П. 29. Измерение мотивации достижения (А. Меграбян)

Мотивация достижения - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудачи. Формирование мотивации к успеху или к избеганию неудачи зависит от условий воспитания и среды, а также: 1) личностных стандартов (оценок субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи); 2) привлекательности самооценки (привлекательности для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности); 3) индивидуальных предпочтений типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или за неудачу себе или окружающим обстоятельствам).

Опросник А. Меграбяна предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

Форма А - для мужчин.

+3 = ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН

+2 = СОГЛАСЕН

+1 = СКОРЕЕ СОГЛАСЕН, ЧЕМ НЕТ

0 = НЕЙТРАЛЕН

-1 = СКОРЕЕ НЕСОГЛАСЕН, ЧЕМ ДА

-2 = НЕСОГЛАСЕН

-3 = ПОЛНОСТЬЮ НЕСОГЛАСЕН

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой?

2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку?

3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если уверен, что смогу их решить, чем за легкие, в решении которых сомневаюсь?

4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности?

5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться?

6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определять свою роль?

7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной?

8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному?

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим?

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами?

11. Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений?

12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем те, где все участники приблизительно равны по своим возможностям?

13. В свободное от работы время я овладеваю техникой какой-нибудь игры скорее для развития своего умения, чем для отдыха и развлечений?

14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50 процентами риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие?

15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 100 руб и может остаться в таком размере неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 80 руб. и есть гарантия, что не позднее, чем через 5 лет я буду получать более 180 руб?

16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один?

17. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока не получу полного удовлетворения от полученного результата, чем стремиться закончить дело побыстрей и с меньшим напряжением?

18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу, вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения?

19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится?

20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну ("пронесло"), чем порадуюсь хорошей оценке?

21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому?

22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить?

23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сам продолжать искать выхода?

24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело?

25. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие?

26. Когда я берусь за трудное дело, я больше опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится?

27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность?

28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем то, в успехе которого я уверен?

29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем тогда, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах?

30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа?

31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство?

32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить?

Форма Б - для женщин.

+3 = ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСНА

+2 = СОГЛАСНА

+1 = СКОРЕЕ СОГЛАСНА, ЧЕМ НЕТ

0 = НЕЙТРАЛЬНА

-1 = СКОРЕЕ НЕСОГЛАСНА, ЧЕМ ДА

-2 = НЕСОГЛАСНА

-3 = ПОЛНОСТЬЮ НЕСОГЛАСНА

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой?

2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, как решать?

3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности?

4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться?

5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я сама должна определять свою роль?

6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом неудачи, чем надеждой на успех?

7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра?

8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудачи равна 50 процентам, чем достаточно важному, но не трудному?

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим?

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами?

11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, что "пронесло", чем порадуюсь хорошей оценке?

12. Если бы я собралась играть в карты, то я скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений?

13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам?

14. После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело?

15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость, успехи?

16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство?

17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное, которое обычно хорошо выходило?

18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное?

19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, вместо того, чтобы выполнить быстро за это же время два-три других?

20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать?

21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы решили бы устроить вечеринку, то я предпочла бы сама организовать ее, чем допустить, чтобы это сделал какая-нибудь другая?

22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама продолжать искать выход?

23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство?

24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится?

25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность?

26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем то, в успехе которого я уверена?

27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа?

28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем тогда, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять?

29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, вместо того, чтобы быстро взять себя в руки и пытаться исправить положение?

30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить?

Процедура подсчета суммарного балла.

Ответам испытуемого на прямые вопросы опросника (в ключе помечены как "+") приписываются баллы на основе следующего соотношения:

-3 -2 -1 +1 +2 +3

Для обратных вопросов (в ключе как "-") следующее соотношение:

-3 -2 -1 +1 +2 +3

Ключ к мужской форме:

Ответы прямые (+): 3,5,7,8,10,13,14,17,19,21,24,28,31

Ответы обратные (-): 2,4,6,9,11,12,15,16,18,20,22,23,25,26,27,29,30,32

Ключ к женской форме:

Ответы прямые (+): 1,2,4,7,8,10,14,17,19,21,23,26,28

Ответы обратные (-): 3,5,6,9,11,12,13,15,16,18,20,22,24,25,27,29,30

Для определения показателя необходимо провести обследование группы испытуемых, получить баллы по каждому испытуемому, проранжировать их. Затем, 27% самых высоких результатов характеризуют мотив стремления к успеху, а 27% низких оценок - мотив избежать неудачи.

