Измерение мотивации достижения
В конце 40-х гг. Мак-Клелланд и его коллеги попытались применить ТАТ в условиях, снижавших первоначальную сложность его использования. При этом посредством экспериментальных манипуляций актуализировались различные мотива-ционные состояния. В их число входил, например, голод, интенсивность которого можно было варьировать, изменяя длительность промежутков между приемами пищи на базе обслуживания подводных лодок, где проводился эксперимент. Брались сроки 1,4 и 16 ч, причем сами испытуемые-матросы не догадывались, что участвуют в исследовании (Atkinson, McClelland, 1948). Помимо этого, ТАТ был видоизменен с целью повышения объективности и стандартизован для группового применения. Испытуемым по одной в течение 20 с показывали картинки, содержание которых было связано с едой; затем им давалось 4 минуты, чтобы написать рассказ по каждой картинке. На листе бумаги-были написаны 4 вопроса, на которые должен был ответить испытуемый: что происходит на картинке в данный момент, что было перед этим, что думают и чувствуют действующие лица, как будет дальше развиваться ситуация и чем она завершится.
Выяснилось, что с увеличением длительности голодания в рассказах все чаще встречаются элементы, связанные с пищей, и одновременно снижается число элементов другой тематики. Возрастало, в частности, число упоминаний нехватки еды, инструментальной активности, направленной на приближение момента еды, и забот о предотвращении нехватки пищи, приписываемых персонажам рассказов. Напротив, уменьшалась частота упоминаний действий, связанных с приемом пищи, и упоминаний о наличии достаточного количества еды. После тщательного выделения отдельных категорий содержания рассказов эксперты провели независимую оценку их выраженности в рассказах испытуемых, что позволило выявить четкие различия в зависимости от длительности голодания (1-4 ч по сравнению с 16 ч).
Для такого тщательного поиска содержательных критериев, фиксирующих различия, результат оказался не особенно впечатляющим. Однако он стимулировал перенос методики ТАТ, объективированной применительно к телесным потребностям, в область измерения «высших», психогенных мотивов. Основной вопрос заключался в том, отражает ли эта методика не только мотивацию, но и мотив, т. е. относительно устойчивые индивидуальные различия в силе мотива. Для ответа на этот вопрос Мак-Клелланд и его коллеги (McClelland, Clark, Roby, Atkinson, 1949; McClelland et al., 1953) обратились к мотиву достижения {needfor achievement, nAch).
Была определена логика метода измерения мотива (McClelland, 1958b, 1971). Разработка такой методики способствовала быстрому прорыву в исследованиях мотивации. Испытуемым вновь предлагалось писать рассказы по отдельным предъявленным картинкам, посвященным на этот раз теме достижения. Рисунок 8.1 представляет собой одну из таких картинок. Перед написанием рассказов также предпринимались попытки создать различные мотивационные состояния, для чего основному исследованию предшествовала ситуация испытания, включавшая решение задач, благодаря сочетанию условий, в разной степени актуализировавших мотив достижения. В зависимости от различной степени актуализации мотива долж-
ны были проявляться различия в элементах содержания рассказов, релевантных данному мотиву.
В предварительном тесте, длившемся 20-30 мин, актуализировалось одно из
следующих условий:
Расслабляющее. Экспериментатор представлялся как студент-дипломник, вел себя неформально и давал понять, что тестовые задания еще только разрабатываются; объектом исследования выступают не испытуемые, а сами задания с целью их совершенствования. Поэтому испытуемые не должны были указывать на бланках свои фамилии.
Нейтральное. В этом случае связь ситуации с проблематикой достижения не подчеркивалась, но и не маскировалась. Ситуация тестирования не должна была отличаться от других учебных ситуаций.
Ориентирующее на достижение. Экспериментатор вел себя формально, как экзаменатор, подчеркивал значение заданий как теста для оценки способностей и призывал испытуемых «постараться».
Успех. Тестовые задания давались с ориентацией на достижение, как указано выше. После выполнения первого задания и в самом конце испытуемые могли сравнить свои результаты с «нормами*-, которые они узнавали от экспериментатора. Нормы были такими низкими, что каждый испытуемый добивался «успеха».
Неудача. Все происходило так же, как и при условии успеха, за исключением того, что «нормы», сообщавшиеся экспериментатором, были настолько выше результатов испытуемых, что у них возникало ощущение неудачи.
Успех—неудача. После выполнения первого задания индуцировался «успех», как при условии успеха, а в конце — «неудача», как при условии неудачи.
Рис. 8.1. «Два изобретателя» - одна из наиболее часто используемых картинок в методиках nAch (McClelland, Atkinson, Clark, Lowell, 1953, p. 101)