Эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, тесты

Эмпирические методы исследования: Наблюдение; Эксперимент – создание условий наблюдения: Лабораторный Естественный; Анкетирование: открытые (без ответов) и закрытые анкеты (с ответами); Беседа; Тест: Валидность – тест должен оценивать именно то качество, для которого он предназначен; Надежность – относительное постоянство; Анализ продуктов деятельности (рисунки, поделки, сочинения).

Метод наблюдения. Под наблюдением понимают целенаправленное изучение поведения и деятельности личности в естественных ситуациях, основанное на их непосредственном восприятии.

Древнейшим эмпирическим методом психологии справедливо считают самонаблюдение или интроспекцию, что в переводе означает «смотреть внутрь». Результаты самонаблюдения можно фиксировать в различных документах: письмах, автобиографиях, анкетам и т.п. Все полученные в процессе наблюдения факты, касающиеся объекта исследования, обязательно регистрируются. Качество регистрации зависит от опыта и квалификации наблюдателя. Чтобы уменьшить субъективное влияние наблюдателя, используют технические средства: магнитофоны, фотоаппараты, видеокамеры. Кроме того, объективность наблюдения возрастает при увеличении его продолжительности и параллельном использовании других методов исследования психических явлений.

Метод эксперимента. В отличие от наблюдения, эксперимент предусматривает активное влияние исследователя на исследуемые психические явления через отдельные управляемые и контролируемые исследователем факторы.

Различают лабораторный и природный (естественный) эксперименты. Первый проводят в специально созданных условиях, где аппаратура позволяет исследовать взаимодействие сенсорных, моторных, интеллектуальных, характерологических компонентов и таким образом изучать деятельность человека в целом.

В естественном эксперименте сочетаются активность метода эксперимента и естественность метода наблюдения: исследователь создает условия, вызывающие желаемое явление, а содержание привычных для человека условий остается без изменений.

Метод опроса базируется на предложении участнику исследования серии вопросов, отвечая на которые он предоставляет исследователю некоторую информацию о себе. Опрос проводится как в устной (беседа), так и письменной форме (анкета). Различают два вида вопросов: закрытые и открытые. В первом случае опрашиваемый выбирает ответ на вопрос из нескольких предложенных, во втором он сам формулирует ответ в произвольной форме.

Метод беседы. Беседа - метод получения информации об индивидуально-психологические особенности в процессе непосредственной вербальной (устной) коммуникации по специальной программе. Возможность вести наблюдение за собеседником во время личного общения позволяет исследователю при необходимости изменять направление разговора на основании наблюдаемых жестов, мимики, интонации собеседника, делать выводы относительно его личного отношения к фактам, о которых он сообщает.

Одним из разновидностей беседы является интервью - получение исходного материала для научного исследования путем непосредственного целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. В случае проведения интервью двусторонняя связь является ограниченным, поскольку исследователь лишь фиксирует соответствующие ответы испытуемого, сохраняя нейтральную позицию.

Метод анкеты. Анкета - методическое средство для получения социально-психологической информации на основе письменного самоотчета испытуемого. Анкета представляет собой набор вопросов, каждое из которых логически связано с центральным задачей исследования.

Метод тестов. В отличие от других методов, тестирование направлено не на исследования психических явлений для получения тех или иных новых данных, а на измерение уже известных психологических особенностей испытуемых с помощью стандартизированных заданий (тестов). Наиболее известными в психологии есть три вида тестов: тесты достижений; тесты способностей; проективные тесты.

Кроме названных существуют и так называемые групповые тесты для измерения групповых психических процессов - психологического климата группы, уровня ее сплоченности, взаимоотношений между членами группы и т.д.

Метод изучения продуктов деятельности. Под продуктом деятельности личности понимаются реально-практические и идеальные по форме проявления ее активности относительно явлений объективного и субъективного мира. Метод изучения продуктов деятельности представляет собой систему исследовательских процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование результатов предыдущей психической деятельности человека: трудовой, учебной, игровой.

В продуктах деятельности человека отражается ее отношение к самой деятельности, к окружающим, к окружающему миру, а также уровень развития ее умственных, сенсорных и моторных навыков. Используя этот метод, исследователь должен выяснить:

а) является ли продукт, который анализируется, результатом типичной для данной деятельности человека, или созданный ею случайно;

б) в каких условиях осуществлялась деятельность человека;

в) можно ли исследовать аналогичные и другие разнообразные продукты деятельности этого человека.

Наши рекомендации