Темы для докладов и сообщений. 1. Малая группа
1. Малая группа. Роль и место малой группы в системе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Динамические процессы в малых группах.
3. Формирование личности ребенка с ограниченными возможностями в системе межличностных отношений.
Литература
1. Андреева ГМ. Социальная психология. М., 1988.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Донцов AM. Проблемы групповой сплоченности. М-, 1979.
4. Донцов AM. Психология коллектива. М., 1984.
5. Журбин ВМ. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда, К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. № 4.
6. Коломинский ЯЛ. Детские коллективы // Коллектив и личность / Под ред. К.К. Платонова и др. М., 1975.
7. Немое Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1995.
8. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. Ярославль, 1998.
9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
10. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.
11. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. Воронеж, 1996.
12. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.
13. Столяренко ЛД. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1996.
14. Робер МА., Тилъман Ф. Понятие и классификация групп в социальной психологии // Хрестоматия по социальной психологии. М., 1994.
15. Рудестам К. История психологии групп. Преимущества групповой формы. Понятие психокоррекционной группы // Хрестоматия по социальной психологии. М., 1994.
16. Уманский ЛМ. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
17. Чернышев А.С. Исследование группы как субъекта деятельности и субъекта общения в работах Л.И. Уманского и его учеников // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях: Сб. науч. трудов. Курск, 2000.
Глава 8
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Семья — первичная ячейка общества
Семья— ячейка общества, основанная на браке и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощи и моральной ответственности. Семья — категория историческая. Возникнув на ранних ступенях общественного развития как большая материнская семья, она на протяжении истории претерпела существенные изменения, превратившись в малую отцовскую семью, основанную на единобрачии.
Огромное влияние на функционирование семьи оказывает культура и социально-психологическое устройство общества. Каждое общество благодаря культурным традициям имеет свое представление о сущности семьи. В исследовательской практике изучения семейных отношений типы семей в одних случаях располагают по шкале «нормальность — аномальность*, в других — по шкале «идеальная — реальная семья». Основанием для классификации служат различия культур разных эпох, народов, стран. Данная классификация представлена следующей схемой.
Идеальная семья — это нормальная семья, отвечающая всем требованиям современного культурного общества. В модели идеальной семьи общество, исходя из своих моральных ценностей, хотело бы видеть эталон семьи, к которому должна стремиться каждая реальная семья. В обыденной жизни возникают, существуют и распадаются не идеальные, а реальные семьи. Типы реальной семьи могут быть разнообразными и отличаться от идеальной.
Реальная семья — конкретная семья как социальная группа, как объект исследования.
Нормальная се/лья считается таковой, если она обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членов и создает достаточные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физиологической зрелости. Нормальная семья не всегда может считаться идеальной, т. е. соответствовать тем социокультурным нормам, которые приняты в обществе. С точки зрения общечеловеческого различия типов семей нормальной является такая семья, где ответственность за нее как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не соблюдается, считаются аномальными. Если же в семье никого нет, кто несет за нее ответственность, — это псевдосемья.
Важнейшей функцией семьи как социального института является воспроизводство и воспитание молодого поколения. Главными факторами, скрепляющими семью и противодействующими ее распаду, выступают разнообразные формы взаимодействия и взаимоотношений в различных сферах совместной жизни: хозяйственно-бытовой, интимной, нравственно-воспитательной. При отсутствии совместной деятельности или при ее ослаблении семейные отношения деформируются.
Специфика современной семьи состоит в том, что большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения характеризуются с правовой точки зрения как равноправные. Однако, как замечает В.Н. Дружинин, подкрепляя свои взгляды высказываниями Н.Я. Бердяева, нет другого такого института общества более не свободного, в смысле навязывания определенных правил жизни человека, более жесткого, чем семья.
Семья — это структура, состоящая из отношений «доминирования — подчинения» (власти), ответственности и эмоциональной близости. Причем, знак психической эмоциональной
близости не обязательно может быть положительный. Равнодушие, отчуждение, ненависть окрашивают существование семьи в свои цвета не в меньшей мере, чем любовь, понимание и сочувствие. Все вышеприведенные факторы говорят о том, что семья — чрезвычайно сложное социально-психологическое образование, требующее комплексного рассмотрения в изучении всех ее сторон.
