Тема: «психологический анализ личности преступника. типология личности преступника»

Задание 1:

1. Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния насильственного типа. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и попробуйте мысленно определить те свойства личности и обстоятельства ситуации, которые могут служить предпосылками возникновения таких мотивов.

2. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и определите, что необходимо выяснить при сборе информации и общении с лицом, совершившим его, чтобы проверить, действительно ли этот мотив имел место.

Задание 2.Вспомните историю какого-либо известного Вам преступления или воспользуйтесь его описанием в литературе. Проведите его анализ и выделите психологические особенности личности человека, совершившего это преступление, т. е. укажите, какими свойствами личности может обладать человек, совершивший такого рода преступное деяние.

Родион Раскольников – Преступление и наказание.

В произведении «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы.

В своём поступке он исходил из того, что убитую никто не любит, всем она портит жизнь. Кроме того, Раскольников был человеком с повышенной самооценкой. Он нередко повторял следующие слова: «Вошь я или право имею».

ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Задание 1. Заполните таблицу

Виды преступных групп численность цель образования структура уровень сплоченности другие особенности
предкриминальные группы состав не постоянный удовлетворение потребностей на эмоционально-психологической основе нет устойчивой структуры низкий Состоят преимущественно из несовершеннолетних, «дворовые компании»
случайные преступные группы состав не постоянный удовлетворение потребности общения нет устойчивой структуры малый В совершении первого преступления многие его соучастники принимают участие из чувства солидарности, случайно, в силу того, что оказались со всеми в данном месте, либо в результате внезапно возникшей ситуации преступления
простые преступные группы 2-4 имеют общую преступную цель определяется личностными качествами членов группы либо характером преступной деятельности Достаточно сплоченны автономны, достаточно законспирированы и сплочены
организованные преступные группы многочисленны (от 10 до 100) занятие преступной деятельностью иерархическая структура (лидер («авторитет»), сборщики «налогов», боевики) высокий характерны криминальные разборки и «войну» за сферы влияния
преступные организации многочисленны (от 10 до 100) занятие преступной деятельностью иерархическая структура (лидер («авторитет»), сборщики «налогов», боевики) высокий стремление лидеров преступных групп легализовать свою деятельность, работать под прикрытием официальных фирм и ассоциаций, «пробиться» в государственные органы власти

Задание 2. Распределите приведенные ниже внешне наблюдаемые признаки поведения человека по мотивам поведения, о которых они могут свидетельствовать:

изменение цвета кожи; бегающий взгляд; взгляд сверху; прикованный взгляд; взгляд мимо партнера; поднятые брови; сдвинутые к переносице брови; открытая улыбка; стискивание зубов; искусственная улыбка; сжатие губ; заискивающая улыбка; ровная речь; дрожащий голос; повышенный голос; тихий голос; отворачивание лица; кивки головой; руки, сжатые в кулак или скрещенные на груди; демонстрация открытых ладоней; порывистые неконтролируемые движения; посадка на краешке стула с полной обращенностью к партнеру; разговор о своих, сугубо личных делах; безапелляционные замечания; частое употребление местоимения «я».

Мотивы поведения Внешне наблюдаемые признаки поведения
стремление избежать наказания (боязнь возмездия и его последствий) изменение цвета кожи; бегающий взгляд; сжатие губ; дрожащий голос; отворачивание лица;
самозащита (защита от критики, отстаивание своих прав) взгляд мимо партнера; сдвинутые к переносице брови; искусственная улыбка; тихий голос; отворачивание лица; руки, сжатые в кулак или скрещенные на груди;
агрессия (тенденция унизить) изменение цвета кожи; прикованный взгляд; сдвинутые к переносице брови; стискивание зубов; повышенный голос; руки, сжатые в кулак или скрещенные на груди; порывистые неконтролируемые движения; безапелляционные замечания;
поиск положительных контактов открытая улыбка; ровная речь; кивки головой; демонстрация открытых ладоней;
поиск покровителя (потребность в помощи, заботе, защите) изменение цвета кожи; поднятые брови; заискивающая улыбка; ровная речь; кивки головой; демонстрация открытых ладоней; посадка на краешке стула с полной обращенностью к партнеру;
эгоизм (стремление поставить свои интересы выше интересов других) взгляд сверху; повышенный голос; руки, сжатые в кулак или скрещенные на груди; разговор о своих, сугубо личных делах; безапелляционные замечания; частое употребление местоимения «я»

