Повседневный опыт и три проблемные области
Оглавление
Предисловие редакторов второго русского издания ......................15
Предисловие автора ко второму немецкому изданию ....................20
Предисловие автора к русскому изданию 1986 г..........................21
Предисловие автора к первому немецкому изданию .....................22
Глава 1. Исследование мотивации: проблемы и подходы...............25
Повседневный опыт и три проблемные области..........................26
Виды наивного объяснения поведения ..................................31
Объяснение неосуществленных действий .......................;.......33
Парадокс последовательности ..........................................34
Индивидуально-специфическое поведение ..............................37
Мотив как объяснительное понятие .....................................38
Мотивация .............................................................40
Образование намерений и воля .........................................43
Действие ...............................................................45
Фаза после завершения действия .......................................48
Краткий обзор главы ...................................................50
Глава 2. Основные направления в исследовании проблем мотивации.....54
Поколение пионеров....................................................55
Направление психологии воли ..........................................60
Разработка проблем в теории инстинктов ...............................67
Теоретико-личностное направление разработки проблем мотивации .....71
Линия психологии мотивации в узком смысле........................76
Линия когнитивной психологии .....................................82
Линия психологии личности........................................84
Разработка проблем в теоретико-ассоциативном направлении ...........87
Линия психологии научения.........................................88
Линия психологии активации........................................97
Заключение ...........................................................106
Глава 3. Мотивация в теориях черт................................ 108
Мотивация в теориях черт: мотивы.....................................108
Идеографический подход Оллпорта.................................109
Черта как «нейропсихическая целостность» .........................111
Интуитивно-характерологическая теория черт: Филипп Лерш.......112
Факторно-аналитическая теория черт: Раймонд Б. Кеттелл ..........115
Классификация мотивов на основе инстинктов:
Уильям Мак-Дауголл............................................122
Классификация мотивов на основе отношений
личности и окружения: Генри А. Мюррей ........................126
Иерархическая модель классификации мотивов: Абрахам Маслоу ... 130
Базовые эмоции как рудиментарные мотивационные системы..........134
Проблема таксономии в классификации мотивов .......................142
Три принципа отбора...............................................144
Вычленение класса мотивов на примере деятельности достижения ... 147
Глава 4. Ситуационные детерминанты поведения..................... 150
Стимульно-реактивные связи..........................................152
Потребность и влечение ...............................................153
Теория влечения ......................................................157
Предварительные условия влечения ................................160
Побудительные стимулы ...........................................161
Независимость влечения и привычки ...............................162
Энергетическое действие влечения..................................164
Подкрепляющий эффект редукции влечения ........................164
Неспецифичность влечения.........................................166
Приобретенные влечения. Влечение как интенсивный стимул ..........168
Фрустрация ........................................................169
Страх как приобретенное влечение.................................: 171
Теория конфликта.....................................................175
Теория конфликта Левина ..........................................175
Модель конфликта Миллера........................................177
Применение модели конфликта.....................................180
Теории активации.....................................................184
Понятие активации................................................184
Потенциал возбуждения и его действие .............................187
Когнитивная оценка ситуации в психологии мотивации ................192
Эмоция как результат когнитивной оценки ситуации ...................193
Ситуации, инициирующие эмоции ..................................194
Специфичность нейровегетативных реакций, связанных с эмоциями .. 195
Двухфакторная теория эмоций Шахтера ............................196
Эффект Валинса ...................................................199
Оценка угрожающих ситуаций.........................................201
Когнитивный баланс ..................................................204
Когнитивный диссонанс ...............................................205
Конфликты после принятия решения ...............................208
Вынужденное согласие .............................................209
Селекция информации .............................................213
Несогласие с убеждениями социальной группы......................213
Неожиданные результаты действий и их последствия ...............214
Исследования когнитивного диссонанса в историческом аспекте.....218
Теории когнитивной оценки ситуации с точки зрения проблем психологии мотивации .....................220
Заключение ........................................................221
Глава 5. Ожиданиеи привлекательность как детерминанты мотивации. . . 222
Теория поля Левина .................................................225
Модель личности...................................................227
