Психологические аспекты Коры
1 Насколько мне известно, других предположений нока что не оыло сделано. Критики довольствуются утверждением, что подобных ар-
хетипов не существует. Разумеется, они не существуют в той же степени, по крайней мере, не в большей степени, чем в природе существует ботаническая система. Но станет ли кто-либо из-за этого отрицать существование в природе семейств растений или случаи и постоянные повторения определенных морфологических или функциональных сходств? Но в принципиальном отношении это почти то же самое, что и типичные образы бессознательного. Это — формы, существующие a priori, или биологические нормы психической деятельности.
2 «Персоналистский» подход трактует эти сновидения как «исполнение желаний». Многим такая интерпретация представляется единствен, но возможной. Между тем, эти сновидения случаются при разнообразнейших обстоятельствах, даже тогда, когда теория исполнения желаний становится явно искусственной и произвольной. Поэтому более осторожной и уместной процедурой в области сновидений мне кажется изучение мотивов.
3 Дважды посещавшее Бенвенуто Челлини видение саламандры, о чем он рассказывает в автобиографии, было проекцией анимы, вызванной музыкой, которую играл его отец.
4 У одной из моих пациенток, чьей главной проблемой является негативный комплекс матери, развился ряд фантазий о примитивной матери, индианке, которая обучала ее природе женщины в целом. В этих речах отдельный параграф посвящен крови, звучит он примерно так: «Жизнь женщины тесно связана с кровью. Каждый месяц кровь дает о себе знать, и рождение — воистину кровавое дело, разрушительное и созидательное. Женщине лишь позволено родить, но новая жизнь — не ее творение. В глубине души она знает об этом и радуется благодати, снизошедшей на нее. Она - маленькая мать, не Великая Мать. Но в ее малости отражается великое. Если она понимает это, она благословенна природой, ибо она правильно подчинилась и таким образом может принять участие в питании Великой Матери...»
5 Часто луна находится просто «там», как например, в фантазии о хтон и ческой матери в образе «Пчелиной Женщины» (Josephine D Bacon,In the Border Country, p. 14 0· «Тропка вела к крохотной хижине того же цвета, что и четыре большие дерева, стоящие около нее. Ее дверь была широко распахнута и посреди хижины на низком табурете сидела старуха, закутанная в длинный покров, ласково глядя на нее...» Хижина была наполнена ровным жужжанием пчел. В углу хижины был глубокий родник, в котором отражались белая луна и звезды. Старуха увещевала героиню помнить об обязанностях женской жизни. В Тантрической йоге «неясный гул роев обезумевших от любви пчел» исходит от дремлющей Шакти (Shat-Chakra Nirupana//Avalen, The Serpent Power, p. 29). См. ниже, танцовщица, превращающаяся в рой пчел. Пчелы кроме того аллегорически связаны с Материей, как показывает текст освящения Пасхальной свечи. См. Duchesne, Christian Worship: Its Origin and Evolution, p. 253.
6 См. Neumann, The Great Mother, Pis. la, 3. На этом труде всецело основывается данное исследование.
7 Психология и алхимия, часть II.
8 Я бы сослался на диссертацию моего ученика Яна Нелкена «Analytische Beobachtungen über Phantasien eines Schizophrenen», а также на собственный анализ ряда фантазий в Символах трансформации.
9 См. Символы трансформации. Книга Х.Г.Байнеса Мифология души достигает размера 939 страниц, причем автор делает попытку отдать должное материалу, взятому всего лишь из двух случаев.
10 См. «Психология образа трикстера».
11 Theatntm chemicum, l (1602), p. 286 f.
12 С. 288.
13 Слегка изменено автором. См. Dom, p. 279-280.
14 Отрывки сновидений приведены лишь постольку, поскольку они имеют отношение к аниме.
15 Следующие утверждения не претендуют на роль «интерпретации» сновидений. Они являются лишь попыткой подытожить различные формы проявления анимы.
16 См. «Об архетипах в связи с понятием анимы».
