Агрессивное поведение

Агрессия – реакция опасная и ресурсозатратная, т.к. при агрессии пострадавший может нанести вред себе и окружающим его людям.

Агрессивное поведение характеризуют:

— раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);

— нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

— словесные оскорбления, брань;

— мышечное напряжение, увеличение кровяного давления.

Для оказания помощи пострадавшему необходимо:

— Свести к минимуму количество окружающих.

— Дать пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).

— Поручить пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

— Демонстрировать благожелательность. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

— Агрессия может быть погашена страхом наказания: если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

Психомоторное возбуждение.

Человек перестает понимать, что происходит вокруг него. Единственное, что он может делать – это двигаться. Движения могут быть совсем простые («я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю где нахожусь») или достаточно сложные («я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).

Признаки:

— движения резкие;

— бесцельные и бессмысленные действия;

— ненормально громкая речь;

— часто отсутствует реакция на окружающих.

В таком состоянии человек может причинить вред себе и другим. Для того чтобы помочь человеку при психомоторном возбуждении рекомендуется:

— Необходимо привлечь внимание пострадавшего.

— Изолируйте пострадавшего от окружающих.

— Сделайте массаж позитивных точек.

— Говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».

Психомоторное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Нервная дрожь.

Посредством неконтролируемой нервной дрожи тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и приводить к развитию психосоматических заболеваний.

Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя какое-то время, сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, прикурить сигарету).

Нервной дрожи необходимо дать состояться, однако такое состояние часто мешает пострадавшему в совершении тех или иных действий. Для того чтобы помочь пострадавшему быстро снять мышечное напряжение, необходимо усилить дрожь. Попросите пострадавшего максимально напрячь ту часть тела, которая дрожит на 10 – 15 секунд, а затем, резко расслабиться. Например, если у пострадавшего трясутся руки, попросите его сжать руки в кулаки так, чтобы костяшки пальцев начали белеть, когда вы увидите, что он смог это сделать, попросите его оставаться в этом напряжении пока вы не дадите команду разжать руки. В том случае если человек не может самостоятельно усилить дрожь, возьмите его за плечи и сильно потрясите в течение 10 – 15 секунд, во время этого разговаривайте с ним. Помните, что перед тем как потрясти пострадавшего, необходимо объяснить ему все то, что вы будете делать.

Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Апатия.

Непреодолимая усталость, такая, что любое движение, слово дается пострадавшему с огромным трудом. Полное равнодушие и безразличие, проявление каких бы то ни было эмоций отсутствует. Речь у пострадавшего медленная, с большими паузами. В поведении отмечается вялость, заторможенность, пострадавший на заданный вами вопрос может отвечать не с первого раза.

Для помощи при апатии необходимо:

— Говорить с пострадавшим. Задать ему несколько простых вопросов («Как Вас зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?»).

— Разговаривая с пострадавшим, вовлекать его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

— Проводить пострадавшего к месту отдыха, помочь ему удобно устроиться (обязательно снять обувь), взять за руку. Дайте человеку возможность поспать или просто полежать.

Ступор.

Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, как бы оцепенев.

Распознать ступор можно по следующим критериям:

— резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи,

— отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль),

— «застывание» в определенной позе,

— оцепенение, состояние полной неподвижности,

— возможно напряжение отдельных групп мышц,

— часто ограниченные координированные движения глаз.

Отличить ступор как острую стрессовую реакцию от кататонического ступора очень сложно, именно по этому помощь таким пострадавшим оказывается медиками. Однако в случае если по близости отсутствует бригада врачей, можно:

— Ладонь свободной руки положить на грудь пострадавшего. Мягко усиливая рукой движение грудной клетки пострадавшего, попробовать вывести дыхание на более глубокий и длительный дыхательный цикл.

— Говорить пострадавшему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

Важно добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Страх.

Чувство страха – это проявление инстинкта самосохранения, и поэтому реакция страха нормальна, однако страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует свои действия и не осознает, что происходит вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего, окружающих, велика вероятность эмоционального заражения окружающих, поэтому оказывать помощь пострадавшим с реакцией страха тоже надо.

Страх характеризуется:

• напряжением мышц (особенно лицевых);

• сильным сердцебиением;

• учащенным поверхностным дыханием;

• сниженным контролем собственного поведения.

Помощь пострадавшему в состоянии страха:

• Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс – это сигнал: «Я сейчас рядом, ты не один». Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме.

• Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывая заинтересованность, понимание, сочувствие. Используйте отвлекающие занятия, не требующие сложных интеллектуальных действий.

Наши рекомендации