Напряженные системы в модели личности ..........................228
Модель окружения .................................................232
Постдиктивность, а не предиктивность модели окружения...........234
Отношения между двумя моделями .................................236
Экспериментальные работы, проведенные в рамках теории поля ........241
Последствия незавершенных действий ..............................241
Усложнения эффекта Зейгарник....................................243
Замещающие действия .............................................245
Психологическое расстояние и сила валентности ....................247
Анализ целенаправленных действий Толмена ..........................248
Ожидание и целенаправленность ...................................249
Эффекты привлекательности .......................................250
Латентное научение: разделение научения и мотивации .............253
Матрица «ожидаемой ценности» ....................................255
Ожидание и привлекательность в рамках теории S—R ..................257
Ранние исследования Халла ........................................258
Средний и поздний этапы исследований Халла ......................261
Дальнейшее развитие теории Спенсом ..............................262
Последующая разработка теорий.......................................263
Избыточность понятия «подкрепление реакции» ....................266
Анализ Уокером понятийного аппарата теории научения ............267
Боллсовская когнитивная модель мотивации привлекательностью ... 268
Квазифизиологическая модель мотивации привлекательностью Биндры ....................................272
Теории «ожидаемой ценности»........................................274
Теория принятия решений.............................................276
Уровень притязаний и теория результирующей валентности............279
Ожидание успеха и валентность ....................................282
Модель выбора риска Аткинсона.......................................283
Теория социального научения Роттера .................................289
Эмпирические доказательства ......................................290
Теория инструментальности ...........................................292
Модель инструментальности Врума.................................294
Три частные модели валентности, действия и исполнения ...........296
Модель выполнения ................................................298
Результат и следствия действия.....................................299
Эмпирическая проверка ............................................300
Заключительные замечания.........................................303
Глава 6. Волевые процессы: реализация интенций....................304
Психология воли Аха..................................................305
Волевой акт и детерминирующая тенденция.........................307
Три типа проблем в исследовании волевых процессов ..................309
Упорство: поддержание устойчивости тенденции действия в процессе достижения цели.................309
Инициирование действия...........................................311
Преодоление препятствий в ходе реализации действия ..............312
Теория контроля за действием Куля ...................................316
Процессы, опосредующие контроль за действием ....................317
Два модуса контроля: ориентация на действие и ориентация на состояние.......................................320
Некоторые эмпирические данные ...................................321
Модель «Рубикона» ...................................................326
Мотивационное и волевое состояния сознания ......................327
Эмпирические данные ..............................................329
Четыре фазы действия..............................................340
Формирование интенции в подготовительной мотивационной фазе ........................342
Инициирование действия: процессы преакциональной волевой фазы..................................343
Акциональная волевая фаза........................................344
Постакциональная мотивационная фаза: оценка результата действия .....................................347
Глава 7. Тревожность............................................350
Общая тревожность ...................................................351
Ситуативные побуждающие эффекты ...............................352
Тревожность как диспозиция и как состояние .......................354
Экзаменационная тревожность.........................................356
Гипотеза внимания в исследованиях экзаменационной тревожности...................................358
Негативное влияние мыслей, связанных с самооценкой..............360
Когнитивные помехи или реакция на свою неспособность ...........363
Эффекты терапевтического вмешательства..........................365
Глава 8. Мотивация достижения................................... 367
Эволюционно-психологические аспекты ...............................368
Измерение мотива.....................................................370
Тематический апперцептивный тест ................................371
Измерение мотивации достижения..................................372
Разработка ключевых категорий анализа содержания рассказов......374
Измерение мотива достижения .....................................375
Измерение тенденций «надежды на успех» и «боязни неудачи» ......376
Методика ТАТ для обоих мотивов достижения ......................379
Критерии качества методики. Измеряемые переменные
как теоретические конструкты ...................................381
Согласованность как проблема измерения и формулирования конструктов .................... 382
Другие методики ...................................................385
Поведенческие корреляты различий в мотивах .........................387
Социокультурные индексы мотива и историко-экономические изменения.............................................390
Тендерные различия и «страх успеха» ..................................393
