Тема 5. Психологический анализ сценария личности. (4 часа)
Трансактный анализ
Учебно-методическое пособие
Научный редактор – Павловец Г.Г., к.психол.наук., доцент
Рецензент - Дреев О.И., к.психол.наук., доцент
Утверждено решением Методического совета СОГПИ
Данное пособие представляет собой учебно-методическое обеспечение спецкурса по социальной психологии «Трансактный анализ» для студентов психологического отделения Северо-Осетинского педагогического института.
Содержание пособия составлено таким образом, чтобы студенты смогли в рамках теории трансактного анализа самостоятельно проанализировать психологический аспект делового и бытового общения.
В пособии имеется набор практических рекомендаций и упражнений по развитию и коррекции процесса индивидуального общения личности.
Содержание:
1. Цели и задачи курса
2. Календарно-тематический план
3. Тематическое содержание лекционного курса
4. Практические занятия
5. Самостоятельная работа студентов
6. Вопросы к зачету
7. Практические занятия
Цели и задачи курса:
1. Изучение теоретических положений и принципов трансактного анализа
а) как научного и практического направления в психологии личности,
б) как метода самопознания, вызывающего размышления о возможностях
человеческого поведения.
2. Рассмотрение вопросов применения ТА в сфере организации и управления делового и
бытового общения.
3. Способствование развитию навыков общения в бытовой и профессиональной
деятельности.
Трансактный анализ - психологическая теория, касающаяся взаимовлияния и взаимоотношений между людьми, которая рассматривает развитие личности в социальном окружении.
Трансактный анализ - является методом индивидуальной и групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трёх основных состояний "Я".
Трансактный анализ - это теоретическая система рекомендаций с помощью, которой человек может оценить свои прежние решения и поведение, изменить то, что было бы желательно изменить.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН.
№ п/ п | Наименование темы | Количество часов |
Лекции. | ||
| Структурный анализ эго-состояний 1 и 11 порядка. | |
| Психологический анализ трансакций. | |
| Потребность в контактах структурирование времени. | |
| Психологические позиции. Личная и половая идентификация. | |
| Психологический анализ сценария личности. | |
| Интеграция состояния Взрослого. | |
ИТОГО: | ||
Практические занятия. | ||
| Изучение эго-состояний "Я" отдельной личности и её чувства. | |
| Анализ трансакций. | |
| Контакты. Признание. Структурирование времени. | |
| Личный сценарий. Ролевые отождествления. | |
| Исполнение психологических игр. | |
| Активизация, укрепление, интеграция компонента Взрослого. | |
| Метод решения проблем в ТА. | |
ИТОГО: | ||
Форма контроля - зачет |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА.
Тема 1. Структурный анализ эго-состояний I и II порядка. (4 часа)
Определение, развитие и применение ТА. Понятие структурного анализа как анализа отдельной личности на основе представления о структуре человеческой психики как структуре, состоящей из трёх основных элементов: "Родитель", "Взрослый", "Дитя". Структурный анализ эго-состояний II порядка "Родителя", "Дитя". Функциональное деление трех эго - состояний. Самоанализ и построение эго-граммы отдельной личности.
Тема 2. Психологический анализ трансакций. (4 часа)
Понятие трансакций как единицы общения партнеров по общению. Прямые, косвенные, откровенные, разбавленные, интенсивные, вялые трансакции. Дополнительные, пересекающиеся, скрытые трансакции. Трансакция с обратной связью, Трансакция "Виселицы" и подкрепление деструктивного поведения личности. Конфликтное общение и манипуляции. Организация защиты от манипуляций. Активная, пассивная защита.
Тема 3. Потребность в контрактах и структурирование времени. (2 часа)
Понятие психологического контакта. Вербальные и невербальные, условные и безусловные контакты. Формирование убеждений. Понятие структурирования времени. Способы структурирования времени: избежание, ритуалы, времяпрепровождение, активность, психологические игры, удовольствия, интимность. Понятие психологической игры в ТА. Конструктивные и деструктивные игры. Структура игры: мотивы, цели, степени окончания.
Тема 4. Психологические позиции. Личностная и половая идентификация. (4 часа)
Закрепление психологической позиции. Основные жизненные позиции личности: психологически здоровая позиция, проективная позиция, интроективная позиция, позиция тщетности Процесс формирования личностной идентификации. Детские игры и формирование личности. Пол и психологические позиции.
Тема 5. Психологический анализ сценария личности. (4 часа)
Понятие психологического анализа личности. Основные детерминанты сценариев: детские состояния эго - родителей, "драйверы". Положительные и отрицательные родительские сообщения. Формирование сценария в детстве. Сценарий спроклятиями. Культурные, субкультурные, семейные сценарии личности. Сценарии с проклятиями. Сценарий и контр сценарий. Роли сценариев: преследователь, жертва, спаситель. Манипуляторские позиции: "собака сверху", "собака снизу". Психологические ярлыки (чувства), рэкет (система шантажирования и вымогательств). Отказ от игр. Восстановление искренности. Золотые ярлыки.
Тема 6. Интеграция взрослого. (4 часа)
Функциональные проблемы личности в ТА: контаминации, исключения. Способы устранения проявлений контаминации и исключения. Двойное засорение "Взрослого". Активизация состояния "Взрослого", достижение исполнительного контроля состояния "Взрослого" и автономность (открытие, освобождение, осознанность, спонтанность, интимность). Интеграция "Взрослого" (этическая ответственность, обработка объективных данных, личная привлекательность и отзывчивость). Само актуализация личности.
ЛЕКЦИЯ №1. Структурный анализ эго-состояний I и II порядка. План.
1. Определение, развитие и применение ТА.
2. Анализ структурной модели I порядка.
3. Анализ структурной модели 11 порядка.
Литература:
Основная:
1. Берн Э.Л. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. Л., 992.
2. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993.
3. Берн Э.Л. Трансактный анализ в группе. М., 1994.
ЛЕКЦИЯ №2.
Анализ трансакций.
План.
1. Определение трансакции.
2. Дополнительные трансакции.
3. Пересекающиеся трансакции.
Литература:
Основная:
1.Берн Э.Л. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. Л., 1992.
2. Джеймс М., Джонгвард Д., Рожденные выигрывать. М., 1993.
3. Самыгин С.И.Психология управления. Ростов на Дону, 1997.
Дополнительная:
4. Муладжанова Т.Н. Конфликты в семье и пути их преодоления. М., 1990.
5. Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. Ростов на Дону М., 1997.
ЛЕКЦИЯ №3.
Анализ трансакций.
План.
I. Скрытые трансакции.
2. Манипуляции. Защита от манипуляций.
Литература:
Основная:
1. Берн Э.Л. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. Л., 1992.
2. Самыгин С.И.Психология управления. Ростов на Дону, 1997.
Дополнительная:
1. Муладжанова Т.Н. Конфликты в семье и пути их преодоления. М., 1990.
2. Корнелиус X. Выиграть может каждый. М.,1992.
3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.,1992.
ЛЕКЦИЯ №4