В действительности, работа над эмоциональными проблемами, - скорее правило, чем исключение в духовной практике
Даже самые удачливые духовные искатели, какой бы традиции они не придерживались, после периода мощных медитаций и глубокого проникновения вновь будут встречаться с болезненными стереотипами подсознания на протяжении всей жизни. Мы можем все осознать и обрести мир во время медитации, но возвратившись к будничной жизни, вновь будем переживать проблемы в семье или неудачи в любви с прежней силой. Мы должны попытаться сделать их частью своего пути.
Искусный психотерапевт может предложить определенные практики и средства, направленные на самые болезненные области нашей жизни. Он подойдет к этой проблеме со знанием общих стереотипов, специфических процессов развития и нездоровых защитных реакций, которые причиняют множество страданий людям. Сведения о семье дадут возможность психотерапевту отыскать то, что лежит в основе возникших трудностей.
Существует множество примеров того, как психотерапия помогла тем, кто предан духовной практике.
Один ученик, проведший многие годы в общине, не был уверен, что сможет обеспечить себя, если покинет общину, а также не имел ясного представления о том, что такое деньги, находя их "противодуховными" и опасными. Когда многие из его друзей завели семьи и нашли работу, он понял, что нуждается в помощи. Вначале он искал совета в том, чтобы просто решить, оставаться ему в общине или попытаться обучиться какой-нибудь работе. Он стал со всеми советоваться, но это только усилило его страхи и чувство беззащитности. Он стал сожалеть о том образе жизни, который вел. Психотерапевт помог осознать ему, что в его жизни длительное время доминировали реакции на общение с отцом - холодным бизнесменом. Он обнаружил также прочный комплекс страха перед деньгами и успехом и как это переплелось с его духовной жизнью. Это длилось долгие годы. Наконец, увидев все эти страхи и реакции, молодой человек осознал, что обладает множеством нереализованных возможностей. Он ушел из общины, поступил в художественную школу, и из него получился очень преуспевающий дизайнер. Он до сих пор медитирует и участвует в совете директоров своей бывшей общины.
Другой ученик, который провел десять лет, путешествуя по Индии и Японии, решил пройти курс психотерапии после ряда неудач с женщинами. Его терапия была длительным процессом осознания травм детства, сексуальных страхов, а также стыда и злости. В своих медитациях он успешно избегал этих трудностей, но когда пытался вступить в интимные отношения, вновь попадал под власть этих проблем. Он понял, что многое в его жизни, даже сами медитации были реакцией на травмы детства. Во время терапии он смог сосредоточиться на своей тоске по любви и на своей сексуальности. Постепенно он научился верить в терапию. Он прекратил путешествовать и до сих пор занимается психотерапией. Сейчас он чувствует себя более счастливым и уверенным, чем когда -либо раньше.
Если наше базовое эмоциональное развитие не завершено или мы не полностью осознаем свои взаимоотношения с родителями, то рано или поздно мы увидим, что не способны углубить свою духовную практику. Отворачиваясь от подобных проблем, мы не будем способны к концентрации во время медитаций или вскоре обнаружим, что не в состоянии перенести свой духовный опыт на взаимоотношения с окружающими.
Зародились ли наши комплексы и нездоровое представление о своей личности в детстве, связаны ли они с более древними стереотипами кармы, - они будут всю жизнь преследовать нас, если у нас не хватит мужества повернуться к ним лицом. Это неправда, что время все излечит. В действительности проблемы со временем только возрастают, если мы их игнорируем.
Осознание не переносится автоматически из одного измерения нашей жизни в другое, и в тех областях, где наши раны и страхи наиболее глубоки, остаются перегородки. Поэтому мы можем встретить прекрасных мастеров чайной церемонии, оставшихся незрелыми в области интимных отношений, или йогов, умеющих растворять свое тело в свете, но чья мудрость испаряется, когда они попадают на рынок.
Говоря о практике психотерапии и медитации, важно указать, что они являются средствами познания, но никак не самоцелью. Необходимо научиться распознавать, когда наша духовная жизнь нуждается в психотерапии. Так же как глубокая медитация требует искусного учителя, иногда наш духовный путь нуждается в умелом психотерапевте. Только глубокое внимание ко всему в жизни даст нам возможность любить по-настоящему и жить свободно.
