Рынки факторов производства и потребительские рынки.

Рынки факторов производства и потребительские рынки.

Факторы произв-ва - это ресурсы, вовлеченные в произв-во, основные вложения труда, капитала, природ. рес-ов, используемых в пр-ве Т и У.

Рынки факторов произв-ва (рес-ов произв-ва) – это рынки, на которых в рез-те взаимод-я С и П формир-ся цены на труд, капитал, природ. рес-сы в форме з/п, % дохода и ренты.

Потребителями рес-ов явл-ся товаропроиз-ли, а продавцами – их собственники, след-но, цена ресурса, которую готовы заплатить потребители за их использ-е есть доход владельцев рес-ов. Эти доходы наз-ся факторными.

Эти доходы образ-ся в рез-те функционального распред-я факторов. Экономич. механизмом этого распред-я в рыноч. эк-ке явл-ся цена ресурса (ресурсы идут к тому, кто даст за них большую цену, но гос-во вмешивается в этот механизм). Эта цена играет важную роль, след-но, ценообразование на ресурсы определяет:

1) денежные доходы собственников рес-ов, т.е. населения;

2) через денеж. доходы собственников рес-ов их цены определяют структуру расходов собственников как потребителей Т и У, след-но, влияют на доходы других субъектов рынка;

3) опред-т уровень благосостояния в обществе;

4) величину издержек фирмы;

5) многие вопросы экономич. политики;

6) кроме этого, цены на рес-сы выполняют функцию распред-я рес-ов по отраслям и фирмам.

Как и на любой товар, цены на факторы склад-ся под влиянием С и П. Рыночный С на рес-сы – это есть сумма С-ов, предъявляемых на данный ресурс всеми фирмами, использующими его в производственном процессе, след-но, надо рассмотреть, как формир-ся С отдельной фирмы.

Кол-во рес-ов, используемых фирмой зависит от их отдачи или производ-ти, которая подвержена действию закона убывающей отдачи, или доходности, след-но, фирма будет расширять привлечение рес-ов до тех пор, пока каждая дополнит. единица рес-са будет увеличивать доход фирмы в большей степени, чем ее издержки, след-но фирма будет сравнивать, как покупка и использование дополнит. единицы рес-са повлияет на рост издержек, прирост которых от введения одной дополнит-ой ед-цы рес-са наз-ся предельными издержками рес-са.

Для фирмы выгодно увеличивать кол-во используемого рес-са до тех пор, пока его предельная доходность не станет равной его предельным изд-ам.

Но эта ситуация при условии, что измен-ся один рес-с, а другие неизменны. Но фирма использует много рес-ов, она их может комбинировать по-разному, чтобы максимизировать прибыль. Фирма выберет такое сочетание используемых рес-ов, которое обеспеч-т ей минимальные изд-ки. Это возможно тогда, когда предельная доходность каждого рес-са пропорц-на его цене.

Важно выявить факторы, влияющие на рыноч. силы С и П на рес-с.

Начнем со Спроса:

1. Надо помнить, что С на рес-сы явл-ся производным от С на готовые Т и У, произведенные с помощью этого рес-са. Это значит, что размер рыночного С на данный фактор зависит:

- от производит-ти этого фактора;

- от цены товара, произведенного с помощью этого рес-са.

2. Факторы произв-ва экономически и технологически взаимосвязаны, т.к. не могут использоваться отдельно, след-но, размер С на фактор пр-ва зависит не только от уровня цен на него, но и от уровня цен на другие рес-сы. Так, если цена на один фактор возросла, то его стрем-ся заменить более дешевым.

В целом, рынок факторов произв-ва хар-ся определенными закономерностями со стороны С:

а) любое изменение С на данный продукт вызовет изменение цены на него;

б) при неизменности других факторов рост производ-ти данного рес-са приведет к однонаправленному изменению С на него;

в) изменение цен на другие рес-сы измен-т С на данный рес-с (взаимодополняемые и взаимозаменяемые);

г) изменение в технологии произв-ва способ-т экономии всех рес-ов. След-но, снижается С на них, но сокращение ресурсоемкости произв-ва компенсируется растущим выпуском продукции и общий объем закупаемых рес-ов может вырасти, т.е. возрастет С.

Предложение рес-ов.