Для более глубокого понимания сущности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями нас интересует реальная нормальная или аномальная семья, имеющая детей и занимающаяся их воспитанием.
Основными первоначальными мотивами создания семьи в большинстве своем выступает стремление молодых людей к обеспечению личного счастья, к удовлетворению потребности в психологической и физической близости к человеку другого пола. В то же время цели создания семьи выходят далеко за рамки личных взаимоотношений и выступают как социально заданные и социально ценные.
Развитие семейных отношений во многом подчиняется общим закономерностям возникновения семьи. В начале супружеской жизни на первое место выступают чувственные влечения, а моральные и психологические несоответствия зачастую недооценивается. Но проходит время, и на первый план выдвигаются более долговременные цели, встает вопрос о ценностях и средствах их достижения. Если супруги находятся на разных стадиях морального развития и эстетического восприятия действительности, то они начинают раздражать друг друга, создавая конфликтные ситуации. В таких семьях неудовлетворенность в браке, психическая и физическая несовместимость приводят к дисгармонии супружеских отношений, разводам, неврозам и т. д.
Выбирая тот или иной вариант поведения, каждый из супругов руководствуется сформировавшимися у него моральными принципами и установками. Их возникновение во многом обусловлено спецификой той семьи, в которой они воспитывались. В ходе изучения проблем семьи обнаружена важнейшая закономерность: существует неосознанная тенденция повторять модель отношений своих собственных родителей в собственной семье. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом и наблюдения за его поведением по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу. Если, например, муж грубо обращался с женой, оскорблял ее, унижая личное
достоинство, то не исключено, что сын в своей семье будет поступать аналогичным образом. По такой же схеме будет вести себя по отношению к мужу и дочь.
Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера, который осуществляется или по сходству, или по противоположности, Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги. В противоположном случае может возникать борьба за власть, непонимание, разводы, брошенные дети и т. .д.
Существенные изменения во взаимоотношения супругов вносит появление ребенка. Жена становится матерью, муж — отцом. С этого времени возникает новая и главнейшая функция семьи — забота о детях, их воспитании и подготовке к самостоятельной жизни. Чтобы успешно реализовать ее, нужны, как минимум, два условия: создание нормальных материальных условий для жизни семьи и ребенка и обеспечение духовной, морально-психологической атмосферы, необходимой для развития психики и формирования личности ребенка.
В нашей российской действительности большинство молодых людей, планируя создание своей семьи, хотели бы жить отдельно от родителей. Однако по разным причинам это сделать удается не всем. Многие из них после установления брачных отношений продолжают жить с родителями мужа или жены. Кроме того, немало встречается случаев, когда на свет появляются так называемые внебрачные дети, многие бездетные семьи усыновляют или удочеряют детей, лишившихся попечительства родителей.
Все это порождает многообразие форм существования семей, складывающихся в них внутрисемейных отношений, подходов и стилей воспитания детей. С точки зрения состава семьи социологи, например, различают следующие ее формы:
1. Нуклеарная семья — состоит из взрослых и детей, которые от них зависят.
2. Расширенная семья включает нуклеарную семью и родственников: бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и т. д.
Кроме названных понятий для определения типов семьи используются также:
— типичная семья — наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи;
— элементарная семья — семья, состоящая из трех членов: муж, жена и ребенок. В настоящее время в российском обществе данный тип семьи является преобладающим.
Е.А. Личко в описание семьи включает следующие характеристики и варианты:
1) Структурный состав:
— полная семья (есть мать и отец);
— неполная семья (есть только мать или отец);
— деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).
2) Функциональные особенности:
— гармоничная семья;
— дисгармоничная семья.
Основными причинами дисгармонии в семье, по его мнению, являются:
а) отсутствие партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);
б) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия членов семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);
в) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);
г) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера.
Кроме названных классификаций типов семьи существуют и другие. В их числе представляет интерес классификация, предложенная Э. Арутюнянц, изучавшей психологические типы семьи. По ее мнению, существует три ее варианта: традиционная, детоцентрическая, супружеская (демократическая).
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписываться в «вертикально-организационную» структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственной семьи. Они
не инициативны, робки в общении, действуют исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате у него формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.
