Теория детской сексуальности

Фрейд считал, что в детстве развитие ребенка идет двумя пу­тями. Первый предполагает, что Эго и (позднее) Суперэго разви­ваются на основе Ид. Маленький ребенок постепенно формирует ощущение «себя» и позднее усваивает родительские ценности как Суперэго. Второе главное утверждение Фрейда заключалось в том, что «сексуальная жизнь начинается отнюдь не в пубертатном воз­расте, она берет свое начало с четких проявлений, возникающих вскоре после рождения» (Freud, 1939). Это значит, что маленький ребенок не чист и невинен, а подвержен действию тех же инстин­ктов (сексуального и агрессивного), что и взрослые люди, а глав­ное различие между ними заключается в способе, с помощью которого эти инстинкты удовлетворяются. Эти два положения, ра­зумеется, взаимосвязаны. Феничел (Fenichel, 1946, р. 34) напо­минает нам, что, с точки зрения Фрейда, новорожденный младе­нец по сути своей воплощает Ид, требуя тотального и немедлен­ного удовлетворения всех своих инстинктивных желаний. Фрейд (Freud, 1923/1955) постулировал, что в первые годы жизни сек­суальный инстинкт удовлетворяется с помощью оральных кон­тактов с предметами: исследование, сосание и позже кусание со­ска, а в действительности, и всех других предметов, попадающих в руки ребенка. Фрейд и другие психологи (особенно Abraham, 1952) позднее разделили оральную стадию на две фазы: 1) вклю­чающую оральное соединение, или сосание, и 2) включающую оральный садизм, или кусание.

Фрейд считал, что вслед за оральной фазой фокус сексуаль­ного удовлетворения перемещается в область ануса во время при­учения пользования горшком. Предъявление родителям «подар­ков» (или, напротив, удерживание испражнений) на этой ста­дии — первая реальная возможность ребенка поупражняться в контроле над своим окружением, и считается, что испражнения имеют сильные символические связи с деньгами, детьми и пени­сом. Выражения типа «вонючий богатей», «презренный металл», «мешок с деньгами», «где грязь, там и деньги» требуют, в конце концов, объяснения.

Пенис и клитор оказываются в фокусе либидо во время фазы, которая известна как «фаллическая», однако в возрасте пяти лет мальчики испытывают «Эдипов комплекс» и «комплекс кастра­ции» — предположительно наиболее важное и травмирующее событие в жизни. Эдипов комплекс назван так по имени эпического героя пьесл Софокла, который, сам не ведая того, убивает своего отца и совершает инцест со своей матерью. Этот комплекс возни­кает, когда маленький мальчик стремится к сексуальному облада­нию своей матерью и начинает воспринимать своего отца как со­перника в борьбе за ее любовь. Наблюдая за девочками, маленькие мальчики обнаруживают, что у девочек отсутствует пенис, и в конечном счете каждый из них приходит к ужасному, но неизбеж­ному заключению, что пенис был отрезан ревнивым отцом в от­вет на эти «эдиповы» мысли. Стремясь избежать подобной катаст­рофы, маленький мальчик будет подавлять все воспоминания о чувствах к своей матери и будет «идентифицироваться» со своим отцом. Идентификация — это форма механизма защиты, при ко­торой происходит объединение с угрожающими объектами, на­пример, моральные ценности отца усваиваются, чтобы сформи­ровать Супер-эго, или стыдливость.

Девочки, конечно, не имеют пениса, и предполагается, что они винят своих матерей за это несоответствие. Они ненавидят свою мать и идентифицируются с отцом, чтобы иметь в своем распоряжении пенис («комплекс Электры»). Пережив эти травмы, оба пола входят в стадию, которая известна как «латентный пери­од, во время которого сексуальная активность не сфокусирована. Это продолжается до тех пор, пока в период полового созревания не появляется нормальная взрослая сексуальность («генитальная фаза»).

Эти идеи звучат сейчас так же абсурдно, как и тогда, когда они впервые были высказаны. Однако как поразительно часто тема Эдипа возникает в литературе (например, Гамлет, братья Карама­зовы, царь Эдип и т.п.)!

