Активные методы обучения в экстремально-управленческой подготовке руководителей ПОО

Эффективной формой подготовки руководителей к решению задач управления силами и средствами ПОО в экстремальных ситуациях является применение так называемых активных методов обучения – командно штабных учений (КШУ) или штабных тренировок. Все участники таких занятий действуют в рамках единого замысла и являются элементами определенной игровой модели: органа внутренних дел, оперативного штаба, комиссии по чрезвычайным ситуациям, временной целевой структуры и др. В процессе занятия они вступают в определенные взаимоотношения с учетом целевой установки моделируемой социальной системы и ситуации (оперативной обстановки), в которой им приходится действовать, а также установленных правил и ограничений. Игровая модель должна разрабатываться таким образом, чтобы быть максимально приближенной к реальной действительности. Это достигается содержанием отрабатываемых вопросов, материалами, на основании которых она подготовлена, а также процедурой игрового процесса. Рекомендуется, в частности, содержание отрабатываемых вопросов и исходные материалы для их решения, а также основное задание, содержащее общую характеристику обстановки и перечень основных задач, подлежащих выполнению и обеспечивающих готовность обучаемых к занятию, разрабатывать исходя из их должностного уровня и степени подготовки (уровня образования).

Процедура игрового процесса должна имитировать определенный (моделируемый) вид управленческой деятельности: проведение коллегии или оперативного совещания; заслушивание подчиненных с учетом их игровых ролей (должностей); принятие управленческих решений и отдача распоряжений (команд); организацияразработки планирующих документов; контроль и оценка деятельности по выполнению принятых решений. Все эти действия должны осознаваться участниками практического занятия не только и не столько с позиций учебного процесса, а как важнейшее средство обеспечения эффективности при решении оперативно-служебных задач в аналогичных ситуациях на практике, т.е. в реальной действительности.

Обучаемые должны быть убеждены в том, что все, чему их учат, не «высосано из пальца», не надумано, не плод фантазии организаторов обучения, а либо уже было в жизни (и это должно быть подтверждено неоспоримыми документами, используемыми в процессе занятия), либо может произойти с учетом прогнозируемой криминальной, общественно-политической, экономической или военной ситуации. Особенно это важно при обучении руководящего состава, лиц, уже имеющих значительный практический опыт работы и необходимую теоретическую подготовку. В этом случае психологически оправдано включение в обучение на практическом занятии элементов проблемности, а также прямое обращение к интеллектуальным возможностям аудитории для решения наиболее сложных вопросов методом «мозгового штурма».

К положительным результатам на занятиях приводит использование такого метода психологического воздействия как дозированное применение звуковых и световых эффектов, имитирующих реальную действительность, а также показ документальных видеокадров с места событий. Это делает психологически каждого из обучаемых непосредственным участником происходящего. Данный эффект усиливается, когда само задание обучаемым дается в виде документального видеосюжета, например, о характере и разрушительных действиях толпы при массовых беспорядках; о последствиях аварий и катастроф, о масштабах и характере землетрясений и наводнений и др.

Уместно и психологически оправдано при проведении КШУ или штабных тренировок использование отдельных тактических фрагментов. Известно, что при КШУ отрабатываются лишь управленческие вопросы. Элементы тактики с учетом особенностей данного вида подготовки находятся за пределами действий обучаемых, также как и противоборствующая сторона. Эти элементы, как правило, обозначаются посредниками и руководством (штабом) учений. Однако, вот уже на протяжении свыше десяти лет в Академии управления МВД России при проведении КШУ с руководителями среднего и высшего звена управления успешно применяются такие тактические элементы как переговоры с условными «террористами», демонстрация действий преступников при совершении отдельных, наиболее опасных преступлений и др. Это делается как в специально оборудованных аудиториях, так и на учебном полигоне.

Важное значение при обучении и в последующей практической деятельности имеет использование специально подготовленных памяток, содержащих конкретные практические рекомендации специалистов лицу, оказавшемуся в ЭУ. Их назначение – оказать помощь в успешном выполнении поставленной задачи при сохранении жизни и здоровья. Такие памятки разрабатываются с учетом и на основании действующих правовых актов. Психологические приемы и способы рассматриваются в них в строгом соответствии с требованиями юридической психологии в сочетании с другими отраслями знаний.