В супружеской (демократической) семье учитываются взаимные интересы, принятие и автономность ее членов. Итогом воспитания в таких семьях является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Как недостаток называется возможность отсутствия у него навыков подчинения социальным требованиям, построенным по «вертикальному принципу».
В зависимости от сложившихся типов семьи в них устанавливаются соответствующие формы межличностных отношений, распределение обязанностей между ее членами, положение детей в семье и отношение к ним.
Семья не просто социальная группа — это, прежде всего, общественный институт, в котором каждый ее член выполняет социальную роль (отца, матери, ребенка, старшего товарища и т. д.) и занимает в ней соответствующее положение — статус, с вытекающими из него правами и обязанностями. Семья, подчеркивает В.Н. Дружинин, как и любой другой институт, скрепляется системой власти, взаимоответственности и психологической близости. Различают три типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу; матриархальная семья — власть принадлежит жене; эголитарная семья — власть равномерно распределяется между мужем и женой.
Члены семьи могут любить друг друга или ненавидеть, иметь собственных детей или приемных, но пока семья скрепляется системой — доминирование—«подчинение» и пока она выполняет задачу воспитания детей, — она существует. Ответственность за социализацию и жизнеобеспечение семьи могут выполнять не только отец или мать, но и другие члены семьи — бабушки, дедушки, старшие братья и сестры и др.
В современной российской семье в большинстве своем ответственность за семью несет мать. По данным исследований, мать в 1,5—4 раза чаще контролирует учебу детей, посещает родительские собрания, водит ребенка в детский сад, ей дети отдают предпочтение в обсуждении учебных дел, взаимоотношений с товарищами, личных проблем и др.
Снижение роли отца в воспитании детей приводит зачастую к плачевным результатам. По данным клинических исследований, отец имеет важнейшее значение для развития ребенка с самого его рождения. Он выступает в качестве первой модели при ранней идентификации ребенка с ним, отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации.
Особенно велика роль отца в воспитании сына. Лишь отец способен сформировать у него способность к инициативе и противостоять групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери, тем он менее активно может противодействовать агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже его самооценка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценностям по сравнению с материальными и индивидуалистическими. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей зачастую приводит к развитию у ребенка психопатологии.
Существенно изменяет всю систему отношений и оказывает серьезное влияние на процесс воспитания детей наличие в семье бабушек и дедушек. Нередки случаи несовпадения точек зрения на воспитание ребенка членов семьи старшего и среднего поколений. Бабушки и дедушки часто снисходительно относятся к поступкам детей, недооценивают их последствий, принимают во внимание лишь их сиюминутные интересы. Вместе с тем немало семей, где их позиции в воспитании детей совпадают с требованиями родителей. Несомненно, дедушки и бабушки, как и родители, имеют моральное право высказать свое несогласие с тактикой воспитания детей, но делать это надо в корректной форме, способствующей не разъединению взглядов, а выработке единого подхода в их воспитании.
Семье, как и любому другому общественному формированию, присущ весь спектр отношений, но ведущее место в нем занимают деловые и личностные отношения. Деловые отношения связываются с управлением семьи, с организацией семейного быта, воспитанием детей, культурного досуга, с обеспечением материального благополучия и др. Духовные,
личностные отношения неотделимы от первых,,так как они проявляются в совместной деятельности членов семьи, но именно они играют решающую роль в формировании всей психологической атмосферы в семье. Они жизненно значимы для всех ее членов и затрагивают благополучие каждого из них.
Межличностные отношения в семье во многом зависят, во-первых, от характера сложившихся эмоционально-оценочных связей. Они строятся, как правило, по принципу «нравится — не нравится» и включают в себя представления супругов о свойствах характера и поведенческих поступках друг друга. Оценочные суждения не всегда бывают постоянными и зачастую очень сильно отличаются от первоначальных. Так, испытывая чувство влюбленности, многие действия супруги или супруга могут казаться милыми и безобидными. Через некоторое время эти субъективные оценки могут подвергнуться коррекции и те же самые свойства характера, манеры поведения и привычки уже вызывают противоположные чувства.
