ГРУППА УПРАВЛЕНИЕ (коллективная)

Психология управления ЛЕКЦИЯ (2 курс)

Психология управления изучает деятельность руководителя, особенности личности руководителя, проблемы подбора персонала, социальные психологические вопросы групп и коллективов.

Основные закономерности межличностных отношений.

1. Неопределенность отклика (при одних воздействиях, ситуациях, люди ведут себя по-разному)

2. Отклика (зависимость восприятия людьми внешних воздействий от различных личностных особенностей, в конкретных ситуациях и особенности передачи воздействия)

3. Неадекватности отображения человека человеком, неадекватность самооценки

(невозможность постичь себя, и тем более остальных людей).

4. Искажение смысла информации (испорченный телефон).

5. Психологической самозащиты (сохранение личного статуса).

Психологическая личность.

Человек как объект управления.

Личность: свидетельство или качества социальные.

Особое качество приобретается индивидам в обществе и в социальном сети.

Структура личности:

-характер

-темперамент (врожденная)

-способности

-направления

Тип нервной системы является врожденной характеристикой, которая определяет энергозатраты в деятельности и в поведении, скорость реагирования.

Свойства:

-сила выносливости

-уравновешенность

-подвижность

Типы нервной системы(темпераменты):

1.Слабый: легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее (меланхолик)

2. Неуравновешенный: быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения (холерик)

3.Энертный: медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний(флегматик)

4.Подвижный: живого, подвижного, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности(сангвиник)

Так же рассматриваются типы темперамента:

-экстраверт (контактные люди) – холерики и сангвиники

-Интроверт (спокойные люди) – меланхолики и флегматики

Сигнальная система разделяется:

-сигнальная система чувств

-сигнальная система знаков (ведущая)

Так же разделяется:

-мыслительный тип: аналитический склад ума, чувствительные.

-художественный тип: чувствительные, впечатлительные, творческие.

-средний тип: 50/50 (мыслительный художественный). 80% людей относятся именно к этому типу.

ХАРАКТЕР.

Характер( с греческого переводиться как «чеканка»)

- строительство отношений с внешним видом (что делается? за чем? Почему?)

Мотивационная сторона личности человека – направленность личности обусловлена системой побуждения, личная целеустремленность человека, включает в себя:

1. Система ценностей (смысл жизни)

2. Притязательность личности (самооценка)

Направленность характера:

-значимость устремлений

-широта, диапазон сферы устремлений

-интенсивность или смена устремлений

Мотивы личностей(поведение) делятся на две группы:

1. Мотивы жизни и поведения или мотивы цели.

2. Выбора пути или инструментальные мотивы.

Таким образом под мотивацией понимаем 2 психологический явления:

1.Совокупность побуждения вызывающего _______________

2.Процесс формирования мотивов стимулирующих поведенческую активности на определенном уровне.

ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ.

1. Содержательные определяющие смысл и суть потребностей побуждающих людей к действию:

ГРУППА УПРАВЛЕНИЕ (коллективная) - student2.ru -теория Маслоу (пирамида потребностей.

Потребность самоуважения Потребность самореализации

Потребность принадлежности Потребность безопасности

Потребность физическая

-теория Герцберг(в организации):

1)гигиеническая (зарплата, условия труда)

2)мотивационная (карьерный рост, поощрение)

2. Процессуальная исследует усилия людей в процессе деятельности:

-теория ожидания

-теория справедливости (отражает справедливость вознаграждения по отношению к другим сотрудникам)

Субъект: лидер.

Лидерство – власть управленческая .

Подходы к изучению лидерства:

1. С позиции личностных качеств (ведущие)

2. Поведенческий подход ( стиль управления).

3. Ситуационный подход (из ситуации действует лидер)

Левин подход к стилям (с точки зрения руководителя):

Авторитарный Демократичный Либеральный
Руководитель над коллективом Позиция внутри коллектива, часть коллектива Руководитель вне коллектива, не вмешивается

Таким образом, стиль руководства относительно устойчивая система способов и методов, форм деятельности руководителя, привычная манера поведения руководителя к подчиненным, направленное влияние и побуждения подчиненных к решениям целей организации.

Теория Мак-Грегер:

Теория «х» и «У», где «х»– человек который не хочет работать, а «у» - человек готовый работать.

Теория Блейка и Мутона:

ГРУППА УПРАВЛЕНИЕ (коллективная) - student2.ru

  Отношение к людям   V   V
  V  
V   V
Отношение к работе  

Таким образом учитывается позиции руководителя и социальных целей.

Каждый стиль не считается оптимальным.

Ситуационный подход опирается на последующие:

1.стиль всегда соотносится с эффективность. Функции коллектива

2.связь между стилями управления и эффективности определяется следующими параметрами:

-особенности коллектива.

-специфика решаемых задач.

Пермен и Блэнд:

Ситуационная модель согласна модели лидерства это способ взаимодействия лидера и коллектива, но лидером является тот руководитель, чей стиль подходить к уровню развития группы.

Стадии:

А. не способная и не желающая работать.

Б.группа восприимчивая , частично желающая, но не способная работать.

В. Популяризация частично работать, стиль участие, лидер не контролирует процесс.

Г. Полностью способность и желание работать.

ГРУППА УПРАВЛЕНИЕ (коллективная)

Группа- человеческая общность выделяемая на основе определенных признаков.

Малая группа от 2 до 12 человек.

Члены группы объединены общей деятельностью, находиться непосредственно в личностном общении, что является основой возникающих эмоциональных отношений, групповых норм и процессов.

Функциональность структур: отображает формальная структура -взаимодействие, а не формальная отражает межличностную структуру.

Основные процессы:

-коммуникационная (обмен информацией между живыми организмами.)

-интеракция(взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог)

-аттракция(обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого)

-перцепция (восприятие других членов группы) .

Структура группы:

1. Формальное лидерство

2. Роли или модели поведения, которые ожидаются от членов группы в соответствии с тем местом, которое занимает человек.

3. Нормы принятые, образцы поведения внутри группы, выполняющими всеми без исключений , качество работы)

4. Статус(положение человека присвоенное другими членами группы)

5. Размер группы (продуктивный 710 человек, для принятие решения 20-25 человек)

6. Состав группы (возрастная, половая принадлежность ;эффективнее конечно работают - разнородные, но чаще возникают конфликты на почве разных взглядов)

Таким образом по отношению к личности группа может играть как положительную , так и отрицательную роль. Если же группа обеспечивает удовлетворительные потребности личности, а установленный группой статус соответствует ожидаемым ,то личность развивается. В противном случаи начинается деградация и может возникнуть конфликт.

Этапы ,или механизмы групповой динамики:

1. Формирование (цели, знакомства с ролями) – не думают о работе.

2. Бурление ( внутренние конфликты) – не думают о работе.

3. Нормализация ( определились)

4. Наивысшая стадия работоспособности (завершение работы)

5. Расформирование или умирание группы.

Психологическая совместимость делиться на два типа:

1. Психофизиологическая ( темперамент, работоспособность)

2. Социальнопсихологическая (сочетание типов поведения людей в группе)

Коммуникативное поведение:

1. Люди стремятся к лидерству ,заставляют работать

2. Индивидуум

3. Коллектив , могут решать задачи работая с другими людьми

4. Конформисты

Наши рекомендации