Основные психологические понятия по теме. Афазия — нарушение речи при локальных поражениях коры головного мозга

Афазия — нарушение речи при локальных поражениях коры головного мозга.

Внутренняя речь — особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Основной инструмент мышления.

Диалогическая речь — вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники.

Знак — материальный, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, выступающий в процессе познания и общения в качестве заместителя другого предмета или явления и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации.

Знаковая система — набор знаков, объединенных общими правилами их взаимосвязи и практического использования.

Коммуникация (в психологии) — передача информации посредством языка и других знаковых средств.

Монологическая речь — высказывание, объединенное одной сложной мыслью.

Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Производство общего.

Семантика — значение единиц языка (слова, предложения, текста).

Речь — процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности.

Эгоцентрическая речь — речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней.

Язык (в психологии) — система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Человек стал человеком только благодаря труду и речи.

Основной единицей языка является слово.

Свойства речи

(Таблица 7.1)

Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явлении.

СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ Основные психологические понятия по теме. Афазия — нарушение речи при локальных поражениях коры головного мозга - student2.ru характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего  
 
ПОНЯТНОСТЬ Основные психологические понятия по теме. Афазия — нарушение речи при локальных поражениях коры головного мозга - student2.ru обусловлена объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям  
 
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ Основные психологические понятия по теме. Афазия — нарушение речи при локальных поражениях коры головного мозга - student2.ru связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом  
 
ДЕЙСТВЕННОСТЬ Основные психологические понятия по теме. Афазия — нарушение речи при локальных поражениях коры головного мозга - student2.ru определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей
 

(Таблица 7.2)

Основные психологические понятия по теме. Афазия — нарушение речи при локальных поражениях коры головного мозга - student2.ru

Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает, что позволяет реализоваться мышлению.

Коммуникация - обмен информацией. (Общение). Состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств, тем самым, воздействуя друг на друга.

Экспрессия - передача эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

Членораздельность речи- возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков - элементов разной сложности (звуков, слогов, слов, предложений) — безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека. (Безграничное через ограниченное).

Существует большое число знаковых систем (дорожные, знаки математики, химии, картографические и т. д.). Наиболее важной и универсальной по возможности использования является система естественного (национального по форме — русского, английского и т. д.) языка.

Функциями языка являются:

хранение и передача общественно-исторического опыта (наряду с материальными орудиями и продуктами труда); общение в процессе передачи опыта (коммуникативная функция).

I. Механизм программирования речевого высказывания.

II. Группа механизмов, связанных с переходом от плана программы к грамматической (синтаксической) структуре предложения, включает:

механизмы грамматического прогнозирования синтаксической конструкции;

механизм, обеспечивающий запоминание, хранение и реализацию грамматических характеристик слов; механизм перехода от одного типа конструкции к другому (трансформации);

механизм развертывания элементов программы в грамматические конструкции и др.

III. Механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова по семантическим и звуковым признакам, и механизм моторного программирования синтагмы.

IV. Механизм выбора звуков речи и перехода от моторной программы к ее «заполнению» звуками.

V. Механизмы, обеспечивающие реальное осуществление звучания речи.

Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т. п.

Речевая афферентация идет по трем каналам: двигательному, слуховому и зрительному.

Речь носит рефлекторный характер. Ее мозговую структуру составляют второсигнальные связи. Но первосигнальные компоненты тоже включаются в речевой рефлекс в виде звучания (устная речь), оптических моментов (зрительная речь) и т. д. Своеобразие речи каждого человека объясняется прежде всего социальными факторами.

Для произнесения речевых звуков необходимы:

1) струя воздуха, энергия которой нужна для возбуждения звука;

2) звуковой вибратор;

3) резонаторы для образования речевых тембров.

Струя воздуха подается из легких через воздухоносные пути. Главный звуковой вибратор — это голосовые связки гортани. Резонаторами речевых звуков являются полости рта и глотки. (Таблица 7.3)

Основные психологические понятия по теме. Афазия — нарушение речи при локальных поражениях коры головного мозга - student2.ru

Физиологические механизмы образования речи (по Грбеку).

Центр Вернике расположен в височной извилине левого полушария. Связан с пониманием смысла.

Зрительный центр расположен в затылочной доле левого полушария. Связан с процессом чтения.

Центр письма (графический) расположен в средней лобной извилине левого полушария. Связан с письменной речью.

Речевое общение с помощью языка представляет собой своеобразное кодирование (говорящим) и декодирование (слушающим) речевых сигналов (звуков, слогов, слов, предложений).

