за чем? Почему?)
Мотивационная сторона личности человека – направленность личности обусловлена системой побуждения, личная целеустремленность человека, включает в себя:
1. Система ценностей (смысл жизни)
2. Притязательность личности (самооценка)
Направленность характера:
-значимость устремлений
-широта, диапазон сферы устремлений
-интенсивность или смена устремлений
Мотивы личностей(поведение) делятся на две группы:
1. Мотивы жизни и поведения или мотивы цели.
2. Выбора пути или инструментальные мотивы.
Таким образом под мотивацией понимаем 2 психологический явления:
1.Совокупность побуждения вызывающего _______________
2.Процесс формирования мотивов стимулирующих поведенческую активности на определенном уровне.
ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ.
1. Содержательные определяющие смысл и суть потребностей побуждающих людей к действию:
-теория Маслоу (пирамида потребностей.
Потребность самоуважения Потребность самореализации
Потребность принадлежности Потребность безопасности
Потребность физическая
-теория Герцберг(в организации):
1)гигиеническая (зарплата, условия труда)
2)мотивационная (карьерный рост, поощрение)
2. Процессуальная исследует усилия людей в процессе деятельности:
-теория ожидания
-теория справедливости (отражает справедливость вознаграждения по отношению к другим сотрудникам)
Субъект: лидер.
Лидерство – власть управленческая .
Подходы к изучению лидерства:
1. С позиции личностных качеств (ведущие)
2. Поведенческий подход ( стиль управления).
3. Ситуационный подход (из ситуации действует лидер)
Левин подход к стилям (с точки зрения руководителя):
Авторитарный | Демократичный | Либеральный |
Руководитель над коллективом | Позиция внутри коллектива, часть коллектива | Руководитель вне коллектива, не вмешивается |
Таким образом, стиль руководства относительно устойчивая система способов и методов, форм деятельности руководителя, привычная манера поведения руководителя к подчиненным, направленное влияние и побуждения подчиненных к решениям целей организации.
Теория Мак-Грегер:
Теория «х» и «У», где «х»– человек который не хочет работать, а «у» - человек готовый работать.
Теория Блейка и Мутона:
Отношение к людям | V | V | |
V | |||
V | V | ||
Отношение к работе |
Таким образом учитывается позиции руководителя и социальных целей.
Каждый стиль не считается оптимальным.
Ситуационный подход опирается на последующие:
1.стиль всегда соотносится с эффективность. Функции коллектива
2.связь между стилями управления и эффективности определяется следующими параметрами:
-особенности коллектива.
-специфика решаемых задач.
Пермен и Блэнд:
Ситуационная модель согласна модели лидерства это способ взаимодействия лидера и коллектива, но лидером является тот руководитель, чей стиль подходить к уровню развития группы.
Стадии:
А. не способная и не желающая работать.
Б.группа восприимчивая , частично желающая, но не способная работать.
В. Популяризация частично работать, стиль участие, лидер не контролирует процесс.
Г. Полностью способность и желание работать.
ГРУППА УПРАВЛЕНИЕ (коллективная)
Группа- человеческая общность выделяемая на основе определенных признаков.
Малая группа от 2 до 12 человек.
Члены группы объединены общей деятельностью, находиться непосредственно в личностном общении, что является основой возникающих эмоциональных отношений, групповых норм и процессов.
Функциональность структур: отображает формальная структура -взаимодействие, а не формальная отражает межличностную структуру.
Основные процессы:
-коммуникационная (обмен информацией между живыми организмами.)
-интеракция(взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог)
-аттракция(обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого)
-перцепция (восприятие других членов группы) .
Структура группы:
1. Формальное лидерство
2. Роли или модели поведения, которые ожидаются от членов группы в соответствии с тем местом, которое занимает человек.
3. Нормы принятые, образцы поведения внутри группы, выполняющими всеми без исключений , качество работы)
4. Статус(положение человека присвоенное другими членами группы)
5. Размер группы (продуктивный 710 человек, для принятие решения 20-25 человек)
6. Состав группы (возрастная, половая принадлежность ;эффективнее конечно работают - разнородные, но чаще возникают конфликты на почве разных взглядов)
Таким образом по отношению к личности группа может играть как положительную , так и отрицательную роль. Если же группа обеспечивает удовлетворительные потребности личности, а установленный группой статус соответствует ожидаемым ,то личность развивается. В противном случаи начинается деградация и может возникнуть конфликт.
Этапы ,или механизмы групповой динамики:
1. Формирование (цели, знакомства с ролями) – не думают о работе.
2. Бурление ( внутренние конфликты) – не думают о работе.
3. Нормализация ( определились)
4. Наивысшая стадия работоспособности (завершение работы)
5. Расформирование или умирание группы.
Психологическая совместимость делиться на два типа:
1. Психофизиологическая ( темперамент, работоспособность)
2. Социальнопсихологическая (сочетание типов поведения людей в группе)
Коммуникативное поведение:
1. Люди стремятся к лидерству ,заставляют работать
2. Индивидуум
3. Коллектив , могут решать задачи работая с другими людьми
4. Конформисты