Общее П рес-са на какой-то период на рынке явл-ся вполне определяем. Кол-во рес-ов конечно претерпевает во времени изменения, т.к. они ограничены, но не строго фиксированы, поэтому капитал, в частности веществ. капитал, т.е. ср-ва произв-ва можно произвести, а здания – построить, но и здесь есть свои закономерности:

П веществ. капитала опред-ся величиной его предельных изд-к: невысокие предельные затраты – можно увеличить произв-во, при обратной тенденции -сокращают произв-во.

Земля, хотя и ограничена, но не фиксирована, т.к. ее П может возрасти за счет проведения мелиоративных работ, ирригации. Но в краткосроч. периоде П земли выглядит, как вертикальная прямая.

Рынки факторов производства и потребительские рынки. - student2.ru Рынки факторов производства и потребительские рынки. - student2.ru P

П земли

Рынки факторов производства и потребительские рынки. - student2.ru Q

Труд. Его П зависит от оплаты труда, продолжит-ти рабоч. Дня, выплачиваемых в обществе пособий. Так если цена рабоч. Силы, т.е. з/п растет, то люди начинают меньше трудится, поскольку средств хватает для достойного образа жизни. Следов-но, П рабоч. Силы сниж-ся, если работники активно не заинтересованы в росте дохода.

Предпринимат. способ-ть. Ее П зависит от состояния деловой активности в стране. Поэтому если есть условия для бизнеса, то П предпринимат. способ-ти возрастает. В обратной ситуации – сниж-ся и может прекратиться до 0.

Кроме этого, П рес-ов, как и С, опред-ся: технологиями, используемыми в эк-ке; изд-ми на их пр-во и добычу; числом продавцов этих рес-ов; наличием заменителей.

Рынки денег и капиталов.

В связи с неоднозначностью трактовки категории «капитал», сущ-ет также проблема определения понятия «рынок капитала». В зависимости от того, что выступает объектом взаимоотношений продавцов и покупателей на рынке, выделяются 2 возможных вар-та трактовки этого понятия.

Первый. Под капиталом на рынке факторов пр-ва поним-ся физический капитал: станки, машины, здания, сооружения, запасы материалов и полуфабрикатов и т.п. в их стоимостном измерении. Поэтому в данном случае рынок капиталов представляет собой часть рынка факторов пр-ва.

 
  Рынки факторов производства и потребительские рынки. - student2.ru

Второй вариант – под капиталом на рынке финансов понимается денежный капитал. Поэтому рынок капиталов выступает одной из составляющих частей рынка ссудных капиталов.

 
  Рынки факторов производства и потребительские рынки. - student2.ru

Рынок ссудных капиталов представляет собой совок-ть взаимоотношений, где объектом сделки выступает денеж. капитал и формир-ся С и П на него. Рынок ссудных капиталов подразделяется на денеж. рынок и рынок капиталов. Денеж. рынок связан с краткосрочными банковскими операциями сроком до 1 года. Рынок капиталов обслуживает среднесрочные и долгосрочные операции банков. Он, в свою очередь, делится на ипотечный рынок (операции с закладными листами) и финансовый рынок (операции с ценными бумагами). Субъектами фин. рынка явл-ся не только банки и их клиенты (как на ипотечном рынке), но и фондовая биржа, а объектом операций выступают не только ценные бумаги частных предпринимателей, но и гос. институтов.

Денеж. рынок и рынок капиталов явл-ся вторичными рынками ссудных капиталов. Каждый из них имеет собственный инструментарий, т.е. конкретные обращающиеся фин. ценности, которые различаются по:

- статусу (акция или облигация);

- типу собственности (частная или гос.);

- сроку действия;

- степени ликвидности;

- хар-ру риска (банкротный или рыночный) и степени риска (рисковые, слаборисковые, безрисковые).

Рынок капиталов часто называют рынком инвестиц. фондов. Под инвестициями (капиталовложениями) понимают затраты на пр-во и накопление средств пр-ва и увеличение материальных запасов, увеличение запасов капитала в эк-ке.

