Агрессивное поведение
Виды агрессии: 1)Физическая агрессия ил нападение. 2)Вербальная агрессия - выражается через чувства (угрозы, крик, ругань). 3)Прямая агрессия, т.е. направлена против кого-либо. 4) Косвенная – это действие опосредованная путем направления на лицо. (злые шутки). 5)Инструментальная - яв. средством достижения цели. 6)Враждебная – целью яв. причинение вреда. 7)Аутоагрессия0 прояв. в самообвинении, самоучижении, нанесении себе вреда.Агрессия- поведение, нацеленное на нанесении вреда другому человеку. Теории инструментальной агрессии: Фрейд утверждал, что люди уже рождаются с инстинктом на агрессию. Лоренц говорил, что агрессия у животных основная часть механизма выживания. Химический состав крови влияет на чувствительность н.с. к стимуляции агрессии. Гормональный состав: гормон тестерон. Агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс и в челов. мозге нет конкретного центра контроля за агрессию. Психологические теории: Взаимодействие фрустрации и агрессии: Фрустрация создает внутреннее побуждение или мотив к агрессии (Долард). Фрустрация способна накапливаться либо формировать комплекс неполноценности и агрессия направляется на себя и агрессия выплескиватся на объекты, которые слабее фрустрационного субъекта. Берковиц разработал свою теорию агрессии о ее проявлениях: 1)Фрустрации необязательно раелизоваться в агрессивные поведенческие акты, она стимулирует готовность к ним. 2)Выход из фрустрируемой ситуации с помощью агрессии может выработать у человека привычку к таким действиям. Бондура - его теория социального научения. Он доказал, что мы учимся прояв. агрессию не только потому что это выгодно, но и принимаем ее как модель поведения. Басс – Поведенческий подход агрессии. Вводит понятие атаки. Атака – поведенческий акт, дающий организму враждебные стимулы. Атака вызывает агрессивную реакцию со стороны объекта, а фрустрация более слабую реакцию. Басс указывал на ряд фактов роста агрессивности: 1)Учитывается частота и интенсивность атаки. 2) Часто достижение успеха путем агрессии. Внеш. и внутр. успех. 3) Культурные и субкультурные нармы. 4)Темперамент человека.
Дихотомии агрессивного поведения.Агрессивное поведение может быть физическое – вербальное, активное, пассивное, направленное и не направленное. Вербальная агрессия – отрицательные отзывы, критические замечания. Физическая – причинение боли человеку. Прямая агрессия – направлена на объект против условной жертвы. Косвенная агрессия- жертва не присутствует, и выражение агрессии могут быть условные (Обзывание за спиной).
1в) Шихерев. Его парадигмы. Парадигма понимания: (США)1) Шериф. Соц псих. – есть научное изучение опыта и поведения индивида в связи с воздействием на него соц стимулов. 2)Макдевид. Соц псих. – это исследования отношений индивидов друг к другу в группах и обществе. 3)Джонс. Соц псих. – это подраздел психологии связанный с конкретно---научным изучением поведения индивида, как функция социаль. институтов. 4) Уолпорт. Расс. соц псих. как попытку понять т объяснить какое влияние оказывает на мысли, чувства, поведение индивидов присутствие других. Предмет соц псих.в рамках этой парадигмы опред. как поведение, понимаемое как взаимодействие скрытых и явных социаль. стимулов, вызывающих когнетивную и поведенческую активность индивида. Парадигма понимания: (Западноевропейская)Соц псих. – это отрасль псих. науки, предназначена для изучения социального поведения т.е. взаимодействия м/у 2 и боле индивидов. Соц псих. – это наука о социальных отношениях с одной стороны, и с другой стороны в цццентре внимания находится отношения м/у индивидами. (Беркенс). Соц псих. – это наука о поведенческой взаимозависимости. Предмет соц псих. – этоповедение и переживания индивида детерминированные процессом взаимодействия общества, групп и индивидов. Андреева, Бодолев и Богомолов считают, что предмет соц псих. можно обозначить как изучение закономерностей возникновения и функционирования социально-психических явлений на макро, среднем и микро уровне в различных сферах, в нормальных , осложнённых и экстремальных ситуациях. Соц псих пытается ответить на вопрос как влиять на людей. Сущ. 4 способа влияния: 1)Физический. 2)Экономический. 3) Политический. 4) идеологический. Задачи соц. псих- познать народный дух.
Исследователи, занимающиеся проблемой агрессии и насилия, отмечают важную роль СМИ, особенно телевидения, в распространении этих форм поведения. Это связано, во-первых, с легитимизацией насилия и, во-вторых, с влиянием демонстрируемого СМИ насилия на изменение уровня агрессивности у потребителей, гл. обр. у детей и молодежи. 1-я проблема проявляется в выделенном Й. Галтунгом феномене культурного насилия. Имеются в виду те аспекты культуры, символической сферы человеческого существования, представленной идеологией и религией, языком и искусством, эмпирической и формальной наукой, к-рые могут быть использованы для оправдания и легитимизации прямого и структурного насилия. Культурное насилие ведет к тому, что все др. проявления насилия начинают выглядеть и восприниматься как справедливое или, во всяком случае, не дурное дело. Можно установить каузальную связь от культурного через структурное к прямому насилию. Культура, в т. ч. и СМИ, проповедуют, учат, заставляют рассматривать агрессию, эксплуатацию и репрессии в кач. нормальных и естеств. явлений или же не замечать их вовсе. 2-я проблема связана с феноменом влияния кино на поведение и ценностную ориентацию детей и подростков. Многочисл. исследования касались 2 осн. вопросов: обучаются ли зрители (особенно дети и подростки) новым формам агрессивного поведения, наблюдая за экранным насилием (эффект научения) и как долго длится это воздействие; способствует ли насилие, демонстрируемое в СМИ, снижению эмоциональной чувствительности к насилию и сказывается ли такое снижение на повышении вероятности актуального агрессивного поведения в реальной жизненной ситуации (эмоциональные последствия). Факт влияния восприятия «экранного» насилия на повышение агрессивности у детей доказан; это влияние осуществляется: 1) с помощью имитирующего научения (при наблюдении); 2) медианасилие воздействует на детей, делая их нечувствительными к насилию; 3) оправдание насилия является еще одним фактором, стимулирующим агрессивное поведение; 4) медианасилие содержит в себе ключевые стимулы, пробуждающие агрессивные мысли, фантазии, чувства и действия; 5) дети, увлеченные медианасилием, обнаруживают более низкий уровень физиол. возбуждения в ответ на показ сцен насилия. Лит.: Ениколопов С. Н. Массовая коммуникация и проблема насилия // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: в 2 т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. М., 2002. С. Н. Ениколопов
20 Акцентуированные личности
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам (т.е. характер дисгармонично развивается). В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий.
Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.
Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:
гипертимический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;
дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;
циклоидный – общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);
эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;
возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;
застревающий – «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной;
педантичный – выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;
экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;
интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;
экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.