Задание 3. Распределите приведенные ниже внешне наблюдаемые признаки поведения человека по линиям поведения собеседника, о которых они могут свидетельствовать:

взгляд исподлобья, взгляд сверху вниз, знаки указательного пальца, размахивание руками, сжатие кистей в кулак, положение рук ладонями вниз, по скреплению рук на груди или перед лицом, наклон корпуса вперед к собеседнику, усиление громкости голоса, отчетливый (резкий) голос, поднятие плеч, сутулость, поиск опоры, вертикальная жестикуляция, прямая посадка или отклонение корпуса назад, сглаживание поперечных складок на лбу, наклон головы вбок, кивки головой.

Линия поведения Внешне наблюдаемые признаки поведения
Враждебность размахивание руками, сжатие кистей в кулак, отчетливый (резкий) голос, вертикальная жестикуляция, прямая посадка или отклонение корпуса назад,    
Оборонительностъ взгляд исподлобья, сжатие кистей в кулак, сутулость, сглаживание поперечных складок на лбу,    
Доминантность взгляд сверху вниз, знаки указательного пальца, по скреплению рук на груди или перед лицом, усиление громкости голоса, поднятие плеч, поиск опоры, прямая посадка или отклонение корпуса назад,    
Доверительность положение рук ладонями вниз, наклон корпуса вперед к собеседнику, наклон головы вбок, кивки головой    

Задание4. Определите, какие из приведенных ниже татуировок могут свидетельствовать о наличии у их владельца криминального опыта. Дайте краткую характеристику этого опыта. (См. приложение № 2 в элетронном виде ))

тема: «психологический анализ личности преступника. типология личности преступника» - student2.ru

Имеется криминальный опыт у владельцев татуировок:

Татуировка Характеристика опыта
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Задание 1. В юридической психологии накопилось достаточно много информации об особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей и специфики их общения. Рассмотрим некоторые выводы по материалам экспериментальных исследований.

а) Возможно так представить в сокращенном виде путь развития личности в неблагополучной семье от ребенка до несовершеннолетнего правонарушителя с устойчивой антиобщественной направленностью.

Под влиянием неблагоприятных условий развития и воспитания в семье и в школе у ребенка формируется низкая самооценка. Если многочисленные попытки повысить самооценку социально приемлемыми способами не приносят желаемых результатов, то он обращается к асоциальным образцам поведения и к контрнормативным ценностям - и тогда уровень самооценки повышается .

б) Общие выводы относительно особенностей интерперсональных взаимоотношений трудных подростков: у большинства из них нет привязанности к родителям и другим членам семьи, что объясняется заброшенностью, невниманием к ним со стороны родителей; им присуще в целом негативное отношение к учителям как следствие деформации взаимоотношений в школе; большинству подростков не свойственны крепкие дружеские связи со сверстниками, что подтверждается высокими показателями по шкале отгороженности.

1. Внимательно проанализируйте представленные выводы по результатам психологических исследований.

2. С учетом этих выводов попытайтесь сформулировать меры психолого-педагогического характера по совершенствованию воспитания подростков в семье и школе.

_________

_________

__________

_________

_________

__________

_________

__________

_________

__________

_________

_________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

Задача 2.Прочтите описание преступления. Какие причины могли обусловить совершение хищений семиклассником Вовой? Что можно посоветовать его родителям в данной ситуации?