Поставщиками капитала выступают д/х, а потребителями – фирмы бизнеса. Взаимодействие поставщиков и потребителей осущ-ся через разветвленную сеть фин. посредников: коммерческие банки, инвестиц. фонды, брокерские конторы т т.д. Их функцией явл-ся аккумуляция небольших сбережений д/х в огромные суммы фин. средств и размещение их среди потребителей капитала. Форма предоставления капитала может быть разная – либо непосредственная, в виде распространения акций новых выпусков среди подписчиков, либо заемная, в виде покупки облигаций корпораций и предоставления прямых займов фирмам. Важнейшую роль в этом процессе играет выплачиваемый по предоставляемым средствам проценты.

Основные направления ГРЭ.

Механизм гос. регулирования не явл-ся раз и навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития, экономического роста, перегруппировкой полит. сил и изменениями проводимой ими экон. и соц. пол-ки, степенью развитости рыноч. отношений хозяйствования.

Основные функции гос. регулир-я реализ-ся, во-первых, в направлении достижения сохранения нац. конкурентных преимуществ эк-ки. Страна достигает конкурентного преимущества благодаря экон. факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов пр-ва: рес-ов, рабоч. силы, капитала, предпринимательства.

Общепризнанной задачей правит-ва стан-ся разработка пол-ки нововведений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для нац. эк-ки. Это позволит повысить эф-ть пр-ва, диктовать выс. цены благодаря выс. кач-ву, осваивать новые наукоемкие отрасли. Во-вторых, новым явл-ся использование разл. инструментов и, прежде всего, контрактной системы - совокупности разн. форм в организации системы гос. заказов и закупок с целью вовлечения частного бизнеса в решение приоритетных проблем общества, реализацию гос. программ.

В-третьих, активизируется деятельность гос-ва по расширению возможностей обеспечения конкурентных преимуществ нац. эк-ки на мировых рынках путем создания благоприятных условий хозяйствования нац. предпринимателей, стимулирования использования негосуд. поддержки частного бизнеса, конкурентоспособности фирм в тех сферах, где частные инвестиции способствуют решению крупномасштабных стратегич. задач и связаны с выс. риском либо не обеспечивают достаточной прибыли.

В-четвертых, существенно значимой функцией гос. регулир-я становится общая координация экон. процессов, стимулирование развития эк-ки в соответствии с выбранными правительством ориентирами. Осущ-ся разработка долгосроч. стратегии промыш. пол-ки через систему планово-прогнозных институциональных структур.

В-пятых, для достижения конъюнктурных преимуществ гос-во проектирует динамику личного и производственного спроса в стране. Правит-во манипулирует гос. расходами, налогами, стоимостью кредита, регламентирует конкуренцию, развивает гос. сектор.

В-шестых, в области соц. стратегии и реализующей ее соц. пол-ки сферой гос. регулир-я станов-ся доходы, цены, занятость, трудовые отношения, охрана труда, качество товара и услуг. Этим преследуется смягчение соц. неравенства, поддержание баланса интересов, достижение общего консенсуса, стимулирование экон. активности разл. групп населения.

В-седьмых, адаптация экон. регулирования к изменяющимся условиям хозяйствования выраж-ся в диверсификации деят-ти гос-ва по регулированию эк-ки. Современные рыноч. структуры обусловливают необходимость диверсификации экон. и соц. пол-ки.

Классификация коммуникаций

По характеру восприятия информации коммуникации делятся на:

  • прямые, или целевые (в которых цель сообщения заложена в его тексте);
  • косвенные (в которых информация заложена, скорее, «между строк»);
  • смешанные.

Организационные коммуникации— это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности по всей вертикали и горизонтали управления, позволяет получать необходимую информацию.

Организационные коммуникации делятся на две большие группы: внешние и внутренние.

К внешним относятся коммуникации, представляющие собой информационное взаимодействие с внешней средой. Сюда относятся средства массовой информации, органы государственного регулирования и т.п.

К внутренним относятся вертикальные и горизонтальные коммуникации.

К горизонтальным относятся коммуникации между подразделениями одного уровня управления (отделы, службы, подразделения). Между ними устанавливаются равноправные отношения, отношения координации действий.

Коммуникации по вертикали (между уровнями управления) подразделяются на коммуникации по нисходящей (от руководителя к исполнителю) и восходящей линии.

По форме передачи информации коммуникации могут быть:

  • устные;
  • письменные;
  • электронные.

Цена

Высокое

Низкое Качество

Низкое высокое

Исходя из позиции, выбираем основные направления дифференциации.

