Технологическая карта изучения учебной дисциплины и рейтинговая оценка учебной деятельности студента
№ п/п | Содержание работы | Сроки выполнения | Форма отчетности | Количество баллов | |
Коллоквиум | Не предусмотрен | ||||
Участие в практических занятиях | |||||
№1 | Протоколы анализа этапов становления научного менеджмента и современных моделей менеджмента, выводы. Результаты тестирования | ||||
№2 | Протокол ответов. Выводы о нормах временного предпочтения для вознаграждений и наказаний. Сводные результаты тестирования с выводами по группе | ||||
№3 | Формулирование целей по системе SMART Приемы повышения мотивации персонала организации | ||||
№4 | Протоколы исследований, выводы Рекомендации руководителю | ||||
№5 | Протоколы исследований, выводы Анализ результатов тестирования | ||||
№6 | Приемы формирования коммуникативной компетентности Программа коммуникативного тренинга. | ||||
Выполнение лабораторных работ | Не предусмотрено | ||||
Рефераты | Раздел 1, Тема 1.1, По теме 1.2.:Управленческая мысль в России (реферат) | ||||
Конспекты | |||||
Контрольные работы | Итоговая к/р по дисциплине | ||||
Расчетно-графические работы | Не предусмотрено | ||||
Курсовые работы | |||||
Другие виды самостоятельной работы студентов | |||||
Результаты срезовых работ | Результаты I аттестации 5 семестра | ||||
Результаты II аттестации 5 семестра | |||||
Допускается пропуск не более 2-х учебных занятий за семестр ( практических). Пропуск занятий не освобождает от выполнения всех заданий в соответствии с программой. | |||||
Посещение занятий | |||||
Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу
- Менеджмент, менеджер. Психология менеджмента. Объект и предмет психологии менеджмента. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности.
- Методы исследования в психологии управления. Общепсихологические и специальные методы исследования деятельности руководителя и персонала.
3. Теория и практика психологии менеджмента: исторический аспект. Теории европейского менеджмента. Модели американского и японского менеджмента. Практика американского менеджмента.
- Особенности предпринимательства и менеджмента в России.
- Понятие управленческого решения. Виды решений и их место в управлении.
- Общая схема выработки и принятия управленческих решений. Модели принятия управленческих решений. Воздействие психологических факторов на выделение проблем, требующих решения.
- Временные предпочтения в принятии управленческих решений.
- Понятие функций управления. Планирование и целеполагание. Психологические факторы целеполагания и планирования.
- Понятие функций управления. Организация как функция управления. Действие психологических факторов в организации.
- Мотивация персонала. Психологические теории мотивации персонала.
- Контроль как функция управления. Психологические аспекты управления качеством. СУК (TQM). Виды и модели контроля. Психология обратной связи в управлении.
- Социальная перцепция и деятельность руководителя. Свойства практического мышления руководителя.
- Индивидуальная управленческая концепция руководителя. Состав и структура управленческих способностей.
- Особенности эмоционально-волевой регуляции состояний в деятельности руководителя. Проблема психического выгорания у менеджеров и его преодоления.
- Стили руководства и управления.
- Лидерство, влияние, власть. Типы власти. Сущность и структура власти, ее институты и инструменты. Закономерности и принципы функционирования системы власти. Психологические свойства и психология управленческого поведения субъектов власти. Психология отношений и противоречия властвования.
- Классификация методов управленческого воздействия. Феномен реактивного сопротивления личности в ответ на воздействие извне.
- Социально-психологический климат организации, его диагностика. Психологический климат организации и проблема «корпоративного духа».
- Подбор и расстановка кадров. Деятельность психолога в сфере управленческого консультирования.
- Особенности психологии делового общения. Этика и этикет делового общения. Психологические основы деловых отношений. Руководство и лидерство в деловом общении.
- Психология конкурентности и состязательности. Проблема организационных конфликтов. Диагностика конфликтов, анализ причин, способы разрешения и методы управления конфликтами.
- Профессиональная подготовка менеджера. Коммуникативный тренинг руководителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методические указания к проведению
Практических и лабораторных занятий
Программа практических занятий
Тема № 1: «Теория и практика психологии менеджмента:
Исторический аспект».
(4 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Психология управления в структуре управленческих дисциплин.
2. Этапы становления научного менеджмента.
3. Классическая школа управления.
4. Поведенческий подход к управлению.
5. Системный подход.
6. Ситуационный и процессный подходы к управлению и отношение к персоналу организации.
7. Модели менеджмента: особенности японской и американской моделей.
Задание.
1. Познакомьтесь с текстом, посвященным этапу в истории менеджмента. Обсудите достоинства менеджмента и выделите принципы управления и отношение к персоналу в рамках данного подхода.
2. Проанализируйте исторические этапы менеджмента по схеме:
Наименование этапа | Представители или авторы | Принципы управления | Отношение к персоналу как ресурсу | Достоинства и применение в современном управлении | Недостатки |
Классический подход | |||||
Поведенческий подход (школа человеческих отношений) | |||||
Системный подход | |||||
Ситуационный и процессный подходы |
Литература
1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова.—СПб.: Речь, 2001.—С.157-217, 217-343.
2. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом.—СПб.: Изд-во «Питер», 2000.—С.63-104.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
- Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова.—2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2004.—639с.: с ил.—(Серия «Учебник для вузов»)