ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ». Интересно, а какова была цель воспитателя, когда oiu давала вам этот совет?

Интересно, а какова была цель воспитателя, когда oiu давала вам этот совет? Она хотела с помощью визита i психологу узнать, как ей справляться с вашим сыном Или надеялась, что вашего ребенка «вылечат» от гипер активности? По второму пункту ее надежды напрасны, а что касается первого, то вы вполне можете пойти к пси хологу и получить его консультацию по воспитанию ре бенка. Никаких диагнозов психолог не ставит (диагнозы, в том числе и «гиперкинетическое расстройство», ставит невропатолог), но многие ваши сомнения наверняка разрешатся с этим визитом.

19. Я и мой муж — родители гиперактивных близнецов. Им сейчас по 4,5 года. В общении и взаимодействии с ними стараемся соблюдать все рекомендации специалистов: режим, спокойствие, игры, направлен-ные на концентрацию внимания, и др. — все, что поможет им в будущем. Вы даже не представляете, как мы устаем! Очень хочется отдохнуть, но с детьми это исключено. Бабушки-дедушки в гости не очень-то зовут — «лучше мы к вам приедем» (после маленьких гостей квартира теряет «товарный вид»), и то общаются с близнецами только в нашем присутствии. Но ведь должен быть выход! Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста...

В первую очередь — расслабьтесь. Вы живете не для того, чтобы выполнять рекомендации специалистов и постоянно думать о будущем. Вы живете «здесь и сейчас». Близнецы — это ведь так здорово! И наверняка забавно! Детям пятого года жизни, да еще гиперактивным, нужно много бегать, прыгать, лазить, вопить, все ронять и т.д. И пусть они все это делают! Какое тут спокойствие и «игры, направленные на концентрацию внимания»! Разумеется, вы с мужем тоже люди, да и бабушек-дедушек понять можно.

А почему нельзя отдыхать с детьми? Вывезите их на природу, разведите костер — и пусть бегут, куда захотят.

I

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

■ Провалятся в речку — высушите, порвут одежку — заштопаете, разобьют лбы — замажете зеленкой. Зато посидите с мужем у костра, пожарите сосисок... Регулярно отпускайте друг друга просто развлечься — в гости к подругам, на рыбалку, в кино, пошляться по магазинам. Уло-[' исив спиногрызов спать, выйдите вдвоем на улицу на чет-1 верть часика — подышать воздухом, посмотреть на звезды. Уже скоро (годика через два) близнецов можно будет оставлять одних — они прекрасно будут проводить время, а уцелевшую мебель вы потом поставите на место...

ГПАРы-школьники

Когда речь заходит о гиперактивных детях школьного возраста, отчетливо видны проблемы двух сторон: родителей и учителей. Вроде бы задачи у них общие: научить и воспитать. Но есть и существенные различия во взглядах. Мне кажется, что и тем и другим будет весьма полезно узнать, как выглядит картинка с «противоположной» стороны.

Родителей в основном беспокоит недостаточное внимание со стороны педагогов и непонимание ими состояния ребенка. Иногда требуются пояснения, как именно выполнить рекомендации учителя. Есть и вопросы, касающиеся взаимодействия ГПАРа-школьника со сверстниками, режимных моментов, приготовления домашних заданий.

Итак, вопросы...

Со стороны родителей

20. Мой сын — «гипер». Учится в 3 классе. Учитель сразу сказала, чтоб отличника из него не делали, а лучше учили быть организованным. Но хочу спросить не об этом. Первые два года провожала в школу сама

ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»

(на пути несколько опасных дорог, да и портфс.п тяжелый), но недавно сын сказал, что ему «стыдна. что хожу с мамой». А мне страшно, дороги и тс/; опасны, а в нашем случае — втройне. В то же ере мя я понимаю, что рано или поздно он эту самосто ятельность должен будет обрести... Помогите со ветом.

Ваши опасения вполне обоснованны. В норме вес ГПАРы активны, бесстрашны и невнимательны. Понятно, что это не самое лучшее сочетание качеств для перехода опасных дорог с интенсивным автомобильным движением. Естественно также и то, что в пятом, шестом или седьмом классе эти особенности ребенка и дорожные опасности никуда не денутся, а ходить в школу с мамой будет уже совсем неуместно. Поэтому самой лучшей вашей стратегией будет следующая.

