№ п/п | Понятия | Содержание |
| Алгоритм | В психологии используется (не в строго математическом смысле) при изучении процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности. Алгоритм включает указание на необходимые для решения задачи исходные данные, критерий (или правило) по которому при достижении результата процесс признаётся законченным. |
| Ассоциация | Связь между психическими явлениями, при к-ой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечёт за собой появление другого. |
| Взаимодействие | Процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. |
| Взаимодействие субъектно-субъектное S 1 ↔ S 2 | Двухстороннее субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика, образующие общий совокупный субъект, характеризующийся общностью цели этого взаимодействия. |
| Воспитание | Деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов поведения, ценностных ориентаций, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев) |
| Воспроизведение | Доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме. |
| Дидактогения | Вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя негативное психическое состояние учащегося (угнетённое состояние, страх, фрустрация), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях; может быть причиной неврозов. |
| Забывание | Процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. |
| Задача | Данная в определённых условиях (напр. в проблемной ситуацииапр. делённых условиях () учебной ситуации ) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определённой процедуре. Задача заключает в себя требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. |
| Закон эффекта | Когда процесс установления между ситуацией и ответной реакцией сопровождается или сменяется состоянием удовлетворения, прочность связи возрастает. Подкрепляется только то поведение, операции, которое совершает субъект в данный момент. Подкрепления могут быть положительные или отрицательные. |
| Закон сохранения | Если в течение некоторого времени связь между ситуацией и ответом, имеющая изменчивый характер, не возобновляется, интенсивность этой связи ослабевает, поэтому при прочих условиях вероятность возникновения связанного с ситуацией ответа уменьшается. |
| Закон взаимосвязанности | Если два психических акта развиваются во взаимосвязи, то повторение одного из них приводит к появлению или закреплению второго. |
| Закон тренировки | Чем выше интенсивность тренировки, тем лучше усваивается обратная реакция и тем дольше она сохраняется в памяти. |
| Закон ассимиляции | Каждый новый стимул имеет способность вызывать реакцию, которая в прошлом была связана с этим же стимулом. |
| Закон результативности | Реакция, сопровождающаяся приятными последствиями, закрепляется; если же она сопровождается неприятными последствиями, её стараются заглушить или избежать |
| Зона ближайшего развития | Реальные и ближайшие перспективы психологического развития ребёнка – тот потенциальный уровень психологического развития, которого он может достичь при благоприятных условиях обучения и воспитания. Идея ЗБР содержит в себе мысль Л.С. Выготского о том, что обучение может вести за собой развитие, создавая у ребёнка соответствующий уровень актуального развития. |
| Индивидуальный стиль деятельности | Индивидуальное своеобразное сочетание приёмов и способов, обеспечивающие наилучшее выполнение деятельности |
| Интерес | Эмоциональное переживание познавательной потребности. |
| Мотив | Предмет потребности или опредмеченная потребность (по А.Н. Леонтьеву) |
| Мотивация | Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность; механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, которые определяют возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности (Джидарьян И.А.) |
| Навык | Действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки. |
| Научение | Является самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека) (И.А. Зимняя); процесс и результат приобретения индивидуального опыта. |
| Научение социальное | Введённый бихевиористами термин, обозначает приобретение организмом новых форм реакций путём подражания поведению других живых существ или наблюдением за ним. |
| Обобщение | Продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Выделяют простейшие и комплексные обобщения. |
| Обучаемость | Совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению) зависит продуктивность учебной деятельности (З.И. Калмыкова); Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения |
| Обучение | 1) Совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний (А.К. Маркова); 2) Деятельность учителя в учебном процессе (Н.Ф. Талызина) |
| Обученность | Совокупность всех характеристик психического развития как результат предыдущего обучения. |
| Ориентировочная деятельность | Совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, её обследование и планирование поведения. |
| Ориентировочная основа действий | Система представлений человека о цели, плане и средствах её осуществления предстоящего или выполняемого действия |
| Ответственность | Самостоятельное, добровольное осуществление необходимости в границах и формах, определяемых самим субъектом; гарантирование личностью достижения результата деятельности своими силами, при заданном ею самой уровне сложности и времени достижения с учётом возможных трудностей (К.А. Абульханова - Славская). Регулятор поведения личности на основе моральных оценок своих и чужих намерений, действий и их последствий (Т.В. Морозкина). Показатель зрелости личности (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин) |
