Упражнение 2. откровенное признание
Представьте себя беседующим с кем-то, кто очень вам не нравится.
Постарайтесь точно определить, что в нем и в его поведении вас отталкивает.
Теперь как бы примерьте такое поведение на себя. Попробуйте проиграть эту роль в воображении или с партнером. Проверьте, легко ли вам (или насколько сложно) перенять такое поведение? Возможно, вы поймете, как вы используете этого человека в качестве зеркала для ваших собственных, не признанных вами качеств.
«У меня был один коллега, которого я считал самодовольным, напыщенным и холодным человеком. Мы с ним постоянно пререкались, казалось, он никогда не слушает моих аргументов. Я считал его невыносимым.
После очередного разговора на повышенных тонах я проделал это упражнение. К своему удивлению, я обнаружил, что мне очень легко удается играть его роль. Наконец я пришел к мысли, что во мне самом много самодовольства и высокомерия, — понятно, что признаться себе в этом было Нелегко. Зная, что я чувствую, будучи таким, я начал понимать, какова жизнь моего сотрудника. Впоследствии без каких бы то ни было усилий с моей стороны наши отношения изменились и стали для меня если не удовольствием, то по крайней мере вполне терпимыми».
Очень легко обнаружить отрицательное в других, значительно труднее найти эти качества в себе. Раскрыть в себе «потерянные собственные составляющие» или «скрытые фрагменты личности» помогает осознание того, что именно мы не любим в других, и последующая проверка, не игнорируем ли мы похожие черты в себе.
Возможно также, хотя и менее вероятно, что мы похожим образом скрываем качества, которые на самом деле нравятся нам, но о которых мы как бы не научены думать. Исследуйте и эту возможность, делая следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
ЕЩЕ ОДНО ОТКРОВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
Представьте, что беседуете с восхитительным человеком. Постарайтесь точно определить, что в нем и в его поведении так нравится вам. А теперь поменяйтесь с ним местами, сыграйте его роль в воображении или с партнером. Проверьте, легко ли вам (или насколько сложно) перенять такое поведение; так вы, возможно, поймете, в какой мере используете этого человека в качестве зеркала для ваших собственных, не признанных вами качеств.
Избегание ответственности за то, кто вы есть, называется проекцией. Мы подробно обсудим это в главе об избегании. У вас есть выбор — перейти к седьмой главе сразу или следовать предлагаемой нами логике изложения.
Многие из способов, которые мы используем для избегания ответственности, отражены в нашем языке.
Веря определенным словам, вы верите в скрытый в них смысл. Если вы считаете что-то верным или неверным, истиной или ложью, вы верите в допущения, которые заключены в этих словах. Такие допущения, условности полны ловушек, но чаще всего они остаются незамеченными.
Фрэнк Герберт Осознание того, как мы пользуемся определенными словами и как меняются эти слова, придает нам силу и помогает управлять собой. В частности, это можно наблюдать на примере использования слов, связанных с проявлением беспомощности.
УПРАЖНЕНИЕ 4. БЕСПОМОЩНОСТЬ
Начните несколько предложений словами «Я не могу...» Подумайте о том, что вы не способны сделать в данный момент своей жизни, включая действия физические (игра в хоккей или на скрипке) и умственные (решение сложного уравнения, приведение в порядок финансовых дел). Если это дается вам с трудом, скажите: «Я делаю это тупое упражнение». Как обычно, мы советуем прямо проговорить эти утверждения — наедине или с партнером. Быстро определите, что вы чувствуете при произнесении этих фраз. Постарайтесь запомнить громкость вашего голоса, свою позу, телодвижения или их отсутствие.
А теперь повторите те же утверждения, заменив слова «я не могу» словами «я не буду». Проделывая это, старайтесь не оценивать содержание и смысл произносимого. Просто говорите — осознавайте при этом, что вы чувствуете, в каком положении находится ваше тело, как звучит ваш голос. Почувствовав, что забыли какое-то предложение, скажите «Я не буду помнить, что...» и прочувствуйте, что при этом происходит.
«В первый же раз, когда я сделал это упражнение, я начал понимать, что гораздо меньше ограничен в действиях,
4-2356 49
чем я мог себе представить. Например, я сказал: «Я не могу играть на пианино», а когда заменил «не могу» на «я не буду», выяснил, что определенно могу играть, но всегда предпочитал направлять усилия в другую сторону. Полезно вспоминать этот урок в тех случаях, когда сравниваешь себя с кем-то более опытным и умелым».
Уходя от ответственности, мы чаще всего ведем себя так, будто не можем отвечать за себя. Алкоголик скорее скажет: «Я не могу перестать пить», чем «Я не перестану пить». В смысле поведения это скорее всего означает, что он мог бы бросить пить, остановив поднесение стакана ко рту. Но на ка- ком-то уровне, сознает он или нет, весь его организм делает выбор в пользу пьянства.
Вместо того, чтобы воспринимать человека в качестве набора условных рефлексов и объекта для прихотей судьбы, гештальт-философия видит его как существо, всегда имеющее выбор. Удивительно, насколько легко такая перемена в восприятии и осознании себя приводит к заметным изменениям в поведении. Даже когда мы страдаем от боли, вызванной внешним источником, мы можем реагировать разными способами — принять эту боль, бороться с ней, жаловаться на нее или заниматься поисками избавления.
Конечно, поиск избавления от боли не есть единственный вариант, но если мы ищем — это наш собственный выбор, выражаемый действиями, сколько бы мы ни говорили о своей беспомощности. В некотором смысле невозможно избежать принятия решения и ответственность все равно лежит на нас.
Излишние обобщения с использованием неопределенных местоимений (например, «это» или «что-то») вместо личных «я» или «ты» — вот в чем чаще всего выражается использование языка для того, чтобы отказаться от собственной ответственности за сказанное и за то, к кому мы обращаемся.