Каковы возможности семьи в профилактике преступлений несовершеннолетних?

В семье Нечаевых беда. Семиклассник Вова связался с плохими ребятами и стал воровать. Родителей вызывали в школу и в детскую комнату милиции. Упрекали, запугивали. Не было никакого сочувствия, никакого понимания - какая это трагедия для родителей.

Что делать и кто виноват? Вот уж не думал Игорь Николаевич, что эти традиционные русские вопросы могут иметь такой смысл. Первый импульс - запороть ремнем. Хорошо, что жена удержала. Разговаривать с сыном не хочется. Да и вряд ли получится разговор по душам: Вова стал замкнутым и пассивно наглым. Ничего не говорит в ответ на замечания, но по его ухмылке видно, что ему эти замечания: собака лает - ветер носит.

Игорь Николаевич с болью вспоминает историю своих взаимоотношений с Володей. Ведь когда-то у него голова кружилась от счастья - родился сын. Они были даже друзьями. Но как-то незаметно появилось отчуждение. Отец думал, что так и должно быть - сын взрослеет. И вот чем все это обернулось. Как же быть?

_________

_________

__________

_________

_________

__________

_________

__________

_________

__________

_________

_________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

Задача 3.Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте личность Вани Петушкова и его друзей. Почему Ваня не смог отказаться от употребления наркотиков?

Ваня Петушков плохо учился. Никак он не мог разобраться в этих формулах по химии, физике, алгебре. Сочинения и диктанты тоже как-то не писались. Он и завидовал отличникам и злился на них, с удовольствием бил при случае. В школе чувствовал себя не в своей тарелке.

Но где Ваня чувствовал себя настоящим человеком, так это с друзьями. Они тоже за всю жизнь не получили ни одной приличной оценки. Поэтому уважали его, а он их. Они любили зайти в подъезд, постелить газетку на ступеньки где-нибудь на третьем этаже. Сидели, разговаривали о жизни, грызли семечки, пели песни под гитару, пили пиво. Иногда устраивали ночную охоту на какого-нибудь «умника» или «умницу». «Как не повезло умникам, что они задержались сегодня допоздна - наверное, учатся в институте, изучают котангенсы!» Били их самозабвенно, безжалостно. И, конечно, отбирали все, что можно отобрать.

Один раз, когда они сидели на ступенях, Серега достал какую-то интересную папиросу - ему хотелось быть похожим на настоящего бандюгу. «Ну что ребята! Кто хочет косячка поймать?» Ваня понял, что Серега принес наркотик, и очень не хотел курить эту папиросу - столько кругом трезвонят про «белую смерть». Серега закурил. Затянулся и Витек. Даже Славик и тот взял папиросу, пущенную по кругу. Ваня понял - если откажется, друзей потеряет. «Да ладно. Анаша - это не так уж страшно»,- подумал он и тоже затянулся. В голове все поплыло.

Через два года Ваня умер от гепатита - где-то заразился через шприц. Сереге и Витьку «повезло» - в колонии для малолеток они проходят курс принудительного лечения.

_________

_________

__________

_________

_________

__________

_________

__________

_________

__________

_________

_________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ»

Задание 1. Опишите различия в психологических особенностях участников предварительного следствия.

свидетель потерпевший подозреваемый несовершеннолетний подозреваемый
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Задание 2.И. задержан как соучастник организованной преступной группы, занимающейся разбойными нападениями на водителей автомашин. Детали задержания: сотрудник отдела уголовного розыска, представившись знакомым И., вызвал его через секретаря фирмы, где он работает, на улицу, после чего предложил сесть в автомобиль и доставил в орган внутренних дел.

По имеющейся оперативной информации известно, что среди членов преступной группы И. является новичком, авторитетом не пользуется, считается слюнтяем и в преступлениях играет второстепенную роль. Накануне задержания И. похоронил своих родителей, и У него на иждивении осталась несовершеннолетняя сестра. Кроме того, ранее И. серьезно увлекался рыбалкой и охотой, имеет высшее образование, не судим.

