ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ». занятия по подготовке к школе, и воспитатель ска зала, что у девочки проблемы с
занятия по подготовке к школе, и воспитатель ска зала, что у девочки проблемы с удержанием впили i ния: все дети выполняют задания, а наша вроде <*<-. понимает, но начинает делать — не получаете бросает, отвлекается. Сначала мы не придавали этому значения (ей действительно всегда надо был> ■ быстрее ■— нетерпеливая она у нас), но воспитать / считает, что дальше будет еще труднее, Зани маться дома дочка не хочет — говорит, что воспи татель лучше, чем мы, объясняет. Если в садик* что-то не получается, может заплакать — эи:<< тоже воспитатель сказала. Но на все наши расспро сы дочка отвечает, что заниматься в садике при вится — как будто нет ни слез, ни неудач. Хохочет и не придает этому значения. Может, это прост > возраст такой? Но я видела задания, выполнении > ребенком, — действительно, до совершенства, мяг ко говоря, далеко. Как нам всем перестроитьем. чтобы в школе проблем не было?
Никак особенно перестраиваться вам не надо. Оста вайтесь активной семьей.
Берите пример с дочки. Да, у нее пока не все получа ется, но она не унывает. Не унывайте и вы. Однако готовиться к школе тоже надо. Выделите определенное время для занятий — каждый день одно и то же, Мозг «вечного двигателя» приспособится, выработает что-то вроде условного рефлекса: в это время — учеба. Станет легче сосредотачиваться, заканчивать начатое.
12, Моя дочка никогда не ходила в детский сад. Сейчас ей почти 6 лет, весной нужно будет идти в школу для прохождения тестов. Она вполне толковая, но есть проблема — гиперактивность, С ней дома занимается бабушка, девочка легко считает в пределах 10, но все больше на бегу. Записывать цифры и буквы не любит. Читает хорошо, но начав читать,
Гиперактивный ребенок во всей своей красе
\ дальше только делает вид, а па самом деле доду-| мывает сама — получаются забавные истории. & В «школу» играть не любит, а если и соглашается, [ то только па роль учителя — правда, наш «учи-| тель» делает тысячу дел в один момент. Наверное, I нужно было пойти на курсы, но побоялись, что доч-;» ка из-за своей неугомонности произведет плохое ! впечатление. Думали, что тесты все-таки разовое i мероприятие, и официальная обстановка подействует на ребенка так, что она будет, собранной. Но даже еслм получится именно так, в школе все равно все недостатки поведения обнаружатся. Как нам быть? Как подготовиться к тестам? Какого учителя лучше искать? Какие делать упражнения на удержание внимания?
На курсы, конечно, нужно было пойти. Там все недостатки и достоинства ребенка обнаружились бы в обстановке, «приближенной к боевой», но все-таки еще смягченной обстоятельствами. Но что ж поделаешь...
Упражнения на развитие внимания можно найти в любой книжке, которых сейчас очень много. Лучшее упражнение — старая игра «Что хотите, то берите, "да" и "нет" не говорите, черного и белого не называйте, о красном не вспоминайте. Вы поедете на бал?»
Эта игра развивает сразу восемь (!) функций, среди них увеличение объема и удержание произвольного внимания.
Учитель вам нужен спокойный и «не передовой», без «авторской» программы, слегка похожий на травоядную рыбу. Такие учителя обычно лояльны к ГПАРам и имеют собственную, весьма эффективную систему, позволяющую справляться с их особенностями.
13. Пожалуйста, посоветуйте, что нам предпринять: у сына (5,5 лет) не только синдром дефицита внимания с гиперактивностью, он еще леворукий.
8- 5410 Э «0 =
ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»
Главных вопросов два: 1) как организовать ?гр<> странство для учебы и отдыха дома; 2) какие dcit ствия предпринять, чтобы ребенок к моменту по отупления в школу чувствовал себя более-менее у си ренно среди обычных детей.
Дома ребенку обязательно нужен спортивный уголок. где он мог бы вволю подвигаться, повисеть, полазит!. Если ребенок действительно леворукий (вообще-то асим метрия мозга формируется к семи годам, и маленькие дети часто одинаково хорошо пользуются обеими рука ми), то не мешайте ему уединяться (строить домики за диваном, под столом и т.д.).
Обязательно нужно записать ребенка на курсы подготовки к школе. Идеально, если он будет ходить на занятия к той учительнице, которая потом наберет первый класс. Это позволит им приспособиться друг к другу в щадящей обстановке. Поощряйте любое его общение со сверстниками. Если мальчик испытывает какие-то трудности в контактах, попробуйте сами организовать совместные игры вашего ребенка и других детей, а потом оставить их одних.
14. В школу, куда я привела на запись своего гиперактивного ребенка (7 лет), учителя предложили класс коррекции. Мой ребенок очень способный, правда, быстро устает. Я понимаю, что в классе коррекции нагрузка меньше, но и дети там другие, не такие сообразительные. Как все-таки поступить, чтобы для ребенка было лучше? Сможет ли он потом перейти в обычный класс?
К сожалению, о таких вещах нельзя судить заочно. Большинству родителей их дети кажутся очень сообразительными и способными. Чем руководствовались учителя, предлагая вам класс коррекции? Результатами тестов? Записями в медицинской карте?