Выбираются следующие направления дифференциации:

1. Продуктовая дифференциация – предлагаются продукты с лучшими характеристиками и дизайном.

2. Сервисная дифференциация – предлагается больший спектр дополнительных услуг.

3. Дифференциация персонала – обращается большое внимание на основные характеристики персонала, повышается требования к нему.

4. Дифференциация имиджа.

Управление изменениями

Лэри Грейнер разработал модель процесса успешного управления проведения организационными изменениями. Он состоит из следующих этапов:

Этап 1. Давление и побуждение. Первый шаг состоит в том, что руководство должно осознать необходимость изменений. Высшее руководство или другие руководители, имеющие полномочия принимать и исполнять решения, должны хорошо чувствовать необходимость перемен и готовиться к их проведению. Это давление может быть оказано внешними факторами, такими как, возросшая конкуренция, изменения в экономике, или появлении новых законодательных актов. Ощущение необходимость перемен может происходить от изменения внутренних факторов, таких как снижение производительности, чрезмерно возросшие затраты, большая текучесть кадров, дисфункциональный конфликт, и большое количество жалоб работников.

Этап 2. Посредничество и переориентация внимания. Хотя и руководство и может почувствовать необходимость перемен, оно может не суметь сделать точный анализ проблем и провести изменения должным образом. Возможно, возникнет необходимость в посреднических услугах внешнего консультанта, способного объективно оценить ситуацию. Или привлечь в качестве посредников своих сотрудников, но при условии, что они могут считаться беспристрастными.

Этап 3. Диагностика и осознание.Наэтом этапе руководство собирает соответствующую информацию, определяет истинные причины возникновения проблем, которые требуют изменения существующего положения. Однако, если руководство пытается выявить проблему до того, как получит информацию от более низких уровней иерархии, оно рискует построить свои решения на неадекватной или неправильной информации. Определение области проблемы ведет к осознанию конкретных проблем.

Этап 4. Нахождение нового решения и обязательства по его выполнению.

Этап 5. Эксперимент и выявление.На данном этапе руководство

определяет, какой степени планируемые изменения помогают поправить неудовлетворительное положение вещей, как их воспринимают и как можно улучшить их осуществление.

138.Управление деловой карьерой и оценка персонала в организации.

Деловая карьера – поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы.

Виды карьеры:

Внутриорганизационная – работник проходит все стадии развития в процессе своей проф.деятельности: обучение, поступление на работу, проф.рост, развитие способностей, уход на пенсию – в рамках одной организации.

Межорганизационная – эти стадии работник проходит в разных организациях.

Эти виды карьеры могут быть специализированными и неспециализированными.

Специализированная - сотрудник проходит различные стадии карьеры в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется.

Неспециализированная – развита в Японии.

Вертикальная – подъем на более высокую ступень структурной иерархии.

Горизонтальная – перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в орг.структуре.

Ступенчатая – совмещает элементы горизонтальной и вертикальной карьеры.

Скрытая – является наименее очевидным для окружающих. Он доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Это продвижение к ядру, центру организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания, получение доступа к неформальным источникам информации…

Управление деловой карьерой – это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей, а также исходя из целей, потребностей и возможностей организации.

Одной из форм планирования карьеры является система пожизненного найма в Японии.

Управлением своей карьерой занимается и каждый отдельный работник. Оно позволяет достичь преданности работника интересам организации, повышения производительности труда, уменьшения текучести кадров, более полного раскрытия способностей человека.

Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту и выполняется 3 способами:

1. Оценка потенциала работника (проф.знания и умения, опыт, психология личности…)

2. Оценка индивидуального вклада

3. Аттестация кадров (1+2)

Методы оценки персонала:

1. Биографический

2. Собеседование

3. Анкетирование

4. Соц.опрос (работников, хорошо знающих оцениваемого человека)

5. Наблюдение

6. Тестирование

7. Экспертные оценки

8. Критический инцидент

9. Деловая игра

10. Анализ конкретной ситуации

11. Ранжирование (сравнение работников между собой другими методами)

12. Программированный контроль (с помощью конкретных вопросов)

13. Экзамен (зачет)

14. Самоотчет (выступление)

Нетрадиционные методы: метод 360 градусов, психологические методы.

