Глава 17 Перекупленные и перепроданные рынки

Модели экономической и социальной систем должны отражать процесс, посредством которого создаются и рассеиваются условия неуравновешенности, не предполагая, что экономика всегда находится около или в равновесии, если это устойчивое равновесие вообще существует.

Е. Москильд, Е. Р. Ларсен и Д. Стерман

Прыжки с высоты — это вид спорта, в котором прыгун спрыгивает с высокого моста с помощью эластичного троса или, как его называют, «пружинного устройства», привязанного к ногам. Прямо перед приземлением пружина натягивается и выталкивает вверх прыгуна, у которого сердце уже ушло в пятки. Что касается наших рынков, мы встречаемся с тем же самым явлением. Когда цены двигаются слишком быстро, пружина натягивается, и мы говорим, что рынок «перекуплен» или «перепродан». Это может измеряться простым индикатором и называется моментумом или «движущей силой рынка»[52]. Движущая сила рынка — статистическое выражение эффекта «позиции знаний» и, таким образом, может быть связана с подходом при использовании скользящей средней. Движущая сила выражает очевидную идею, которая лучше всего объясняется самой банальной формулой метода:

моментум = сегодняшняя цена — цена «х» дней назад.

Давайте предположим, что «х дней назад» равно 40. Теперь представьте, что в первый месяц цена падает с 200 до 180, а затем в следующем месяце поднимается обратно к 200. В этой ситуации подъем во втором месяце не совсем сигнал к покупке на рынке. Цена просто вернулась туда, откуда только что пришла, и интерес к покупке возник, вероятней всего, благодаря взятию прибыли или «поиску самой дешевой цены». В этом примере моментум равен: 200–200 = 0, что, естественно, нейтральный сигнал.

Теперь цена в последующие два месяца поднимается до 250. Это и не взятие прибыли, и не поиск дешевой цены, так как цена достигла новых высот. Кто-то, должно быть, проявил серьезный интерес к этой акции. Теперь индикатор говорит: моментум = 250–200 = 50. Большее значение моментума, таким образом, говорит о том, что подъем отражает нечто существенное. Проще говоря, когда растет интерес, моментум поднимается вместе с ним. Через два месяца мы уже находимся на 350, а моментум равен 100. Подъем на 40 % за два месяца обычно вызывает встречную реакцию, поскольку это (или какое-либо другое) ограничение предупреждает о надвигающейся коррекции.

В другом сценарии после двух месяцев мы располагаемся на все тех же неизмененных 250. Моментум теперь вернется обратно к нулю. Это один из интервалов, в которых рынок «затаивает свое дыхание» до начала взятия прибылей, и падения моментума дают сигналы предупреждения. Итак, правила таковы:

Растущий моментум = сигнал к покупке

Снижающийся моментум = сигнал к продаже

Предельное значение моментума = предупреждение о встречной реакции

Кроме того, пока движущая сила выше нейтрального значения в восходящем тренде или ниже в нисходящем тренде, при прочих равных условиях тренд является неповрежденным. На большинстве рынков базирование формулы на 40-дневные цены дает самый надежный индикатор. До сих пор никто не может определить, почему 40-дневная цифра самая показательная, так же как никто не может посчитать заранее, сколько в среднем требуется времени, чтобы загипнотизированные перестали посылать открытки гипнотизеру. Единственное, что можно сделать, это изучать рынок и принимать его сигналы.

Скорость Изменения

Моментум — полезный индикатор, но у него есть свои слабые стороны. В июне 1978 года в Commodities опубликована статья Веллеса Вайлдера-младшего, указывавшего на очевидные проблемы:

1. Предельная, но отдельная базовая цена (например, цена 40 дней назад) может сообщать об обманчивом значении моментума.

2. Отдельная шкала для каждой ценной бумаги только из-за различных ценовых уровней.

Он мог бы добавить, что при всей своей банальности оригинальная формула моментума, в общем-то, не нужна, так как отражает то, что так или иначе можно понять из графика. Вместо нее Вайлдер предложил следующую формулу:

Он назвал свои вычисления «индексом относительной силы»[53]. Определение неудачное, так как понятие «относительной силы» широко применялось и раньше при отображении силы отдельной акции относительно родственных ей бумаг или фондового индекса. Инвестиционное исследование в Кембридже вместо этого предложило другое название «индикатор скорости изменения»[54](ROC), используемое теперь многими европейцами.