В преступную группу входят кроме И. двое ранее судимых за тяжкие преступления, которые задержаны и содержатся в ИВС, и организатор, местонахождение которого на данный момент не установлено.

Вопросы:

1. Какие особенности личности И. и обстоятельств можно использовать на различных стадиях его допроса?

2. Какую оптимальную позицию общения целесообразно выбрать следователю на стадии установления психологического контакта с допрашиваемым?

3. Какие тактико-психологические приемы следует использовать для установления психологического контакта с допрашиваемым И.?

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

Задание 3. Из фонограммы допроса свидетеля:

«Вопрос: Вы были свидетелем этого несчастного случая?

Ответ: Да.

Вопрос: Когда он произошел?

Ответ: 14 июля.

Вопрос: Это было около полугода назад, не так ли?

Ответ: Да.

Вопрос: И Вы утверждаете, что будто все произошло именно так, как показали?

Ответ: Да, именно так.

Вопрос: Когда это было, в какое время?

Ответ: Около 9 часов утра.

Вопрос: А теперь скажите, что произошло в 9 часов следующего дня?

Ответ: Этого я не помню.

Вопрос: Но, тем не менее, Вы помните, что случилось 14 июля? Ответ: Это я запомнил хорошо.

Вопрос: Ваша память 14 июля была лучше, чем 13 или 15 июля. Ответа не последовало».

1. Каковы были сомнения и замысел следователя, проводившего допрос?

2. В чем заключались его психологические просчеты, как в замысле, так и в тактике?

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

Задание 4. Ознакомьтесь с примерами ловушек при допросах.

А) Начало допроса.

Следователь:

- Вы знали убитого Корытова?

У допрашиваемого затряслись руки:

- Я не знаю никакого Корытова! Не убивал я милиционера!

- Чем вы докажете свое алиби? Где вы были в ночь убийства? Допрашиваемый стал нервно ломать свои пальцы.

- Сейчас я вспомню. Сейчас... Ну да, конечно, в ту ночь я был у знакомой...

- В какую? Откуда Вы знаете, в какую ночь был убит Корытов? Б) - Именно там, у Курского вокзала, Прохор и дал тебе пистолет?

- Какой пистолет?

-Отвечай!

-Не знаю...

-Да или нет?

-Нет...

- Ложь: на рукоятке есть следы пальцев Прохора!

- Этого не может быть!

- Вот это другой разговор, - улыбнулся следователь, - а то «какой», «нет». В) Задержанный отрицал участие в преступлении других лиц, но следователь предполагал, что участвовали еще двое.

- Кто был с вами третьим?

- А второго вы уже знаете? - и, поняв, что проговорился, замер в страхе. Г) Свидетель отрицал свое знакомство с задержанным Николаевым.

- Скажите, какое недоразумение случилось между вами и Николаевым летом прошлого года?

Свидетель задумался.

- Нет, ничего такого у меня с ним не было.

- Вспомните получше... Лето, точнее, май.

Опять свидетель думает, но против упоминания фамилии Николаева не возражает, видимо, не осознавая своего промаха.

1. Определите для каждого из приведенных случаев, на какой психологической тонкости строилась ловушка.

2. Попытайтесь подобрать название психологического приема, используемого допрашивающим в каждом случае.

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

Задание 5.Известный американский специалист в области человеческого общения Дейл Карнеги (1888-1955) давал такие рекомендации:

а)«На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать.... И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать.

Помните - другого способа нет.

Конечно, вы можете под дулом револьвера заставить человека отдать вам свои часы. Вы можете заставить служащего работать, угрожая ему увольнением в случае его отказа. Вы можете заставить ребенка делать то, что хотите, с помощью кнута и угрозы. Однако эти грубые методы чреваты весьма нежелательными последствиями.

