Проблемы контроля деятельности в образовательном учреждении

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология управления образовательным процессом

По подготовке (специалиста)

По направлению (специальности) “020400-Психология”

Курс 4 , семестр 7

Нормативная трудоемкость дисциплины

Семестр Учебные занятия Форма итоговой аттестации (зач., экз.)
Всего часов Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа студентов
      экз
             

Цели и задачи преподавания дисциплины

2.1 Цель: научиться анализировать управленческую деятельность директора школы, учителя, ориентироваться на коррекционную работу с руководителями в сфере образования.

2.2 Задачи. В результате изучения дисциплины студент будет

иметь представление (понимать и уметь объяснить): О специфике управления в сфере образования, типичных проблемах в управленческой деятельности в современной школе.

знать: особенности управленческой деятельности в системе образования Знать особенности управленческой деятельности во внутришкольном менеджменте, управленческой деятельности учителя по мотивации учебной деятельности школьников, постановке целей урока, оценочной деятельности учителя.

-

уметь:, провести анализ управленческой деятельности руководителей школы, учителя для выявления «слабых» мест, умений нуждающихся в корректировке,

иметь опыт (навыки): разработки программы коррекционных мероприятий с руководителями школ и с учителями

-

Содержание и структура дисциплины

3.1 Сводные данные об учебной дисциплине

Блок, модуль, раздел, тема Количество часов занятий
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия
  Специфика управленческого труда в образовательном учреждении,    
  Типичные проблемы внутришкольного менеджмента в современной школе.      
  Власть и её реализация в школе.      
  Профессиональные умения, способности, личность менеджера.      
  Управленческая культура в школе.    
  Развитие лидерских способностей.  
  Становление организационной культуры.    
  Изменение установок сотрудников.    
  Психологический климат в педагогическом коллективе.  
  Конфликты в педагогическом коллективе и работа с ними.      
  Общение с «трудными» сотрудниками.      
  Учитель – менеджер.  
  Коммуникативная компетентность руководителя.    
  Нормативная регуляция поведения в школе      
           


3.2 Лекции

Раздел (модуль), тема, краткое содержание темы

3.3 Практические (семинарские), лабораторные занятия

Раздел (модуль), тема, краткое содержание темы, форма проведения занятия

3.4 Самостоятельная работа студентов

Подготовка программы коррекционной работы с менеджерами.

Презентация подготовленной программы коррекционной работы.

Список литературы по дисциплине

Список обязательной литературы по дисциплине (теме)

Наименование
1. Крыжко В.В. Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера в образовании. СПб 2002
Вудкок М.Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М. Дело.1991.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М.:Просвещение, 1993. 192 с
4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 200с.
5. Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991. 178 с.
6. Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. М., 1992.
7. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Л.: Знание, 1985. 128 с.
8. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. Речь. 2002.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1997.

Список дополнительной литературы по дисциплине

Пор. № Наименование информационного источника
1. Кан–Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.
2. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»: введение в конфликтологию образования.М. 2002
3. Решетова З.И. Психологические основы обучения. — М., 1985.
4. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — МГУ, 1981.
5. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. – М. 1993. – 93 с.
6. Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования. – СПб.: «Политехника», 1993. – 95 с.
7. Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей/отв. Ред. Ю. А. Кудрявцев. _ М.: Педагогическое общество России, 2001. – 102 с.
8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
Алексеев А.А. ,Громова Л.А. Поймите меня правильно...Санкт-Петербург, Экономическая школа,1993.
Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. Москва. 2000
Зайверт Л. Ваше время - в ваших руках. М. Экономика, 1991.
Кричевский р.л. Если вы - руководитель...М.Дело.1993.
Бойко В.В. Ковалёв А.Г. Панфёров В.Н. Социально-психологический климат коллектива.М.1983.
Мицич П. Как проводить деловые беседы. М.Экономика, 1983.
Скотт Д. Способы разрешения конфликтов .Киев,1991.
  .

Методические материалы

Примерная тематика рефератов, контрольных работ.

Профессиональная компетентность руководителя.

Социально-психологические условия становления учителя.

Конфликт: источники и пути решения.

Воспитание и самовоспитание.

Компоненты управленческой деятельности.

Готовность педагога к осуществлению управленческой деятельности.

Проблемы контроля деятельности в образовательном учреждении.

Наши рекомендации