Первое: сообщаете ребенку, что вы услышали его пожелания и начинаете работать с этой проблемой. Чтобы он поверил в ваши добрые намерения, сразу же после этого разговора отпускаете его одного бежать до школы ПОСЛЕ перехода всех дорог.

Второе: тщательно, несколько раз объясняете и показываете на конкретных примерах (на улице), как правильно должен вести себя человек, переходящий ваши опасные дороги.

Третье: устраиваете «тренинг» на местности. То есть призываете ребенка вообразить, что он идет в школу один, а вас рядом как бы и нет (дети очень любят игры-«вообразилки»). На самом деле вы идете вместе с ребенком и тщательно следите за тем, как он выполняет ваши инструкции.

Четвертое: после успешного прохождения «тренинга» (его продолжительность определяете вы сами) отпускаете ребенка в школу одного или с друзьями. Можно договориться, что вы вместе переходите только одну, самую опасную дорогу. Если же ребенок даже в вашем

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

присутствии переходит дорогу невнимательно и опасно, то объясняете ему ситуацию и откладываете все еще на год.

И конечно, отдайте ему портфель! С самым тяжелым портфелем ГПАР легко справится. А если будет чуть меньше подпрыгивать на проезжей части — так это же даже хорошо!

21. Внук Радик живет со мной, родители подолгу в разъездах. Перед школой ходили в центр развития, воспитатель все время говорила о том, что очень уж он у вас «активный», не любит ничего доводить до конца. Он и дома такой, привыкли уже, я потому и не обратила внимание. А тут в школу пошел, приходит домой, плачет: «Я там самый плохой. Все сидят, учителя слушают и молчат. А у меня не получается так». Пошла в школу, учитель жалуется, мол, весь класс портит. Но ведь он понимает, что это плохо! Как помочь? Учителя тоже жалко...

Самое главное — вы на стороне Радика. Алгоритм же действий в вашем случае такой.

Первое: признаёте существование проблемы. «Да, Радик, ты своим поведением мешаешь учителю. Но это вовсе не потому, что ты самый плохой. Разве виноват очкарик Петя, что не видит доску с последней парты и не может прочитать, что там написано? Разве Петя плохой? Конечно нет! А ты ПОКА не можешь просидеть неподвижно 45 минут».

Второе: сообщаете внуку, что с проблемой можно работать, и вы все вместе (он, вы, учительница) обязательно с ней справитесь.

Третье: идете к учительнице и просите ее побольше загружать Радика всякими подвижными поручениями. Например, вымыть доску, принести и повесить пособие, полить цветы, сходить за журналом и т. д. Четвертое: вместе с Радиком ведете «календарь» его успехов.

ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»

«Сколько ты сегодня смог просидеть спокойно? Первый урок и половину второго? Замечательно! Так и запишем... В прошлом месяце был только первый урок. Все идет как надо. Мы справимся!»

Будут срывы. Не отчаивайтесь и оставайтесь на стороне внука. «В любом деле бывают неудачи. Но мы — люди упорные. Значит, будет и на нашей улице праздник».

Прекрасным дополнением ко всему этому был бы спортивный кружок, игра в футбол или любые подвижные игры во дворе, четкий режим дня и ежедневная утренняя гимнастика.

У вас обязательно все получится!

22. Как убедить учителя, что моему гиперактивному ребенку лучше сидеть на первой парте? Она считает, что если он еще и сидеть будет впереди (он первый выбегает на перем,ену, мчится в столовую и на уроки пения и физкультуры, на своей пятой парте «беспрестанно ерзает»), весь класс учиться перестанет. А у него и так с вниманием проблемы...

Ваша позиция напрямую зависит от того, как успевает ваш ребенок по основным школьным предметам. Синдром дефицита внимания (составной частью которого является синдром гиперактивности) может быть выражен у детей в разной степени. Есть ГПАРы, которые весь урок сидят даже не на пятой, а вообще под партой и при этом замечательно усваивают материал и вполне прилично учатся. А есть и другие...