Давайте еще раз посмотрим на формулу. Если мы, к примеру, говорим, что ROC для данного рынка должен быть вычислен при х=10 дней, тогда ROC =100 при 10-дневных прогрессирующих подъемах и равен нулю при 10-дневных спадах. Формула, таким образом, говорит, что в соответствующем рынке почти невозможно для цены двигаться в том же самом направлении на протяжении 10 дней. Другими словами, для этого определенного рынка характерно, что в этом интервале люди сильно торопились бы реализовывать прибыль или покупать при длительном падении. Поэтому здесь имел бы место краткосрочный разворот. Если подъем или падение в рыночной цене чрезвычайно огромное за короткий интервал времени, это само по себе подводит индикатор ближе к 100 или к нулю. Поэтому формула показывает, какой процент ценового движения обычно может осуществить рынок, независимо от того, что движение происходит только в течение очень короткого интервала. Формулу очень просто использовать. Применяются следующие правила:

• остерегайтесь, когда ROC достигает предельных границ;

• остерегайтесь, когда цена достигает новой вершины или основания, a ROC этого не делает.

Формула Вайлдера доказала свою чрезвычайную полезность на ликвидных финансовых рынках, если основывалась на оптимальных диапазонах. Диапазон, который следует вводить в качестве переменной «х» в формулу, зависит от того, какая ценная бумага анализируется, так как различные рынки имеют отличающиеся торговые культуры. Самые распространенные интервалы таковы:

Анализируемая ценная бумага переменная х
Фондовый индекс 14 или 40 дней
Отдельные акции 20 или 40 дней
Валюты 14, 20 или 40 дней
Облигации 10, 20 или 40 дней
Фьючерсы на бонды, фондовые индексы и товары 10, 20 или 40 дней

Причиной того, что несколько интервалов могут быть показательными для рынка, является, конечно же, фрактальное явление. Границы, которые следует считать критическими, также зависят от соответствующего рынка. Типичное критическое значение располагается в интервале от 70/30 до 90/10 соответственно. При отчетливом тренде эти «болезненные пороги» могут быть подогнаны асимметрично: к примеру, путем выбора 80/30 на бычьем рынке или 70/20 на медвежьем рынке. Если формула используется для поддержания краткосрочного расчета времени во фьючерсах на бонды, то график может выглядеть так, как показано на Рисунке 49.

Рисунок 49 Фьючерсные контракты на казначейские облигации. Рисунок показывает ежедневные цены фьючерсов на казначейские облигации в сравнении с индикатором ROC (10-дневный). Как показано, торговля на перекупленном или перепроданном рынке обычно происходит на следующий день после возникновения сигнала. Явления, подобные этим, означают, что 10-дневный индикатор ROC полезен в краткосрочном расчете времени этих контрактов.

Формула также отлично работает для проведения исторического анализа рынков акций. Если бы компьютеры существовали в 1929 году и формула ROC использовалась бы при х=14 дням, она была бы идеальным инструментом расчета времени. Рисунок 50 показывает эффект индикатора в момент истины, когда выстроилась конфигурация «голова и плечи», после чего начался медвежий рынок.

Когда чудовище рассвирепело в 1987 году, многие уже имели компьютеры, и они могли видеть, что резкое падение прекратилось, когда индикатор ROC достиг 10 (рис. 51), тот же самый уровень, что и в 1929 году (рис. 50).

Рисунок 50 Промышленный Индекс Доу-Джонса 1928–1929. Во время краха 1929 года рынок был дважды перепроданным, когда индикатор 14-дневный ROC достиг 12.5 и 10 соответственно.

Рисунок 51 Промышленный Индекс Доу-Джонса 1986–1987. Как и в 1929 году, паника прекратилась, когда 14-дневный индикатор ROC достиг 10.

Но, что более удивительно, индикатор функционировал в той же манере, как и тогда, когда лопнул пузырь для компании Южного Моря в 1720 году. Как показано на Рисунке 52, падение прекратилось только на тех точках, в которых индикатор говорит о перепроданности рынка.

Рисунок 52 «Компания Южного Моря» в 1719–1720. 14-дневный индикатор ROC показывает, как «Компания Южного Моря» останавливалась в своем падении трижды, когда была «технически перепродана». Из-за не вызывающей возражений господствующей позиции компании на фондовом рынке в то время было бы разумно провести сравнение с фондовым индексом. Чрезвычайные значения ROC в сентябре/октябре 1719 года имели место благодаря тому, что индикатор не функционирует на рынках, где нет никаких движений.