Исследования в русле модели выбора риска ............................395
Функциональная зависимость валентности от мотива ...............396
Выбор: максимальное произведение ожидания и побудительности ......402
Субъективная вероятность успеха...................................403
Уровень притязаний: выбор задания и постановка целей.............405
Типичный и атипичный сдвиг уровня притязаний ...................409
Максимизация аффекта или максимизация информации ............410
Настойчивость ........................................................411
Анализ условий Физера ............................................412
«Тенденция инерции» незаконченных заданий .........................414
Результаты деятельности достижения..................................416
Школьная успеваемость ............................................416
Сила мотивации и достижения: количество и качество...............417
Теория цели Л оке: проблема воли...................................420
Эффективность решения задач.........................................423
Эффективность ....................................................423
Эмпирические доказательства ......................................424
Другие подходы; внимание и контроль над усилиями ................427
Кумулятивные достижения ............................................427
Двоякая роль силы мотивации в кумулятивных достижениях........428
Эмпирические доказательства ......................................429
Соотносительные нормы оценки результатов...........................430
Первичность индивидуальной соотносительной нормы с точки зрения психологии мотивации.....432
Соотносительно-нормативная ориентация ..........................436
Соотносительно-нормативная ориентация
как мотивационное понятие .....................................439
Глава 9. Оказание помощи........................................443
Социобиологические перспективы .....................................444
Из истории исследований психологических аспектов помощи .......447
Ситуационные факторы ...............................................451
Взвешивание затрат и пользы.......................................452
Диффузия ответственности.........................................453
Нормы ................................................................455
Норма социальной ответственности....................J............455
Теоретико-нормативная концепция Шварца.........................456
Норма взаимности..................................................458
Перспективы суждения с точки зрения партнеров по действию .............................................460
Объяснительные подходы ..........................................462
Каузальная атрибуция со стороны помогающего.....................463
Каузальная атрибуция со стороны нуждающегося в помощи .........466
Атрибуция намерений со стороны получателя помощи ..............467
Атрибуция намерений со стороны помогающего .............!.......467
Сопереживание........................................................468
Сопереживание в свете теории научения ............................469
Сопереживание в психоэволюционном аспекте ......................470
Эмпатическая эмоция в свете психологии мотивации................472
Личностные диспозиции...............................................475
Наброски модели мотивации помощи ..................................479
Мотивация помощи и модель «ожидаемой ценности»...................483
Глава 10. Агрессия..............................................485
Границы агрессивного поведения ......................................485
Биологические перспективы ...........................................490
Социобиологические аспекты.......................................491
Нейробиологические аспекты.......................................495
Нормы ...............................................................501
Взаимность: норма возмездия .......................................503
Норма социальной ответственности
и самооправдание при ее нарушении .............................505
Из истории психологических исследований агрессии ...................508
Теории влечения ...................................................508
Фрустрационная теория агрессии ...................................509 -
Теория социального научения ......................................509
Экспериментальное изучение агрессии..............................512
Ситуационные факторы агрессивного поведения .......................514
Намерение .........................................................514
Атрибуционно-психологический анализ................................515
Ожидание достижения цели агрессии и возмездия
за агрессивное поведение........................................517
Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители .............519
Удовлетворение, приносимое запланированными результатами агрессии..............................520
Самооценка ........................................................521
Внешняя оценка....................................................523
Эмоция гнева и общее состояние возбуждения .........................524
Дополнительные источники возбуждения ...........................525
Индивидуальные различия и наброски концепции мотива агрессивности...............................527
Стабильность агрессивного поведения ..............................527
Личностные характеристики........................................529
Конструкт «мотив агрессивности» ..................................530
Мотивы агрессии по Ольвеусу ......................................532
Мотивы агрессии по Корнадту ......................................534
Агрессия как цель действия: гипотеза катарсиса ........................536
Уточнение гипотезы катарсиса с позиций теории мотивации.........536
Недостаточная убедительность экспериментов по изучению катарсиса................................538
Уточнение проблемы путем