Если ваш ребенок, сидя на пятой парте, не усваивает программу, вы можете пойти в поликлинику к невропатологу или психологу и попросить у них справку, что в связи с синдромом дефицита внимания вашему ребенку покапано сидеть на первой или второй парте. Учителю в этом случае ничего не останется, как прислушаться к мнению специалистов. Если же ребенок, несмотря на все

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

его особенности, усваивает программу хорошо, то пусть себе сидит, где посадили. Не стоит лишний раз конфликтовать с учителем — ГПАРы ведь и без того существа беспокойные, проблем с ними много...

23. Какими витаминами и питанием поддержать гиперактивного первоклашку?

Поддерживать ГПАРа-первоклашку нужно в первую очередь достаточным количеством движения. Неподвижно сидеть за партой три-четыре часа в день — огромная нагрузка для его нервной системы. Вот и пусть после школы лазает, бегает, прыгает столько, сколько захочет. Если есть возможность плавать — обязательно. Нет возможности — пусть будут длительные, с играми купания в ванной или любые другие водные процедуры.

Что касается питания, то оно должно быть самым обычным — сбалансированным и достаточным. Всем ГПАРам не рекомендуется давать «кусочничать» — они не всегда контролируют себя, и могут испортить желудок. Лучше всего есть по режиму, в одно и то же время. Наиболее целесообразный комплекс витаминов для зимне-весеннего приема порекомендует детский терапевт, а в остальные времена года лучше есть свежие овощи и фрукты.

24. Психолог в школе для облегчения адаптации посоветовала перед сном гулять с ребенком (он гиперактивный). Перед домом корт (а больше и гулять негде), он с другими ребятишками играет в футбол или в «квадрат». Загнать домой — проблема, и кажется, что игры на свежем воздухе еще сильнее возбуждают,.

Школьный психолог абсолютно права — всем ГПАРам обязательно нужно много гулять и много двигаться. То, что ваш ребенок не носится бестолково по двору с дикими

ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»

криками, а играет в игры «с правилами» (именно к таким играм относится футбол и «квадрат») — это очень хорошо. Если ребенок после прогулки и игр кажется вам слишком возбужденным, хорошим средством для снятия излишнего психомоторного возбуждения могут быть:

1) любые водные процедуры (не меньше 20 минут) — ванна (можно с успокаивающими солями), контрастный душ, обливание и т. д.;

2) спокойный разговор с любым членом семьи — обсуждение прошедшего дня, планирование покупок, построение планов на завтра, на выходные, на лето и т. д.;

3) чтение вслух какой-нибудь не слишком возбуждающей истории. Идеально в этом смысле что-нибудь вроде историй о мумми-троллях.

25. Моей дочке сейчас 11. Врач «напророчил» гиперак-тивпость, еще когда она была маленькой. Поскольку девочка очень способная, основной проблемой до школы стала борьба за безопасное пространство: все, куда можно было залезть, добежать, добраться, было наше. В 6 лет отдали на фигурное катание — весь пыл оставался на тренировках. А сейчас тяга к самостоятельности и чрезмерная активность приобрела еще одну форму: дочка в промежутках между школой и тренировками где-то пропадает — говорит, «гуляет». Мои увещевания насчет всякого криминала пропускает мимо ушей. Дело в том, что она выглядит взрослее, чем есть, да еще любит одеваться «эффектно» (короткие юбки), красится. Я просто хочу, чтобы с ней было все в порядке, но впереди «трудный возраст», и я боюсь за нее. С учебой проблем почти нет — уроки делает на одном дыхании, учится хорошо.

Что ж, именно про вашу ситуацию говорил Мальчиш-Кибальчиш в известной сказке А. Гайдара: «Нам бы день простоять, да ночь продержаться...» Прогностическое

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

I мышление у ГПАРов в 11 лет почти отсутствует, а желаний и соблазнов — масса. \ Если девочка хорошо учится, и на тренировках все ; в порядке — грузите ее еще чем-нибудь. Интересуется \ нарядами и модой — прекрасно. Пусть ходит в модель-| ную школу, на курсы визажа и т. д. Уже интересуется 1 мальчиками? Тоже ничего страшного. Отдайте в какой-' нибудь «мальчишеский» кружок, где они все вместе де-< лают какое-нибудь очень важное и нужное для подростков дело. Пусть там, а не во дворе или в подвале влюбляется и строит первые отношения. А вы всегда будете знать, где именно находится ваше чадо, пребывающее в «трудном возрасте».