В восприятии речиможно выделить два уровня, или две стороны, этого двуединого процесса: 1) анализ и синтез звуков и 2) понимание речи, или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи.

Общее, что человек слышит всякий раз, когда произносится какой-нибудь звук речи данного языка, называется фонемой.

Различие значений, сходных по звучанию слов, происходит за счет соотнесения слова с контекстом, в который оно включено, учета речевых интонаций (логических ударений, порядка слов и т. д.).

Сигнальная функция речи (понимание ее) реализуется лишь при условии образования в предшествующем опыте соответствующих сигнальных нервных связей.

Каждый вид речи отличается от других по направленности, функции, структуре, мере произвольности, анатомо-физиологическим механизмам организации и регулирования, использования вспомогательных неязыковых средств.

(Таблица 7.4)

ВИДЫ РЕЧИ
ВНЕШНЯЯ   ВНУТРЕННЯЯ
Общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств.   Направлена на себя. Носит свернутый характер.
Основные психологические понятия по теме. Афазия — нарушение речи при локальных поражениях коры головного мозга - student2.ru
УСТНАЯ Основные психологические понятия по теме. Афазия — нарушение речи при локальных поражениях коры головного мозга - student2.ru Протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматической конструкции.   ПИСЬМЕННАЯ Очень четкий замысел. Сложная смысловая программа. Нет никаких внеязыковых средств, только логика языка. Предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности.   АФФЕКТИВНАЯ Нет замысла, очень проста, ограничена: «Axl», «Ну, погоди!»
 
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ Речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки.   МОНОЛОГИЧЕСКАЯ Развернутая и связная речь. Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция). Требует тщательного отбора слов, оборотов.
                 

Исторически сформировалось множество способов графической фиксации различных единиц (элементов) речи, которые можно свести к четырем основным типам.

Пиктографическое письмо. Передача содержания целого сообщения (события, явления) в знаке-рисунке. Развивалось наряду с развитием других способов: вампулы (связки раковин различной формы и цвета), кипу(комбинации узлов и сплетений шнуров) и т. д. Графический способ все же оказался наиболее прогрессивным.

Идеографическое письмо. Знаки (идеограммы) обозначают целые слова, понятия. Наиболее известные его системы: древнейшее египетское письмо, месопотамские системы клинописи, современная китайская и японская иероглифика.

Слоговое письмо. Знаки его обозначают отдельные слоги (в японском языке, например).

Буквенно-звуковое(алфабетическое). Знаки алфавита (графемы) обозначают отдельные звуки или звуковые связки — типа фонемы.

Основные направления развития речииндивида:

развитие речи идет от ситуативной к контекстной;

1. От речи для других (социализированной) к речи для себя (эгоцентрической), а не наоборот (как это утверждает Ж. Пиаже и некоторые другие зарубежные психологи);

2. От функции коммуникации к функции планирования и регулирования действий (заметное проявление второй функции наблюдается к концу дошкольного детства);

3. Осознание своей речи происходит лишь в школьный период, в процессе обучения.

Этапы овладения фонетикой и грамматикой (Таблица 7.5)

Этапы Примерный возраст Периоды внутри этапа Основные характеристики речи
Доречевой От 2 до 11 мес. Гуление, гукание (до 5 мес). Лепет (с 5 мес.) Звуки не соотнесены друг с другом, не локализованы, не постоянны, не ревалентны, т. е. не соотнесены с определенным языком. Звуки четко локализованы и константны; около 6 месяцев появляются «псевдослова», состоящие из нескольких слогов, но лишенные смысла, в 8 месяцев они приобретают предметную отнесенность.  
Первичный От 11 мес. до 1 года Около 1 года «Открытие» ребенком возможности замещения словом целого класса предметов и явлений; начало бурного роста активного запаса слов; наблюдается явление «синтагматической грамматики», т.е. уподобление друг другу всех звуков слова; появляется произвольность речи, т. е. соотнесенность звуков со звуковым составом соответствующего языка.  
    1 г. 3 мес. — 1 г. 6 мес. Овладение парадигматической грамматикой, т. е. развитие способности различать слова по 1 звуку; переход от однословных высказываний к двусловным (слова пока располагаются рядом без учета и согласования грамматических форм).  
Овладение грамматической структурой языка От 1 г. 7 мес. до 3 лет Около 2 лет. Около 3 лет и далее. Овладение грамматическими формами, начало вычленения морфем. Рост сло- варя и увеличение количества исполь- зуемых грамматических форм.

