Структура психики. Основные психические процессы. Структура сознания

Сознание, самосознание, бессознательное - важнейшие компоненты психики человека.

Функционально-содержательную сторону психики характеризуют понятия "психические процессы, свойства и состояния". Различные уровни психической активности отражаются понятиями сознания и бессознательного. В структуру психики включены познавательные, эмоциональные и волевые процессы.

Сознание рассматривается как понимаемая и переживаемая внутренняя реальность, подразделяемая на представления, образы и волевые действия. В структуру сознания включаются чувственная ткань сознания, значения и смыслы.

Главной функцией сознания являются мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способности отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в собственном личном духовном мире.

Сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире, в структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К таким процессам относятся ощущения и восприятия, память, воображение, мышление.

Какими характеристиками обладает сознание:

- активностью (оно не только пребывает в движении, но и содержит в себе источники своего собственного движения, и эти источники воспроизводятся в ходе самого движения);

- интенциональностью (направленностью на предмет);

- способностью к рефлексии (самопознание внутренних психических актов и состояний, их самоанализ и самооценка);

- периодическими состояниями (бодрствование, сон).

Особое место в структуре психики и в структуре сознания занимает самосознание. Самосознание - это уровень сознания, на котором осуществляются осознание, оценка человеком своего знания, чувств, потребностей, мотивов поведения и деятельности.

Большая часть процессов, протекающая во внутреннем мире человека, им не осознается. Неосознаваемые психические процессы, операции и состояния образуют особую сферу психической жизни и получили название бессознательного. Бессознательные процессы существуют помимо сознания, однако при необходимости они могут быть осознаны, если человек приложит специальные усилия. Большинство психоаналитических техник направлено на фиксацию и осознание бессознательного.

Познавательные процессы

Ощущение

Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

Особенность ощущений заключается в их непосредственности и сиюминутности. Анализаторы служат физиологической основой ощущений. Они состоят из: рецептора (ухо, глаз, вкусовые луковицы на поверхности языка и т. д.), нервных путей и соответствующего участка головного мозга. Когда тот или иной предмет, явление воздействуют на рецептор определенным свойством (цветом, вкусом, температурой, поверхностью, запахом и т. д.), возникает ощущение.

Восприятие (см. раздел "Психология музыкального восприятия на с. 59)

Представление

Представления -- образы предметов, явлений и событий, возникающие на основе их припоминания или воображения. В отличие от восприятия представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то П. относятся к прошлому и возможному будущему. П. отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Представления бывают зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.

В более широком значении словом представление означается всякое воспроизведённое памятью состояние сознания: например, исчезнувшее чувство может быть воспроизводимо памятью в качестве представления. Таким образом представление обозначает вторичное, воспроизведённое состояние сознания следовательно от первичного (ощущения, чувства и т. д.).

Воображение

Воображение - это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или мысленных образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Оно позволяет представить результат деятельности до ее начала, предвосхитить то, чего не существует. Именно с этим связана способность человека находить новые пути, делать открытия, искать способы решения возникающих задач.

Воображение представляет собой опережающее отражение действительности. Для воображения характерен отказ от реальности, который позволяет определить данный психический процесс как процесс преобразующего отражения действительности.

Ценность воображения заключается в том, что оно позволяет принять решение и найти выход из проблемной ситуации даже при отсутствии полной информации, необходимой для мышления.

Виды воображения: Воссоздающее воображение, заключающееся в создании образов, объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их словесным описанием или изображением. Творческое воображение, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальных продуктах научно-технической и художественной деятельности. Мечта представляет собой особый вид творческого воображения. Это - создание образов желаемого будущего, не воплощенных непосредственно в те или иные продукты деятельности. Грезами называют образы, которые не могут воплотиться в жизнь.

Мышление и интеллект (см. раздел "Музыкальное мышление на с. 56)

Внимание

Внимание - это такое свойство психики, которое выражает ее направленность и сосредоточенность на определенных объектах при одновременном отвлечении от других объектов в течение определенного периода времени.