139.Инновационный процесс и инновационная деятельность. Особенности организации инновационных процессов. Основные направления инновационной деятельности. Этапы и содержание инновационного процесса.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут быть: а) подготовка и организация производства, охватывающие приобрете­ние производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества», необходимых для создания нового технологического процесса; 6) предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологи­ческого процесса, переподготовку персонала для применения новых техноло­гий и оборудования; в) маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, вклю­чая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию; г) приобретение неовеществленной техноло­гии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; д) приоб­ретение овеществленной технологии — машин и оборудования, по своему тех­нологическому содержанию связанных с внедрением на ИП продуктовых или процессных инноваций; е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций.

Основные этапы инновационного процесса:

Рынки факторов производства и потребительские рынки. - student2.ru

Особенности организации инновационных процессов наукоемкой продукции.

Продукция

       
  Рынки факторов производства и потребительские рынки. - student2.ru   Рынки факторов производства и потребительские рынки. - student2.ru

Наукоемкая (30% от всей массы продукции) Ненаукоемкая (остальное)

Чтобы определить, наукоемкой ли является продукция, нужно выделить определенные критерии.

Обязательным условием для выпуска наукоемкой продукции является наличие НИОКР (научно - исследовательской и опытно - конструкторской работы). НИОКР - инновационный процесс.

Критерием наукоемкости является процентное отношение затрат на НИОКР к объему продаж.

Самые наукоемкие производства:

* авиакосмическая промышленность

* микроэлектроника

* машиностроение

Предельная наукоемкость - 10-11% от объема продаж. Если коэффициент больше, нужны специальные обоснования. В Японии, н-р., этот коэффициент - 5-7%. (В авиакосмической индустрии - 23%. В машиностроении – 4,5%).

Затраты от времени. Существует асимптота, когда время идет, а затраты не имеют смысла

Эффективность затрат

Рынки факторов производства и потребительские рынки. - student2.ru

время

Для оценки эффективности инвестиций необходимо определить отношение роста инвестиций к росту технического уровня нового изделия.

Наукоемкость может характеризоваться численностью персонала и процессов.

Другие ее характеристики:

* уровень (объем) инвестиций

* уровень технической сложности продукции

* наличие расходов на НИОКР

* патентоспособность продукции

* организованность научных разработок

* профессиональный уровень работников

* наличие технологических новаций при изготовлении, отсюда:

¨ наличие организационных новаций

¨ наличие прогрессивных материалов

¨ наличие автоматизированных процессов (высокий тех. потенциал)

¨ уровень организационной сложности

115.

Современная экономическая теория отличается от других обще­ственных наук (социологии, психологии) значительно большей од­нородностью, единством подхода. В ней господствует «основное те­чение» (mainstream), ядром которого является неоклассический под­ход. Критерии принадлежности той или иной теории к основному течению скорее интуитивны: отражение в учебниках, наличие Нобе­левских премий. Границы его постоянно изменяются, включая но­вые достижения экономического анализа: игровые модели, теорию поиска, гипотезу рациональных ожиданий и др. При этом сохраня­ются общие методологические принципы, характеризующие неоклас­сический подход. Теоретические направления, использующие иные модели мира или человека (например, кейнсианская макроэкономи­ка), имеют тенденцию со временем выпадать из основного течения и на их место приходят новейшие приложения неоклассической тео­рии (новая классическая макроэкономика Р. Лукаса и пр.). В настоя­щее время основное течение включает неоклассическую микроэко­номику (включая теорию общего равновесия), новую классическую макроэкономику, Чикагскую макроэкономическую школу и некото­рые остатки кейнсианства, неокейнсианские теории' И, все в боль­шей мере, новый институционализм.

Одной из основных причин господства неоклассического подхо­да является его универсализм, готовность однообразно, с помощью модели рационального, максимизационного поведения объяснить не только все явления, которые традиционно было принято относить к экономическим, но и процессы, протекающие далеко за пределами хозяйственной жизни.

.50. Формирование и эволюция современной экономической мысли - вариант Юли

Развитие экономическая мысли в эпоху капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий.

Авторы монографии “Истории экономических учений” выделяют два основных направления в экономической теории 20 века. Это теории “регулируемого капитала” и теории “свободы предпринимательства” (неоклассицизм). В последние годы приобретает все большее значение институционально-социальное направление.