Тест-опросник МУН (А.Реан)

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «дач или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относительно и к ответу «нет»: он объединяет и явное «нет», и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая подолгу ответ. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является наиболее точным,

Текст опросника

1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.

2. В деятельности обычно активен,

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины, чтобы от них отказаться.

5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыпол­нимые задания.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограничения времени результативность моей деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то, скорее, продуманно.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсут­ствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завы­шенные, но достижимые Нели, нежели стремиться к невозможному.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягатель­ность для меня, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае не­удачи на пути к ее достижению.

20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягатель­ность для меня еще более возрастает.

Ключ к опроснику

ДА: 1, 2,3,6, 8.10,11,12, 14,16,18, 19,20.

НЕТ: 4, 5, 7,9,13, 15,17.

Обработка и критерии

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитыва­ется общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7, то диаг­ностируется мотивация боязни неудачи.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20, то диагностируется мотивация успеха.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что при количестве баллов 8-9 есть определенное тяготение к мотивации боязни неудачи, тогда как при количестве баллов 12-13 — к мотива­ции успеха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.– М.: Педагогика, 1984.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов.- М.: Аспект Пресс, 1996
3. Анохин П.К. Общая теория функциональных систем организма // Прогресс биологической и медицинской кибернетики.– М.: Медицина, 1974.- С.52-110.
4. Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Проблемы принятия решения.– М.: Наука, 1976.- С.7-16.
5. Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге.– М.: Знание, 1970.
6. Ануфриева Т. Г. Проблемное обучение в преподавании предметов теоретического цикла.– М.: Высш.шк., 1975.
7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.– М.: Мысль, 1976.
8. Асмолов Т. К. Психоаналитические заметки чиновника.– М.: Начала– Пресс, 1995.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.– М.: Педагогика, 1989.
10.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.– М.: Просвещение, 1968.
11.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика.– 1997.– №4.– С.11–14.
12.Брудный А.А. Психологическая герменевтика.– М.: Лабиринт, 1998.
13.Брушлинский А. В. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы // Известия РАО.– М.: Магистр, 1999.– C.30–41.
14.Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика.– М.: Мысль, 1970.
15.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике.- Киев.- 1989.
16.Бычко И. В. Познание и свобода.– М.: Политиздат, 1969.
17.Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы.–М.: Политиздат, 1968.
18.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.– М.: МГУ, 1990.
19.Возможные миры или создание практики творческого мышления. Пособие для преподавателей. / Ефимов В. С. и др.– М.: Интерпракс, 1994.
20.Возняк Г.М. Прикладные задачи в мотивации обучения // Математика в школе –1990.– №2.– С.9–11.
21.Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под. ред. И. С. Якиманской.– М.: Педагогика, 1989.
22.Волков А.М. и др. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ.– М.: МГУ, 1987.
23.Волков В.В., Макаров Ю.А. Исследование психических процессов представления и памяти: Методические рекоменда­ции.- Пенза, 2000.- 27 с.
24.Волков В.В., Макаров Ю.А. Использование смешного в психологической и педагогической практике: Учебно-методическое пособие.- Пенза: ПГПУ им. В.Г.Белинского, 2000.- 47 с
25.Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие.- СПб:СПбГУ,1992.
26.Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия.– М.: МГУ, 1982.
27.Грановская Р. М., Крижановская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб.: ОМS, 1994.
28.Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление.– М.: Педагогика, 1987.- С.64-89.
29.Давыдов В.В., Зинченко В.П. Предметная деятельность и онтогенез познания // Вопросы психологии– 1998– №5– С.11–29.