После этого напрашивается вопрос: медитация и психотерапия это одно и тоже или нет? Может ли психотерапия привести к таким же проникновению и свободе, какие обещает духовная практика?
Следует признать, что существует много разновидностей психотерапии, так же как существует много видов медитации. Многие ученики сбиты с толку старомодными и ошибочными представлениями о том, что такое психотерапия. Они представляют себе, как будут лежать на кушетке и рассказывать истории из своего раннего детства, свободно перекраивая их. А психоаналитик неделя за неделей буде пробуждать их воскресить прошлые обиды и злость, чтобы наружу хлынул яростный поток обвинений. Такие люди боятся, что все это приведет только к "перестановке мебели на Титанике". И хотя некоторые мелкие бытовые проблемы будут решены, они не придут к свободе вне своих мелких и ограниченных отождествлений.
Действительно, существует такой вид лечения. Но есть и другие, более мудрые формы терапии. Как восточные, так и западные психологи поняли силу Бессознательного и то, как наше прошлое поддерживает в нас алчность, агрессивность и самообман. Хорошая терапия обращена к нашим скрытым страхам и привязанностям, к стыду и сопротивлению. Она ищет путей освобождения от них. Все это - части нашей личности. Для того, чтобы обратиться к корням этих проблем, можно применять разнообразные методы - визуализацию, вхождение в роль, рассказ, работу над сновидениями, упражнения для тела и др. Искусный терапевт знает о картах раннего детского развития и о том, что необходимо для формирования здорового представления о собственном "я", а также о том, как происходят процессы нравственного развития, самопризнания и индивидуализации.
Подобно духовным дисциплинам, юнговская психотерапия, психотерапия Райха, психосинтез, трансперсональная психология, дыхательные и физические упражнения ведут своими путями к открытию сознания и пониманию "Я" вне сферы мыслей и слов. При близких и доверительных отношениях с терапевтом эти процессы позволяют старым комплексам страха выйти на поверхность, где их легче исцелить любовью и доверием. Благодаря таким отношениям появляется чувство открытости и пробуждается более реальное представление о собственном "я". Таким образом, истины духовной жизни переходят в личную практику.
Значит ли это, что мы можем искать в психотерапии избавление от всех своих страхов и заблуждений?
Безусловно, нет. Подобно медитации, психотерапия порой успешна, а порой нет.
Это зависит от того, с чем мы приходим к ней, от нашей готовности и самоотдачи.
Это зависит от искусства терапевта.
Это зависит от того, насколько мы своевременно обратились за помощью.
Но даже успешная терапия, подобно глубокому открытию при медитации, обычно бывает неполной и только кладет начало тому процессу открытия, который длится всю жизнь. Ни откровений при медитации, ни терапии недостаточно для того, чтобы найти свой путь в духовном путешествии.
Многие ученики приходят к медитации после длительного курса терапии в поисках безмолвия, глубокого понимания и свободы, которых они там не нашли. С другой стороны, многие медитирующие ученики обращаются к психотерапии после долгих лет духовной практики.
Очевидно, самое лучшее - это использовать все возможности восточной и западной психологии, чтобы жить полноценной духовной жизнью в двадцать первом веке и находить в каждой сфере жизни сердечное облегчение.
Рассказ известного психотерапевта, создавшего принципы социальной философии "Глубокая простота", Вилла Шутца про опыт своего коллеги.
Этот пример иллюстрирует очень важный, на мой взгляд, принцип в терапии.
"… Моше Фелденкрейц производил телесные манипуляции с женщиной, которая развелась с мужем около года тому назад. В течение этого года она не хотела иметь дела с ощущением горя от этого расставания. Она ощущала себя в тупике. Внезапно она заплакала и плакала около 20 минут. Манипуляции Фелденкрейца высвободили существовавшее в ней напряжение и, наконец, она оказалась в состоянии выразить свои подавленные чувства. После этого она чувствовала себя легко и расслаблено, и у всех было чудесное настроение. Однако Фелденкрейц угрюмо сидел в углу.
