Теория детской сексуальности
Фрейд считал, что в детстве развитие ребенка идет двумя путями. Первый предполагает, что Эго и (позднее) Суперэго развиваются на основе Ид. Маленький ребенок постепенно формирует ощущение «себя» и позднее усваивает родительские ценности как Суперэго. Второе главное утверждение Фрейда заключалось в том, что «сексуальная жизнь начинается отнюдь не в пубертатном возрасте, она берет свое начало с четких проявлений, возникающих вскоре после рождения» (Freud, 1939). Это значит, что маленький ребенок не чист и невинен, а подвержен действию тех же инстинктов (сексуального и агрессивного), что и взрослые люди, а главное различие между ними заключается в способе, с помощью которого эти инстинкты удовлетворяются. Эти два положения, разумеется, взаимосвязаны. Феничел (Fenichel, 1946, р. 34) напоминает нам, что, с точки зрения Фрейда, новорожденный младенец по сути своей воплощает Ид, требуя тотального и немедленного удовлетворения всех своих инстинктивных желаний. Фрейд (Freud, 1923/1955) постулировал, что в первые годы жизни сексуальный инстинкт удовлетворяется с помощью оральных контактов с предметами: исследование, сосание и позже кусание соска, а в действительности, и всех других предметов, попадающих в руки ребенка. Фрейд и другие психологи (особенно Abraham, 1952) позднее разделили оральную стадию на две фазы: 1) включающую оральное соединение, или сосание, и 2) включающую оральный садизм, или кусание.
Фрейд считал, что вслед за оральной фазой фокус сексуального удовлетворения перемещается в область ануса во время приучения пользования горшком. Предъявление родителям «подарков» (или, напротив, удерживание испражнений) на этой стадии — первая реальная возможность ребенка поупражняться в контроле над своим окружением, и считается, что испражнения имеют сильные символические связи с деньгами, детьми и пенисом. Выражения типа «вонючий богатей», «презренный металл», «мешок с деньгами», «где грязь, там и деньги» требуют, в конце концов, объяснения.
Пенис и клитор оказываются в фокусе либидо во время фазы, которая известна как «фаллическая», однако в возрасте пяти лет мальчики испытывают «Эдипов комплекс» и «комплекс кастрации» — предположительно наиболее важное и травмирующее событие в жизни. Эдипов комплекс назван так по имени эпического героя пьесл Софокла, который, сам не ведая того, убивает своего отца и совершает инцест со своей матерью. Этот комплекс возникает, когда маленький мальчик стремится к сексуальному обладанию своей матерью и начинает воспринимать своего отца как соперника в борьбе за ее любовь. Наблюдая за девочками, маленькие мальчики обнаруживают, что у девочек отсутствует пенис, и в конечном счете каждый из них приходит к ужасному, но неизбежному заключению, что пенис был отрезан ревнивым отцом в ответ на эти «эдиповы» мысли. Стремясь избежать подобной катастрофы, маленький мальчик будет подавлять все воспоминания о чувствах к своей матери и будет «идентифицироваться» со своим отцом. Идентификация — это форма механизма защиты, при которой происходит объединение с угрожающими объектами, например, моральные ценности отца усваиваются, чтобы сформировать Супер-эго, или стыдливость.
Девочки, конечно, не имеют пениса, и предполагается, что они винят своих матерей за это несоответствие. Они ненавидят свою мать и идентифицируются с отцом, чтобы иметь в своем распоряжении пенис («комплекс Электры»). Пережив эти травмы, оба пола входят в стадию, которая известна как «латентный период, во время которого сексуальная активность не сфокусирована. Это продолжается до тех пор, пока в период полового созревания не появляется нормальная взрослая сексуальность («генитальная фаза»).
Эти идеи звучат сейчас так же абсурдно, как и тогда, когда они впервые были высказаны. Однако как поразительно часто тема Эдипа возникает в литературе (например, Гамлет, братья Карамазовы, царь Эдип и т.п.)!
Считается, что степень удовлетворения и степень фрустрации, с которыми ребенок сталкивается на каждой из этих психосексуальных стадий, имеют большое значение для формирования типа его личности в зрелом возрасте и сказываются на природе и тяжести любого из невротических симптомов, которые могут развиться. Если ребенок получает слишком много удовольствия от одной из этих зон либо, наоборот, ему не разрешают добиться этого (как в случае «запретного плода»), во взрослой жизни он (или она) будет проявлять связанные с этим характерные особенности. Действительно, несколько фраз, касающихся активности, которые Фрейд рассматривал как интимно связанные с прегенитальной Фиксацией, имеют четкие связи с различными эрогенными зонами. Выражения типа «жадно читать», обладать «хватким умом», быть «сосунком» вряд ли обеспечивают убедительные доказательства для этой теории, но они, по крайней мере, наводят на некоторые размышления. Клайн (Kline, 1981) составил перечень характеристик взрослых, которые Фрейд и его последователи связывали (иногда довольно произвольно) со сверхснисходительностью или фрустрацией индивидуума на разных стадиях его психосексуального развития. Из этого перечня следует, что индивидуумы, фиксированные на стадии орального соединения (инкорпорация), должны быть оптимистичны, зависимы и любопытны и будут любить мягкую и молочную пищу. Оральные садисты должны быть людьми ожесточенными, враждебными, любящими спорить и ревнивыми. Фиксированные на анальной стадии должны стать упрямыми, исключительно опрятными и скупыми. Доказательства существования этих взрослых типов личности и их связи с практикой воспитания ребенка наряду с другими попытками проверить теорию Фрейда рассматриваются в главе 4.
От описанной выше модели психического требуется, чтобы она была способна объяснить большое количество важных явлений. Например, считается, что остроумие и юмор в некоторой степени напоминают сны в том смысле, что они позволяют неприемлемым импульсам «пересылаться» так, что они достигают Эго, не будучи подвергнуты цензуре. Люди, которые с наслаждением злобно высмеивают характеры других людей, — это преимущественно те, кто обнаруживает сильные, но подавленные агрессивные побуждения. Выдающиеся произведения искусства и литературы могут дать такие великолепные описания запретных тем, подобных конфликту Эдипа, что это оказывается приемлемым для Супер-эго. Символизм также может сыграть свою роль: одного взгляда на обложки книг, посвященных фантастике (предназначенных в основном для мальчиков пубертатного возраста), достаточно, чтобы понять, что на многих из них изображены исключительно сексуальные символы. Однако теория Фрейда, по-видимому, не способна провести границу между великим искусством (таким, как картины Леонардо) и мешаниной символов: она подробно останавливается на содержании, но мало говорит о форме.