непосредственного измерения мотивации ........................541
Глава 11. Социальные связи: мотивация аффилиации и мотивация близости......................546
Онтогенетические и эволюционно-биологические аспекты социальных связей.................................547
Мотивация аффилиации...............................................550
Симпатия ..........................................................551
Социальная тревожность ...........................................551
Мотив аффилиации ...................................................553
Измерение мотива аффилиации.....................................554
Поведенческие корреляты данных ТАТ .............................560
Физиологические и нейроиммунологические корреляты................566
Опросники ............................................................ 567
Мотивация близости ..................................................570
Измерение мотива близости и его поведенческие корреляты .........571
Близость и аффилиация ...........................................574
Глава 12. Мотивация власти......................................575
Мотивационная основа .............................................576
Источники власти ..................................................577
Поведение и власть.................................................578
Биологические аспекты................................................582
Индивидуальные различия деятельности власти: мотив власти .........583
1. Овладение источниками власти...................................583
2. Способности .....................................................583
3. Деятельность власти .............................................584
4. Моральность цели................................................585
5. Страх перед последствиями действий власти ......................586
6. Предпочтение определенных сфер использования власти..........586
Определения мотива власти ...........................................587
Определение Вероффа..............................................588
Определение Юлимана .............................................589
Определение Уинтера ..............................................590
Типология стадий развития мотивации власти ......................595
Резюме..........................................................598
Связь ожидания и ценности............................................599
Сдерживаемый мотив власти, иммунная система и состояние здоровья .. 601
Психоиммунологические эффекты..................................603
Констелляции мотивов власти, достижения и аффилиации .............604
Экспериментальные исследования ..................................605
Мотив власти в критериальных группах.............................606
Демографические различия и исторические перемены ...............613
Глава 13. Приписывание причин: теория каузальной атрибуции........615
Приписывание причин в процессе мотивации ..........................616
История проблемы и смежные исследования ...........................617
Феноменальное и каузальное описания .............................617
Межличностное восприятие в социальной психологии ..............620
Внутренний и внешний контроль ...................................620
Концепция «личной причастности» де Чармса.......................622
Каузальная атрибуция и редукция когнитивного диссонанса.........622
Теория самовосприятия Бема.......................................623
Атрибуция внутренних состояний возбуждения .....................624
Основные позиции и модели...........................................625
Каузальная атрибуция: потребность или способность?...............626
Мотивация контроля ...............................................628
Каузальная атрибуция как регулятор социальных отношений........628
Первоначальная постановка вопроса и модели исследования атрибуции ...............................630
«Наивный анализ деятельности» Хайдера...........................631
Модель соответственного вывода Джоунса и Дэвиса.................634
Углубление модели Троупом .......................................637
Ковариационная модель Келли .....................................638
Эмпирическая проверка ковариационной модели.................... 641
Конфигурационные понятия: каузальные схемы по Келли ...........644
Четыре вопроса, ведущие куглубленному пониманию феноменов атрибуции .........................647
Вопрос «Когда?» ...................................................647
Вопрос об используемой информации...............................651
Вопрос об эффектах ожидания......................................652
«Фундаментальная ошибка атрибуции»............................. 653
Мотивационная предубежденность атрибуции .........................655
Атрибуция успеха и неудачи, служащая сохранению самооценки --655
Контрзащитная атрибуция..........................................656
Обслуживание самооценки или рациональная обработка информации? .. 656
Расхождение в перспективе суждений о себе и о других.................659
Новая концепция расхожденийв перспективе наблюдения ..........660
Асимметрия атрибуции при смене наблюдателем перспективы.......662
Атрибуция ответственности ...........................................663
Мотивационная предвзятость атрибуции ответственности ...........666
Глава 14. Атрибуция деятельности достижения......................668
Классификация параметров причин....................................669
Сочетание условий, приводящее к использованию тех или иных
каузальных элементов ..............................................672
Информация о ковариации .........................................672
Каузальные схемы..................................................673
Обусловленные мотивами различия в атрибуции .......................677
Последствия атрибуции успеха и неудачи ..............................680
Прогнозирование успеха других людей..............................687
