Измерение мотивации достижения

В результате многолетних исследований, проведенных большой группой исследователей, не только разработана одна из наиболее до­стоверных теорий мотивации, но и создан - на основе этой теории -валидный и надежный инструмент для диагностики мотивов, входя­щих в структуру мотивации достижения: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи.

Выход книги «Мотивация достижения» послужил своеобразной вехой в исследовании мотивации поведения человека (McClellandD.,Atkinson J. et al., 1953). После этого начался поток публикаций, осно-

ванных на разработанной авторами этой книги методике, и этот инте­рес не уменьшается до сих пор. Ими был использован метод темати­ческой апперцепции, который оказался чувствительным к экспери­ментальной активации мотивации и позволил оценивать относитель­но устойчивые и генерализованные индивидуальные различия в силе мотивов.

Метод измерения мотивации достижения основывается на двух идеях. Во-первых, используется идея 3. Фрейда о функции сновиде­ний и механизме проекции. Исходя из этой идеи, особенности моти­вации определяют на основе анализа продуктов воображения, фанта­зии. Во-вторых, принимается идея о том, что мотивы могут быть экс­периментально активированы и их интенсивность можно контроли­ровать через манипуляцию ситуацией стимуляции.

В первых исследованиях, проведенных Дж. Аткинсоном и Д. Мак-клелландом, после пищевой депривации различной продолжительно­сти (1, 4, 16 часов), испытуемые составляли рассказы на основе предъявляемых им картинок. Было обнаружено, что с увеличением времени с момента последнего приема пищи возрастали высказыва­ния, касающиеся еды, пищевой депривации, потребности в еде, спо­собов поиска пищи и т. д. Конечно, пищевая потребность не является простой функцией времени пищевой депривации. Главное, что было обнаружено, - в продуктах воображения и фантазии хорошо отража­ется динамика мотивации.

Влияние ситуационных детерминант на интенсивность мотива­ции было показано в книге «Мотивация достижения», где авторы при­водят данные о валидности и другие психометрические характерис­тики методики измерения мотивации достижения. Эксперименталь­ная процедура была построена так, что создавалось шесть различных ситуаций для активации различных уровней в интенсивности моти­вации достижения. После выполнения задания в экспериментальной ситуации испытуемые принимали участие в групповом тесте на твор­ческое воображение (вариант ТАТ). Они составляли рассказы на ос­нове четырех картинок. Использовались различные картинки: неко­торые из них были взяты из ТАТ Г. Мюррея, а другие были ориги­нальными. Картинки предъявлялись в течение 20 секунд, а затем ис­пытуемые составляли по ним рассказы, руководствуясь следующими вопросами:

• Что здесь происходит? Кто эти люди?

• Что привело к этой ситуации? Что произошло перед этим?

• О чем думают эти люди? Чего они желают?

• Что произойдет дальше?

На составление рассказа давалось 4 минуты - по 1 минуте на каждый вопрос. Был разработан специальный контент-анализ для измерения мотивации достижения. При подсчете баллов вначале оп­ределялось, носит ли рассказ характер ориентации на достижение (к примеру, имеется ли в рассказе указание на состязание со «стан­дартным мастерством» и т. д.). В данном случае подсчитывается ка­тегория «образа достижения» и выделяются другие категории: по­требность в достижении (N), инструментальная активность (І), по­зитивное предвосхищение цели (Ga+) негативное предвосхищение цели (Gа-'), внутреннее препятствие (Вр), внешнее препятствие (Вw), положительное эмоциональное состояние (Ga+), отрицательнее эмо­циональное состояние (G-), тема достижения (Th). Балл, получен­ный при использовании этой процедуры, как мы указывали выше, принято обозначать nAch. Максимальный балл в одном рассказе не превышает +11. Индекс nAch получается суммированием баллов, приписанным всем рассказам.

В этих исследованиях было получено, что в разных ситуациях частота категорий nAch различается. Так, индекс nAch в ситуации, ориентированной на достижение, и в ситуации релаксации был раз­личным: в первой ситуации уровень мотивации достижения был на­много сильнее, чем во второй. Таким образом было обнаружено, что уровень мотивации достижения зависит от уровня стимуляции в пред­шествующих ситуациях.

