Поиски Зевса – отца и наставника

Зевс, несомненно, обладал достаточным влиянием на Гермеса: по одному его слову Гермес прекратил вранье и вернул Аполлону украденных коров. У него не осталось ни пути к отступлению, ни возможности оправдаться. Гермес признал авторитет Зевса и без дальнейших пререканий сделал то, что ему велели. Мужчине-Гермесу очень важно научиться признавать чей-либо авторитет и делать то, чего от него ожидают. Обычно это происходит из-за внешнего вмешательства – в силу действия какой-то внешней фигуры, которая обладает авторитетом Зевса и производит на Гермеса большое впечатление. Гермесу также идут на пользу позитивные взаимоотношения с мужчиной-Зевсом, который покровительствует ему в мире и учит пользоваться связями и знакомствами. В таких взаимоотношениях Гермес учится у своего покровителя, развивает дар общения и ум, а также приобретает положение в обществе. Патриархальные ценности Зевса и Аполлона, как правило, легко переходят к ученику-Гермесу. В патриархальном обществе мужчина-Гермес больше, чем любой другой тип (кроме Зевса и Аполлона) получает поддержку, поощрение и стимул к развитию. Эти три архетипа объединяет ориентация на царство интеллекта, и Зевс с Аполлоном восхищаются изобретательностью Гермеса и его умением общаться.

Если мужчина-Гермес обнаруживает, что его жизнью слишком долго управляет вечный юноша, он может сознательно изменить курс, занявшись активными поисками наставника и покровителя, чтобы под его руководством всерьез взяться за работу. Чтобы обрести контроль над вечным юношей в себе, который предпочел бы отправиться поиграть, мужчине-Гермесу нужно призвать своего внутреннего Зевса.

Найти свою Афродиту

У бога Гермеса не было жены. Его главная любовь, Афродита, состояла в браке с Гефестом, но, будучи натурой страстной, имела много любовников. Вначале Афродита не обращала внимания на полюбившего ее Гермеса. Зевс сжалился над сыном и послал своего орла утащить золотую сандалию прекрасной богини, пока та купалась. Гермес принес сандалию Афродите и потребовал взамен любовных ласк, на что она охотно согласилась.

Один из важных путей роста для Гермеса состоит в том, чтобы полюбить женщину, – которая станет его Афродитой. Типичному Гермесу важно, чтобы путь к женщине был нелегок, – чтобы он хотел ее, но не мог получить сразу. Такая женщина помогает ему глубже понять собственный мир эмоций, осознать свою зависимость от нее, а также выйти за пределы интеллектуального царства и окунуться в мир чувственности. (Подходит Гермесу и путь роста, рекомендованный для Аполлона, – пробудить в себе Диониса. Подобно Аполлону, ему также полезно пробудить свою аниму, или внутреннюю женщину.)

Духовное развитие

У Гермеса есть врожденные способности проводника душ и искателя скрытых смыслов. Если его заинтересуют вопросы духа и души, он займется поиском духовных истин и нисхождениями в глубины гадесова царства. Человека, развившего в себе аспект Гермеса, привлекает все священное, занимают тайны смерти и загробной жизни, и в своем поиске он не ограничивается какой-то одной дорогой. Как Гермес-вестник, он стремится передать полученные знания дальше и научить других всему, что узнал сам.

В мифе об изнасиловании Персефоны ("Гимн Деметре" Гомера) Гермес спускается в подземное царство, чтобы отвести деву Персефону в верхний мир и вернуть матери. Этот миф служил основой для элевсинских мистерий, чьи посвященные "больше не боялись смерти". Возникшие задолго до христианства элевсинские мистерии представляли собой торжества, посвященные возвращению Персефоны из подземного царства. Подобно Христу, Персефона вернулась из мира мертвых. В мифе о Дионисе Гермес тоже играет роль спасителя – на этот раз он приходит на помощь Дионису. Персефона может символизировать душу, которая в большинстве мужчин и женщин воспринимается как фемининное начало, а Дионис символизирует божественного ребенка. Архетип Гермеса присутствует в людях, которые осознают эти аспекты своей психики, а также в тех, кто занимается духовным поиском.

Глава 8

АРЕС, БОГ ВОЙНЫ:
воин, танцор, любовник

Арес как воплощение агрессии всегда был одной из самых значительных сил в истории человечества. Олимпийский "человек действия", бог войны и спора, неутомимый и бурный любовник, он расцветает в конфликтах и упивается радостью битвы. В Аресе мы видим собственную агрессию, грубую и кровавую, – какой она была до того, как ее укротила и подавила цивилизация.

Арианна Стасинопулос, "Боги Греции"

В литературе и искусстве Арес известен нам в двух ролях: воин и любовник (именно так описывал его Гомер). Его латинское имя Марс является, фактически, синонимом слова "война"" этим именем также называют человека, которому доставляет наслаждение пыл кровавой битвы.

Филипп Майерсон,
"Классическая мифология в литературе, искусстве и музыке"

Арес как бог, архетип и человек воплощает в себе образ мужской силы, напористости и готовности к действию. Сердце и инстинкты побуждают его действовать и реагировать физически, не задумываясь о последствиях. Его отец, Зевс, не любил этого сына и никогда не принимал его сторону в спорах, – подобным образом, качества Ареса не встречают позитивной оценки в патриархальном обществе.

Арес как бог

Арес (римляне называли его Марсом) был богом войны. Из двенадцати олимпийских богов он пользовался наименьшим почетом у греков – им претило его безрассудство и склонность терять голову от ярости в бою. Арес воплощал неуемную страсть к драке и кровопролитию. Римляне же, наоборот, высоко чтили Марса – в их пантеоне он был вторым по значению богом после Юпитера (Зевса). Для них он был защитник народа и отец основателей Рима, близнецов Рема и Ромула.

Его изображают в облике сильного энергичного мужчины, иногда с бородой, иногда без, обычно в шлеме и со щитом, мечом и копьем, иногда с металлическим нагрудником, и изредка – в полных доспехах.

Наши рекомендации