Единственный способ, каким я могу побудить вас что-либо сделать, - это дать вам то, что вы хотите»[1];

1. Эти рекомендации сформулированы в 30-е годы прошлого века, а как их оценить психологически и, социально с современных позиций?

2. Если вы считаете их толковыми и сохраняющими хотя бы какое-то значение сейчас, то применимы ли они в работе сотрудника ОВД? Когда? В каких случаях? С ограничениями или без?

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

Задание 6.Парижская полиция долго и безуспешно ищет похищенное министром Д. в королевском дворце письмо, которое содержит данные, компрометирующие одну высокопоставленную особу, и владение которым давало интригану Д. власть над нею. Было известно, что Д. должен был прятать письмо в своем доме или во дворе дома. В течение трех месяцев в моменты отсутствия Д. в его доме тайно проводились обыски. Дом был разделен на пронумерованные участки, которые были обследованы один за другим. Наличие незамеченных тайников практически исключалось, так как все поверхности были осмотрены с помощью сильных луп, а складная мебель разделялась на составные части. Поиски были безрезультатными. Примерно такая ситуация описана в рассказе Эдгара По «Похищенное письмо» к моменту, когда в действие вмешался Огюст Дюпен. Спросив префекта полиции о внешнем виде письма, он через некоторое время принес ему это письмо. Дюпен рассказывает:

«...Чем больше я думал о дерзком, блестящем и тонком остроумии Д... тем вернее я приходил к убеждению, что министр избрал остроумный и простой способ скрыть письмо, не пряча его вовсе...

...Взгляд мой, блуждая по комнате (в доме Д.), упал на дрянную плетеную сумочку для визитных карточек: она была обвязана... лентой и болталась на медном гвозде над камином. В сумочке... хранилось несколько карточек и какое-то письмо... Оно было надорвано почти до половины, как будто его хотели разорвать и бросить, как ненужную бумажку, но потом раздумали. На нем была черная печать... Письмо было адресовано самому Д...

При первом взгляде на это письмо я решил, что его-то я и ищу. Конечно, вид его совершенно не соответствовал описанию префекта. Тут печать была большая, черная... там _ маленькая, красная... Тут стояло имя Д. и адрес был написан мелким женским почерком, там - имя королевской особы, написанное смело, размашисто; только размером они походили одно на другое. Но этот контраст лишь усилил мои подозрения. Письмо, грязное и засаленное — что никак не вязалось с методическими привычками Д., — было надорвано, словно пытались внушить мысль о его ненужности, и оно лежало, как я и ожидал, на самом виду».1

Вопросы:

1. Знание каких психологических закономерностей использовал Д. для надежного сокрытия важного документа?

2. Какие психологические факторы необходимо учитывать обыскивающему при проведении обыска?

3. Поставьте себя на место преступника и подумайте, какие способы сокрытия подобного документа, учитывая психологию проводящего обыск, вы могли бы предложить?

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

Задание 7. Оперуполномоченный уголовного розыска ведет беседу с задержанным за ношение огнестрельного оружия:

- В протоколе осмотра Вашей машины указано, что у Вас изъято золота на сумму более 40 тыс. руб. Кроме того, в ней находились бриллианты, все новые, только что из магазина, что подтверждают этикетки. Зачем Вам столько?

- Я предприниматель, денег у меня много, зарабатываю в месяц более 80 тыс. - это моя зарплата. Куда мне их девать? Вот и купил золотые изделия.

- А пистолет где приобрели?

- Я ничего не знаю про пистолет. Мне его сунули в карман при задержании.

- Неправда, понятые утверждают, что он торчал у Вас из кармана. Так, где Вы взяли пистолет?

- Купил у отставного армейского генерала, служившего в Афганистане, с целью защиты от рэкета.

- У того самого генерала, на «Волге» которого вы ездите по доверенности?