30.Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания // Под ред. В.В. Давыдова.– М.: Педагогика, 1982.
31.Дубовый Л.М., Макаров Ю.А. Лекции по психологии труда: Учебное пособие.- Пенза,- ПГПУ им.В.Г.Белинского.-2000.- 194 с.
32.Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1990.
33.Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника.– М.: Знание, 1982.
34.Захарова А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников.– М.: Педагогика, 1982.- С.107-113.
35.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов.– М.: Логос, 1999.
36.Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Ч.1. Живое знание.– Самара: Самарский Дом печати, 1998.
37.Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.– М.: УРАО, 1998.
38.Ильин Е.Н. Методические указания к практикуму психо­физиологии.- ЛГУ.- 1981.
39.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.– СПб.: Питер, 2000.
40.Ильясов И.И. Структура процесса учения.– М.: МГУ, 1986.
41.Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.– М.: Педагогика, 1981.
42.Каплунович И.Я., Петухова Т.А. Пять подструктур математического мышления: как их выявить и использовать в преподавании // Математика в школе – 1998.– №5.– С.45–48.
43.Калгрен Ф. Воспитание к свободе.–М.: Моск. центр Вальдорф.педагогики, 1993.
44.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии.– Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
45.Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.– М.: Наука, 1988.
46.Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. Педагогика– 1970.– №9– С.103–115.
47.Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий.– М.: Просвещение, 1989.
48.Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.– М.: Просвещение, 1968.
49.Крыговская А.С. Развитие математической деятельности учащихся и роль задач в этом развитии // Математика в школе.– 1966.– №6.– С.19–30.
50.Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.– М.: Знание, 1991.
51.Кузьмин И.А. Социокультурный системный подход к истокам в образовании // Перекрестки эпох. Т.1.– М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1997.– С.50–71.
52.Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений.– М.: Педагогика, 1970.
53.Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1989.
54.Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования // Педагогика – 1999.– №6– С.12–18.
55.Лакатос И. Доказательства и опровержения.– М.: Наука, 1967.– 152 с.
56.Леднев В.С. Содержание образования: Сущность, проблемы, структура.– М.: Педагогика, 1995.
57.Леонтьев А.А. Технология развивающего обучения: Некоторые соображения // «Школа 2000 …» Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2. / Под ред. А.А. Леонтьева.– М.: Баласс, 1998.– С.11–20.
58.Леонтьев А.А. Язык не должен быть «чужим» // «Школа 2000 …» Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2. / Под ред. А.А. Леонтьева.– М.: Баласс, 1998.– С.86–90.
59.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.– М.: Политиздат, 1975.
60.Леонтьев А.Н. Избранные психолоические произведения. Т.2.– М.: Педагогика, 1983.
61.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.– М.: Мысль, 1972.
62.Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учебное пособие.– Новосибирск: НГПИ, 1987.
63.Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. –М.: Знание, 1980.
64.Ливер Б.Л. Обучение всего класса.– М.: Новая школа, 1995.
65.Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения.– М.: Прогресс, 1970.
66.Литлвуд Дж. Математическая смесь.– М.: Наука, 1965.
67.Макаров Ю.А., Якунин В.А. Стратегические установки в общении субъектов образовательного пространства// Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции.- СПб,1997.- С.27-29.
68.Макаров Ю.А. Исследование первичных познавательных процессов: Методические рекомендации. - Пенза, 2000.
69. Макаров Ю.А. Методы, способы и приемы активизации обучаемых: Методическое пособие.- Пенза,1999.
70. Макаров Ю.А. Поведение и саморегуляция в условиях конфликта: Учебно-методическое пособие по курсу «Психология конфликта».- Пенза, 1999.
71.Макаров Ю.А. Психодиагностика направленности личности в общении: - Методические рекомендации.- Пенза, 1999.
72.. Макаров Ю.А. Направленность личности учителя в обще­нии как фактор педагогического взаимодействия//Обзор теоре­тических и практических исследований экспериментальной площадки средней школы 57 г.Пензы. Пензенский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- Пенза, 1998.- 154 с. С.52-58.
