Развитие эмоционально-волевой сферы. Контроль знаний и личностная тревожность (экзамены и тревожность)

Влияние эмоций и воли на успешность учебной деятельности не требует специальной аргументации. Давно известно, что задержка в развитии эмоционально-волевой сферы приводит к дезинтеграции мыслительной деятельности. Последняя проявляется в недостаточной гибкости мышления, склонности к мыслительным стереотипам, а также в склонности к шаблонным действиям, в том числе и в обучении.

К старшим курсам количество людей с высокой личной тревожностью возрастает. Эти студенты не способны быстро переключаться на новую деятельность при изменении условий. Им требуется больше времени на подготовку к ответу на экзамене, они теряются при вопросах «в лоб», они не готовы к немедленному ответу. Поэтому для них серьезным испытанием становится тестирование, особенно с использованием компьютера, в жестком временном режиме. Однако есть ситуации, когда высокотревожные хорошо работают. Медлер и Саразон (1952) показали, что высокая тревожность не мешает, если действия автоматизированы; отсутствует связи между качеством выполненного задания и самооценкой; предыдущее задание успешно завершено; а также в том случае, когда преподавателями, окружающими и самим человеком не проводится параллели между успехом в конкретном задании и способностями человека.

Самообразование и самообучение

Понятие самообразования и самообучения.

Один из основоположников теории «всеобщего качества» Эдвард Деминг еще в 1986 году писал: «Необходимо поддерживать образование и самосовершенствование каждого. В чем нуждается организация, так это не просто в хороших людях, а в людях, которые совершенствуют себя в образовании»

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Современная педагогика считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования.

Самообучение является аналогом обучения. Самообуче-
ние
– это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Здесь огромную роль играет внутренний мир человека: не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, а также умение учиться не только учителя, но с помощью книг, у других людей, у природы. Самообучение основывается на потребности в знаниях.

Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность. Основополагающими являются анализ и оценка результатов учебной деятельности. Средствами являются самоанализ и самооценка. Последняя позволяет не только определить успешность своих действий, но и определить, на что направить основные усилия в будущем. Следовательно, оценка не только контроль, но и стимул действия, в отличие от отметки, которая часто является формальным выражением оценки и ее обозначением, оценка является необходимым содержательным элементом в структуре учебной деятельности. Поэтому умение оценить себя – сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности.

Компьютеры и самообучение.

В числе положительных моментов применения информационных технологий в образовании большинство ученых отмечают возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширные информационные ресурсы и наличие обратной связи. Использование Интернета способствует смене авторитарного стиля обучения на демократический, когда обучающийся знакомится с различными токами зрения на проблему, сам формулирует свое мнение. У обучающегося легче формируются навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности. Он может работать в своем индивидуальном темпе.

Однако, включение Интернета в учебный процесс имеет ряд проблем. Прежде всего, это проблема самой информации, находящейся в сети: она может быть некорректной, искаженной, может быть направлена на достижение отнюдь не образовательных целей, а, например, экономических, политических и др. Вторая проблема, как и при работе с бумажными носителями, связана с наличием соответствующей подготовленности к работе с такой информацией. Обучающиеся интерпретируют ее в зависимости от знаний, возраста, жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. адекватность восприятия информации будет зависеть от того, обучен или нет учащийся:

· аналитической работе с информацией;

· обладает ли критическим мышлением;

· обладает ли достаточными знаниями, чтобы произвести оценку достоверности информации;

· может ли соотнести новую информацию и имеющиеся у него знания;

· сумеет ли правильно организовать информационный процесс.

Третья проблема заключается в том, что компьютер только в определенной степени может моделироватьмежличностную коммуникацию преподавателя и учащегося, суть которой составляют отношения сотрудничества и поддержки, невербальные компоненты человеческого общения. Так, при изучении феномена потребности в «общении» с компьютером были обнаружены следующие особенности такого общения: выявилась потребность пользователя в антропоморфном интерфейсе и эмоционально окрашенной лексике; обнаружен феномен персонификации компьютера, а также различные формы компьютерной тревожности.
В качестве объяснения выдвигается гипотеза о проявлении у субъекта тенденции к неосознаваемому уподоблению себя компьютеру, сравнение собственных интеллектуальных способностей и возможностей компьютерной системы.