- Да, у того самого. И вообще, я понимаю, что влип, статья - незаконное хранение и ношение оружия. Предлагаю тебе: десять тысяч и - отпусти меня... Мне надо выйти. Ну что тебе стоит, зарабатываешь ты гроши, я знаю. А лишние десять тысяч на дороге не валяются...

(Из разговора с оперуполномоченным выяснилось, что он тоже думал, что парень попал в милицию случайно. Взял оружие, чтобы защищаться от вымогателей. Но когда он стал предлагать взятку только за ношение оружия, то это насторожило. Дальнейшие оперативно-розыскные мероприятия позволили доказать причастность задержанного к одной из преступных группировок.)

1. Проанализируйте диалог оперуполномоченного с задержанным. Какие приемы применил сотрудник милиции для диагностики лжи в высказываниях задержанного?

2. По каким критериям речевых высказываний и невербальных реакций человека можно определить его, неискренность?

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

Задача 8. В прокуратуру города поступило сообщение об обнаружении в одном из домов трупа, проживавшей там К. При осмотре места происшествия было установлено, что К. проживала в небольшом одноэтажном доме с окнами, закрывавшимися ставнями. У одного окна ставни оказались распахнутыми; в нем была выбита рама, разбиты стекла. Запиравшаяся изнутри на щеколду дверь была открыта. От распахнутой калитки в направлении к дому и обратно на утоптанном снегу просматривались нечеткие следы обуви человека и полозьев детских санок, терявшиеся за углом дома. Вещи в доме были разбросаны. Труп К., прикрытый старыми ношеными вещами, лежал в небольшом коридоре. На голове трупа имелись многочисленные ушибленные раны и кровоподтеки, на шее, бедрах и руках - ссадины.

Осмотр проводился с участием дочери и зятя убитой, что помогло быстро выявить, какие вещи похищены (старинная икона, постельные принадлежности, детские санки и другие старые вещи). Установлено также, что из сарая пропали куры.

Какую информацию о субъекте преступления может содержать место происшествия?

Охарактеризуйте психологическое значение участия в производстве осмотра места происшествия потерпевшего, свидетеля.

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

Задача 9. По одному из дел о крупном хищении в момент производства обыска следователь, предварительно изучивший обстановку в квартире обвиняемого, заметил, что кроватка его малолетней дочки оказалась переставленной в другую комнату. Он обратил на это внимание матери ребенка, вызвав у нее сильное замешательство. Было обнаружено, что детская кроватка стоит какразна том месте, где под полом обвиняемый спрятал деньги.

Сформулируйте правила наблюдения за реакцией обыскиваемого и членов его семьи на поведение обыскивающих.

Назовите приемы, с помощью которых могут быть вызваны непроизвольные реакции у обыскиваемых.

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

Задача 10. Подозреваемые А. и В. отрицали причастность к совершению разбойного нападения. А. на допросе заявил, что он не имеет ничего общего с В., поскольку тот вор. Затем рассказал о совершенной В. краже белья, не имевшей какого-либо отношения к разбойному нападению. Между ними была проведена очная ставка. В ходе нее А. повторил ранее данные показания. Для В. они явились полной неожиданностью и настолько возмутили его, что он тут же рассказал следователю о совершенном ими разбойном нападении.

Какие психологические особенности взаимоотношений участников очной ставки способствовали получению правдивых показаний?

Оцените допустимость в данной ситуации обострения противоречий в показаниях участников очной ставки как психологического средства установления истины по спорным обстоятельствам.

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

Задача 11. Ранее судимый П. обвинялся в вовлечении в преступную деятельность десятилетнего В., который бродяжничал со своей матерью и П. В ходе расследования следователь произвел очную ставку между П., отрицавшим свою вину, и В., который уличал его в совершенных преступлениях. Во время очной ставки В. отказался от ранее данных показаний, заявив, что оговорил П. На допросе, проведенном после очной ставки, В. объяснил свои показания на очной ставке страхом, который он испытывал в присутствии П.