26. Мой ребенок очень музыкальный, и в 6 лет — еще до школы — он пошел в «музыкалку». Оказалось, на пользу: дело в том, что у него гиперактивгюсть. Он стал делать успехи в занятиях аккордеоном, педагог сильный, спуску не дает, в то же врем.я хвалит, убеждает заниматься еще больше. В конце 1 класса сын занял 2-е место в городском конкурсе (в своем возрасте). Все бы ничего, но есть одно «но»: чем больше нагрузка, тем меньше у ребенка желание заниматься. Сказал, что с осени (во 2 классе) аккордеоном заниматься не хочет. Попыталась поговорить с педагогом, объяснить, что нам нужны не рекорды, а способ справляться с гиперактивностью. Но она считает, что идем на поводу у ребенка, что за лето он отдохнет и все «глупости» пройдут. Жаль и занятия бросать, и ребенка.

Вообще-то ГПАРы и серьезные занятия музыкой, как правило, вещи несовместимые. Бывают, разумеется, исключения, когда ребенок хочет играть, видит в музыке существенную часть своей жизни и души, и ради этого готов себя «ломать». Кажется, это не ваш случай. В принципе ребенок еще достаточно мал, и, если вы вместе

ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»

с педагогом «надавите», у вас, скорее всего, пока полу чится. Если музыкальные успехи и музыкальное обра:з<> вание ребенка важны для вас, можете попробовать. Толп. ко очень внимательно следите за его неврологическим здоровьем: «придавленные» музыкой (английской шко л ой и т.д.) ГПАРы-младшеклассники часто уходят в не вроз. Было бы очень хорошо, если бы вам удалось совместить музыку с какой-нибудь физической активностью — гимнастика, футбол, народные танцы и т. д. — по выбору самого ребенка.

27.У меня трое сыновей: старшему — 14, младшему — 7, самому маленькому — 3 года. Из-за постоянных забот гиперактивность среднего обнаружили не сразу (старший тоже активный, но не «ги-пер»). Недавно он пошел в школу. Я больше боялась за проявления его гиперактивности (в садике воспитатель звала его «шилом», но занимался он неплохо, тесты в школу прошел нормально, попал к хорошему учителю в «а» класс). Но проблема поджидала совсем с другой стороны. Через три недели занятий после второго урока стал жаловаться учителю на головную боль. Я решила, что это трудности адаптации, как у многих первоклашек, и что постепенно все пройдет. Но вдруг это связано с чрезмерной нагрузкой на гиперактивного ребенка? Можно ли как-то поддержать его? В другой класс переводить не хочется, уже привык и к учителю и к ребятам...

Заочные консультации в подобном случае невозможны. Ребенка обязательно нужно обследовать у невропатолога и, может быть, у других специалистов, ведь для регулярно повторяющейся головной боли может быть множество причин — от переутомления и остеохондроза до глистной инвазии. Когда будет ясна причина, тогда и станет понятно, что делать.

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

28. У меня очень конкретный вопрос — по домаьлним заданиям. Мой ребенок — гиперактивный, в школе что-нибудь нет-нет да и пропустит. Вообще выполнение домашних заданий — это целая история. Но психолог предупредила, что цель лучше выбрать одну — например, либо почерк, либо по существу. Выбираем «по существу», получается быстрее и без чрезмерного напряжения, но почерк ужасный! Пробовали выбрать почерк — сразу сдались: хорогио все равно не получается, а понимание сути задания вообще ускользает. И еще иногда ощущение, что ребенок одновременно и понижает и не понимает. Задаю вопрос — вроде понял. Тут же начинает делать — как будто и не проговаривали это только что. К чему нужно относиться проще, а на что обратить пристальное внимание?