РАССТРОЙСТВА РЕЧИ (АФАЗИИ) (Таблица 7.6)

Динамическая афазия     Эфферентная моторная афазия     Афферентная моторная афазия
Нарушение способности говорить фразами при сохранении способности повторять, называть, понимать речь.     Распад структуры высказывания, его моторной схемы, больной не может соединить звуки в определенной последовательности.     Нарушение членораз- дельности речевых артикуляций, спутывание звуков в процессе их выбора.
       
             
  Оптико-мнестическая афазия.     Акустико-мнестическая афазия  
  Затруднения в назывании предметов и их изображений при относительной легкости называния действий Нарушения понимания речи в затрудненных условиях (быстрая речь, восприятие двух источников речи вместе). Затруднения при письме под диктовку.  
           
  Семантическая афазия     Сенсорная афазия  
  Нарушение понимания семантических (логико-грамматических) отношений между словами, проявляется также в трудности нахождения нужных слов. Распад фонематического слуха,т. е. нарушение взаимосвязей между звуковым составом и значение слова.  
                       

Общение— связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. Производство Общего. В общении реализуется потребность в другом человеке.

Структуры общения

(по Г.М. Андреевой)

Коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами);

интерактивная(заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями);

перцептивная(означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

Модель коммуникативного процесса (Таблица 7.7)

(по Лассуэлу)

Кто (передает сообщение) — коммуникатор
Что (передается) — сообщение
Как (осуществляется передача) — канал
Кому (направлено сообщение) — аудитория
С каким результатом передается — эффективность сообщение

Функции общения (по Б. Ф. Ломову):

информационно-коммуникативная;

регуляторно-коммуникативная;

аффективно-коммуникативная.

Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме, называется формальным (вынужденное).

Неформальное (добровольное)общение наполнено субъективным личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения — любовь и дружба.

Главным средством общения является речь. Так же используются и неречевые средства (мимика, пантомимика, жесты и т. д.). В качестве средств общения могут быть использованы знаковые системы (символы математики, нотная запись, азбука Морзе и др.).

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают:

- вербальную коммуникацию(в качестве знаковой системы используется речь)

- невербальную(используются различные неречевые знаковые системы — жесты, мимика, пантомимика).

Оптико-кинетическая система знаковвключает:

паралингвистическуюсистему: качество голоса, его диапазон, тональность, пространство и время, размещение лицом друг к другу;

экстралингвистическуюсистему: темп речи, плач, смех, покашливание; проксемика, телодвижение движение глаз.

Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля

1. В определении речи всегда указывается на функцию общения. А как это согласуется с тем, что речь может быть и внутренней, для себя? Разберитесь в этом вопросе с учетом происхождения внутренней речи.

2. В чем коренное различие речи человека и звуковой сигнализации животных?

4. Что представляет собой язык как общественно-историческое явление? Какие науки, кроме психологии, исследуют проблемы языка и как эти исследования соотносятся с психологическими? Постарайтесь четко разграничить проблемы гносеологии, семиотики, лингвистики и психологии.

5. Проанализируйте схему видов речи, определите сущность каждого вида. Воспроизведите схему видов речи по памяти.

6. Раскройте психологическое содержание восприятия устной речи.

7. Чем отличается письменная речь от устной?

8. Дайте сравнительную психологическую характеристику пиктографического, идеографического, слогового и буквенно-звукового письма.

9. Как и в каком возрасте происходит овладение ребенком семантикой и функциями речи?

11. В чем выражаются расстройства речи?

12. Речь — это, с одной стороны, способ выражения мыслей и общения, с другой — средство формирования и развития мышления. Проанализируйте речь по следующим показателям:

1) содержательность: точность и ясность; насыщенность информацией;

2) выразительность: эмоциональность; образность;

3) фонетические особенности речи: правильность произнесения звуков; четкость; темп и громкость;

4) степень развития устной и письменной речи у различных людей (в сравнении).

ВНИМАНИЕ

Узловые вопросы темы

1. Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

2. Физиологические механизмы внимания. Ориентировочная деятельность и внимание.

3. Виды внимания и их сравнительная характеристика.

4. Свойства (качества) внимания и их обусловленность.

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания человека на определенные объекты при одновременном отвлечении от других. Различают: непроизвольное, произвольное, после произвольное внимание.

Доминанта — временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения. Для доминирующего нервного центра характерна способность накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров. Согласно АЛ. Ухтомскому, д. является физиологической основой внимания.