Считается, что степень удовлетворения и степень фрустрации, с которыми ребенок сталкивается на каждой из этих психосексу­альных стадий, имеют большое значение для формирования типа его личности в зрелом возрасте и сказываются на природе и тяже­сти любого из невротических симптомов, которые могут развиться. Если ребенок получает слишком много удовольствия от одной из этих зон либо, наоборот, ему не разрешают добиться этого (как в случае «запретного плода»), во взрослой жизни он (или она) будет проявлять связанные с этим характерные особенности. Дей­ствительно, несколько фраз, касающихся активности, которые Фрейд рассматривал как интимно связанные с прегенитальной Фиксацией, имеют четкие связи с различными эрогенными зонами. Выражения типа «жадно читать», обладать «хватким умом», быть «сосунком» вряд ли обеспечивают убедительные доказатель­ства для этой теории, но они, по крайней мере, наводят на неко­торые размышления. Клайн (Kline, 1981) составил перечень ха­рактеристик взрослых, которые Фрейд и его последователи связы­вали (иногда довольно произвольно) со сверхснисходительностью или фрустрацией индивидуума на разных стадиях его психосексу­ального развития. Из этого перечня следует, что индивидуумы, фиксированные на стадии орального соединения (инкорпорация), должны быть оптимистичны, зависимы и любопытны и будут лю­бить мягкую и молочную пищу. Оральные садисты должны быть людьми ожесточенными, враждебными, любящими спорить и рев­нивыми. Фиксированные на анальной стадии должны стать упря­мыми, исключительно опрятными и скупыми. Доказательства су­ществования этих взрослых типов личности и их связи с практи­кой воспитания ребенка наряду с другими попытками проверить теорию Фрейда рассматриваются в главе 4.

От описанной выше модели психического требуется, чтобы она была способна объяснить большое количество важных явлений. Например, считается, что остроумие и юмор в некоторой степени напоминают сны в том смысле, что они позволяют неприемле­мым импульсам «пересылаться» так, что они достигают Эго, не будучи подвергнуты цензуре. Люди, которые с наслаждением злобно высмеивают характеры других людей, — это преимущественно те, кто обнаруживает сильные, но подавленные агрессивные побуж­дения. Выдающиеся произведения искусства и литературы могут дать такие великолепные описания запретных тем, подобных кон­фликту Эдипа, что это оказывается приемлемым для Супер-эго. Символизм также может сыграть свою роль: одного взгляда на об­ложки книг, посвященных фантастике (предназначенных в основ­ном для мальчиков пубертатного возраста), достаточно, чтобы понять, что на многих из них изображены исключительно сексу­альные символы. Однако теория Фрейда, по-видимому, не спо­собна провести границу между великим искусством (таким, как картины Леонардо) и мешаниной символов: она подробно оста­навливается на содержании, но мало говорит о форме.

Задание для самопроверки 3.4

(а) Назовите основные психосексуальные стадии детства.

(б) Почему, как упоминалось выше, дети, которые были сильно избалованы или, напротив, ограничены в получении удовольствий на анальной стадии развития, будут, став взрослыми, «упря­мыми, чрезвычайно опрятными и скупыми»?

Резюме

Теория Фрейда чрезвычайно сложна, изобилует специальными тер­минами, а поскольку их значение с годами часто менялось, чтение специализированных работ может быть затруднительным. Хуже другое: отнюдь не очевидно, что теория может выдержать де­тальную научную проверку, и мало уверенности в том, что она получит эмпирические подтверждения. Это потому, что многие из использованных понятий {например, «репрессия», «пенис как пред­мет зависти») не могут быть легко квантифицированы и, кроме того, теория может предлагать несколько совершенно разных «объяснений» одного и того же события. Это противоречит тре­бованиям науки. Согласно закону Ньютона, если подбросить два шара, имеющих один и тот же размер, но разные массы, они будут падать с одной и той же скоростью. Если бы эксперимент показал, что один из шаров падает быстрее, чем другой, теория, очевидно, была бы не верна. Между тем теория Фрейда редко позволяет выдвигать четкие недвусмысленные гипотезы — такие, которые можно было бы проверить экспериментально. Напри­мер, как можно объяснить цинизм? Согласно Фрейду, цинизм — это, возможно, приемлемый способ выражения агрессивных чувств по отношению к объекту либо порождение сильного сексуально­го желания, которое преобразуется в свою противоположность с помощью механизма защиты — формирования реакции. Цинич­ный взгляд может отражать неосознаваемые чувства как любви, так и ненависти. Как можно в этом случае установить, верна ли эта теория? В этой связи напрашивается аналогия с физической теорией, которая смогла бы «предсказать» следующее: либо шар А будет падать быстрее, чем шар Б, либо шар 5 будет падать быстрее, чем шар А, либо оба шара будут падать с одной и той же скоростью, однако эта теория не сможет предугадать, что же будет происходить в каждом конкретном случае. Теория такого типа, очевидно, не относится к числу сильных, поскольку она мо­жет «объяснить» все возможные следствия, а это означает, что продемонстрировать ее ошибочность практически невозможно. По этой причине становится необходимым внимательно изучить критику, направленную в адрес психоаналитической теории, и, кроме того, выделить те разделы этой теории, которые окажутся в со­стоянии выдержать детальный научный анализ {если таковые, ко­нечно, найдутся).

Наши рекомендации