Эпилегомены
1 «Смысл Элевсинских мистерий».
2 См. выше, с. 136 и далее.
3 Опубликовано в Roussel, Les Cultes égyptiens à Delos, p. 199, No. 206.
Психологические аспекты архетипа матери
1 См. «Инстинкт и бессознательное», 277.
2 Usener, Das Weihnachtsfest, S. 3.
3 Это этимологическое значение трех гун. См. Weckerling, Ananda-raya - makhi: Das Glück des Lebens, S. 21 w. и Garbe, Die Samkhya Philosophie, S. 272 w.
4 Примеры можно найти в американской психологии. Укажу на довольно язвительный, но все же поучительный памфлет на эту тему — «Генерация змей» Филиппа Уайли.
5 Роль комплекса отца здесь также значительна.
6 В данном разделе я хочу представить ряд различных «типов» комплекса матери; при этом я исхожу из своего собственного терапевтического опыта. «Типы» — это не индивидуальные случаи и не произвольно придуманные схемы, которые можно накладывать на индивидуальные
Случаи. «Типы» — это идеальные примеры или картины, так сказать, усредняющие опыт, и их нельзя отождествлять ни с одним конкретным случаем. Люди, чей опыт ограничивается книгами или психологической лабораторией, не в состоянии составить правильное представление о том опыте, который накапливает практикующий психолог.
7 Это утверждение основывается на многократных наблюдениях, показывающих, что там, где нет любви, вакуум заполняется властью.
8 В своих английских семинарах [текст распространялся только среди участников] я назвал это «natural mind» (Природный, естественный ум (англ.). - Ред.).
9 Здесь инициатива исходит от дочери. В остальных случаях ответственность несет психология отца, его проекция анимы приводит к ин-цестуозной фиксации у дочери.
10 В этом заключается разница между этим типом комплекса и женским комплексом отца, соответствующим ему, при котором «отец» становится предметом материнской заботы и нежности.
11 Это не значит, что они не осознают фактов. От них ускользает смысл фактов.
12 Женщина этого типа оказывает удивительно обезоруживающее воздействие на своего мужа, но только до тех пор, пока мужчина не обнаруживает, что женщина, на которой он женился и с которой он делит семейное ложе,— его теща.
13 Гете, Фауст, ч. I, акт 1.
14 Там же, ч. II, акт 1.
15 Warnecke, Die Religion der Batak.
16 Buri, «Theologie und Philosophie», S. П 7.
17 Очевидно, дочь также может идеализировать свою мать, но для этого требуются особые обстоятельства, в то время как для мужчины идеализация — почти нормальное явление.
18 «Nocturnis ululatibus horrenda Proserpina». См. Symbols of Transformation, p. 99.
19 См. мою работу «Синхронность: принцип акаузальной связи»
О возрождении
1 См. Samyittta-Nikaya (Book of the Kindred Sayings), Part 11: The Nidana Book, p. 150 f.
См. Гомеровский гимн к Деметре, 480—482: «Счастливы те из земнородных, кто таинство видел. //Тот же, кто им непричастен, до смерти не будет вовеки //Доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном» (См. Античные гимны, М., 1988, с. 108). А в элевсинской эпитафии читаем: «Благие боги открыли поистине величайшую тайну-смерть приходит к людям не как проклятие, но как благо».
3 См. мою работу «Символика трансформации в Мессе».
4 Так говорил Sapamycmpa/fliHume, Соч. в 2-х тт. М., 1990, т. 2, с. 198-200.
5 Там же: «...проходил он мимо старого дерева, кривого и суковатого...; с него свешивались путнику лышные желтые гроздья».
6 Hornener, Nietzsches Lehre von der ewigen Wiederkehr.
7 Les Névroses, p. 358.
8 Явления gana, описанные Кайзерлингом (South-American Meditations, p. 161 f.), относятся к этой же категории.
9 Послание к Ефесянам, 4: 8.
10 «Твоя душа умрет еще скорее, чем твое тело...». Так говорил Заратустра, с. 74.