Функции внимания:

отбор значимых воздействий, которые бы соответствовали потребностям данной деятельности;

игнорирование других, менее существенных воздействий;

регуляция деятельности и контроль: удержание, сохранение и выполнение действия до тех пор, пока не будет получен результат.

Виды внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Качества внимания - концентрация и длительность. Концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности внимания на объекте. Длительность сосредоточенности внимания характеризует его устойчивость. Внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или работе, называется устойчивым.

Переключение внимания - намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой. Так, например, продавец должен постоянно переключать внимание с работы с кассой на диалог с покупателем, упаковку товара и т. п.

Распределение внимания -- возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности. Даже маленький ребенок может одновременно слушать мамину сказку и, к примеру, рисовать.

Объем внимания -- количество объектов, которое человек способен воспринять при единовременном предъявлении. Величина объема внимания зависит и от быстрого включения, и от хорошего распределения внимания. Взрослый человек может одновременно охватить вниманием не более шести независимых друг от друга объектов.

Рассеянность внимания -- невнимательность, которая, в свою очередь, происходит от разных причин.

Память (см. раздел "Музыкальная память на с. 55)

Эмоции и чувства

Эмоциями и чувствами называются психические процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции также присутствуют у животных.

К эмоциям относятся такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т. п.

Эмоции проявляются как в определенных психических переживаниях, так и в телесных реакциях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.

Эмоциональная сфера человека бесконечно разнообразна и богата. Как же ее классифицировать? Самый простой и очевидный способ - разделить все эмоции на положительные и отрицательные. Положительные эмоции связаны с удовлетворением потребности личности, а отрицательные - с неудовлетворением.

На основании телесных страданий немецкий мыслитель Иммануил Кант (1724-1804) делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие.

По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.

Длительные эмоции называются настроениями.

Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Общение и речь

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка

Речь обладает огромными выразительными возможностями, которые передают психическое состояние говорящего. Речь - это психическая функция, дающая человеку возможность понимать и быть понятым, преодолевая препятствия времени и расстояния. Она переводит психические явления

в доступный наблюдению процесс, и, наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс воплощается в мысль, психический продукт. Благодаря речи (устной и особенно письменной) индивидуальное сознание каждого человека не ограничивается рамками личного опыта, а питается и обогащается результатами многовекового опыта.

Речь сосуществует с невербальными средствами общения - жестом, мимикой, пантомимикой и прочим.

Речь является не только средством выражения, но и средством воздействия. Мы говорим с целью воздействовать на мысль, чувство собеседника, его сознание и поведение.

Можно сделать вывод, что все функции речи являются гранями единой функции - функции общения.

Язык представляет собой строго нормализированную систему средств общения. Язык представляет собой систему знаков, наделенную определенным значением. Знак - это элемент языковой культуры.

Виды речи: речь жестов, звуковая речь, устная и письменная речь, внешняя и внутренняя речь.

Исторически первым видом речи является язык эмоционально выразительных звуков и жестов (мимика и пантомимика). Это - аффективная речь. Общение животных происходит благодаря этому особому виду аффективной речи. Язык жестов является на-

глядным и выразительным, хорошо передает сообщения в определенной конкретной ситуации.

Развитие человеческого мышления неразрывно связано с развитием членораздельной звуковой речи.

Устная и письменная речь также взаимосвязаны, хотя и существенно отличаются друг от друга. Устная речь это вербальное, словесное общение. Она может быть монологичной и диалогичной. Монологом называют речь, не имеющую конкретного адресата, служащую для выноса мыслей, чувств, переживаний субъекта. Диалогом называют речь, в которой участвуют два лица или более. Письменная речь - это вербальное общение при помощи графических знаков - текстов, воспринимаемое зрительно (визуально). Письменная речь базируется на устной речи: буквы обозначают звуки устной речи.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

В процессе общения обычно выделяют три стороны:

коммуникативную (передача информации);

интерактивную (взаимодействие);

перцептивную (взаимовосприятие).

Наши рекомендации