Во-вторых, от личностно-смысловых отношений, предполагающих ориентировку в мотивах и личностных смыслах другого человека. Признаками наличия благоприятных смысловых отношений является полное взаимопонимание супругов, возникающее в результате психологической близости между ними. Такая близость, к сожалению, с годами меняется, причем неравномерно у мужчин и женщин. Установлено, что одной из главнейших причин семейных конфликтов является неверное истолкование супругами мотивов поведения друг друга и приписывание несуществующих намерений.
В-третьих, от их соответствия принципу гуманности. Чтобы в семье царил мир, единство, понимание, и уважение, нужно относиться к своим близким как к самому себе, учитывать потребности и свойства каждого^ уметь договариваться, убеждать и уступать, изменяя других и изменяться самому.
В основе поведенческой направленности семьи лежит групповое семейное сознание. Особенность его состоит в том, что оно отражает весь комплекс забот семьи, поскольку семейный быт затрагивает все стороны ее жизни. В структуру семейного группового сознания входят мировоззренческие установки, различного рода потребности и способы их реализации, мотивы, переживания, настроения, привычки, традиции. Причем, это не простая сумма социально-психологических особенностей, а качественно особое образование, сложившееся
в результате совместной бытовой деятельности и взаимоотношений.
На семейном групповом сознании отражается весь неповторимый для каждой семьи уклад жизни, опыт, усвоенные традиции, характер ее членов, связь с внешним миром и многое другое. Поэтому групповое семейное сознание имеет свои специфические особенности для каждой семьи. Оно может быть негативным и позитивным, передовым и отсталым, консервативным и изменчивым. Но если оно сложилось, то оно становится важным опосредующим фактором, через который преломляются внесемейные влияния и от которого зависит уровень развития личности ребенка.
Семья не изолированная общность, где все определяется лишь половыми отношениями. Она является одним из звеньев социальной структуры общества, где в миниатюре отражаются все процессы, происходящие в нем. Поэтому, несомненно, образовательная, профессиональная и общественная позиция родителей и других членов семьи скажется на ее направленности в воспитании детей.
На жизнь семьи большое влияние оказывают чисто местные, локальные факторы. Большинство населенных пунктов, городов, рабочих поселков, сел имеют свои традиции, свой комплекс предприятий, очагов культуры, природных условий. На направленность семьи влияет связь с местом работы, так как она является одним из источников благосостояния семьи, связь с учебными и другими учреждениями, где учатся дети. Имеются и другие типичные внесемейные влияния.
Итак, семья как первичная ячейка общества представляет собой сложное социально-психологическое образование. Цели ее создания и функционирования выходят далеко за рамки личностных отношений и выступают как социально заданные и социально ценные. Важнейшей функцией семьи является воспроизводство и воспитание подрастающих поколений, которой подчинены все другие функции. В зависимости от условий существования и функционирования каждая семья имеет свой неповторимый облик, проявляющийся в ее структуре, функциональных особенностях, распределении социальных ролей, специфики доминирования — подчинения, ответственной зависимости, психологической близости, стилей воспитания детей. Конечной целью в развитии семейных отношений является создание нормальной семьи, способной обеспечивать полноценное физическое, психическое и личностное развитие детей.
Проблемы организации жизнедеятельности
и воспитания ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в семье
Семья — ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей удручающе. Если рождение нормального ребенка привносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: переживания чувств радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом, расценивается как жизненная катастрофа. На этой почве часто возникают между супругами конфликты. Немало случаев, когда родители отказываются от таких детей, оставляют их в родильных домах или передают на воспитание в специализированные учреждения.
Рождение ребенка с дефектом развития действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть возникновение так называемого травматического невроза, т. е. нарушение функционирования психики в результате пережитого шока. Большинство родителей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и заняться воспитанием ребенка. Однако сильный шок, пережитый ими ранее, способен возвращаться к ним в виде «ретроспективных» тревог, бессонницы, нервных срывов, периодических депрессий. Выделяют несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект. Это:
1. Принятие ребенка и его дефекта — родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше там, где возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.
2. Реакция отрицания — отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.
3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, ох-
ранителъства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Аномальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.
4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку* в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.
5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку.
