Примерная тематика курсовых работ. ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Утверждаю
проректор по учебной работе академии
__________________ Леухина Т.С.
«______» _____________ 2011 г.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.11 Психология развития и возрастная психология
Специальность
Психология
Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости студентов
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Подберите примеры специфики детства в современной культуре.
2. Рассмотрите «Конвенцию о правах ребенка» с позиций исторического подхода к анализу детства.
3. Опишите ключевые проблемы понимания детского развития в работах классиков психологии.
4. Прочитайте главу III повести Л.Н.Толстого «Юность» и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста в концепции Э.Эриксона.
5. На основе материалов текущей периодики подберите примеры влияния социально-экономических и экологических условий на развитие ребенка.
6. Раскройте утверждение Л.С.Выготского «Работы Пиаже отмечены историческим значением».
7. Познакомьтесь с критическим анализом взглядов Пиаже в отечественной и зарубежной психологии.
8. Познакомьтесь с основными фактами научной биографии Л.С.Выготского.
9. Проведите наблюдение и опишите особенность проявления кризисов 1 г.ж. и 3 г.ж. у детей
10. Прочитайте произведения К.И.Чуковского, А.Л.Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака, И. Токмаковой и др. и укажите особенности детской психологии, описанные в произведениях этих авторов.
11. Дайте характеристику развития ребенка раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.
12. Соберите детские рисунки и проанализируйте динамику их развития на протяжении дошкольного возраста.
13. Пронаблюдайте и опишите проблемы, возникающие в первые дни пребывания ребенка в школе.
14. Опишите и проанализируйте условия возникновения и внешние признаки подростковых объединений.
15. Почему рождение считается кризисным моментом в жизни ребенка?
16. 2.В чем заключаются особенности сенсорных систем новорожденного?
17. Что такое комплекс оживления и каковы его компоненты?
18. Докажите, что комплекс оживления – первый акт общения младенца.
19. Как и почему младенец начинает выделять самого себя?
20. Опишите кризис одного года по следующему плану: его проявления, новообразования и главное противоречие.
21. Назовите основные симптомы кризиса трех лет?
22. Какие личностные новообразования возникают в период кризиса трех лет?
23. Как изменяется отношение ребенка к себе и ко взрослому в период кризиса трех лет?
24. Охарактеризуйте основные симптомы кризиса семи лет
25. В чем заключаются главные психологические новообразования этого периода?
26. Что такое эго-идентичность и как она субъективно переживается человеком?
27. Каковы основные варианты протекания подросткового кризиса идентичности?
28. Как определить человека со слабой идентичностью?
29. Что такое неуверенная идентичность?
30. Как может проявляться идентичность, размытая во времени?
31. Почему иллюзорную идентичность можно считать самой опасной для подростка?
32. Как негативная идентичность может влиять на общение подростков со взрослыми?
33. Как в современных общественно-экономических условиях удовлетворяется потребность ребенка в социальном функционировании? В чем заключается новая социальная позиция ребенка?
Составить письменный отчет по следующим заданиям:
Задание 1.
Изучите лекцию №1 и заполните таблицу: «Психология развития как наука».
Психология развития – это………… | |
Объект | |
Предмет | |
Теоретические задачи (проблемы) | |
Практические задачи |
Задание 2.
Заполните таблицу основных разделов психологии развития, дайте им краткую характеристику, выделив возрастные границы каждого возрастного периода, основные направления психического развития, ведущую деятельность, новообразования возраста, социальную ситуацию развития и т.д.
Раздел психологии развития и возрастной психологии | Содержание |
Психология младенца | |
Психология раннего возраста | |
Дошкольная психология | |
Психология младшего школьника | |
Психология подростка | |
Психология юности | |
Психология среднего возраста | |
Психология старости |
Задание 3.
На основе изучения психологического словаря, а также материала лекции №2, выполните психологический диктант, раскрыв основные понятия: психология развития, возраст, онтогенез, филогенез, метод, беседа, наблюдение, эксперимент, социометрия, анализ продуктов деятельности (контент-анализ), интервью, тест, анкетирование.
Задание 4.
Заполните таблицу, отражающую основные категории психологии развития как науки:
Категория | Содержание |
Возраст | |
Развитие | |
Рост | |
Кризис развития | |
Социальная ситуация развития | |
Ведущая деятельность | |
Новообразования возраста |
Задание 5.
В первой колонке формулируется закон психического развития человека (по Л.С.Выготскому), во второй - приводится его описание. Установите соответствие между ними (при помощи стрелок).
Закон | Описание |
Закон цикличности детского развития | Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально |
Закон «метаморфоз» в детском развитии | Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени |
Закон неравномерности развития. | Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. |
Закон сочетания процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. | Процессы «обратного» развития своеобразно «вплетены» в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. |
Задание 6.