Выяснилось также, что у мужчин индекс nAch сильнее зависит от условий активации, чем у женщин. В более поздних исследованиях ука­зывается на неоднозначность связи между индексом nAch и ориенти­рованной на достижение инструкцией у женщин (Klinger E., 1966).

Были разработаны и другие проективные процедуры, аналогич­ные описанной выше. Элизабет Френч создала «тест на инсайт» (FTI) (Atkinson J., 1958). Он состоит из 10 коротких утверждений о дей­ствиях, желаниях определенных лиц. Кодирование ответов проводи­лось аналогично методике ТАТ. Исследования показали высокую кон­вергентную валидность этих двух методик.

Комбинация проективной техники с методом множественного выбора использована в тесте «Интерпретация картинок» (IPIT) (Atkinson J., 1958). Испытуемый должен по картинке подобрать рас­сказ. Для выбора предлагается несколько рассказов, один из которых носит характер ориентации на достижение.

В начале измерительный метод (nAch) не был дифференцирован для выделения двух мотивов (или мотивационных тенденций) - мо­тива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. Возможность такой дифференциации была показана в различных исследованиях на основании корреляции (nAch) с различными критериями, воспроиз­ведением завершенных и незавершенных задач (Atkinson J., 1958). Согласно этим исследованиям, избегательная тенденция соответство­вала испытуемым, у которых индекс nAch находился в пределах от низкого до среднего. Р. Моултон в 1958 г. дифференцировал два ука­занных мотива в контент-анализе. Однако американская группа ис­следователей мотивации достижения пошла по другому пути для вы­явления избегательной тенденции. Для этого были использованы оп­росники для диагностики тревожности. Оказалось, что опросник для оценки тестовой тревоги С. Мандлера и С. Сарасона (TAQ) хорошо подходил для диагностики мотива избегания неудачи (Mandler S., Sarason С., 1952). В дальнейшем процедура для диагностики мотивов (МS) и (MAF) стала обозначаться как nAch TAT - TAQ. Согласно ей люди с мотивом стремления к успеху выделяются на основании вы­соких баллов по ТАТ и низких баллов по TAQ, а мотиву избегания неудач соответствуют низкие баллы по ТАТ и высокие - по TAQ. Иног­да выделяют еще два средних мотива (оба балла высокие либо оба балла низкие). Хекхаузен разработал два новых индекса: надежда на успех (HS) (мотив стремления к успеху) и страх неудачи (FF) (мотив избегания неудачи) (Heckhausen H., 1963). Используются 6 картинок, (HS+FF) - выражает суммарную мотивацию достижения.

Укажем основные категории контент-анализа Г. Хекхаузена. Для мотива стремления к успеху выделены следующие категории: 1) по­требность в достижении успеха, 2) инструментальные действия для успеха, 3) ожидание успеха, 4) похвала, 5) положительное эмоцио­нальное состояние, 6) тема успеха.

Категории для мотива избегания неудачи таковы: 1) потребность избегания неудачи, 2) инструментальные действия для избегания не-

удачи, 3) ожидание неудачи, 4) порицание, 5) негативное эмоциональ­ное состояние, 6) неуспех, 7) тема неуспеха.

Индекс nAch коррелирует с указанными индексами мотивов сле­дующим образом:

измерение мотивации достижения - student2.ru

измерение мотивации достижения - student2.ru

измерение мотивации достижения - student2.ru

измерение мотивации достижения - student2.ru

измерение мотивации достижения - student2.ru

В связи с тем что ситуация для всех испытуемых должна быть одинаковой, экспериментатор должен вести себя нейтрально и по-де­ловому. Он не должен своим поведением создавать ситуацию, при ко­торой возможна активация мотивации достижения.

Лучше, если экспериментатор не является человеком с высоким статусом. Очень важно, чтобы ситуация не воспринималась испытуе­мыми как оценка их способностей. Поэтому экспериментатор дол­жен вести себя очень сдержанно и одинаково по отношению ко всем. Если экспериментатор будет ходить по рядам и смотреть, что пишут испытуемые, то, как выяснилось, уже одно это сильно влияет на мо­тивацию. Все испытуемые, участвующие в эксперименте, для которо­го требуется оценка мотивации, должны пройти тест измерения мо­тивации одномоментно. В противном случае теряется стандартность ситуации и по-различному актуализируется мотивация у разных лю­дей, что сдвигает индекс мотива.