Гиперактивный ребенок во всей своей красе
Вам необходимо все взвесить и, главное, удостовериться в серьезности показаний. Для этого было бы целесообразно посетить психолога, который еще раз протестировал бы уровень развития и школьную зрелость вашего сына и выдал свои независимые рекомендации. Если рекомендации психолога и учителей совпадут — следует отдать ребенка в класс компенсирующего обучения.
15. Моему ребенку 2,5 года. Проблемы во время беременности привели к тому, что он родился гиперактивным. Сейчас, конечно, легче, чем в первые полтора года. Но хочется, чтобы было хорошо настолько, насколько возможно. За годы воспитания маленького «гипера» я очень устала, профессиональную квалификацию тоже т,ерять не хочется, а потому занялась наведением справок о ближайших детских садах. В нашем микрорайоне их три: один — логопедический, второй — для детей с ослабленным здоровьем, третий — обычный, нацелен на развитие детей. В какой детсад лучше отдать гиперактивного ребенка?
Ваш выбор зависит от того, насколько развита речь ребенка. Если он говорит «по возрасту», то ваш сад — обычный, с обычной развивающей программой. Как правило, «гиперактивность» — это вовсе не ослабленное здоровье, а даже наоборот: мать и все прочие уже лежат в изнеможении, а ребенок носится как заведенный без всяких видимых признаков усталости. Если же логопед уже поставил или поставит вашему ребенку диагноз ЗРР (задержка развития речи — довольно частый диагноз для ГПАРов), то вам прямая дорога в логопедический садик — здесь особые программы и предусмотрены индивидуальные занятия с логопедом.
16. Во время похода в супермаркет мы оставляем нашего чрезмерно активного, импульсивного ребенка
ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»
(3,5 года) в детской игровой комнате. Заметили что он много времени проводит в сухом бассейне: < удовольствием двигается, играет с мячиками. Дс журный педагог отметила, что он даже сказку слу шает в бассейне (дома быстро отвлекается, переби вает). Может,, сухой бассейн — это наша «панацея.» от бед? Как его использовать в домашних условиях':
Сухой бассейн — огромное удовольствие для любого ГПАРа. Если у вас есть возможность завести его дома и вам не лень постоянно собирать мячики по всей квартире — прекрасно. Но есть и заменители этого чуда, ведь для ГПАРа важно много и разнообразно двигаться. Шведская стенка, кольца, канат, качели, перекладина, мат, подушки с дивана, просто мебель, укрытая пледами и матрацами, не говоря уже о снарядах на детской площадке, — все это годится для организации физической активности вашего малыша не хуже, чем сухой бассейн, из которого, кстати, 3,5-летний ребенок скоро вырастет.
17. Мой гиперактивный ребенок скоро пойдет в школу. В детском саду облегченно вздохнули, когда мы оттуда наконец-то выпустились. Сын, что называется, без тормозов. Драка — обычное дело. Причем он не инициатор, а провокатор: лезет к детям, те его в игры брать не хотят, потому что он не соблюдает правила, как надо. Боюсь, в школе будут большие проблемы. От учителя замечания — это понятно: предвижу проблемы и с успеваемостью и с поведением. Но больше всего боюсь родителей — если мой будет вести себя так, как в садике, они могут настоять, чтобы мы перешли в другой класс или в другую школу. Я их понимаю, возможно, сама была бы недовольна на их месте. Муж относится к поведению сына спокойно — говорит, что сам таким был и знает, что это такое. По вечерам и в субботу берет с собой на тренировки, гуляют вместе. Дома возятся,
f
* Гиперактивный ребенок во всей своей красе
•*■—--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
> все время что-то затевают: сначала ломают, по-| том — чинят. Я очень люблю сына, несмотря на ['■ разные проблемы. Хочу, чтобы у него все получилось. '' Но не чувствую себя уверенной... (■
i,' П9старайтесь настроить себя как можно более позитивно: у вас все получится. Берите пример с мужа. Ког-ла ребенок пойдет в школу, по возможности сразу же Ьтдайте его в какую-нибудь секцию контактного вида Цорьбы. Пусть он там «разряжает» свою активность и агрессивность. Также приучайте его играть в любые игры с правилами — лото, домино, настольный футбол, «замри» и др. Подключите к этому мужа, пусть играет с ним в подвижные игры с определенными ограничениями.
Если это возможно, попытайтесь организовать игру ;£ правилами во дворе, среди сверстников сына — «Али-;<>аба», «штандер», «прятки», «белка на дереве» и др. Дети охотно откликнутся, а ваш сын получит уроки конструктивного общения под вашим руководством. Разговаривайте с сыном о мотивациях, о чувствах других людей — он уже достаточно большой для этого. Он ведь и дерется, и задирает других детей именно потому, что не понимает их чувств и желаний, хочет, но не умеет с ними «правильно» общаться.
18. Воспитатель посоветовала пойти к психологу, так как думает, что мой сын — гиперактивный (5 лет). Он действительно непоседа, у которого в одно ухо влетает, а в другое — вылетает. Но я очень боюсь, что гиперактивность подтвердится, тогда ее занесут в карточку и она будет сильно мешать при поступлении в школу — кому нужен такой неспокойный ученик? Можно ли все-таки обойтись без визита к специалисту? А если нельзя, то можно ли уговорить не писать про гиперактивность (если, конечно, она подтвердится)?