Психология организованной преступности

Характерной особенностью организованной преступности является создание основного преступного сообщества, глубоко законспириро­ванного, имеющего высокий уровень саморегуляции и иерархическую структуру, в большинстве случаев пирамидальную, на вершине которой находится основной лидер, а в непосредственном его окружении не­большая группа лиц, принимающих основные решения.

Создаются структуры, в которых многие их участники выполняют различные функции, объединенные единым замыслом и определенны­ми принципами общности. Условиями планируемой в качестве долго­временной преступной деятельности являются целесообразное распре­деление ролей, наличие определенной структуры группировки и иерар­хии, правил поведения для ее участников с определением санкций за отступление от них. Эти условия, по существу, являются признаками такой общности, как организация.

Организованная преступность - устойчивое явление, трудно подда­ющееся предупредительно-профилактическому воздействию, поскольку внутренняя криминогенная зараженность участников преступного сообщества постоянно подогревается их взаимовлиянием, а самовольный отход кого-либо из них от преступной среды нередко карается жесто­кими мерами воздействия.

Организованная преступность отличается пространственным разма­хом. Она охватывает нередко целые регионы либо отрасли народного хозяйства, парализуя нормальное развитие общества коррумпиро­ванными связями преступников с правоохранительными органами, взяточничеством, должностными злоупотреблениями, хищениями в особо крупных размерах, незаконными контрабандно-валютными операциями.

Психология преступного сообщества в качестве специального раздела криминальной психологии исследует генезис образования, структуру, распределение ролей, а также психологические механизмы управления. Став членами преступного сообщества, многие преступники действуют активнее, поскольку такая деятельность подкрепляется групповым авто­ритетом. Создание преступного сообщества - это не только количе­ственный, но и качественный сдвиг социальной опасности.

26Профессионально значимые качества личности юриста
Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к этой деятельности, лежат в основе активизации человеческого фактора. Кадровое обеспечение правовой реформы предполагает создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различные правоохранительные органы.

В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы, относящиеся к исследованию личности юриста, создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности. О том, что это необходимо сделать, показал анализ деятельности прокурорско-следственных работников, тот очевидный факт, что значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых по распределению в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Несоответствие индивидуально-психологических весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состоянию психического перенапряжения, и, как следствие этого, возникновению различных психосоматических расстройств и заболеваний. В итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным положением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры, либо вообще меняет профиль работы.

27Оценка способностей юриста к профессиональной деятель­ности.Объективная оценка способностей юриста, его индивидуально-психологических, характерологических особенностей, свойств личнос­ти под углом зрения требований его профессиональной деятельности проводится с использованием разработанных для этих целей специаль­ных критериев профессиональной пригодности.
Профессионально значимые способности юриста, в конечном итоге его пригодность к правоохранительной деятельности, уровень профес­сионализма оцениваются с помощью:
квалификационных критериев, которые отражаются в различного рода документах о полученном образовании, переподготов­ке, специализации, присвоении классного чина и т.д.;объективных критериев, отражающих эффективность труда юриста с использованием количественных и качественных (оце­ночных) характеристик, например по числу рассмотренных (расследо­ванных) дел, проведенных проверок за какой-то определенный период времени, по числу полученных поощрений и взысканий, наконец, по его отношению к выполнению своих служебных обязанностей и т.д. (см. графу 3 в приведенной выше таблице);

психологических критериев, выявленных в результате психодиагностического обследования юриста с использованием специ­ально подобранных для этих целей тестовых методик.
Таким образом, психологические критерии проявляются в тестовых оценках кандидата. Их надежность в первую очередь зависит от качест­ва психодиагностического обследования, правильности интерпретации полученных результатов. Именно поэтому данную работу могут выпол­нять только квалифицированные психологи. Эти психологические (тес­товые) критерии должны быть тесно связаны с объективными критерия­ми профессиональной пригодности юриста, о чем речь пойдет дальше.
Критерии профессиональной пригодности (как объективные по ре­зультатам работы, так и психологические, выявленные в ходе тестиро­вания) должны:
отражать только значимые показатели, соответствующие стабиль­ным, устойчивым параметрам правоохранительной деятельности;
различать работников с высокой и низкой степенью профессиональ­ной пригодности;
быть удобными в использовании при оценке деятельности и личнос­ти любого юриста, способности которого к профессиональной деятель­ности необходимо исследовать1.
Совокупность всех этих критериальных оценок позволяет соста­вить предварительный профессиональный прогноз на кандидата, отби­раемого в правоохранительные органы, выдвигаемого на ту или иную работу в них, подготовить заключение о степени его профессиональной пригодности с точки зрения того, насколько его психологические, лич­ностные качества, способности соответствуют требованиям, предъявля­емым правоохранительной деятельностью к личности.