73.Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М. 1984.
74.Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1990.
75.Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики.– С.П.б.: Евразия, 1997.
76.Матюхина М.В. Мотивация младших школьников.– М.: Педагогика, 1984.
77.Методики изучения психологических особенностей лич­ности студентов. Методическая разработка к курсу "Психология самопознания и саморазвития личности".- СПб.- 1993.
78.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. _М.: Педагогика, 1972.
79.Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.– М.: Педагогика, 1975.
80.Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника.– М.: Педагогика, 1989.
81.Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Кузьминой.– Л.: ЛГУ, 1980.
82.Мешков Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов: Учеб.пособие.– Саранск: Морд. ун–т, 1995.
83.Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской.– М.: Педагогика, 1990.
84.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений в 3–х кн. Кн.1. Общие основы психологии.– М.: ВЛАДОС, 1997.
85.Оконь В. Введение в общую дидактику.– М.: Высш. шк., 1990.
86.Окунев А.А. Спасибо за урок, дети!: О развитии творческих способностей учащихся.– М.: Просвещение, 1988.
87.Основы социально-психологической теории: Учебное по­собие/ Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова.-М.:Международная педагогическая академия,1995.
88.Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет / Под ред.И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова.– М.: Педагогика, 1988.
89.Педагогика. Учеб. пособие для студентов педвузов и педколледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого.– М., 1996.
90.Пиаже Ж. Структуры математические и операторные структуры мышления // Преподавание математики. Сборник статей – М.: Учпедгиз, 1960.– С.10–30.
91.Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка.– СПБ.: Союз, 1997.
92.Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке.– М.: Знание, 1985.
93.Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения.– М.: Наука, 1976.
94.Пономарев Я.А. К вопросу об исследовании психологического механизма «принятия решения» в условиях творческих задач // Проблемы принятия решения. Сборник статей / Под ред. П.К. Анохина и др.– М.: Наука, 1976.– С.82–105.
95.Практикум по общей психологии/ В.В.Богословский, Т.И.Бочкарева, А.И.Великородин. Под ред. А.И.Щербакова, М.- 1979.
96.Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова.– М.: Педагогика, 1990.
97.Психодиагностическая работа в начальной школе. Часть 1. Определение готовности к обучению в школе.- СПб.- 1994.
98.Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов.- М., Воро­неж.- 1996.
99. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман.- М.: ЧеРо, 2002.-752с. (Серия: Хрестоматия по психологии).
100.Психология: Учебник под ред. А.А.Смирнова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и Б.М.Теплова.- М.,1956
101.Психология: Словарь/ Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2 изд.- М.:Политиздат,1990.
102.Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.– М.: Политиздат, 1990.
103.Пуанкаре А. О науке.– М.: Наука, 1990.
104.Развитие творческой активности школьников. / Под ред. А.М. Матюшкина.– М.: Педагогика, 1991.
105.Реан А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ): Учебное пособие.- Ижевск: Изд. Удмурт­ского университета,1994.
106.Регуш Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. Учебное пособие к спецкурсу.– Л.: ЛГПИ, 1989.
107.Редя Г.П., Родионов М.А. Новые ценности образования (гуманистический подход к обучению). Учебно-методическое пособие.– Пенза: ПГПУ, 1996.
108.Резерв успеха – творчество / Под ред. Г. Нойера и др.– М.: Педагогика, 1989.
109. Родионов А.С., Родионов М.А. Проблема реализации антропологического подхода в контексте развивающего обучения // Развитие личности в процессе обучения и воспитания: Межвузовск. сб. научн. трудов.– Пенза: ПГПУ, 1997.– С.4–22.
110. Родионов М.А. Возможности формирования мотивационной сферы школьников в процессе обучения математике // Десятилетие подготовки психологов в Пензе. Межвузовский сборник научных статей. Вып.1. – Пенза: ПГПУ, 2001.-С.154-164.
111.Родионов М.А. Мотивационно ориентированная стратегия обучения и особенности ее реализации в школьной практике // Актуальные проблемы функционирования и развития инновационных воспитательных систем. Межвузовский сборник научных трудов.- Пенза: ПГПУ, 2001. С.125-129.
112.Родионов М.А. Мотивация учения математике и пути ее формирования.- Саранск: МГПИ, 2001.