- "В чем дело Моше? Ты помог Элейне сделать очень важную вещь. Почему ты такой печальный?"
- "Чепуха" - ответил он. - "Я продвигался слишком быстро. Если бы я делал все это как надо, ей не было бы необходимости проходить сквозь слезы. Она высвободила бы свои чувства нормально, в соответствии со своими способностями владеть своими чувствами".
Я был мистифицирован. Мой профессиональный опыт говорил мне, что ее слезы были идеальны, были очень нужным высвобождением подавленных чувств. Но я так глубоко уважал Моше, что начал размышлять над его словами. Возможно, он был прав. Возможно продвижение без боли.
Его подход к упражнениям содержит посылку, что если мы достаточно хорошо понимаем свое тело, мы можем добиться того, чтобы наше тело делало все, что мы хотим, не подвергая его напряжениям. Это требует осознанности и хорошей чувствительности в отношении самого себя. Этот опыт постепенно привел меня к простому выводу:
Рост не требует боли… "
Мой личный опыт участия в группах Ошо - медитаций кардинально повлиял на мою дальнейшую жизнь и мои жизненные выборы. В то же время этот опыт инициировал множество вопросов, на которые не могли дать ответа ни групп-лидеры, ни мои медитативные инсайты.
Я не понимала, почему часто после прохождения групп я попадала в очень сложные эмоциональные состояния.
Почему погружение в боль или так называемый катарсис во время группы практически не менял моих реакций в обыденной жизни? Я спрашивала себя, во имя чего все эти эмоциональные бури и "срывание планки", или, выражаясь профессиональным языком психологов, "срывание защит" на группах? Почему групповая работа организована таким образом, что обратиться за помощью к групп-лидеру после окончания группы практически невозможно? Более того, они (групп-лидеры) фактически ее избегают. Тем, кто интересуется, могу привести конкретные примеры.
Мои наблюдения за своими друзьями и другими людьми, практикующими Ошо-медитации, говорили о том же. После группы - прилив энергии, сил, эйфория; такое ощущение, что море по колено. Через несколько месяцев становится заметным явное отсутствие каких - либо качественных изменений в жизни. Снова появляется мысль, а может я чего-то не поняла, не так медитировала и возникает желание пойти на следующую группу. Мои наблюдения говорят, что частое посещение групп энергетически "развращают" многих учеников (если не всех). Более того, неоднократно проносились известия о том, как после групп люди попадают в психушку.
Все эти вопросы и наблюдения заставили меня искать ответы, многие из которых я нашла, проходя практические семинары PRH - программы психологического развития взрослых людей. Этот метод привезла в Киев Мэй Хили из Калифорнии (США) - одна из самых замечательных, любящих и обладающих глубокой мудростью женщин.
Также я владею и испробовала на себе метод символ- драмы, который с помощью образов, очень мягко и безопасно позволяет освободиться от страхов, устаревших представлений о себе, детских обид и всего того, что мешает нам свободно и радостно наслаждаться жизнью.
Владение системой естественного лечения доктора Юсуи - Рейки, открыло для меня еще более широкие возможности для помощи самой себе и поддержки людей, которые проходят процесс терапии. Кроме того, благодаря традиционному психологическому образованию и опыту работы, я консультирую по вопросам профориентации, провожу психологическое тестирование личности, способностей, интеллекта и др.
Мой подход к индивидуальному консультированию и проведению практических семинаров это
- творческий синтез моих знаний и опыта, проверенных на себе;
- профессионализм, ответственность и постоянное внимание к состоянию человека;
- открытость к общению и помощи в течение и после прохождения семинара или консультаций;
- партнерские взаимоотношения.
Литература
- Шутс Вильям Глубокая простота. Основы социальной философии. /Пер. с англ. - СПб.: Редакционно - издательская фирма "РОЗА МИРА", 1993.- 218 с.
- Ассаджоли Роберто Психосинтез: теория и практика. - М.: "RELF- book", 1994. - 314 с.
- Дж. Корнфилд. Путь с сердцем. Пер с англ. - К.: "София", Ltd. 1997. - 304 с.