В целом же, успешность работы с компьютером при самообразовании зависит, в первую очередь, от склонности к обучению. Люди, стремящиеся к получению новых знаний и навыков на протяжении всего жизненного пути, успешнее адаптируются в нашем быстро меняющемся мире. Они же более уверенно чувствуют себя при освоении компьютерных технологий, испытывают меньшую компьютерную тревожность. При углубленном подходе к обучению студенты довольно быстро начинают получать удовольствие от работы с компьютером, уровень компьютерной тревожности у них невысокий. Будучи склонными к углубленному обучению, они активно пользуются множеством компьютерных приложений.

Контрольные вопросы к теме №22

1. Назовите критерии успешного овладения умениями.

2. Как вы понимает успешность обучения?

3. Дайте определение обучению и научению, рассудку и разуму.

4. Какие компоненты самообразования вы знаете?

5. Дайте характеристику мотивации учения.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Предмет и задачи психологии и педагогики.

2. Принципы психологии. Структура психологии, ее отрасли

3. Методы исследования в психологии

4. Основные методы, их характеристика

5. Вспомогательные методы, их характеристика

6. Значение психологических знаний. Проблемы современной психологии

7. Теория психического отражения.

8. Соотношение психики и нервной системы

9. Характеристика форм поведения животных

10. Сравнительная характеристика психики животных и сознания человека

11. Основные филогенетические предпосылки происхождения сознания

12. Понятие о деятельности. Структура деятельности

13. Характеристика форм деятельности

14. Виды деятельности и их развитие у человека

15. Общее представление о личности. Структура личности

16. Активность и направленность личности

17. Формирование и развитие личности

18. Характеристика общения и его структура

19. Виды и функции общения

20. Техника и приемы общения

21. Общая и функциональная характеристика понятий: язык и речь

22. Классификация видов речи, ее свойства

23. Формирование и развитие речи

24. Понятия малой группы и коллектива. Феноменология малых групп

25. Межличностные отношения в группах и коллективах

26. Эффективность групповой деятельности. Личность в группе

27. Физиологическая основа ощущений, строение анализатора

28. Виды ощущений

29. Изменение и измерение ощущений

30. Физиологическая основа восприятия. Восприятие как деятельность

31. Виды восприятия

32. Свойства восприятия

33. Восприятие пространства

34. Восприятие времени

35. Восприятие движения

36. Физиологическая снова внимания

37. Основные свойства внимания

38. Характеристика видов внимания

39. . Физиологическая основа памяти. Виды ассоциаций

40. Характеристика процесса запоминания

41. Характеристика процессов сохранения и забывания

42. Характеристика процесса воспроизведения

43. Виды памяти, их особенности

44. Формирование и развитие памяти

45. Определение мышления, его отличие от других познавательных процессов

46. Виды мышления, их особенности

47. Соотношение мышления и речи

48. Основные процессы мыслительной деятельности

49. Характеристика операций мышления

50. Основные этапы решения мыслительной задачи, их характеристика

51. Определение и общая характеристика воображения

52. Виды воображения

53. Основные функции воображения

54. Воображение и творчество

55. Чувства и эмоции, их роль в жизни и деятельности

56. Виды чувств и их формирование

57. Виды эмоциональных состояний, их особенности

58. Основные функции и качества чувств

59. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере человека.

60. Понятие о воле. Характеристика волевых действий

61. Волевые свойства личности, их характеристика

62. Определение темперамента, сферы его проявления

63. Типы темперамента

64. Темперамент и основные свойства нервной системы человека

65. Зависимость индивидуального стиля деятельности от особенностей темперамента

66. Определение характера, его структура

67. Типология характера

68. Понятие о способностях, их виды

69. Развитие способностей

70. Способности, задатки и индивидуальные различия людей

71. Обучение, мотивация к обучению.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Учебники и учебные пособия

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1999.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1995.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. М., 1996.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.

5. Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии. Мн., 1999.

6. Куницына В.Н. Межличностное общение. М., 2001. (Серия «Учебник нового века»).

7. Курс общей, возрастной и педагогической психологии /Под ред. Н.В.Гамезо. М., 1982.

8. Маклаков А.Г. Общая психология. М., 2001. (Серия «Учебник нового века»).

9. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.

10. Общая психология /Под ред. В.В.Богословского. М., 1970.

11. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. М., 1986.

12. Психология и педагогика /Сост. и отв. ред. Радугин А.А. М., 1996.

13. Сапогова Е.Е. 1001 задача по психологии: В 3 ч. Тула, 1999.

Монографии

14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2000.

15. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001.

16. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

17. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

18. Веккер Л.М. Психические процессы. СПб., 2000.

19. Вилюнас В.К.Психология эмоциональных явлений. М.,1976.

20. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982-84.

21. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

22. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.

23. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х тт. М., 1986.

24. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2000.

25. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.

26. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.

27. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

28. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.

30. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

31. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

32. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.

33. Лурия А.А. Язык и сознание. М., 1979.

34. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М., 1964.

35. Мерлин В.С. Психология характера. Саратов, 1976.

36. Обозов Н.И. Межличностные отношения. Л., 1979.

37. Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987.

38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

39. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. М., 1979.

40. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

41. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. М., 1990.

Дополнительная литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

2. Аткинсон Р. Человеческая память и процессы обучения. М., 1980.

3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: Учеб пос. Пятигорск, 1990.

4. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. М., 1976.

5. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

6. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

7. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2001.

9. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

10. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.

11. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.

12. Грегори Р.Л. Разумный глаз. М., 1972.

13. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987.

14. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

15. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

16. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.

17. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М, 1998.

18. Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.

19. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

20. Клацки Р. Память человека (структура и процессы). М., 1978.

21. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.

22. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1990.

23. Колосьев В.Н. Структурная модель мышления и проблема генезиса психики. Л., 1984.

24. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.

25. Кричевский Р.М., Дубровская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

26. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

27. Купер К. Индивидуальные различия. М., 1999.

28. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьников? М.,1991.

29. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М., 1989.

30. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1985.

31. Логвиненко А.Д. Психология восприятия: Учеб.-метод. пос. М., 1987.

32. Ломов Б.В. Человек и автоматы. М., 1984.

33. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. (Ум мнемониста). М., 1989.

34. Лутошкин А.А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.

35. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976.

36. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учеб. пос. Пермь, 1990.

37. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

38. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981.

39. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М., 1988.

40. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. Тбилиси, 1975.

41. Норман Д.А. Память и научение. М., 1985.

42. Одаренные дети. М., 1991.

43. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.

44. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

45. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

46. Психология индивидуальных различий: Тексты /Под ред. П.Я.Гальперина. М., 1999.

47. Психология мышления. М., 1981.

48. Психология ощущений и восприятий. М., 1999.

49. Психология формирования и развития личности. М., 1981.

50. Психология эмоций: Тексты. М., 1984.

51. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М, 1979.

52. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987.

53. Робер М.А., Гильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

54. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Мн., 1977.

55. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980.

56. Рувинский Л.И. Психология самовоспитания. М., 1982.

57. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М., 1986.

58. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. М., 1981.

59. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984.

60. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

61. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.

62. Способности и склонности. Комплексные исследования. М., 1989.

63. Страхов И.В. Психология характера. Саратов, 1970.

64. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии. М., 1962.

 
Учебное издание

Система открытого образования

Авторы-составители:

Дубинко Наталья Александровна

Кравченко Людмила Савватьевна

Овдей Светлана Васильевна

Пыжова Наталья Николаевна

Наши рекомендации