Наблюдение Анализ продуктов
Деятельности
(«архивный метод»)
Один субъект
Рис. 4.1. Основные методы психологического исследования
На этапе планирования исследования психолог принимает решение о том, какой подход будет реализован в данном исследовании — номотетический или идиографический. Номотетическимназывают подход, в котором исследователь ориентируется на поиск общих законов, описывающих существование и развитие объектов. Идиографическим называют подход, ориентирующий исследователя на описание уникальных, единичных объектов, явлений и событий. Впервые эти два подхода были противопоставлены применительно к изучению истории немецким философом В. Виндельбандом. Применительно к психологии эти понятия были впервые использованы Г. Оллпортом. Примером номотетического подхода в психологии может быть любое исследование, направленное на поиск законов и закономерностей, которым подчинены психологические явления (например, исследование Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и А. Р. Лурией опосредования в структуре высших психических функций для изучения хода их развития — «параллелограмм развития»). Примером идиографического исследования могут быть работы 3. Фрейда, посвященные психоанализу исторических личностей, или исследования А. Р. Лурии, о которых он рассказал в книгах «Потерянный и возвращенный мир» (М., 1971) и «Маленькая книжка о большой памяти» (М., 1968). Достаточно часто идиографический подход применяется в практической психологии, например в психотерапии при анализе отдельных случаев, на основе которых выводятся общие закономерности лечения тех или иных страданий (например, «Три взгляда на случай Эллен Вест» — Л. Бинсвангер, К. Роджерс, Р. Мэй).
Как отмечал Дж. Келли, и номотетический и идиографический подходы чреваты определенными методологическими ошибками. Номотетический подход опасен абсолютизацией статистических норм и общих закономерностей. Идиографический подход, напротив, несет в себе опасность распространения выводов, полученных на материале одного случая, на
более многочисленную популяцию. Сам Дж. Келли, а вслед за ним и другие специалисты в области психосемантики рассматривали психосемантические методы как средство, которое позволяет преодолеть крайности и номотетического и идиографического подходов.
Планы эмпирических исследований В. Н. Дружинин делит на доэкспериментальные, квазиэкспериментальные, планы ex-post-facto, планы корреляционных исследований и собственно экспериментальные планы. Эти планы подробно описаны в литературе, и мы ограничимся только тем, что дадим их краткие определения.
Доэкспериментальныминазывают планы исследований, проводимых по схемам, не учитывающим требований к плану классического экспериментального исследования (Дружинин, 2002): а) исследование единичного случая, когда однократно тестируется одна группа, подвергнутая воздействию; б) план с предварительным и итоговым тестированием одной группы по схеме О, — X — 02, где Оп — обследование, X — экспериментальное взаимодействие (недостаток — отсутствует контрольная выборка); в) план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия:
X О1
02
Квазиэкспериментальныминазывают планы с сознательным отступлением от схемы классического эксперимента в тех случаях, когда полная реализация требований к эксперименту невозможна по каким-либо причинам. Существуют:
а) планы экспериментов для неэквивалентных групп:
О1 – Х - О2
О3 04
б) план дискретных временных серий — с помощью серии последовательных замеров определяется исходный уровень зависимой переменной, затем исследователь воздействует на группу испытуемых, после чего проводит серию аналогичных замеров:
О1, О2 О3 X 04 05 06
Не вдаваясь в подробности, отметим, что эти планы превращаются в экспериментальные при помощи рандомизации, т. е. процедуры составления групп по случайному признаку.
Еще один план психологического исследования план ex-post-factoприменяется в том случае, если изучаются психологические особенности, возникшие у людей в результате некоторого жизненного события. Он включает уравнивание двух групп (например, при помощи рандомизации (R)) и тестирование с последующим сравнением результатов:
(R) X О1,
(Л) 02
Такая схема исследования применяется, например, при изучении посттравматического стресса.
Корреляционнымназывают исследование, в котором проверяется предположение о связи между несколькими переменными. По схеме корреляционные исследования чаще всего являются квазиэкспериментальными планами, но без воздействия независимой переменной на зависимую (Дружинин, 2002). Корреляционное исследование — один из самых распространенных планов исследования в современной психологии.
Проведение исследований по намеченному плану— следующий этап. В ходе реального эксперимента всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта.
После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания.
Общее требование к выводам из любого научного исследования — их достоверность.Так, в современных диссертационных исследованиях по психологии автору необходимо указывать, чем обеспечивается достоверность выводов. Как источники достоверности в психологических исследованиях обычно называют выбор адекватной методологической основы, применение разнообразных методик исследования, их соответствие целям и задачам работы, достаточный объем выборки и использование различных видов анализа с применением математической статистики. Применение разнообразных методик исследования обеспечивает многосторонность изучения явлений, дает возможность сочетать достоинства номотетического и идиографического подходов в изучении реальности.
Исследователь может определить, насколько соответствуют выбранные им методики целям и задачам исследования. Для этого цели и задачи исследования сопоставляются с качественными особенностями данных, которые исследователь получит при помощи выбранных методов. Например, если цель работы — изучение качественного своеобразияинтеллекта 6—7-летних детей при подготовке к школе по развивающей программе и без нее, то одних только показателей IQ недостаточно, да они и не должны быть в центре внимания при обсуждении результатов и формулировании выводов. Выводы о качественном своеобразии могут быть получены на основе содержательного анализа протоколов тестирования, дополнены результатами по методикам, предполагающим качественный анализ результатов (например, пробам Пиаже).
Методы математической статистики существенно повышают достоверность выводов при соблюдении двух условий. Одно из них — учет тех отступлений от плана классического эксперимента, которые допущены в исследовании. Другое условие — применение методов математической статистики, адекватных тому виду данных, что получены в исследовании. Использование коэффициентов математической статистики в зависимости от исследовательских задач и вида получаемых данных подробно излагается в литературе по математической статистике для психологов, поэтому мы не останавливаемся на этой теме.
Следует остановиться подробнее на методологической основе, которая выбрана для работы. Адекватный выбор методологической основы, как и другие рассмотренные нами условия, сам по себе еще не гарантирует от недостоверных выводов. Достаточно типичная, особенно для студенческих дипломных работ, ошибка состоит в том, что выбранная методологическая основа остается красивой преамбулой текста и не используется в работе. Например, в исследовании по психологии семейных отношений автор пишет, что методологической основой работы стали представления о семье как системе, а в выводах описывает линейные причинно-следственные связи между психологическими параметрами семьи, не пытаясь проследить их циклическую динамику. Подобные выводы едва ли можно назвать достоверными. Таким образом, еще один источник повышения достоверности — рассмотрение полученных результатов в контексте тех методологических принципов, которые приняты в современной психологии. Изложению этих принципов будет посвящена отдельная глава настоящего пособия.
Глава 5
Фундаментальные
методологические проблемы
психологии
Проблема объективного метода в психологии. Идеал классической науки и попытки создания объективного метода психологии. Философские предпосылки создания объективного метода по В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили. Современные подходы к созданию объективного метода. Психофизическая и психофизиологическая проблема сходства и различия. Основные варианты разрешения психофизиологической проблемы — параллелизм, взаимодействие, идентичность. Точка зрения эмпирического параллелизма по Ю. Б. Гиппенрейтер. Методологическое значение работ А. А, Ухтомского, Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина для разрешения проблемы. Проблема единиц анализа психики. Методологические требования к единице анализа. Варианты решения проблемы: единицы анализа психики и единицы анализа личности. Проблема биологического и социального.