Сторонники “регулируемого капитализма”, к которым относятся последователи английского экономиста Дж. М. Кейнса и французские “дирижисты” выдвигают на первый план макроанализ – берут за основу рассмотрение экономики в целом, таких проблем, как национальный доход, накопление и потребление, совокупный общественный спрос и предложение и т.д. Это направление возникло и развилось в 30-х годах 20 века, когда мировой экономический кризис 1929-1933 гг. показал, что существует необходимость государственного регулирования экономики.

Представителями неоклассического направления утверждают, что на основе механизма рынка, конкуренции можно обеспечить сбалансированный рост, т.е. равновесие между спросом и предложением. Они исходят из микроанализа – подходят к изучению экономики с рассмотрения мотивов поведения отдельного предприятия, отдельной фирмы, цен на отдельные товары, и на основе этого делают выводы, относящиеся ко все экономике.

“Институционально-социальное” направление на первый план выдвигает общественные отношения людей и роль этих отношений в понимании экономических процессов. Прежде всего, они рассматривают сферу обмена, формы организации рынка, принципы морали. К этому направлению также относятся теории, которые кладут в основу развития общества непосредственные изменения в технике производства. [1]

Кейнсианство.Основателем данного направления экономической теории является Дж. М. Кейнс. Он разработал “общую теорию занятости”. По его мнению, с увеличением занятости растет национальный доход, а следовательно, увеличивается потребление, но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста дохода у людей усиливается стремление к сбережениям. Таким образом, рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Оно выражается в уменьшении эффективного спроса, а спрос влияет на размеры производства и уровень занятости. Недостаточное развитие потребительского спроса может быть компенсировано увеличением затрат на новые инвестиции. Согласно теории Кейнса, общий объем занятости определяется тремя факторами: склонностью к потреблению, предельной эффективностью капиталовложений и нормой процента.

Одним из основных положений теории Кейнса является тезис о решающей роли инвестиций в определении общего объема занятости. Они должны компенсировать недостаток потребительского спроса. Рост инвестиций означает вовлечение в производство дополнительных рабочих, что ведет к увеличению занятости, национального дохода и потребления.[2]

Последователями Кейнса являются английская экономистка Дж. Робинсон, во Франции – дирижисты, в Америке А. Хансен и С. Харрис.

Американское кейнсианство имеет ряд специфических черт. Во-первых, Хансен разработал теорию стагнации, которая пыталась объяснить причины экономических кризисов. Он считает, что причинами экономических трудностей капитализма является ослабление “внешних импульсов” – замедление темпов прироста населения, отсутствие свободных земель, замедление технического прогресса.

Хансен и Харрис считают государственный бюджет главным механизмом регулирования экономики. Они назвали его “встроенным стабилизатором”, призванным автоматически реагировать на циклически колебания и смягчать их. Механизмом “встроенного стабилизатора” являются: подоходный налог, выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице.

Представители французского дирижизма – Г. Ардан, П. Мендес-Франс, Ф. Перру в целом одобрив идею государственного вмешательства в экономике критически отнеслись к теоретической схеме Кейнса. Они выступили против регулирования ссудного процента. Ф. Перру выдвинул идею “доминирующих единиц”, к которым относятся мощные промышленные корпорации. Цель государства – выступать для них арбитром и координирующей силой.

Представители посткейнсианства (Н. Калдор, П. Сраффа, С. Вайнтрауб) исходят из идеи внутренней неустойчивости капиталистической системы. Они критикуют теории предельной полезности и предельной производительности факторов производства, пытаясь усовершенствовать теорию Кейнса, объединив его идеи с концепцией Рикардо.

Неоклассическое направление. Представителями данного направления являются: американский экономист Р. Солоу и английский экономист Дж. Мид. Они исходят из предположения господства свободной конкуренции, в условиях которой владельцы факторов производства вознаграждаются в соответствии с так называемыми предельными продуктами. Главные факторы производства используются полностью, что достигается механизмом свободной конкуренции, воздействующим на цены факторов производства.

В отличие от прошлых теорий современные неоклассики отвергают старую концепцию, согласно которой замена труда капиталом вела к росту производительности труда, но к снижению производительности капитала. Условием сбалансированного роста, по мимо свободной конкуренции является свободная денежная система. Центральное место в неоклассических теориях занимает проблема потенциально возможного темпа роста исходя из наличия факторов роста производства и их оптимального использования.