Что понимается под психологической подготовкой участников к предстоящему следственному действию? В чем должна была заключаться непосредственная психологическая подготовка В. к очной ставке с П.?

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

__________

ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Задача 1.Какой из форм психического воздействия на человека (внушение, убеждение, принуждение) соответствуют следующие положения:

1) прием психического воздействия одного лица на другое, рассчитанный на некритическое восприятие и принятие слов и выраженных в них мыслей и чувств; сила воздействия в данном случае обусловлена авторитетом лица, передающего информацию, или авторитетом самой информации;

_________

__________

_________

_________

2) метод, заключающийся в демонстрировании в процессе общения действий, приемов и правил поведения в целях вызвать схожую реак­цию со стороны реципиента и тем самым обусловить желаемую для субъекта воздействия позицию и поведение со стороны этого лица;

_________

__________

_________

_________

3) метод психического воздействия, которым пользуются в сообщениях, имеющих целью изменить взгляды лица, его отношения, сформулировать новые взгляды и отношения; передаваемая информация подвергается критической оценке со стороны реципиента;

_________

__________

_________

_________

4) воздействие путем создания такой ситуации или путем передачи такой информации, с помощью которых блокируется, но не исключа­ется свобода выбора линии поведения; в процессе такого воздействия реципиент исполняет предписания в состоянии внутреннего протеста.

_________

__________

_________

_________

Задача 3. Определите, какие методы психического воздействия применили следователи при допросах подозреваемых (обвиняемых) для получения правдивых показаниях в нижеприведенных примерах? Каков психологический механизм воздействия данных приемов на допрашиваемых? Что можно считать условиями допустимости использования этих приемов на допросе?

1) по уголовному делу следовало установить, были ли согласования показаний взяткополучателя Н. и посредника Ш. Показания Т., изобличающие Н. в получении взятки, стали известны последнему: он имел возможность обсудить их с Ш. и выработать единую линию поведения на следствии. В своем объяснении, представленном в прокуратуру, Н. отрицал встречу с Ш. Первым следователь вызвал на допрос Ш. Как и следовало ожидать, он показал, что длительное время не встречался с Н. Записав показания допрашиваемого, следователь отпустил его. Затем в кабинет пригласили Н. Он знал, что Ш. только что был на допросе, но поговорить с ним не мог. В присутствии Н. следователь подписал протокол допроса Ш. и с нескрываемым интересом стал его перечитывать. По тому, как он читал протокол и посматривал на допрашиваемого, тот сделал вывод, что Ш. дал какие-то важные показания. Пауза затянулась, и Н. забеспокоился.

- Так Вы утверждаете, что не видели Ш. больше года? - спросил следователь, оторвавшись, наконец, от бумаг.

- Да, то есть не помню, - в голосе Н. уже не чувствовалось уверенности.

- Вы обсуждали с Ш., какую вам позицию занять по поводу показаний Т.? - тоном, не вызывающим сомнений в его осведомленности, вновь спросил следователь.

- Нет, мы только возмущались его показаниями...

Таким образом, существенное обстоятельство по делу было выяснено;

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

2) обвиняемый П. упорно отрицал свою причастность к сбыту кож-товаров, похищенных с кожзавода. Следствием были получены сведения о том, что в доме или во дворе дома, принадлежащего П., имеются тайники, в которых хранятся ценности, нажитые преступным путем, и предназначенные для сбыта кожтовары. Было также известно, что незначительную сумму денег П. хранит в жестяной коробке из-под кинолент. Однако тайник этот обнаружить не удалось. Перед очередным допросом П. следователь в кабинете возле стола положил изъятые у других соучастников похищенные кожтовары, завернутые в бумагу таким образом, что часть кожи просматривалась. Сверху на свертке следователь написал: «Изъято при обыске». Затем коробку из-под кинолент он положил на стол, накрыл ее папкой таким образом, что торцовая часть (точнее, часть цилиндрической поверхности) коробки была хорошо заметна.