Ребенок с дефектом является для родителей не только источником отрицательных эмоциональных переживаний. Его появление вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям. Часто семьи тратят немало сил, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью. Нередки случаи, когда родители, ожидая насмешек и сочувствия, стесняются выходить на прогулку с малышом и делают это «крадучись», «тайком», в темное время суток, вдали от людей.
Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожалению, не подготовлено к восприятию таких детей. Существует своеобразная «психологическая стена* между здоровыми людьми и людьми, имеющими ограниченные возможности. От этого страдают не только больные дети, но и все общество, поскольку при таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом.
Многие родители не могут смириться с тем, что ребенок у них родился с дефектом и, нередко зная, что изменить ситуацию невозможно, прилагают неимоверные усилия, не считаясь ни со временем, ни со средствами, странствуют по врачам и экстрасенсам, надеясь на «чудо».
Немало вопросов возникает у родителей в связи с организацией жизни и воспитания ребенка с учетом дефекта. Большинство из них, ожидая рождения здорового ребенка, оказываются и психологически и практически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать ребенка с физическими или с психическими ограничениями. Пройдет время, они отойдут от первоначального шока и начнут осваивать науку воспитания такого ребенка, перенимать опыт других семей, накапливать свой опыт, причем, в большей степени на основе проб и ошибок.
Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Осознавая свою ответственность перед малышом, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка. Такая активность полезна в двух отношениях. Во-первых, она позволит родителям легче пережить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с дефектом развития, во-вторых, разумная активность может дать позитивный импульс для своевременного его лечения, воспитания и развития.
Прежде всего родителям следует побеспокоиться о проведении своевременной диагностики состояния здоровья и развития ребенка. Те дети, у которых дефект развития очевиден и не вызывает сомнения, попадают в поле зрения специалистов сразу после их рождения. Однако нарушения в развитии ребенка могут быть многоплановыми и затрагивать различные сферы жизнедеятельности: умственную, двигательную, сенсорную, речевую или же несколько сфер одновременно. Причем они могут иметь разные формы и разную степень выраженности, появляться и после рождения, что предполагает необходимость их углубленного обследования. Поэтому диагностика отклонений в развитии ребенка должна всегда носить комплексный характер. Структура дефекта может быть правильно определена только при участии в обследовании ребенка врача, психолога, коррекционного педагога, а при необходимости и других специалистов.
Не меньшее значение имеет помощь специалистов в организации ухода за ребенком, в его лечении и воспитании. Круг этих специалистов, в зависимости от структуры дефекта, может быть достаточно широк. К ним относятся специалисты
узкого профиля из соответствующих центров и лечебных учреждений, в которых дети состоят на диспансерном учете, а также детский врач, психолог, специалист по социальной реабилитации, логопед, коррекционный педагог, которые являются главными консультантами по многим вопросам, связанным с течением заболевания и развитием ребенка. В случае необходимости родители могут обратиться за помощью в психолого-медико-педагогическую консультацию (комиссию) (ПМПК), где работают специалисты разных профилей.
У родителей больного ребенка нередко возникает необходимость в помощи социального работника, чтобы получить информацию о нужных для его лечения и реабилитации специалистах, подобрать информацию о возможных пособиях, льготах, дотациях, выбрать соответствующее образовательное учреждение для ребенка. Он также может представлять интересы семьи в различных государственных и общественных фондах, учреждениях, организациях, подыскать няню или учителя для ребенка, познакомить с семьями, которые успешно решают те же задачи, собрать документы для решения вопросов, актуальных для семьи и ребенка, делать необходимые закупки продуктов и лекарств и др.
Кроме названных учреждений и лиц, к которым при необходимости можно обратиться, нужно иметь информацию и о тех организациях, где родители также могли бы получить требуемую помощь. К ним можно отнести:
— территориальные или районные центры социального обслуживания или социальной защиты населения. В названном центре можно зарегистрировать семью и ребенка, стать постоянным его клиентом и пользоваться услугами, перечень которых достаточно широк;
— реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в задачу которых входит оказание медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи детям;
— городские или районные комитеты по защите прав материнства и детства. В них можно получить консультацию о льготах, фондах помощи и другим вопросам;
— специальные образовательные учреждения — детские сады, школы, интернаты;
— ассоциации и другие объединения родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, которые предназначены для оказания семьям необходимой эмоциональной поддержки, передачи опыта воспитания детей, защиты прав семей и др.
