Психодиагностика(пд) как наука и практика
ПД- ввел Герман Роршах, 1921 в работе «ПД».от греч. – psyche- душа diagnosis – распознание. ПД - прикладной раздел психологии. ПД(К.М. Гуревич) – наука о методах классификации и распределения людей по психо-им и психофизио-им признакам. ПД (АА.Бодалев, ВВСтолин2006) наука и практика постановки психол-го диагноза. В отчественной и зарубежной лите-ре ПД – 1)синоним психологического тестирования, 2)получение данных о личности с помощью проективных методик (их разработка),3)оценка разного рода нарушений, отклонений психол-ими средствами(Сыромятников, Бурлачук). ПД(Л.Ф Бурлачук) разрабатывает теорию, принципы, инструменты оценки и измерения индивидуально – психол-их особенностей личности. ПД(МК Акимова) – область психо-ой науки кот. Разрабатывает методы изуч. Чела, как область психол-ой практики по выявлению психических и психофиз-их качеств и особенностей чела. В компетенцию ПД входит конструрование методик, разработка требований, кот. Методики должны соответствовать, выработка правил проведения обследования, способов обработки данных и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.Цель ПД –разработка эффективной системы диагностических методик по изучению индивидуальных свойств чела с последующим улучшением качества его жизни(бурлачук).Объект: группа, коллектив, семья, диада, отдельный человек.Предмет ПДпсихические проявления чела, закономерности их возникновения и особенности протекания. Сыромятников, Бурлачук отмечают, что предмет ПД сост. принципы диагностики и психол-го заключения, диагностические методы и методики, нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик. Осн. понятия ПД*Диагно-ое исследование– направлено на получение чего – то нового, неизвестного, на создание и испытание новых методик, на испытание измеряемого психического свойства по – новому. Д. обследование – применение готового, уже разработанного теста, опросника, получение предполагаемых данных. Д признаки их можно наблюдать и регистрировать. Д. категории скрыты от наблюдения. Между признаками и категорями не существует строгих однозначных связей. Относят к осн. понятиям ПД: качественный(виде словесного описания) и количественный( в виде числовых показателей) подход; валидность(соответствие используемого метода измеряемому качеству); надежность; стандартизация и др. Осн. задача ПД– постановка психол-го диагноза. Псих. диагноз – заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик. 2 типа диагноза:*д – з на основе констатации наличия или отсутствия какого – либо признака;*д-з, позволяющий находить место испытуемого внутри обследуемой выборки. Бурлачук и морозова указывают, разные уровни д-за:1-симтоматический(д-з ограничивается констатацией симптомов или признаков);2- этиологический(учитывает не только наличие характеристик но и причин их возникновения)3 – типологический( определяет место и значение выявленных характеристик в общей картине психич. жизни чела). Постановка д-за – ответственное мероприятие. Решение о постановке д-за - коллегиально. Психо. д-з устанавливается на основании данных психо-ого заключения. Он не устанавливается на основании применения только 1 методики. Прим. ПД обусловлено требованиями современного общества. ПД нужна обществу и как теоретическая, научная дисциплина, и как область практики.Теоретическая ПД разрабатывает новые методы изучения психологических особенностей человека; исследует и по-новому описывает особенности личности с помощью уже разработанных методов. Как сфера науки она проверяет научность различных методов ПД. Как область практики - решает задачи в конкретных областях жизни людей.
24. ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА(ТИ)– гр. диагно-их средств, кот. оценивают уровень развития мышления челА и др. когнитивные процессы (память, внимание, воображение, речь, восприятие) (Сыромятников). 1 ТИ создал Ф.Гальтон. Прообразом сов-ных ТИ явл. «Шкала умственного развития Бине-Симона». Полученные данные изначально выражались в виде коэффициента интел-та(КИ) (IQ-коэффициент интеллекта Штерн 1912)Формула КИ - IQ = ум.в. : хр.в. х 100. Впервые КИ использован Л.М.Терменом. По мере развития ТИ понятие «КИ» был заменён «стандартный IQ –показатель- в каком отношении находится результат данного обследуемого к средней величине распределения результатов для его возраста.
По характеру стимульного материала выделяют вербальные и невербальные ТИ. Пример вербального ТИ – «Методика Э.Ф. Замбицявичене по изучению словесно-логического мышления и определению уровня умственного развития детей 7-9 лет. Для учеников 2-4 классов. 4 субтеста(1навыки дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и понятий, 2уровень сформированности операций обобщения, абстрагирования,3задания на умозаключения по аналогии4развитие операции обобщения. Ответ испытуемого оценивается по стандартной таблице. Макс. б. – 100. На основе полученного б. делается вывод .Пример невербального ТИ: тест «Прогрессивные матрицы Равена» (Л.Пенроуз, Дж.Равен) - измерение логичности мышления и уровня интел-но развития. 60 матриц с пропущенным элементом. Матрицы распределены по сериям: A, B, C, D, E. Чёрно-белый и цветной вариант теста. Диапазон от дошкольного до взрослого воз-та. А принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. В по принципу аналогии между парами фигур. С по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице.Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Испыт-й выбирает недостающий элемент из 6-8 предложенных, соотносит его с основной матрицей. Обработка. Верное решение - 1 б. Подсчитывается сумма б. по каждой серии и по тесту в целом. Полученные б могут переводиться в % выполнения задания, Первичные оценки по таблицам, в соответствии с возр-ми нормами, переводятся в стандартный IQ–показатель, кот. соотносится с уровнем развития интеллекта. Тест м.б. ограничен или не ограничен во времени, м.б. индивидуальным и групповым. По форме – индив-ые и гру-ые ТИ. Индиви-ый ТИ: «Шкалы измерения И Д.Векслера». - измерение уровня интел-ого развития. Шкалы WAIS, WAIS-R (от 16 - 64 лет). 11 субтестов, сгруппированы в вербальную и невербальную шкалы. детский вариант имеет доп. субтест «Лабиринты» (12 субтестов). Существуют сокра-ые варианты шкал Векслера. Задания в субтестах расположены в порядке возрастания их трудности. Обработка данных оцениваются от 1 до 2б. Подс-ются первичные оценки по вербальной и невербальной шкалам, по тесту в целом. Интегральная оценка за все 12 субтестов по спец. возрастным таблицам вычисляет общий интелл-ый показатель. В целом по тесту получается 15 показателей: ВИП, НИП, ОИП и 12 показателей по каждому субтесту. Групповой ТИ: «Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра»Изначально тест разрабатывался для диагностирования общих способностей в связи с проблемами профессиональной ПД. Сегодня используется для диагностики уровня И. В тест вкл. задания на диагностику след. компонентов И: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического. 9 субтестов, каждый направлен на измерение различных функций И. Тест 2 формы (А и Б). Общее время выполнения теста-90 минут. Правильно - 1 б(по ключу) (субтест 4 обрабатывается отдельно). Подсчитываются б. по каждому субтесту. Сумма первичных б. переводится по шкале в общую оценку уровня И. Созд-ся график. Выявляются способности к практической дея-ти и способности к теорет-им дисциплинам. У нас используется для 8-11-х классов. Адаптация теста: А.А. Туник.