В первые же минуты допроса П. проявил явное беспокойство и нервозность. Его взгляд время от времени задерживался то на свертке, то на коробке из-под кинолент. Следователь убедился, что его тактический расчет оправдался: П. действительно решил, что тайник с кожтоварами и ценностями обнаружен и скрывать свою причастность к преступлению бесполезно. Ранее четырежды судимый, П. быстро сориентировался и, желая опередить ход событий, заявил, что он «все обдумал и имеет намерение чистосердечно сознаться в соучастии».

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

_________

__________

_________

_________

ТЕМА: «СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

Задание1: прочитайте пример из судебно-экспертной практики и от имени следователя составьте постановление на проведение судебно-психологической экспертизы.

12 июля 2006 года в окрестностях летнего лагеря «Звездный» на территории Одинцовского района Московской области был обнаружен труп несовершеннолетнего Г. с отчлененной головой. В ходе следствия неоднократно допрашивался несовершеннолетний В. На первом допросе он утверждал, что ничего не знает, а на втором - заявил, что является очевидцем преступления (потерпевший и свидетель отдыхали в этом пионерском лагере). Однако показания В., которого в процессе расследования допрашивали более 10 раз, были непоследовательными и противоречивыми. В конце концов он заявил (через три месяца после начала расследования), что все его предыдущие показания, кроме данных на первом допросе, являются вымышленными. Он пояснил, что давал ложные показания под давлением работников милиции из страха, что его заподозрят в причастности к убийству.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О назначении______________________________________ судебной экспертизы

(какой именно)

_______

____________ «_____» _______________ г.

(место составления)

Следователь (дознаватель)________________________________________________

(наименование органа предварительного

следствия или дознания ) __________________________________________________

___________________________________________________

(классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя)

рассмотрев материалы уголовного дела № _____________________________________

УСТАНОВИЛ:

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

(излагаются основания назначения судебной экспертизы)

На основании изложенного и руководствуясь ст. 195 (196) и 199 УПК

РФ,

ПОСТАНОВИЛ

1. Назначить ___________________________________________судебную экспертизу,

производство которой поручить_____________________________________________

_________

(фамилия, имя, отчество эксперта либо наименование экспертного учреждения)

2. Поставить перед экспертом вопросы:_______________________________________

(формулировка каждого вопроса)

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

3. Предоставить в распоряжение эксперта материалы: ___________________________

(какие именно)

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

4.Поручить разъяснить ______________________________________________________

(кому именно)

эксперту права и обязанности, предусмотренные ст. 57. УПК РФ, и

предупредить его об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за

дачу заведомо ложного заключения.

Следователь (дознаватель) _______________________

(подпись)

Права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, мне разъяснены «_____» _________________г. Одновременно я предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперт _______________________

(подпись)

ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКОВ ОВД В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ»

Задание 1.Соотнесите психологические задачи с этапами переговоров.

Психологические задачи
Оценить реальность угроз преступников.
Добиться отсрочки выполнения требований преступников (с гарантией безопасности заложников на этот временный период).
Добиться освобождения части заложников после частичного удовлетворения требований преступников.
Вступление в контакт, самопредставление, уточнение требований со стороны
Завладеть инициативой в переговорах.  
Извлечь максимум информации о преступниках, заложниках и т.д.
Договориться о продолжении (переносе) переговоров с гарантией безопасности заложников на этот временный период.
Переход непосредственно к обмену либо к другим действиям контртеррористической операции.
Завладеть инициативой в переговорах.
Добиться уступок (смягчения требований преступников).
Этапы переговоров № психологической задачи
1. Начало переговоров
2. Основной этап
3. Завершение переговоров

Задание 2. Определите цель и содержание тактических и психологических приемов, используемых при ведении переговоров с преступниками.

Наши рекомендации