Проблемы контроля деятельности в образовательном учреждении
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология управления образовательным процессом
По подготовке (специалиста)
По направлению (специальности) “020400-Психология”
Курс 4 , семестр 7
Нормативная трудоемкость дисциплины
Семестр | Учебные занятия | Форма итоговой аттестации (зач., экз.) | ||||
Всего часов | Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа студентов | ||
экз | ||||||
Цели и задачи преподавания дисциплины
2.1 Цель: научиться анализировать управленческую деятельность директора школы, учителя, ориентироваться на коррекционную работу с руководителями в сфере образования.
2.2 Задачи. В результате изучения дисциплины студент будет
иметь представление (понимать и уметь объяснить): О специфике управления в сфере образования, типичных проблемах в управленческой деятельности в современной школе.
знать: особенности управленческой деятельности в системе образования Знать особенности управленческой деятельности во внутришкольном менеджменте, управленческой деятельности учителя по мотивации учебной деятельности школьников, постановке целей урока, оценочной деятельности учителя.
-
уметь:, провести анализ управленческой деятельности руководителей школы, учителя для выявления «слабых» мест, умений нуждающихся в корректировке,
иметь опыт (навыки): разработки программы коррекционных мероприятий с руководителями школ и с учителями
-
Содержание и структура дисциплины
3.1 Сводные данные об учебной дисциплине
№ | Блок, модуль, раздел, тема | Количество часов занятий | |||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | ||||
Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия | |||
Специфика управленческого труда в образовательном учреждении, | |||||
Типичные проблемы внутришкольного менеджмента в современной школе. | |||||
Власть и её реализация в школе. | |||||
Профессиональные умения, способности, личность менеджера. | |||||
Управленческая культура в школе. | |||||
Развитие лидерских способностей. | |||||
Становление организационной культуры. | |||||
Изменение установок сотрудников. | |||||
Психологический климат в педагогическом коллективе. | |||||
Конфликты в педагогическом коллективе и работа с ними. | |||||
Общение с «трудными» сотрудниками. | |||||
Учитель – менеджер. | |||||
Коммуникативная компетентность руководителя. | |||||
Нормативная регуляция поведения в школе | |||||
3.2 Лекции
Раздел (модуль), тема, краткое содержание темы
3.3 Практические (семинарские), лабораторные занятия
Раздел (модуль), тема, краткое содержание темы, форма проведения занятия
3.4 Самостоятельная работа студентов
Подготовка программы коррекционной работы с менеджерами.
Презентация подготовленной программы коррекционной работы.
Список литературы по дисциплине
Список обязательной литературы по дисциплине (теме)
№ | Наименование |
1. | Крыжко В.В. Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера в образовании. СПб 2002 |
Вудкок М.Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М. Дело.1991. | |
Маркова А.К. Психология труда учителя. М.:Просвещение, 1993. 192 с | |
4. | Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 200с. |
5. | Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991. 178 с. |
6. | Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. М., 1992. |
7. | Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Л.: Знание, 1985. 128 с. |
8. | Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. Речь. 2002. |
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1997. |
Список дополнительной литературы по дисциплине
Пор. № | Наименование информационного источника |
1. | Кан–Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. |
2. | Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»: введение в конфликтологию образования.М. 2002 |
3. | Решетова З.И. Психологические основы обучения. — М., 1985. |
4. | Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — МГУ, 1981. |
5. | Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. – М. 1993. – 93 с. |
6. | Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования. – СПб.: «Политехника», 1993. – 95 с. |
7. | Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей/отв. Ред. Ю. А. Кудрявцев. _ М.: Педагогическое общество России, 2001. – 102 с. |
8. | Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. 96 с. |
Алексеев А.А. ,Громова Л.А. Поймите меня правильно...Санкт-Петербург, Экономическая школа,1993. | |
Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. Москва. 2000 | |
Зайверт Л. Ваше время - в ваших руках. М. Экономика, 1991. | |
Кричевский р.л. Если вы - руководитель...М.Дело.1993. | |
Бойко В.В. Ковалёв А.Г. Панфёров В.Н. Социально-психологический климат коллектива.М.1983. | |
Мицич П. Как проводить деловые беседы. М.Экономика, 1983. | |
Скотт Д. Способы разрешения конфликтов .Киев,1991. | |
. |
Методические материалы
Примерная тематика рефератов, контрольных работ.
Профессиональная компетентность руководителя.
Социально-психологические условия становления учителя.
Конфликт: источники и пути решения.
Воспитание и самовоспитание.
Компоненты управленческой деятельности.
Готовность педагога к осуществлению управленческой деятельности.
Проблемы контроля деятельности в образовательном учреждении.