Основные функции психики и ее структура

Лекция №2.

Основные методы исследования психологии:

- наблюдение

- эксперимент.

Или:

-- Субъективные

1) наблюдение: внешнее и внутреннее (интроспекция - самонаблюдение). Наблюдение может быть свободным и стандартизованным (по определенным параметрам).

2) опрос: устный и письменный; свободный и стандартизованный; от участников или от специалистов.

3) беседа

4) анализ результатов практической деятельности (качество труда, производительность)

--Объективные – использующие определенные методики.

Общая характеристика субъекта деятельности. Организм, индивид, личность.

Основными чертами, характеризующими человека, является социальность и индивидуальность.

Индивидуальность отражает особенности опыта человека, его существования. Детерминирована она особым путем человека в жизни, природными задатками.

Социальность отражает особенности взаимодействия с отдельными людьми, обществом. Разделить человека на социальное и индивидуальное не представляется необходимым.

Человек – целостная сущность. Его можно описать с помощью качеств и связанных друг с другом характеристик.

Схема описания человека:

Организм   1) Физическая индивидуальность 2) Биохимическая индивидуальность 3) Соматическая индивидуальность  
Индивид     1) Возраст 2) Пол 3) Темперамент 4) Задатки  
Личность 1) Характер 2) Способности 3) Статус  

Лекция № 3.

Психика и организм. Психология рассматривает психику как свойство особо организованной материи – головного мозга. Психика неотделима от головного мозга и не существует вне его. Мозг может быть правильным образом сформирован при определенных условиях биологических воздействий: уровень кислорода, сахара и других веществ в крови, в клетках мозга; температура тела; обмен веществ. Эти условия формируются под воздействием внешней среды обитания.

Гомеостаз – способность организма сохранять относительное постоянство внутренней среды. В итоге формируются определенные особенности в поведении человека. Для поддержания гомеостаза формируется иммунная, нервная, эндокринная системы и т.д. Все системы взаимодействуют друг с другом.

Гипоталамус – узел в основании мозга, в котором происходит слияние систем и формируется единая нервно-эндокринная система.

Физическая индивидуальность составляет такие характеристики человека, как рост, вес, комплекция.

Биохимическая индивидуальность определяется биологическими особенностями человека, связанными с биохимическими обменными процессами на уровне клетки. Н: поведение подростков, беременных женщин, стариков; поведение людей, страдающих определенными заболеваниями.

Соматическая индивидуальность выражает особенности работы отдельных органов, специфику их работы. Физическое здоровье, например, создает привлекательность человека.

Особенности поведения человека описывают особые психофизиологические состояния: бодрость – активность, настроение – эмоциональность, работоспособность – устойчивость показателей труда.

Что влияет на формирование организма и его психики:

5 минут без кислорода превращает мозг в растение, кровоизлияние в мозг (инсульт) также приводит к потере мозгом его функций.

Факторы, влияющие на формирование организма:

1) Наследственность.

2) Влияние среды (экология).

3) Гендерные (половые) отличия.

4) Этнические особенности.

5) Возрастные особенности. Скорость обмена веществ у молодых быстрее, чем у стариков. Молодые более эмоциональные, но и более отходчивые.

6) Тренированность (закаленность).

7) Соблюдение – несоблюдение режима труда и отдыха.

Лекция № 4.

Какие вопросы с точки зрения формирования человека как организма нужно задать, чтобы спрогнозировать его поведение:

1) Пол (половые особенности человека влияют на его поведение: мужчины более выносливы, что говорит об их способности переносить длительные нагрузки)

2) Возраст (характеризует такие поведенческие особенности человека, как эмоциональность, стремление к социальным контактам, зависимость от мнения окружающих молодых; опыт, стабильность, терпеливость людей старшего возраста)

3) Тренированность (воля обусловливает способность человека переносить неблагоприятные или тяжелые условия жизни)

4) Национальность (особенности русского человека: добродушие, сочувствие, щедрость; особенности немца: расчетливость, стремление жить по правилам, аккуратность, бережливость)

5) Наследственность (наследственные заболевания могут сформировать индивидуальные особенности поведения человека, такие как агрессия, раздражительность)

6) Комплекция: рост, вес (зачастую, люди, обладающие избыточным весом, имеют определенные особенности поведения, отражающиеся в закомплексованности, скованности, боязни персонального внимания)