Параметрлокализации: самооценочные эмоции ........................688
Самооценочные эмоции: атрибуция относительно способностей и старания ...............................689
Виды самооценочных эмоций .......................................690
Параметр контроля: внешняя оценка и переживание себя ...............693
Каузальные параметры и эмоции.......................................695
Эмоции, переживаемые по достижении результата ..................696
Поведенческие проявления ............................................699
Выбор задания .....................................................699
Запрашивание обратной связи......................................700
Настойчивость .....................................................702
Результативность достижений ......................................703
Самооценка как принцип мотивации ...................................704
Мотив достижения как система самооценивания ....................705
Эмпирические подтверждения модели самооценивания .............707
Применение полученных данных: «атрибуционная терапия»............710
«Переживание себя источником действия» ..........................710
Освоение моделей атрибуции .......................................711
Вклад теоретико-атрибутивного подхода в изучение мотивации достижения ....................713
Глава 15. Дальнейшие перспективы развития психологии мотивации.... 717
Внутренняя и внешняя мотивация .....................................717
Различные концепции внутренней и внешней мотивации ...............718
Влечения без редукции влечения ...................................718
Свобода от цели ....................................................719
Оптимальный уровень активации или рассогласования..............719
Самоутверждение ..................................................720
Радостная поглощенность действием................................722
Однородность тематики (эндогенность) действия и его цели.........723
Оценка различных концепций ......................................725
Ослабление внутренней мотивации под воздействием
внешнего подкрепления ............................................727
Ослабляет ли внутреннюю мотивацию регулярное подкрепление? ... 729
Внутренняя и внешняя привлекательность в моделях «ожидаемой ценности» .......................................731
Оценка состояния исследований ....................................732
Расширенная модель мотивации .......................................735
Ожидания..........................................................738
Привлекательность.................................................740
Решающие мотивацивнные параметры расширенной модели.........741
Смена мотивации: динамическая модель действия Аткинсона и Берча ... 745
Перемена действия: «Динамическая модель действия»...............745
Объяснительная ценность динамической модели действия...........749
Эмпирическая проверка модели...................................751
Выученная беспомощность ............................................752
Экспериментальная парадигма, ориентированная
на деятельность достижения ................................754
Улучшение достижений вместо ухудшения.............................757
Два подхода кобъяснению улучшения достижений..................760
Тип атрибуции, способствующий обобщению:
стабильно-глобально-внутренний ...................................761
Атрибутивный стиль как личностная переменная....................764
Генерализация беспомощности .....................................764
Атрибутивный стиль и депрессия ...................................765
«Когнитивный дефицит» у беспомощных и депрессивных людей __768
Беспомощность иконтроль над действием...........................769
Функциональный дефицит .........................................770
Функциональный дефицит или стабильно-глобальный
атрибутивный стиль .............................................771
Генезис беспомощности.............................................774
Представления о себе..................................................776
Традиционные исследования представления о себе ..................777
Переход к динамичным переменным представлений о себе...........779
Переменные представлений о себе в исследованиях
мотивации достижения .............................................783
Представление о своих способностях и модель расчета усилий .......785
Выбор задания, настойчивость и обращение за обратной связью .....787
Самооценочные представления во время оценивания
выполнения задания.............................................788
Связь представления о своих способностях с мотивом ...............788
Список литературы..............................................790
Алфавитный указатель...........................................855
Предисловие редакторов второго русского издания
Психология мотивации в ее нынешнем виде является одной из наиболее сложных и противоречивых областей современной психологии, нередко вызывающей растерянность и замешательство у впервые приближающегося к ней исследователя. Если в середине XX века предмет, границы и специфика психологии мотивации были вполне понятны, то теперь эта область оказаласьфактически распределенной между психологией личности, психологией регуляциидеятельности и саморегуляции и бурно развивающейся когнитивной психологией. Налицо обилие частных эмпирических исследований при дефиците общетеоретических идей. В особенно сложном положении оказываются русскоязычные читатели. После публикации первого русского издания книги Хайнца Хекхаузена[1] других обобщающих книг на русском языке по этой теме просто невыходило, если не считать отдельных переводов классических текстов (3. Фрейда, К. Юнга, К. Левина, А. Маслоу, Э. Фромма и Л. Фестингера) и пары скорее удручающих учебников «по теме», отражающих эту область примерно в том виде, который она имела в середине прошлого века — как свет далекой звезды, приносящий нам ее образ многолетней давности.