Часто формула работает лучшим образом (в ситуациях без банкротств), если мы выходим из рынка на следующий день после достижения критической границы и отдыхаем, пока индикатор не сдвинется на 10 пунктов от критического значения. В этой точке временное укрепление часто заканчивается, и направление прорыва от этой зоны скопления указывает на направление последующего основного движения рынка. Будучи охваченным паникующим рынком, ROC может использоваться как указание, когда не продавать. Не продавайте, если ROC = 10.

Правило гласит: ROC должен подтверждать новые вершины и основания, что, разумеется, связано с тем, что новая вершина может являться отвлекающим маневром, если не сопровождается растущим энтузиазмом на рынке. Просто, если новая вершина не подтверждается высоким значением ROC, это должно восприниматься с осторожностью (см. рис. 53). Это правило не бесспорно, но оно обычно хорошее предупреждение подступающего трендового колебания (хотя не имеет ничего общего с реальными трендовыми разворотами).

Рисунок 53 Доллар США/японская йена, цена «спот». Когда цена завершает новую вершину, а индикатор ROC (здесь 14-дневный) при этом не достигает более высокого значения, чем предыдущая вершина, подъем часто достигает своего завершения. Вершина на показанном графике была завершающей, и вскоре после этого доллар возобновил свой первичный нисходящий тренд.

При долгосрочной торговле общее правило гласит: ROC следует использовать только в качестве вспомогательного инструмента расчета времени для сделок, которые будут проводиться в любом случае. И эти правила таковы:

• Используйте чрезвычайно высокое значение ROC в подъеме относительно первичного медвежьего тренда как знак к короткой продаже

• Используйте чрезвычайно низкое значение ROC во вторичной реакции относительно первичного рынка как знак к покупке

• Не придавайте значения ROC, если рынок произвел прорыв из большой базовой конфигурации

Итак, ROC может использоваться при долгосрочных и краткосрочных сделках.

Психология Трендов

Возможные взаимоотношения между рыночными симптомами и психологическими явлениями на трендовых рынках

Рыночное явление Основополагающая модель поведения личности Наиболее соответствующее психологическое явление
Лестничные фигуры Покупка, когда цена возвращается к уровню, где вы до этого продали Позиции знания
Позиции самозащиты
  Рынки следуют за трендовыми линиями и другими индикаторами технического анализа и сильно реагируют, если они нарушаются   Сознательная торговля на трендовых линиях и других технических индикаторах Бихевиоризм
Магическое мышление
Необъективность оценки произошедших событий
Рынки «ведутся» своими скользящими средними Постепенно меняющиеся позиции Позиции знаний
  Объемы торгов растут, пока рынки в восходящем тренде; они идут вниз, когда находятся в нисходящих трендах   Взятие прибыли в поднимающихся рынках, недостаток взятия убытков в падающих рынках Теория перспективы
Эффект определенности
Позиции самозащиты
Теория сожаления
Отделы мозга
Когнитивный диссонанс
Излишняя самоуверенность
  Увеличивающееся число активных инвесторов по мере роста рынка   Инвесторы рассказывают о своих успехах в инвестировании своим друзьям, которые затем решают присоединиться к рынку Самореализуемые позиции
Социальное сравнение
  Новости истолковываются таким образом, что это поддерживает тренд   Журналисты и аналитики следуют за трендом Адаптивные позиции
Когнитивный диссонанс
Ошибка ассимиляции
Выборочная обработка
Выборочное восприятие
Необъективность подтверждения
Рамочный эффект
Социальное сравнение
Тренд начинает саморегулироваться Только факт существования тренда заставляет людей верить в его продолжение в будущем Эффект убедительности
Репрезентативность
  Плохие новости игнорируются   Люди не обращают внимания на плохие новости или не верят, что они важны, потому что они просто не хотят в это верить, и что основополагающая модель поведения личности бычий рынок говорит, что плохие новости сейчас не могут быть серьезными Эффект убедительности
Эффект самоубеждения
Репрезентативность
Синдром повышенной чувствительности (см. стр. 265)
Когнитивный диссонанс
Ошибка ассимиляции
Выборочная экспозиция
Выборочное восприятие
Эффект ложного единодушия
  Графические конфигурации, отражающие продолжительность (флаги, вымпелы, гэпы, треугольники, прямоугольники)   Тренд прерывается только по временным причинам; образуется давление со стороны покупателей, и оно будет расти, когда ценовые фигуры являются разрешенными Бихевиоризм
Позиции знания
Позиции самозащиты

Наши рекомендации