Одним из течений неоклассического направления является неолиберальное экономическое учение. В США широчайшее распространение получили взгляды чикагской “монетарной школы”. Лидером монетаризма в США является М. Фридмен. Он выступает в защиту свободного предпринимательства, считая его важнейшим гарантом прав индивида. Фридмен против государственных программ помощи наименее обеспеченным слоям населения. Он пытается доказать монопольную роль денежного фактора в формировании и колебании величины национального дохода. В основе всех его рассуждений лежит постулат о существовании высокостабильной функции спроса на кассовые остатки (наличные деньги и чековые депозиты). Это означает, что спрос на деньги жестко связан с движением фундаментальных экономических показателей, прежде всего реального дохода на душу населения. Наоборот, предложение денег нестабильно и зависит от субъективных решений кредитных институтов. Если кредитные учреждения будут выпускать недостаточное количество денежных знаков или выпускать их в объеме, превышающем действительные потребности хозяйства, экономика будет сталкиваться с кризисом. [3]

Институционально-социальное направление. Сторонниками данного направления являются Дж. К. Гелбрейт, П. Драккер, Ж. Фурастье. Важнейшая составная частью этой концепции – теория “диффузии собственности”. Как считает Драккер, рост количества акционерной формы предприятий, распространения акций среди населения является рассеиванием, диффузии собственности. Реальными собственниками предприятий являются средний класс и рабочие. Вторым аспектом данной теории выступает концепция “революции менеджеров”. По мнению Гелбрейта, с развитием акционерных обществ, власть капиталистов-собственников уходит на второй план или совсем исчезает и устанавливается власть наемных управляющих. Третий момент рассматриваемой концепции – “теория революции в доходах”.В развитых капиталистических страна произошел переворот в распределении дохода, который состоит в выравнивании доходов между слоями и классами общества.

Миссия компании

В наибольшей общей форме миссией можно считать результирующую составляющую совокупности стратегических целей организации, ее главное устремление, которое определяет магистральный путь перехода компании от исходного состояния к оптимальному.

Миссия информирует членов организации о том, ожидает экономическое сообщество от организации и что организация ожидает от своих членов.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:

1. Задача фирмы с точки зрения ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма.

2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.

3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?

Рынки факторов производства и потребительские рынки.

Факторы произв-ва - это ресурсы, вовлеченные в произв-во, основные вложения труда, капитала, природ. рес-ов, используемых в пр-ве Т и У.

Рынки факторов произв-ва (рес-ов произв-ва) – это рынки, на которых в рез-те взаимод-я С и П формир-ся цены на труд, капитал, природ. рес-сы в форме з/п, % дохода и ренты.

Потребителями рес-ов явл-ся товаропроиз-ли, а продавцами – их собственники, след-но, цена ресурса, которую готовы заплатить потребители за их использ-е есть доход владельцев рес-ов. Эти доходы наз-ся факторными.

Эти доходы образ-ся в рез-те функционального распред-я факторов. Экономич. механизмом этого распред-я в рыноч. эк-ке явл-ся цена ресурса (ресурсы идут к тому, кто даст за них большую цену, но гос-во вмешивается в этот механизм). Эта цена играет важную роль, след-но, ценообразование на ресурсы определяет:

1) денежные доходы собственников рес-ов, т.е. населения;

2) через денеж. доходы собственников рес-ов их цены определяют структуру расходов собственников как потребителей Т и У, след-но, влияют на доходы других субъектов рынка;

3) опред-т уровень благосостояния в обществе;

4) величину издержек фирмы;

5) многие вопросы экономич. политики;

6) кроме этого, цены на рес-сы выполняют функцию распред-я рес-ов по отраслям и фирмам.

Как и на любой товар, цены на факторы склад-ся под влиянием С и П. Рыночный С на рес-сы – это есть сумма С-ов, предъявляемых на данный ресурс всеми фирмами, использующими его в производственном процессе, след-но, надо рассмотреть, как формир-ся С отдельной фирмы.

Кол-во рес-ов, используемых фирмой зависит от их отдачи или производ-ти, которая подвержена действию закона убывающей отдачи, или доходности, след-но, фирма будет расширя<

Наши рекомендации