Судьба психологии мотивации повторяет судьбу других областей психологии и других областей знания, превращающихся из авторских учений в науку: по мере накопления эмпирического знания общая часть предметной области, не вызывающая разногласий у разных школ, становится все обширнее, а полигон, на котором сталкиваются альтернативные теоретические воззрения, все меньше. Можно утверждать, что уже в 1960-1970-е гг. в основном завершилась классическая, или «авторская», эпоха в психологии мотивации и тесно переплетающейся с ней психологии личности, когда границы между предметными областями и между разными научными подходами («школами») еще были четко обозначены.
Поэтому трудно переоценить — как с точки зрения объема, сделавшего бы честь целому институту, так и с точки зрения уровня и тщательности анализа, позволившего связать между собой в единую целостную картину десятки теорий, сотни методик и тысячи эмпирических исследований, — этапную работу, выполненную в этой области Хайнцем Хекхаузеном. Это не просто учебник по психологии мотивации и не просто обобщающая монография — это книга, которая выводит обширную предметную область на принципиально новый уровень. Не будет преувеличением назвать ее энциклопедией психологии мотивации. Такие книги в истории нашей науки чрезвычайно редки, а их авторы заслуженно приобретают известность как ведущие психологи своего времени[2].
Научная работа — любил повторять Хекхаузен — это типичный пример незаконченного действия. Для последнего, как известно из классических исследований Блюмы Вульфовны Зейгарник и Курта Левина, характерна тенденция постоянного возобновления. Это замечание, безусловно, носит автобиографический характер. Вся жизнь Хекхаузена представляет собой редкий пример верности одной и той же научной проблеме — проблеме движущих сил поведения человека.
Как ученый Хекхаузен сформировался в интеллектуальном поле гештальт-психологии, представителем третьего поколения которой он является — после «отцов-основателей» (Вертхаймера, Кёлера, Коффки и в определенном смысле Левина) и их прямых учеников, таких как Вольфганг Метцгер — единственный крупный гештальт-психолог, остававшийся в Германии во время войны, С Метцгера начинается трудный процесс возрождения немецкой научной психологии в послевоенный период, и Хекхаузену предстояло сыграть в этом процессе выдающуюся роль. Именно у Метцгера Хекхаузен сначала учился в Мюнстерском университете, а затем работал в качестве ассистента, защитив первую (как мы бы сказали, «кандидатскую») диссертацию, посвященную помехоустойчивости действия и мотивации достижения.
По собственному признанию Хекхаузена, в самом начале карьеры на него произвели сильное впечатление две книги; «Исследования личности» Генри Мюррея[3] и «Намерение, воля и потребность» Курта Левина[4]. С первой работой была связана идея неосознаваемых мотивов, которые могут исследоваться лишь в деятельности, а не реактивно, т. е. не с помощью традиционных опросников. С этим связаны его методические работы 1960-х гг., направленные на стандартизацию Тематического апперцепционного теста (ТАТ) Мюррея для точной диагностики отдельных видов мотивов, прежде всего мотива достижения. Со второй книгой — понятие воли, одно из основных понятий житейских представлений о личности. В 1970-е гг., став профессором Рурского университета в Бохуме, Хекхаузен попытался разработать общую феноменологическую теорию волевого действия, известную сегодня как «модель Рубикона», осуществив научную реабилитацию понятия «воля» (эта модель приняла завершенный вид к середине 1980-х гг. в публикациях Хекхаузена и его сотрудников, в первую очередь Ю. Куля). Работы возглавлявшейся им «бохумской группы» психологов быстро получили международное признание. К этому времени он уже выдвинулся в ряд ведущих европейских психологов, став президентом Немецкого психологического общества, объединяющего в своих рядах ученых ФРГ, Австрии, Швейцарии и Западного Берлина.
Прекрасный экспериментатор, Хекхаузен одновременно работает над обобщением теорий и фактов, накопленных за полстолетия исследований мотивации. Главная книга Хекхаузена «Мотивация и деятельность» вышла в издательстве «Шпрингер» в 1980 г. Эта работа довольно быстро была переведена на русский язык и выпущена в 1986 г. издательством «Педагогика», сразу же став событием и для отечественных психологов. Надо сказать, что одной из причин теплого приема книги Хекхаузена в Советском Союзе были, можно сказать, особые отношения между ведущей отечественной школой психологии деятельности и школой Курта Левина, с которой был связан Хекхаузен. Эти отношения проявлялись как в концептуальной близости и перекличках между ними, так и в личных взаимоотношениях — вплоть до уникальной биографии Б. В. Зейгарник, ставшей одной из ключевых фигур сначала Берлинской, а впоследствии Московской психологической школы[5].
