Влияние ИИПТ на реактивную тревожность
Эксперимент по выявлению влияния тренинга по ИИПТ на уровень реактивной тревожности его участников был проведен в ходе выездного профессионального восьмидневного тренинга по ИИПТ «Инсайт», проводившегося с 6 по 13 ноября 1997 г. на базе пансионата «Ярославль».
Основные задачи исследования
Проследить групповую динамику и некоторые аспекты индивидуальной динамики изменения реактивной тревожности в течение эксперимента.
Характеристика выборки
В эксперименте участвовало 17 человек: 14 женщин и 3 мужчин. Возраст от 18 до 42 лет. Средний возраст 22 года. Уровень образования: высшее - 9 человек, неполное высшее - 5 человек, среднее - 3 человека.
Используемые методы
Все участники эксперимента были протестированы с помощью четырех тестов - «Шкалы самооценки» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, шкалы субдепрессии (измерение степени выраженности сниженного настроения), основанного на опроснике Зунга и адаптированного в НИИ им. Бехтерева Т.И. Балашовой, теста М. Люшера и проективной методики исследования личности «HAND-тест».
Обработка результатов
Оценка тесноты связи между уровнями реактивной тревожности измеряемыми до и после процессов, между уровнями субдепрессии проводилась с помощью коэффициента Стьюдента, подтверждающим значимость различий средних арифметических измерений. Расчеты проводились средствами ЭВМ (программа «Стадия»). Для уточнения полученных данных были использованы данные тестов Люшера и «HAND-теста», обработка которых производилась вручную.
Процедура проведения эксперимента
Эксперимент проводился на протяжении шести дней тренинга. Замеры по шкале субдепрессии проводились в 2-й и 8-й дни тренинга - до начала и в конце тренинга соответственно. Параллельно участники тренинга были протестированы с помощью проективного «HAND-теста» По тесту Ханина- Спилберга было проведено 6 замеров - во 2, 4, 6-й дни тренинга. Замеры проводились дважды в день, до и после процесса психотерапии, за 30 минут до ее начала и в течение 30-40 минут после ее проведения. Замеры проводились во второй половине дня (с 16 до 20 часов). Результаты замеров дали возможность отразить изменения в динамике измеряемой реактивной тревожности. По тесту Люшера замеры проводились в ходе 2, 3, 4, 7-го дней тренинга за 10-15 минут до начала и 20-30 минут после окончания процесса.
Полученные результаты и их интерпретация
Результаты сравнения уровня субдепрессии до и после процесса терапии в целом по группе.
Сравнение результатов за 7.11 и 12.11: количество человек - 13, М1=34,9, М2=31,5, t Стьюдента=1,08; значимость=0,289; ст. свободы=1,24; нулевая гипотеза подтвердилась.
Результаты сравнения РТ до и после процесса терапии в целом по группе.
Данные эксперимента за 7.11: количество человек - 12, М1=24,5 М2=26.6, t Стьюдента=1.3, значимость=0,24, ст. свободы=1.3; нулевая гипотеза.
Данные эксперимента за 9.11: количество человек -10, М1=22,7,М2=29,0, t Cтьюдента =1.26, значимость=0,221, ст. свободы=1,18, нулевая гипотеза.
Данные эксперимента за 11.11: количество человек - 10, М1=22,6, М2=16,9, t Стьюдента = 2,29, значимость= 3,27Е-2, ст. свободы=1,18, конкурирующая гипотеза.
В ходе эксперимента наблюдается повышение уровня реактивной тревожности участников тренинга на протяжении первых двух его замеров, сделанных в начале и середине тренинга и ее снижения к концу тренинга, что подтверждает результаты ранее проведенных экспериментов. Результаты тестирования по шкале субдепрессии подтверждают тот факт, что испытуемые в целом находились в состоянии низкого уровня тревожности и не имели ярко выраженных депрессивных тенденций. Таким образом, вполне логичным будет вывод об успешности психотерапевтического влияния тренинга в целом на групповой уровень тревожности, особенно последних его дней.