Экспериментатор, с одной стороны, не должен вести себя паниб­ратски, ас другой - с холодной официальностью. Лучше, если сам экспериментатор наблюдает за процедурой со стороны, а эксперимент ведут его помощники.

Недопустимо, чтобы в помещении, где проводится эксперимент, находились представители администрации. Если испытуемые будут считать, что данные опроса станут известны администрации, тести­рование можно считать испорченным. Поэтому очень важно, как ад­министрация представит психологов.

Во время эксперимента испытуемые должны быть посажены так, чтобы исключалась возможность списывания, разговоров.

Экспериментатор (или его помощники) дают каждому испыту­емому шесть бланков. На каждом бланке стандартного формата на равном расстоянии друг от друга должны быть напечатаны такие вопросы:

• Что здесь происходит? Кто эти люди?

• Как возникла эта ситуация? Что произошло перед этим?

• Что думают изображенные на картинке люди? Чего они хотят?

• Что произойдет дальше? Чем все это кончится? Далее читают инструкцию. После этого каждому испытуемо­му присваивается номер, который он записывает на каждом из

шести бланков.

Проведение теста. На 20 секунд затемняется комната, и на экра­не появляется одна из шести картинок. Включение света становится сигналом, по которому испытуемые начинают составлять рассказ. Спустя 1 минуту экспериментатор говорит: «Переходите к следую­щему вопросу». На составление рассказа дается 5 минут. Когда про­ходит 4 минуты, экспериментатор говорит: «У вас осталась еще од­на минута, чтобы закончить рассказ». Контроль за временем ведется очень строго. Далее комната снова затемняется и повляется очеред­ная картинка.

Между появлением картинок на экране и составлением рассказов нельзя делать паузы. Проведение теста занимает 40-45 минут и тре­бует большой психологической культуры.

Анализ полученных результатов.

1. Обработку должен проводить эксперт, который прошел подго­товку по специальной программе обучения контент-анализу.

2. Если у испытуемого имеются не все бланки, то его рассказы обработке не подлежат. Также не обрабатываются рассказы, в кото­рых нет ответ а на какой-либо вопрос.

3. Эксперт должен оценивать рассказы только на основе той ин­формации, которую он получил.

4. Категории, выделенные в одном рассказе, могут повлиять на оценку й выделение категорий в других рассказах. Поэтому рассказы всех испытуемых по одной картинке нужно обработать одновремен­но и только потом перейти к следующей картинке.

5. Вначале нужно обработать все картинки успеха, а потом все картинки неудачи.

6. Нельзя в процессе обработки сверять рассказы одного испыту­емого друг с другом, в связи с тем что каждая картинка является неза­висимой от другой.

7. Если в процессе обработки рассказов возникли какие-либо со­мнения, необходимо обратиться к ключу контент-анализа.

8. При необходимости перерывы в работе надо делать после окон­чания обработки текущей картинки.

9. Перед каждым новым сеансом обработки данных даже опыт­ному эксперту нужно снова прочесть ключ контент-анализа, особен­но если прошло несколько дней или недель после последней обра­ботки протоколов.

10. Бессмысленно браться за обработку данных, полностью не овладев контент-анализом.

На основе выделенных в рассказах категорий подсчитываются индивидуальные индексы мотивов МS и MAF . Индекс мотива МS рав­няется сумме всех категорий первой части контент-анализа, выделен­ных во всех рассказах, а индекс мотива МAF - сумме категорий второй части контент-анализа. В одном рассказе каждая категория подсчи­тывается только один раз. Кроме того, если одно и то же высказыва­ние можно отнести как к одной категории, так и к другой, то подсчи­тывается одна из этих категорий.

Для определения людей с мотивом А/ (стремление к успеху) и МAF (избегание неудачи) можно поступить следующим образом. Для каждого испытуемого найти разность АS и МAF. Затем для всей вы­борки произвести ранжирование этих разностей. Люди с выражен­ным мотивом МS (MS > MAF) - это те, которые попали за 75-й процен-тиль, с мотивом МFAS< МFA) -те, которые находятся в части выбор­ки ниже 25-го процентиля.

Наши рекомендации