Первый из авторов этой вступительной статьи (Б. В.) был научным редактором русского издания 1986 г. (второй — одним из переводчиков) и хорошо помнит все особенности сложной атмосферы тех лет, с которыми была сопряжена подготовка этого издания. Уместно включить сюда некоторые личные воспоминания.
С началом советской военной интервенции в Афганистане произошло резкое ухудшение отношений с Западом, так что и без того ограниченная коммуникация с западными коллегами и обмен научной литературой стали практически невозможными. Тем не менее, во время Международного психологического конгресса в Лейпциге летом 1980 г. тогдашнему директору издательства «Шпрингер» Хорсту Дрешеру удалось передать мне верстку еще не вышедшей книги Хекхаузена. Было ясно, что ничего подобного на русском языке нет и книгу нужно переводить. В этом удалось убедить московское издательство «Педагогика». Последовали длительные письменные переговоры этого издательства с автором, который первоначально не обнаружил никакого желания быть опубликованным в Советском Союзе. Лишь после моего личного письма и вмешательства издательства «Шпрингер» Хекхаузен дал согласие, а затем — после еще одного прямого вмешательства Дрешера — написал предисловие к русскому переводу.
Вероятно, что в этом эпизоде проявилась элементарное нежелание Хекхаузена, бывшего крупным госчиновником, а не только ученым, избыточными контактами с «восточным блоком» поставить под удар внезапно открывшиеся тогда перед ним и немецкой психологией перспективы. Дело в том, что как раз в это время он инициирует создание и становится директором Института психологических исследований общества Макса Планка (первого из целой сети существующих в настоящее время академических институтов такого рода — психолингвистики, когнитивной нейропсихологии, психологии развития, эволюционной антропологии и психологии). Почти одновременно он становится членом, а затем и председателем Немецкого научного совета при правительстве ФРГ, координирующего все ведущиеся в стране фундаментальные и прикладные исследования. В этом качестве он, кстати, повлиял на принятие многих решений, затрагивающих судьбы немецкоязычной психологии. Эту политику, которая до сих пор оказывает благотворное влияние на ее развитие, можно было бы определить как стратегию контролируемого роста: постепенное создание новых факультетов, но и ограничение числа студентов, изучающих психологию.
К концу 1980-х научные контакты русских ученых с Западом оживились. Всего лишь за несколько лет мюнхенский институт Хекхаузена успел превратиться в один из ведущих европейских и мировых центров в целом ряде областей психологических исследований. В 1988 г. я получил приглашение на международную конференцию, организованную под Мюнхеном обществом Макса Планка. Конференция проходила под патронажем Хекхаузена, но он так и не появился на церемонии открытия. Говорили, что у него грипп. В перерыве ко мне подошел председатель оргкомитета и сказал, что Хекхаузен хотел бы встретиться со мной один на один, но я должен учесть, что заболевание крайне тяжелое и у него нарушена речь. Встреча состоялась в его институте на следующий день. Хекхаузен производил совершенно нормальное впечатление, но действительно практически не мог говорить и поэтому вынужден был объясняться жестами, а вечером, когда наш «разговор» был продолжен в соседнем ресторане, писал на салфетках записки. На них же он набросал планы нескольких неожиданных для меня экспериментов по изучению бессознательной (имплицитной) памяти на незаконченные действия и интенции. Феноменологические описания эффекта Зейгарник, оказывается, могли быть дополнены точными моделями, основанными на результатах хронометрических экспериментов в духе когнитивной психологии.
Через несколько месяцев Хайнц Хекхаузен скончался от опухоли левой височной доли мозга. Эксперименты, о планах которых он рассказал мне в тот вечер, были выполнены в течение последующего десятилетия его учеником Юлиусом Кулем и в особенности учеником последнего Томасом Гошке[6].