Тест Люшера и «Нand - тест» помогли выявить и интерпретировать яркие случаи значительного снижения уровня реактивной тревожности у некоторых у частников тренинга.
Пример 1.
Н., 22 года.
Результаты по тесту Спилбергера -Ханина. 7.11 - 1замер: 38, 2 замер:40. 9.11- 1замер:7, 2 замер: 36. 11.11- 1 замер: 44, 2 замер: 7.
Результаты по шкале субдепрессии. 1 замер: 53, 2 замер: 38.
Результаты замеров по тесту Люшера в динамике: 1 замер: 26347015, 2 замер: 67320415, 3 замер: 26347015, 4 замер: 26730415.
В 1-м и во 2-м замерах ярко прослеживаются показатели тревоги (основные цвета на 6, 7, 8-й позициях и компенсация осуществляется за счет дополнительных цветов). Тревога значительно снижается к 3-му замеру и вновь возрастает в 4-м замере. В 1-м замере проявлены такие подавленные и несущие тревогу тенденции и актуальные проблемы как потребность в поддержке и одобрении, спокойной обстановке, что позволило бы расширить сферу контактов и надеяться на лучшее в будущем (=3=4). Проявляется беспокойная неудовлетворенность, раздражительность и нетерпеливость, вызывающие трудности концентрации внимания (-5-1). В целом, наблюдается стремление к избеганию конфликтов и восстановлению душевных сил. (+6-1) Эмоциональная напряженность сопряжена с физиологическим дискомфортом потребностью в покое. В целом, ситуация, в которой оказалась испытуемая, воспринимается ею как трудно разрешимая. Горечь разочарования, неудовлетворенность собой, избыточная самокритичность. Испытуемая выражает пассивный протест против сложившихся обстоятельств. (+6,+7) Но несмотря на сложность ситуации, предпринимаются попытки достижения целей, действия продуманы, планомерны и осторожны. (х2х3) Во втором замере при сохраняющейся эмоциональной и физиологической напряженности наблюдается появление активности в преодолении трудностей, появляется стремление к лидирующей позиции и доминантности отношений с окружающими (х3х2). Во избежание конфликтов проявляется тенденция к сдерживанию непосредственных реакций и ярких эмоциональных всплесков (=0=4). Продолжает проявляться стремление избавиться от гнетущего состояния, в чем видна нетерпеливость. Заявленная потребность в понимании и доброжелательных отношениях не удовлетворена. Напряженность вызывает чувство раздражения, ощущение непонятости значимыми окружающими (-1-5). Группа (+6-5) свидетельствует о повышенной ранимости в данной ситуации при повышенной требовательности к социальному окружению, что сохраняется на протяжении всех 4-х замеров. На протяжении 3-го и 4-го замеров (+2+6) выступает пассивно-оборонительная позиция. Упорство в отстаивании своих целей становится неустойчивым, наталкивается на трудности, что вызывает повышенную раздражительность, тревожную неуверенность, усталость, ухудшение самочувствия. Испытуемая выбирает рассудочный, пассивно-созерцательный подход, используемый для укрепления своих позиций и самоутверждения (+2-5). В 4-м замере появляются стенические реакции, состояние возбуждения, подъема и бодрости (х7х3), но во избежание конфликтов проявляется тенденция к сдерживанию непосредственных реакций и ярких эмоциональных всплесков, позволительных, как считает испытуемая, лишь для контактов в узком кругу (=0=4).
Результаты интерпретации теста Люшера могут быть дополнены результатами Наnd-теста. Данные свидетельствуют о возрастании способности к активной социальной жизни, возрастании желания сотрудничать с людьми, возрастании способности к эмпатии, уменьшения агрессивных тенденций, уменьшения нежелания приспосабливаться к социальному окружению, снижении тревожности, нервно-психического напряжения.