Индукция (в нейрофизиологии) — закон физиологии нервной системы, согласно которому нервный процесс или состояние одного знака вызывает в других участках нервной системы (одновременная и.) или в том же участке по прекращении своего действия (последовательная и.) противоположный нервный процесс или состояние. Говорят о положительной и. (торможение индуцирует возбуждение) и отрицательной и. (возбуждение индуцирует торможение).

Качества внимания:

концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте;

объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;

переключение — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания);

распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;

устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте.

На человека воздействует одновременно огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые являются наиболее значимыми. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания.

В отличие от познавательных процессов, внимание своего особого содержания не имеет. Оно проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности. Это точка зрения теории установки, разрабатываемой школой Д.И. Узнадзе.

Согласно взглядам ИМ. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. Развивая это положение, И.П. Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса.

Важный вклад в раскрытие физиологических механизмов внимания внес АЛ. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер.

Точка зрения И.П. Павлова и АЛ. Ухтомского получила в настоящее время ряд подтверждений в экспериментах с регистрацией биотоков мозга животных и человека. Установлено, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения активности ее деятельности. Произвольное внимание понимается как деятельность, которая направляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивости избирательной активности.

Факторы, способствующие привлечению внимания. (Таблица 8.1)

Характер раздражения (сила, новизна, контраст и т. п.) Структурная организация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные) Отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего)

Видывнимания и их сравнительные характеристики. (Таблица 8.2)

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики Механизмы
Непроизвольное Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Непроизвольность, легкость возникновения и переключения Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности
Произвольное Постановка (принятие) задачи или цели Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет Ведущая роль 2-й сигнальной системы
Послепроизволь-ное Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес

(Таблица 8.3)

 
  Основные психологические понятия по теме. Афазия — нарушение речи при локальных поражениях коры головного мозга - student2.ru

(Таблица 8.4)

Основные психологические понятия по теме. Афазия — нарушение речи при локальных поражениях коры головного мозга - student2.ru

Качества внимания

Согласно точке зрения П.Я. Гальперина, непроизвольное внимание, как и произвольное, также есть контроль, но контроль за тем, что в предмете само бросается в глаза.

Исследования Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной — даже повышают концентрацию внимания.

Внимание у разных людей и у одного и того же человека, но в различное время и в разных условиях отличается некоторыми особенностями, или свойствами.

Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля

1. Сопоставьте определение внимания как направленности и сосредоточенности сознания с гипотезой П.Я. Гальперина о том, что «внимание представляет собой контроль в форме идеального, сокращенного, автоматизированного действия». В чем вы видите сходства и различия этих определений? Определите роль и место внимания в психической деятельности человека.

2. Возможна ли разумная деятельность без внимания?

3. Охарактеризуйте явления колебания внимания, используя рисунки.

4. Составьте по памяти таблицу (или схему) видов внимания. Постарайтесь лаконично и в логической последовательности раскрыть в ней важнейшие характеристики каждого вида, условия возникновения, психофизиологические механизмы.

Перечислите по памяти качества внимания, а затем уточните этот перечень по таблице, помещенной выше. Раскройте содержание каждого качества, его роль в жизни и деятельности, назовите факторы, положительно и отрицательно влияющие на проявление и развитие этих качеств.

5.

Основные психологические понятия по теме. Афазия — нарушение речи при локальных поражениях коры головного мозга - student2.ru

Объем внимания (смотреть в течение 3—4 сек), затем перечислить предметы, которые запомнились.

6. Ознакомьтесь с таблицей для изучения распределения внимания, а затем

выполните задание, сформулированное в пояснении к таблице там же.

7. Проведите следующий несложный опыт. Предупредите испытуемого (товарища), что он в течение минимального времени должен увидеть ряд представленных ему чисел, а затем сложить и записать сумму. После этого покажите ему на 1 секунду заранее подготовленную, но прикрытую листом запись четырех цифр в четырех различных геометрических фигурах (квадрате, овале, треугольнике, круге). Когда сумма чисел будет записана, попросите ответить, на какой геометрической фигуре написано каждое число. Объясните: почему ответ на поставленный вопрос обычно вызывает затруднения.

8. С помощью каких несложных методик можно получить сравнительные характеристики устойчивости, переключения, широты и других свойств внимания. Опробуйте рекомендуемые методики практически. Проведите эксперимент по определению объема внимания с помощью таблицы, помещенной на этой странице.

УПРАЖНЕНИЯ (Все проделать обязательно)

Наши рекомендации