Составьте и заполните таблицу «Основные подходы к выделению стадий психического развития»
Возраст | Годы | З.Фрейд | Э.Эриксон | Д.Б.Эльконин |
Младенчество | ||||
Раннее детство | ||||
Дошкольный возраст | ||||
Младший школьный возраст | ||||
Подростковый возраст | ||||
Юность | ||||
Зрелость | ||||
Старость |
Указания к выполнению. В пустующие столбцы необходимо вписать недостающую информацию: годы, название стадии, ведущую деятельность, полярные качества личности, результат прогрессивного развития и т.д.
Задание 7.
На основании изучения темы «Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона» выделите различия между понятиями «идентификация» и «идентичность». Какое из этих понятий первично? Авторы каких периодизаций возрастного развития оперируют этими понятиями? Результаты оформите в виде таблицы
Идентичность | Идентификация | |
Сходство | ||
Различие |
Задание 8
Внимательно прочитайте нижеприведенные высказывания и заполните таблицу
Высказывание | Я согласен, т.к….. | Я не согласен, т.к….. |
Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства (Эбнер-Эшенбах) | ||
Подростки – существа, которые еще не догадываются, что в один прекрасный день они будут знать о жизни так же мало, как и их родители (Ричард Уолдер) | ||
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов (Ж.Ж.Руссо) | ||
Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста (М. Монтень) | ||
Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет – потребует жертв (П.Буаст) | ||
У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать: нет ничего нелепее желания заменить их нашими (Ж.Ж. Руссо) | ||
Детство стремится к жизни, отрочество пробует ее, юношество упивается ею, зрелый возраст вкушает ее, старость ее жалеет, дряхлость привыкает к ней. (П.Буаст) | ||
Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости (Э.Эриксон) | ||
Человек молод и стар в зависимости от того, каким он себя ощущает (Т.Манн) |
Примерная тематика контрольных работ:
1. Детство как социально-историческое явление
2. Причины возникновения возрастной психологии как науки
3. Понятие «развитие» и его критерии применительно к развитию ребенка
4. Методы исследования развития ребенка
5. Биогенетический принцип в психологии развития
6. Нормативный подход к исследованию детского развития
7. Отождествление научения и развития
8. Теория трех ступеней детского развития
9. Концепции конвергенции двух факторов детского развития
10. Формирование личности в онтогенезе с позиций психоанализа
11. Понятие социализации в психоаналитических учениях
12. Периодизация полного жизненного пути развития личности
13. Роль общества в развитии личности. Понятие исторического времени
14. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже
15. Эгоцентризм детского мышления
16. Стадии интеллектуального развития ребенка
17. Ключевые понятия культурно-исторической теории развития психики
18. Психологическая характеристика младенческого возраста
19. Характеристика основных новообразований личности к концу 1 г.ж.
20. Психологическая характеристика раннего детского возраста
21. Овладение предметной деятельностью в раннем детском возрасте
22. Кризис 3 лет и его психологическое содержание
23. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста
24. Кризис 7 лет и проблема готовности ребенка к школе
25. Психология младшего школьника
26. Психология подросткового возраста
27. Проблема ведущей деятельности подростка.
28. Психология юношеского возраста
29. Психология зрелого возраста
30. Период старения и старости
Примерная тематика курсовых работ
1. Психологические условия проявления и изучения чувства гордости за собственные достижения у детей раннего детского возраста
2. Психологические условия развития ребенка в период кризиса трех лет
3. Изучение словарного запаса, грамматического и синтаксического строя речи дошкольников
4. Развитие речи в раннем детском возрасте
5. Психологические механизмы и педагогические условия развития эмоционального отношения дошкольников к моральным нормам
6. Развитие эмоциональной сферы ребенка-дошкольника
7. Эмоциональная тревожность и ее влияние на самооценку ребенка дошкольного возраста
8. Психологические механизмы и педагогические условия развития компонентов игровой деятельности у детей дошкольного возраста
9. Изучение и развитие мотивов взаимодействия дошкольников со взрослыми
10. Изучение самооценки и произвольности поведения как показателей психологической готовности ребенка к школьному обучению
11. Изучение и развитие внутренней позиции школьника как критерия личностной готовности ребенка к школе
12. Психологические механизмы и педагогические условия развития логической памяти младших школьников в учебной деятельности
13. Психологические механизмы и педагогические условия становления младшего школьника как субъекта учебной деятельности
14. Темперамент и особенности его проявления в младшем школьном возрасте
15. Психолого-педагогические условия коррекции неуспеваемости детей младшего школьного возраста
16. Подросток в современном обществе: проблемы становления идентичности
17. Общение с родителями и его влияние на развитие самосознания подростков
18. Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка
19. Изучение акцентуаций характера у подростков
20. Психологические механизмы и педагогические условия стабилизации личности и самоопределения в юношеском возрасте
21. Психолого-педагогический анализ профессиональных интересов современного юношества
22. Стратегии развития жизненного мира юношей в современных условиях
23. Психологический анализ условий достижения профессиональной и личностной продуктивности в зрелом возрасте
24. Психологическая характеристика "кризиса середины жизни"
25. Психологические особенности лиц пожилого возраста.