28Психология осмотра места происшествия.

Место происшествия – источник информации о психических особенностях личности преступника.

Связь преступника с местом происшествия имеет неоднозначный характер. Не только преступник изменяет место преступления, но и место изменяет преступника, влияя в дальнейшем на его психику. Поэтому для раскрытия преступления необходимо искать не только внешние следы и вещественные доказательства, но и обратить внимание на следы, оставшиеся в психике преступника, т.е. негативные обстоятельства психологического характера.

Следователь, осматривающий место преступления оказывается вовлечен в эту деятельность внезапно, с дефицитом информации, при наличии массы раздражителей.

Основным методом изучения обстановки места происшествия является наблюдение, в котором ведущую роль играет восприятие и мышление. В процессе восприятия участвуют все виды анализаторов однако основными являются осязательные и зрительные. Очень помогает в восприятии вербализация увиденного (воспроизведение образа). Осматриваемые предметы следует сравнить с аналогичными сопоставляя результаты.

Существующая роль в восприятии мыслительных процессов в целом всей познавательной деятельности следователя на месте происшествия играет психическая установка. Т.е. может возникнуть состояние в котором «мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим». Такому восприятию способствует негативное психическое состояние – когнетивного диссонанса – следователя.

Таким образом следователю при расследовании необходимо иметь ясность и суметь признать неправомерность выбранной, очевидной на первый взгляд, версии.

Большую роль в осмотре места происшествия играет эмоциональный фактор. При раздражителях, вызывающих отвращение, снижается результативность осмотра, т.к. подсознательно человек стремится уйти с такого места. Для избежания такого явления формируют группы осмотра места происшествия после которого формируют групповое мнение.

Перспективным направлением в работе следователя видится участие в осмотре места преступления судебного психолога для помощи в дешифровке по материальным следам смысловых показателей психологического содержания преступного поведения правонарушителя, в составлении психологического портрета преступника.

29 Психология обыска.

Процессуальный порядок проведения обыска, последовательность действий следователя во время его проведения регламентированы ст. 182,184 УПК.

В отличии от осмотра места происшествия во время обыска он проводится при лицах, которые не хотят чтобы искомые предметы были найдены.

С точки зрения обыскиваемого могут сложиться в ходе расследования 2 ситуации: 1) обыск является неожиданностью, т.е. действий на сокрытие предпринималось; 2) обыскиваемый допускал возможность обыска в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого и смоделировал ситуации при обыске.

На поведение обыскиваемого при сокрытии искомого влияют: его интеллектуальность, особенность мышления, ведущие потребности, которые в совокупности формируют индивидуальность деятельности, отражающий способность усвоения информации.

Лица, наделенные развитым интеллектом помимо объективно недоступных мест (т.е. физически труднодоступных) прибегают к нестандартным решениям и прячут искомое в открытых для зрения местах- это субъективно недоступные места.

Часто для введения следователя в заблуждение или желая скрыть волнение обыскиваемый прибегает к уловкам:

-демонстрирует мнимое сотрудничество;

-умышленно отвлекает внимание следователя;

-дезориентирует следователя относительно искомого, вплоть до прямого обмана;

-провокации в адрес следователя, угрозы.

Лучшим способом нейтрализовать такое поведение является спокойное, невозмутимое поведение следователя.

Во время обыска весь потенциал следователя должен быть направлен на поиски, это является единственной задачей, т.к. в условиях противодействия и неуверенности это крайне трудно.

Такому целевому поведению предшествует психологическая установка- формируется психологическая установка.

Нельзя не учитывать и того, что объекты (предметы) во время обыска обследуются в незнакомом месте + ко всему противодействие обыскиваемого = быстрая утомляемость и снижение работоспособности. Во избежание подобного необходимо во время обыска делать перерывы и особенно помогать глазам т.к. на них ложится основная нагрузка.

Нельзя допускать спешки и суеты, а также максимально обеспечить тишину.

Помимо наблюдения следователь может применять различные тактико-психологические методы, приемы проверки реакций обыскиваемого:

-метод беседы-вопросы перед обыском;

-метод испытания- возврат к месту, которое вызвало реакцию;

-метод сравнения – выявляет существенные различия в осматриваемых предметах (неровность оклейки обоев).

Наши рекомендации