Проще нужно относиться к оценкам и всяческой формалистике: две клеточки пропустить, одну отступить, это подчеркнуть одной чертой, это двумя... Идеального (и даже просто хорошего) выполнения всех этих премудростей от типичного ГПАР«а не дождешься. А вот понимания происходящего нужно добиваться по максимуму. Если не понял сейчас, попробуем позже. Ведь всем родителям ГПАРов известно, что у них бывают хорошие дни и часы, а бывают — просто провальные, когда они ни в какую не могут справиться с задачей, которую влет решали буквально вчера. Это тоже нужно учитывать.

Но нельзя и «запускать» материал. Догоняют ГПАРы с трудом. Также надо обратить внимание на то, какая память лучше развита у ребенка: слуховая или зрительная. От этого зависит форма приготовления уроков, например: таблицу умножения учить на слух или писать и вешать над столом; стихотворение, заданное наизусть, учить с листа или читать вслух и запоминать...

ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»

29. Мой ребенок из-за гиперактивности отстает, от своих одноклассников. Учитель предложила позаниматься с ним летом, чтобы нагнать всех остальных ребят. Насколько это хороший совет? С одной стороны, он и так за учебный год сильно устал, ему требуется отдых. С другой стороны, во втором классе с нашими «пробелами» будет еще труднее. Опять же, лучше заниматься самим ■— или доверить это учителю (репетирору)?

Следует прислушаться к рекомендациям учителя. Не все же лето напролет ваш ребенок будет заниматься — успеет и отдохнуть. «Подтягивать» отстающего ГПАРа лучше кому угодно, но не родителю. Родителям и так хватает напряжения. Надо ведь и им отдохнуть, в конце-то концов...

30. Мой гиперактивный ребенок (7,5 лет) — видимо, чтобы понравиться своим одноклассникам — стал заядлым спорщиком. В саду друзей у него не было, думаю, из-за его непостоянства и шалостей, увы, не всегда безобидных. А тут чувствует себя героем, лезет из кожи вон, чтобы показать себя. Только споры у него опасные. Узнала, что он уже на спор с гаража прыгал и через разрытую теплотрассу. Поговорила с ним, он сказал, что не будет. Но сегодня соседка видела в окно, как он с группой ребят забрасывал рюкзаки на козырек подъезда, а потом полез вверх, чтобы сбросить их обратно. Выяснилось, что тоже «на спор». С ужасом думаю, что может прийти в голову завтра...

Желание нравиться сверстникам, быть им интересным — естественное стремление для любого ребенка.

Избыточно подвижные, с плохой концентрацией внимания ГПАРы часто имеют для этого ограниченное количество возможностей. Используют, естественно, любые,

Гиперактивный ребенок во всей своей красе

какие подвернутся. Часто подворачиваются возможности довольно глупые, иногда (как в вашем случае) — просто опасные, а в более позднем (предподростковом и подростковом) возрасте даже и асоциальные. Просто запрещать ребенку подобные развлечения — бесперспективно. Он станет искренне уверять, что «больше не будет», но, когда межличностная ситуация снова «позовет на подвиг», разумеется, не удержится.

Однако есть способ с достаточной надежностью предотвратить опасное развитие событий. Для этого вначале нужно внимательно приглядеться к ребенку и решить, в каких областях позитивной деятельности он может быть успешен. Понятно, что для настоящего ГПАРа это должно быть что-то связанное с движением, с физической активностью. Важно также, чтобы эта сфера деятельности достаточно высоко котировалась и в его возрастной группе, среди сверстников. (Вы уже поняли, что изучение испанского языка, вышивание крестиком или игра на арфе вряд ли подойдет.)

Для вашего ребенка — активного, отважного и достаточно агрессивного — это могли бы оказаться любые командные виды спорта — футбол, гандбол, баскетбол. Может быть, современные акробатические танцы или контактные виды борьбы. При полноценной адаптации ребенка в любом из подобных коллективов удалось бы решить сразу несколько проблем: 1) у ребенка появляется позитивная тема для общения, то, что он может предложить другим детям, и то, что окажется им интересным. Это дает ему возможность построить полноценные дружеские отношения; 2) у него будут реальные достижения (я умею забивать мяч, ходить на руках, проводить приемы и т.д.), которые повысят его (возможно, уже сниженную) самооценку; 3) при повышении самооценки снижается агрессивность, желание «задирать» окружающих и что-то «доказывать» им.

ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»

Наши рекомендации