113.Родионов М.А. Системно–функциональный анализ мотивационного компонента учебной деятельности (на материале школьного курса математики) // Развитие личности в процессе обучения и воспитания: Межвузовск. сб. научн. трудов.– Пенза: ПГПУ, 1999.– С.139–158.
114.Родионов М.А. Теоретические предпосылки исследования возможностей формирования мотивации учения.// Личность и общество: в поисках гармонии: Материалы межвузовской научно-практической конференции.– М.-Пенза: Моск. откр. соц. ун–т, 2001.– С.85–90.
115. Родионов М.А. Формирование поисковой мотивации в процессе обучения математике: Учебное пособие для студентов и учителей.- Пенза:ПГПУ, 2001.
116.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.1.– М.: Педагогика, 1989.
117.Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ.– М.: Наука, 1974.
118.Садовский В.Н. Парадоксы системного мышления // Системные исследования. Ежегодник.– М.: Наука, 1972.- С.133-146.
119.Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении.– М.: МГУ, 1988.
120.Сетров М.И. Основы функциональной теории организации.– Л.: Наука, 1972.
121.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.– М.: Знание, 1983.
122.Тарский А. Истина и доказательство // Вопросы философии. 1972.–№3.
123.Тихомиров О.К. Психология мышления.– М.: МГУ, 1984.
124.Усман Сума. Подходы к учебной мотивации в советской и зарубежной теориях учения.– Автореф. дисс. … канд.псих.наук.– М., 1993.
125.Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений.– М.:Знание, 1987.
126.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1.– М.: Учпедгиз, 1953.
127.Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова.– М.: Политиздат, 1981.
128.Формирование учебной деятельности студентов: Учебное пособие под ред. В.Я.Ляудис.-М.:МГУ,1989.
129.Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении.– М.: Знание, 1984.
130.Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю.– М.: Просвещение, 1985.
131.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.– М.: Педагогика, 1986.– Т.1.
132.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.– М.: Педагогика, 1986.– Т.2.
133.Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.– Томск: Барс, 1997.
134.Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие/ Сост.: А.Красило, А.Новгородцева.-М.:Международная педагогическая академия,1995.
135.Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика.– М.:Межд. пед. академия, 1998.
136.Хьюэлл Л., Зиглер Д. Теории личности.– СПб.: Питер-Пресс, 1997.
137.Цетлин В.С. Доступность и трудность в обучении.– М.: Знание, 1984.
138.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие.– М.: Народное образование, 1996.
139.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения.– М.: Столетие, 1995.
140.Шакуров Р.Х. Психология преодоления: контуры новой теории // Известия РАО.– М.: Магистр, 1999.– С.77–88.
141.Шамова Т.И. Активизация учения школьников.– М.: Педагогика, 1982.
142.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.– М.: Педагогика, 1988.
143.Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. Методическое пособие.– М.: Высшая школа, 1972.
144.Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов.– М.: Высш.шк., 1982.
145.Юдин Э.Г. Методологическая природа системного исследования.// Системные исследования. Ежегодник. 1973.– М.: Наука, 1973.– С.38–51.
146.Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.– М.: Наука, 1978.
147.Якиманская И.С. Знания и мышление школьника.–М.: Знание, 1985.
148.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.– М.: Сентябрь, 1996.
149.Якунин В.А. Психология учебной деятельности студен­тов: Учебное пособие.- М.:Логос,1994.
150.Armbruster B.B., Anderson T.H. Textbook analysis // International encyclopedia of education– Oxford, 1985, Vol. 9.– P.5219–5223.
151.Muchlup F. Knowledge Industries and Knowledge Occupations // International encyclopedia of education– Oxford, 1985, Vol. 5.– P.2825–2831.
152.Rogers C.R. Freedom to learn for 80¢s. N.Y., 1984.

Пензенский государственный педагогический университет

Имени В.Г. Белинского

Факультет педагогики и психологии

Психология мотивации учебной деятельности

Учебное пособие

Редакторы: Л.Ю. Горюнова, Л.И.Дорошина.

План университета 2004 г. (Поз. 24)

Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 021348

Подписано в печать 4.12.2003 г. Формат 60х84 1/16.

Бумага писчая. Усл.- печ. л. 10. Уч.-изд. л. 11,5. Тираж 500 экз.

Заказ №55/0320 Цена С. 20.

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии Тугушева

Наши рекомендации