| Отметка | «суммация отдельных оценок», ориентир, отражающий возможности и особенности школьника в успешном овладении предметом (Б.Г. Ананьев) |
| Оценка | (средство) педагогического воздействия на учащегося, побуждающая его к действиям, знаниям (Б.Г. Ананьев) |
| Педагогическая деятельность | Воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. |
| Педагогические способности | Индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося как субъекта общения, познания, труда (Н.В. Кузьмина). |
| Понимание | 1) Способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий |
| Припоминание | Умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации. |
| Проблема | Осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. |
| Проблемная ситуация | Психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. |
| Проблемное обучение | Организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. |
| Проблемно-эвристический (исследовательский) метод | Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин |
| Профессиональные педагогические позиции | Устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющие его поведение (А.К. Маркова) |
| Профессиональная компетентность | Совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер), обеспечивающие её эффективность (А.К. Маркова) |
| Профессионально – важные качества | Индивидуальные качества (способности) субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения (В.Д. Шадриков) |
| Профессиограмма | Систематизированное, научно обоснованное описание требований, которые та или иная профессия предъявляет человеку, в частности – знаний, навыков, умений, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться с соответствующей профессиональной деятельностью. |
| Развитие | Совокупность изменений, ведущая к переходу того, что изменяется (развивается) на более высокий уровень функционирования или совершенства. Этот смысл вкладывается в выражения: человеческое развитие, интеллектуальное развитие, эмоциональное развитие, социальное развитие и пр. |
| Рефлексия | Обращённость сознания человека на познание себя самого, в частности на познание собственных психических состояний и процессов. |
| Самовоспитание | Сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. |
| Самоконтроль | Осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний |
| Самосознание | «Я - концепция» - относительно устойчивая, в большей – меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе. |
| Смысловой барьер | Взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл |
| Сотрудничество | Гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результата этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся. |
| Социализация | Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. |
| Сохранение | Фаза памяти, характеризующая долговременное удержание воспринятой информации в скрытом состоянии. |
| Способности | Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. |
| Способности проективные | Обращены к способам воздействия на учащегося, на его потребность в саморазвитии, самоутверждении, гражданственном и профессиональном становлении. |
| Способности перцептивные | Способности проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. |
| Умение | Освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков, формируемый путём упражнений, применяемый не только в привычных, но и в изменённых условиях. |
| Умственные действия | Действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. |
| Упражнение | Повторное выполнение действия с целью его усвоения. |
| Уровень актуального развития | Наличный уровень подготовленности ученика, характеризующийся тем, какие задания ученик может выполнить самостоятельно. |
| Усвоение | 1) Основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта. Усвоение значений предметов человеческой материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения. Стержнем воспитания является усвоение нравственных норм поведения. 2) сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы (сенсорно - перцептивные, мнемологические), обеспечивающие приём, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала; 3) результат учения, учебной деятельности. |
| Учение | 1) процесс приобретения знаний, навыков, умений (а развитие – приобретение способностей, новых качеств) (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); 2) специфический вид учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); 3) тип ведущей деятельности, которая не только занимает большой период времени, но в её русле формируется также сама личность ученика, более частичные виды деятельности (А.Н. Леонтьев). |
| Учебная деятельность | Деятельность субъекта по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку (в широком смысле); Ведущий вид деятельности младшего школьника. Особая форма социальной активности способами предметных и познавательных действий (в узком смысле). |
| Фасилитация социальная | Явление, согласно которому деятельность человека в окружении других людей улучшается, его действия облегчаются, особенно тогда, когда находящиеся рядом люди занимаются тем же делом. |
| Фрейм | (от англ. рамка), понятие, используемое в программированном обучении. Информация (вопросы или пробелы) заключается в определённые рамки (фреймы). |
| Центрация | Особым образом построенное взаимодействие учителя с учащимися, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения (в гуман. психологии) |
| Эксперимент формирующий | Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребёнка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Его синонимом является генетико-моделирующий метод. |