Значительные трудности могут возникнуть у родителей при устройстве ребенка на обучение в школу. В законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что «право граждан на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации». В нем есть статьи, в которых особо отмечены законодательные положения в отношении детей с отклонениями в развитии, предусматривающие создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, организации специальных образовательных учреждений, обеспечивающих лечение, содержание, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Родители часто стоят перед выбором, куда направить ребенка на обучение — в обычную общеобразовательную школу или же в специальное учреждение. Их волнения не напрасны. Дело в том, что в деятельности многих специальных образовательных учреждений роль родителей в восстановлении жизненного потенциала ребенка, к сожалению, во внимание практически не принимается. Вызвано это тем, что специальные учреждения часто территориально отдалены от семьи. Нередко, из-за незнания или отсутствия реальной возможности выбора типа и вида образовательного учреждения родители вынуждены использовать единственный путь — сдавать ребенка в государственные специализированные учреждения.
Вместе с тем, даже в этих случаях, родители должны позаботиться о том, чтобы ребенка подготовить к школе. Подготовка к обучению в школе практически начинается с самого его рождения. Если у родителей возникают сомнения в том, на чем делать акцент — на лечении ребенка или на его образовании, то надо иметь в виду, что дети, которые испытывали дефицит в воспитании и образовании, бывают менее приспособленными к жизни, беспомощными даже в обычных жизненных ситуациях. Поэтому, какими бы тяжелыми ни были нарушения в развитии ребенка, надо решать вопрос в пользу образования, не исключая, безусловно, и лечения.
Если же ребенок, имеющий дефект в развитии, определяется в общеобразовательную школу, родителям следует наладить самый тесный контакт с учителями и классным руководителем. Важно рассказать им об индивидуальных особенностях своего ребенка, вырабатывать с ними индивидуальную программу развития с учетом специфики дефекта, регулярно
отслеживать изменения в психике и личности, происходящие под воздействием обучения и воспитания, посещать классные родительские собрания.
Полезным является также участие родителей в различных внешкольных объединениях, оказывающих влияние на образовательный процесс, таких, как родительский комитет, совет отцов и другие. Участие в них дает родителям возможность ставить и решать вопросы, не только относящиеся к общешкольным проблемам, но и концентрировать внимание на оказании помощи и создании условий для обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности, которые требуют к себе повышенного внимания и специфического индивидуального подхода.
Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, имеют сходные проблемы и затруднения. Нередко им недостает физических и моральных сил. Все они нуждаются в психологической поддержке, потребности поделиться с другими людьми своими сомнениями и трудностями. Характер общения родителей во многом определяется их индивидуальными особенностями. Члены гармоничных семей, в большинстве своем, не замыкаются рамками отношений только между собой, а имеют друзей, у них есть свои интересы, любимые занятия. Эти связи с внешним миром являются устойчивым источником психологической поддержки при возникновении тех или иных семейных проблем. Родители всегда могут поделиться с друзьями по поводу тревожных переживаний и трудностей, возникших в семье, особенно если они уже сталкивались с аналогичными ситуациями. У детей, как и у взрослых, также появляются друзья вне семьи. В таких семьях дети с ранних лет приобщаются к любимым занятиям, растут уверенными в себя, у них более рельефно проявляется чувство собственного достоинства, возникает более широкий и устойчивый диапазон интересов.
К сожалению, у многих родителей, отягощенных теми или иными проблемами, существует тенденция сужения круга знакомств. Они часто замыкаются в себе, не хотят встречаться со своими приятелями, у них может возникнуть подозрительность, недоверие к другим людям. По этой причине они затрудняются «уйти» от своих проблем, постоянно испытывают внутреннее психическое напряжение, проявляющееся нередко в возникновении чувства безысходности. Поэтому родителям, которых часто преследуют такие состояния, необходима своеобразная «психологическая разрядка». Для этого
рекомендуется, хотя бы на короткое время, отвлечься от семейных проблем, провести некоторое время вне семьи со своими знакомыми, «излить» им свою душу, после чего может наступить определенное облегчение, вернуться уверенность в своих силах, и мир предстанет в другом, более привлекательном свете.