7) Иммунитет (отсутствие иммунитета определяет такие особенности поведения человека, как осторожность, скрупулёзность)

8) Полушарие мозга, несущее основную нагрузку и наиболее задействованное в процессе жизнедеятельности (в зависимости от доминирующего полушария мозга поведение человека имеет свои особенности: усидчивость, терпение, спокойствие людей с доминирующим правым полушарием мозга; креативность, коммуникабельность, обладание высокой логикой лицами с доминирующим левым полушарием мозга)

9) Наличие совести (не требует объяснения)

10) Усидчивость, терпение (человек терпеливый способен к длительной монотонной работе, требующей концентрации и внимания)

Развитие психики:

1) Развитие человека как организма – филогенез. Внес термин в обиход Геккель. Филогенез – постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции.

Фактор развития Генотип (наследственность, социальная среда в ретроспективном аспекте)
Форма развития Генотип
Процесс изменения Филогенез – отражает развитие человека как особи
Исследователи Геккель, Леонтьев, Заззо, Валлон, Фельдштейн
Новообразования в психике Реактивное, запрограммированное движение к цели; сенсорная психика – отражение на уровне ощущений; рефлексы; перцептивная психика – умение отражать среду; интеллект

Лекция № 5.

Развитие человека как личности.

Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, общении и характеризующее уровень представленности общественных отношений в индивиде.

Наиболее ранней теорией личности является теория личности Оллпорта. Называется она «Теория черт личности». Говорится о том, что каждая личность индивидуальная. К ней нельзя подходить, как к типу. Отмечается, что личность формируется всю жизнь. Личность представляет совокупность черт, каждая из которых отражает особенности обменных процессов, представляющих единую психофизическую систему.

Еще одна теория, которая раскрывает подход к личности, это теория Зигмунда Фрейда. Называется она «Теория психоанализа». Фрейд уделял внимание роли бессознательного в психической деятельности.

Бихевиористические теории личности. Представители: Торндайк и Толмен. Данные теории связывают совокупность действий индивида и стимулы внешней среды, а диагностика личностных проявлений основывается на фиксации внешних наблюдаемых реакций (поведение) на эти стимулы.

Факторы формирования и развития личности:

Социальные (микросреда, макросреда, деятельность, воспитание, общение, информационная среда – информация, поступающая к человеку)

Биологические (обменные процессы, наследственность)

Природные (фактор экологии)

Индивидуально-психологические

Форма психики:

- Личность, обладающая сознанием, как высшей формой психики

- Процесс изменения

- Предметная деятельность

- Общение

- Новообразование; самообразование; сознание; интеллект

Исследователи: Олфорд, Фрейд, Торндайк, Толмен, Роджерс, Выготский, Давыдов, Леонтьев, Рубенштейн

Основные функции психики и ее структура

1) Регуляторные функции:

А) функция побуждения, отражающая мотивационно-потребностную сферу

Б) функция исполнения, за которую отвечают знания, умения, навыки, способности человека, его опыт (знания, умения, навыки, опыт, способности человека)

2) Функция отражения (внимание, восприятие, отражение)

3) Функция формирования образа (Я-концепция, убеждения, мировоззрение)

4) Функция смысла образования (мышление, сознание)

5) Функция отношения (характер)

6) Функция целеполагания (опыт, знания, умения, навыки, ценности)

7) Функция накопления опыта (опыт, направленность, знания, умения, навыки)

8) Функция самосознания (познавательный процесс)

Лекция № 6.

Классификация психических явлений для описания личности. Используем психологическую модель личности, предложенную Рубинштейном, имеющую название «Базовая модель личностно-деятельностного подхода».

Он предложил сгруппировать психические явления:

- Психические образования

- Психические процессы

- Психические свойства

- Психические состояния

Психические образования: знания, умения, привычки;

Психические процессы:

1) Познавательные процессы: внимание, мышление, ощущения, память, речь, воображение, представление;

2) Эмоциональные процессы: эмоции, чувства, воля;

Психические свойства: направленность (мотивация, потребности, желания, убеждения, мировоззрение, ценности); характер (совокупность отношений); способности; темперамент.

Психические состояния: функциональное состояние (интеллектуальное, эмоциональное, волевое); общее состояние (настроенность, мобилизованность, готовность, уверенность в себе).

