Ермолович з.г., кашко и.н. (минск)
Особенности коммуникативной компетентности и поведения дошкольников с нарушением зрения, воспитывающихся в условиях специального детского сада
Ермолович З.Г., Кашко И.Н. (Минск)
Коммуникативная компетентность ребенка является одним из достижений его психического развития и показателем успешности процесса его воспитания и обучения. В связи с этим для тифлопсихологии весьма актуальными представляются ряд вопросов: насколько сформирована коммуникативная компетентность у слепых и слабовидящих дошкольников, воспитывающихся в специальном детском саду; влияет ли ее уровень на поведение ребенка с нарушением зрения; необходима ли коррекционная работа, имеющая объектом коррекционного воздействия коммуникативную компетентность слепого или слабовидящего ребенка, соотнесенную с особенностями его поведения.
Под коммуникативной компетентностью понимался «конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения и воспитания» (Н.Ю.Емельянов). Формируемая в деятельности общения, коммуникативная компетентность рассматривается с 3-х сторон: социально-перцептивной, определяемой восприятием и пониманием другого человека в процессе общения; интерактивной, характеризуемой межличностным взаимодействием; коммуникативной, заключающейся в действиях, сознательно ориентированных на их смысловое восприятие другими людьми, т.е. представляющих собой смысловой аспект социального взаимодействия, реализуемого в общении. Каждый этап развития деятельности общения ребенка знаменуется определенными достижениями в формировании его коммуникативной компетентности.
В тифлопсихологии признается возможность опосредованного влияния дефекта зрения на развитие деятельности общения и формирование коммуникативной компетентности ребенка. Ограничение в перцептивной деятельности, инертность и пассивность познания, фрагментарность и недостаточная обобщенность образов представления, негативные отклонения в развитии эмоциональной сферы, особенности социальной перцепции и пр. в состоянии обусловить особенности в формировании коммуникативной компетентности слепых и слабовидящих детей, которые, по нашему мнению, найдут свое выражение в поведении ребенка.
Одна из таких особенностей коммуникации, проявляющая себя на уровне внеситуативно-личностного общения, – стереотипия, характеризуемая частым использованием слепыми и слабовидящими детьми готовых речевых и поведенческих штампов из-за трудностей усвоения новых знаний, умений и навыков общения.
В проведенном нами исследовании для изучения уровня сформированности коммуникативной компетентности слепых и слабовидящих дошкольников 5-7-ми лет использовалась методика В.И.Чиркова («Схема для оценки школьной зрелости») в ее разделах «Проявление общительности и коммуникабельности в общении с детьми» и «Культура поведения при общении со взрослыми».
Как показало исследование, только 1/3 школьников с нарушением зрения умеют общаться в соответствии нормативным требования коммуникативной компетентности детей этого возраста (высокий уровень коммуникативной компетентности): не перебивать говорящего, вежливо отвечать на вопросы, на просьбу, а также дружелюбно напоминать сверстникам о правилах поведения. Такие дети легко вступают в контакт как с другими детьми, так и со взрослыми, проявляя в общении самостоятельность и независимость.
Средний уровень сформированности коммуникативной компетентности (ниже возрастной нормы на один год) имеет 1/3 обследованных слепых и слабовидящих дошкольников. Особенности, проявляемые ими в общении, состоят в следующем: они достаточно общительны, но их контакты избирательны; иногда бывают замкнутыми и пассивными в общении; зная правила общения со взрослыми и сверстниками, часто «забываются», но при напоминании о правилах общения, понимая, что не правы, исправляют свои ошибки.
Особенно тревожным представляется тот факт, что одна треть детей имели низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности, соответствующий возрасту 3-4 года. Следует заметить, что у обследованных слепых и слабовидящих дошкольников нет дополнительных дефектов и тяжелых заболеваний. Эти дети плохо устанавливают контакты с окружающими, не умеют вести себя в общении ни со взрослыми, ни со сверстниками: одни рисуются, кривляются, бывают вульгарны; другие же крайне замкнуты. И те, и другие плохо знают правила поведения в общении. Их низкая коммуникабельность сочетается с враждебностью, конфликтностью, агрессивностью.
Итак, около 2/3 дошкольников с нарушением зрения имеют показатели коммуникативной компетентности ниже возрастной нормы. Причем, зависимость уровня коммуникативной компетентности от степени тяжести зрительного дефекта (локализации глазного заболевания, остроты зрения) не обнаружена.
Особенности коммуникативной компетентности дошкольников с нарушением зрения сочетаются с особенностями их поведения, которое изучалось с использованием «Теста рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга. При анализе экспериментальных данных обратило на себя внимание то, что все обследуемые дошкольники с нарушением зрения имеют агрессивность, превышающую нормативные показатели. При этом более, чем у половины детей, она повышена в два раза и направлена на себя. В то время, как детям этого возраста свойственно проявление агрессивности, направленной вовне. Агрессивность, направленная вовне по своей сути – это реакция борьбы за выживание, попытка ребенка изменить положение вещей. Аутоагрессия – это своеобразное проявление «инстинкта бегства», порождаемого желанием ограничить или свернуть действие из-за ожидаемых отрицательных последствий. Но возникший конфликт для личности не разрешается, а это провоцирует формирование устойчивого нервно-психического напряжения, тревожности и невротизации личности.
Правомерность такой точки зрения на особенности агрессии ребенка с нарушением зрения подтверждается тем, что у подавляющего большинства слепых и слабовидящих детей фиксация на самозащите понижена в 1,5 раза по сравнению с нормативными показателями, в то же время фиксация на препятствии и на удовлетворение потребности повышена по сравнению с нормативными данными (в 1,3-1,5 раза). Зависимость степени выраженности, направленности агрессивности от степени тяжести глазного заболевания дошкольников не обнаружена.
Таким образом, опосредованное влияние дефекта зрения на развитие коммуникативной компетентности и поведение ребенка находит свое конкретное выражение в понижении динамики формирования знаний, умений и навыков общения и особенностях агрессивности, которые могут стать прологом деструктивного саморазрушающего поведения человека с дефектом зрения. Это говорит о необходимости системной, комплексной психолого-педагогической работы, направленной на формирование коммуникативной компетентности, предупреждение отклонений в формировании продуктивной агрессивности ребенка с нарушением зрения, и учитывающей не только особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих дошкольников, но и особенности развития личности каждого ребенка.