Подготовка и проведение
На доске или флипе ппреподаватель записывает значение каждой заглавной буквы в названии метода «ПРЕС» (на английском языке «PRES»), а затем показывает учащимся завершенную схему аргументации через последовательное прохождение четырех этапов:
П/P – точка зрения / point of view.
Р/R – причина / reason.
Е/E – пример / example.
С/S – итог / summary.
Например, при обсуждении тезиса о том, что лидер открыт группе все 24 часа в сутки по теме «Человек среди людей» учащийся может дать аргументированный ответ:
· «Я считаю, что лидер должен быть доступен группе все 24 часа в сутки (точка зрения), так как его необходимо информировать о том, что происходит в группе для более гибкой организации ее работы (причина). Например, в группе произошел серьезный конфликт накануне мероприятия, которое готовила группа. В результате часть членов группы отказалась принимать участие в его проведении. Решить конфликтную ситуацию может только лидер (пример). Вот почему я считаю, что лидер должен быть доступен все 24 часа в сутки (итог). Студенты также могут отстаивать и противоположную точку зрения.
Метод «Письменное эссе-размышление»
Метод позволяет:
· рассмотреть изучаемую проблему или вопрос с различных позиций»;
· развивать критическое мышление студентов;
· структурировать процесс мышления студентов;
· развивать умения занимать, объяснять и защищать свою позицию по проблеме;
· получать обратную связь о понимании студентами изучаемой темы.
Подготовка и проведение
Преподаватель определяет темы для письменного рассуждения студентов: тема – одна для всей учебной группы или индивидуальная. Затем формулирует проблему в виде вопроса, ответить на который можно только «да» или «нет».
Для знакомства с предлагаемым видом работы, преподаватель готовит образец оформления эссе-размышления, который раздает каждому студенту. Перед началом работы над эссе необходимо обсудить критерии оценки.
Примерные критерии и показатели для эссе высокого качества
Содержание и позиция – четкий тезис или ясное изложение позиции; представлен взвешенный аргумент и поддерживающая его информация; анализ и убедительные выводы; нет концептуальных ошибок.
Полнота – равно уделяется внимание всем разделам темы; в случае необходимости анализируются и подытоживаются различные точки зрения.
Доказательство – представляется необходимая и точная историческая и (или) другая информация; глубоко рассматривается проблема; используется дополнительная информация.
Изложение –хорошо организованное эссе; эффективный стиль написания, ясный, точный язык.
Примерные критерии и показатели для эссе минимального качества
Содержание и позиция – не дается контекст или не излагается определенная позиция.
Полнота – документы лишь упоминаются или приводятся выдержки из документов.
Доказательство – большая часть используемой исторической или другой информации неточна; проблема не понята.
Изложение – нет организации; механические ошибки серьезно затрудняют понимание.
После обсуждения критериев оценки студенты приступают к выполнению работы.
Материальное обеспечение:листы бумаги (формат А 4) с форматом письменной работы.
На что следует обратить внимание:
· преподаватель в зависимости от того, насколько студенты знакомы с такой формой работы, может уменьшить число критериев оценки;
· студенты заранее сами могут приготовить листы для работы по образцу, сделанному преподавателем, не записывая тему и вопросы для обсуждения.
Пример формата письменной работы по защите собственной позиции
Имя________________________
Дата _______________________
Время выполнения___________
Тема: Деятельность Организации Объединенных Наций
1.Сформулируйте проблему, в виде конкретного вопроса. Например, должна ли Организация Объединенных Наций санкционировать использование силы, чтобы остановить геноцид?
2.Аргументы «ЗА»:
А.
Б.
В.
Аргументы «ПРОТИВ»:
А.
Б.
В.
3.Выразите свое отношение к проблеме в виде понятного вводного абзаца.
4.Продолжайте писать эссе (ответ на вопрос) на всем оставшемся свободным месте. Пишите разборчиво, делите текст на абзацы, используйте аргументы в защиту своей позиции. Помните, что Вы ограничены площадью свободного листа, поэтому планируйте объем эссе заранее.
СОДЕРЖАНИЕ
К студентам | ||
Тематический план учебных занятий | ||
Раздел 1 | Общая характеристика психологии как науки | |
Тема 1 | Психология как наука. Предмет психологии | |
Тема 2 | Основные этапы развития психологического знания. | |
Тема 3 | Психология в структуре современных наук | |
Тема 4 | Методологические основы психологии | |
Тема 5 | Методы и методики исследования в психологии | |
Тема 6 | Организация психологического исследования | |
Раздел 2 | Развитие представлений о предмете психологии | |
Тема 7 | Психика и отражение. Формы отражения в живой и неживой природе | |
Тема 8 | Структура и функции психики | |
Тема 9 | Происхождение и развитие психики в филогенезе | |
Тема 10 | Структурно-функциональная организация психической деятельности | |
Раздел 3 | Происхождение и развитие сознания | |
Тема 11 | Сознание как реальность (определения и свойства сознания) | |
Тема 12 | Структура сознания | |
Тема 13 | Развитие сознания в онтогенезе | |
Тема 14 | Самосознание | |
Тема 15 | Неосознаваемые психические процессы | |
Раздел 4 | Психология деятельности | |
Тема 16 | Общая характеристика деятельности. | |
Тема 17 | Психологический анализ деятельности | |
Тема 18 | Психофизиологические механизмы движения и активности | |
Тема 19 | Деятельность и общение | |
Раздел 5 | Научные направления в психологии | |
Тема 20 | Основные научные направления в психологии. | |
Тематика семинарских занятий | ||
Тестовый контроль | ||
Литература | ||
Приложение |
Учебное издание
ГригальчикЕлена Константиновна
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Учебно-методическое пособие
Редактор Н. В. Рябкова
Компьютерная верстка А. В. Русецкая
Корректор Н. В. Рябкова
Подписано в печать 18.01.2011. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс».
Усл. печ. л. 4,65. Уч.-изд. л. 5,25. Тираж 300 экз. Зак. № 2.
ООО «БИП-С Плюс». ЛИ № 02330/0552807 от 29.01.2010
Ул. Короля, 3, 220004, г. Минск
Отпечатано на ризографе ООО «БИП-С Плюс».
БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ
Е. К. ГРИГАЛЬЧИК
ВВЕДЕНИЕ
В ПСИХОЛОГИЮ
Учебно-методическое пособие
Минск
«БИП-С Плюс»
2011