Особенно важны названные формы подготовки для лиц, направляемых в «горячие точки» с целью выполнения боевых задач в борьбе с незаконными вооруженными формированиями, проведения специальных операций по поиску, обнаружению, задержанию, а при необходимости и уничтожению вооруженных преступников. Выработка психологической устойчивости к стрессу, которому подвергаются эти лица в указанной обстановке, позволяет сохранить им жизнь в экстремальных ситуациях и успешно справиться с поставленными задачами.

Литература

Социально-психологическая профилактика и психокоррекция стрессовых состояний сотрудников сводных отрядов органов внутренних дел в служебно-боевой деятельности. – М., 2001.;

Памятка (пособие) бойцу внутренних войск (сотруднику органов внутренних дел) на поле боя. / Под ред. А.Ф.Майдыкова. – М.,1995.

Вопросы для зачета по психологическому обеспечению профессионально юридических действий

1. Понятие о психологическом обеспечении. Структура психологического обеспечения.

2. Профессионально-юридические действия как объекты психологического обеспечения.

3. Содержание и организация работы по психологическому обеспечению профессиональных и боевых действий.

4. Бдительность, боевая готовность и психология.

5. Подготовленность и боевая готовность.

6. Система психологического обеспечения высокой боевой готовности.

7. Проблема психологического обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудника органа правопорядка.

8. Приемы формирования у работника органа правопорядка установки на выживание.

9. Приемы преодоления страха и формирования у работников органов правопорядка бесстрашия.

10. Риск и личная безопасность.

11. Проблема задержания правонарушителей.

12. Психологическая подготовка к задержанию.

13. Психологические особенности задержания вооруженных правонарушителей.

14. Задержание вооруженных правонарушителей, находящихся в укрытиях, начинается с блокирования места.

15. Задержание вооруженных правонарушителей в общественном месте.

16. Задержание вооруженных правонарушителей, передвигающихся на транспорте.

17. Правовые и организационные основы ведения переговоров.

18. Стратегия и тактика переговоров.

19. Тактика при "тупике" переговоров.

20. Переговоры с душевнобольными.

21. Подготовка переговорщиков.

22. Необходимость, виды и задачи психологического обеспечения действий при чрезвычайных обстоятельствах.

23. Основные задачи морально- психологического обеспечения действий при чрезвычайных обстоятельствах.

24. Психологическое обеспечение непосредственной подготовки перед началом действий.

25. Психологическое обеспечение по ходу действий в экстремальных условиях.

26. Психологическое обеспечение восстановления сил и боевого настроя.

27. Состояние и причины преступности несовершеннолетних.

28. Совершенствование профилактики преступлений несовершеннолетних.

29. Особенности социализации и формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя.

30. Обобщенный психологический портрет личности несовершеннолетнего преступника.

31. Психологические факторы в дорожном движении.

32. Психология участников дорожного движения и безопасность.

33. Психологические аспекты улучшения работы по профилактике дорожно-транспортных нарушений.

34. Проблема борьбы с экономической преступностью.

35. Психологические аспекты уголовно-правовых мер по борьбе с экономической преступностью.

36. Психологические аспекты раскрытия экономических преступлений.

37. Требования к организации оперативно-розыскной деятельности и ее руководителю.

38. Общая характеристика розыскной деятельности.

39. Требования к профессиональным качествам оперативных работников.

40. Общение в розыскной деятельности.

41. Задачи и пути развития оперативно-розыскной психологии.

42. Общая характеристика допроса.

43. Стадия установления психологического контакта.

44. Основная стадия допроса.

45. Завершение допроса.

46. Психология очной ставки.

47. Психология воспроизведения показаний на месте и следственного эксперимента.

48. Психология обыска.

49. Психология предъявления для опознания.

50. Психология осмотра.

Наши рекомендации