Модель совершения поведенческого поступка по Анохьеву:

Ситуация à \человек\ (черный ящик) потребности, мотивы, цели, интересы, качества, волевые качества, способности, склонности, темперамент

пусковой стимул (интерес) отражение ощущения, восприятия образ ситуации (на его формирование влияет память, которая опирается на опыт, знания, умения, стереотипы; актуализированная мотивация) сознание (рождает несколько вариантов решений) мышление (занимается принятием решений, которое состоит из цели, плана действия и критериев успеха) действие (эмоция, воля)

[email protected]

Лекция №7.

Динамическая функциональная структура личности по Платонову. Платонов систематизировал все свойства личности по критерию соотношению социального и биологического в становлении этих свойств.

№ п\п Подструктура личности Психические свойства Специфический вид формирования
Направленность личности: социального значительно больше, чем биологического Мотивационно-потребностная сфера: мотивы, потребности, ценности, интересы, мировоззрение, притязания, ожидания Воспитание связано с изменением свойств личности в соответствии с заранее заданными целями. Должна быть взаимосвязь между имеющимися свойствами личности и желаемыми.
Опыт: социальное преобладает над биологическим Знания, умения, навыки, различные опыт, способности, склонности, задатки Обучение – формирование новых знаний, умений, навыков, способностей при условии, что она опирается на имеющуюся базу знаний и умений
Психические процессы: биологическое преобладает над социальным Когнитивно-познавательная сфера личности: внимание, восприятие, отражение, мышление, ментальность; эмоционально-волевые процессы – эмоции, чувства, воля Упражнение – многократное повторение действий с обращением к сознанию человека для контроля за планом выполнения действий и качества
Биопсихические свойства: биологическое преобладает над социальным Возрастные свойства, свойства пола, патологии психики, темперамент Тренировка – многократное повторение действий с целью доведения их до автоматизма

Лекция №8.

Мотивационно - потребностная сфера личности.

Как привлечь внимание человека, заставить его совершить то или иное действие:

Любопытство --- любознательность (любопытство, растянутое во времени) --- интерес --- потребность --- мотив --- цель --- программа действий --- критерии результата --- действие.

Интерес – форма проявления познавательной активности личности, направленная на предмет, на явление, на человека, которая вызывает положительные эмоции.

Потребность – осознание нужды в чем-либо. Отсутствие чего-либо, Вызывающее у человека предпосылки к действию.

Мотив – внутреннее побуждение к действию, связанное с удовлетворением определенных потребностей.

Теория гедонизма. Представителем был Фрейд, который определял любое действие с удовольствием.

Теория Канта, определяющая действие с чувством долга.

Теория бихевиоризма. Представителем был Маслоу. Им была создана пирамида потребностей.

Духовные потребности (потребности в само актуализации)
Престижные потребности (потребность в уважении)
Социальные потребности
Экзистенциальные потребности (потребность в безопасности)
Физиологические потребности (связаны с материальной потребностью)

Уровень удовлетворения потребностей у каждого человека разный. Потребности существуют всю жизнь. При достижении каждого уровня появляется стремление удовлетворить уровень последующий. При состоянии неудовлетворенности первых двух видов потребностей человеком сложно управлять. Низшие потребности (физиологические и экзистенциальные). Высшие потребности – социальные, престижные, духовные.

Герц Берг – теория гигиенических потребностей. Гигиенические потребности – потребности в хороших условиях существования; уровень з\п.

Актуализированные потребности – неудовлетворенные потребности человека.

Значение познавательных процессов для управления.

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, стереотипы, воображение, мышление, процессы принятия решения.

Раздражитель – органы чувств – нервные окончания – головной мозг – ощущения – образ восприятия – опыт и память – опознание (восприятие) – мышление (анализ, синтез) – осмысленное внимание – принятие решения.

Ощущение – отражение отдельных свойств реальности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их воздействии на органы чувств в данное время.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах деятельности при отвлечении от всего остального.

Память – процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Мышление – обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Свойства восприятия:

1) Избирательность. Легче воспринимается информация более значимая для человека в данный момент.

2) Апперцепция – зависимость восприятия от содержания, направленности, от опыта человека, его культуры, эрудиции.

3) Обобщенность – свойство, когда по отдельным элементам объекта человек воссоздает целое.

4) Предметность – свойство, когда образ предмета или явления воспринимается как нечто заранее заданное.

5) Константность - способность сохранять образ привычного явления, не воспринимая изменения.

6) Стереотипы.

Практическая работа на сайте. [email protected]пароль 2008.

Наши рекомендации