В активной/интерактивной форме (4 ч.)

Форма занятия – «анализ деловых ситуаций».

Цель занятия – развитие теоретического и практического мышления в профессиональной среде, в частности - уяснение специфики психологического анализа личности в правоприменительной деятельности.

В результате изучения темы обучающиеся должны: осознать суть изучения человека в психологическом наблюдении; овладеть навыками визуальной диагностики индивидуальных особенностей личности, мотивов поведения и намерений; уяснить особенности психологического портретирования и приемы составления психологического портрета личности.

Форма /технология проведения занятия – работа в группах. Группа делится на три подгруппы: две рабочие подгруппы и подгруппу экспертов. Каждая подгруппа получает по два комплекта заданий (вариант 1 и вариант 2), ориентированных на психологический анализ личности в правоприменительной деятельности.

Каждая подгруппа должна обсудить оба варианта предлагаемых ситуаций и подготовить объяснение ответа. Ответы подгрупп представляются следующим образом. Первая подгруппа последовательно рассматривает решение ситуаций, изложенных в первом варианте. При этом второй подгруппе предлагается согласиться с предложенным мнением, внести дополнение или предложить альтернативное решение рассматриваемых вопросов. При обсуждении второго варианта роли подгрупп меняются, однако порядок работы остается прежним.

Оценка успешности работы подгрупп осуществляется подгруппой экспертов. При этом учитывается комплекс показателей: число правильных ответов, предложенных каждой из подгрупп; количество дополнений к ответам; оригинальность ответов; логичность, последовательность и аргументированность выступлений; активность работы каждой из подгрупп в целом, а также персональная активность участников. По указанным критериям подгруппой экспертов заполняется оценочный лист (оценка проводится по пятибалльной системе). Эксперты оглашают набранные каждой подгруппой баллы и проводят обсуждение групповой дискуссии и полученных результатов.

По указанным выше критериям преподавателем проводится оценка работы группы в целом.

Дидактическое /техническое оснащение:

компьютерное мультимедийное оборудование с целью визуализации учебного материала и внедрения прогрессивных методов обучения с использованием схем.

Литература

Основная

Васильев В.Л. Юридическая психология: Учеб. для вузов. -5-е изд., доп. и переработ. Спб.: Питер, 2008*.

Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2008.*

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009*.

Юридическая психология. Хрестоматия/ авт.-сост. В.В.Романов. – М.: Издательство Юрайт, 2010.

Дополнительная

Кони А.Ф. Обвинительные и судебные речи / Аудиокнига. М.: Студия АРДИС, 2006.

Плевако Ф.Н. Нашумевшие уголовные процессы / Аудиокнига. – М.: Студия АРДИС, 2006.

Полтавцева Л.И. Психология в криминалистике: существенные «мелочи» межличностного общения//Закон и право. М., 2003. № 2.

Полтавцева Л.И. Возможности психологии в преодолении противодействия расследованию преступлений//Вестник МВД. М., 2005. № 4.

Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 639 с.

Юридическая психология. Хрестоматия/ авт.-сост. В.В.Романов. – М.: Издательство Юрайт, 2010.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5

В АКТИВНОЙ/ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ (4 ч.)

Форма занятия – «психологический тренинг (элементы) общения».

Цель занятия – отработка приемов установления психологического контакта и доверительных отношений; оказания психологического воздействия и влияния; психодиагностики лжи и скрываемой информации и т.д.

Форма /технология проведения занятия – работа по типу тренинговой группы. В ходе занятия:

А) выполняются следующие практические задания (примерный перечень):

1. Оценка коммуникативных и организаторских способностей.

2. Диагностика умения слушать собеседника. Формирование навыков предупреждения искажения информации в процессе общения.

3. Отработка навыков эффективного поведения в ситуации установления контакта и коммуникативного воздействия.

4. Определение и отработка стратегий поведения в конфликте.

Б) На основе просмотра учебного видеофильма изучение критериев оценки искренности и неискренности человека.

Дидактическое /техническое оснащение:

компьютерное мультимедийное оборудование с целью визуализации учебного материала и внедрения прогрессивных методов обучения с использованием схем.

Литература

Основная

Васильев В.Л. Юридическая психология: Учеб. для вузов. -5-е изд., доп. и переработ. Спб.: Питер, 2008*.

Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2008.*

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009*.

Юридическая психология. Хрестоматия/ авт.-сост. В.В.Романов. – М.: Издательство Юрайт, 2010.

Дополнительная

Кони А.Ф. Обвинительные и судебные речи / Аудиокнига. М.: Студия АРДИС, 2006.

Плевако Ф.Н. Нашумевшие уголовные процессы / Аудиокнига. – М.: Студия АРДИС, 2006.

Полтавцева Л.И. Психология в криминалистике: существенные «мелочи» межличностного общения//Закон и право. М., 2003. № 2.

Полтавцева Л.И. Возможности психологии в преодолении противодействия расследованию преступлений//Вестник МВД. М., 2005. № 4.

Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 639 с.

Юридическая психология. Хрестоматия/ авт.-сост. В.В.Романов. – М.: Издательство Юрайт, 2010.

Наши рекомендации