Особенности биологической адаптации
1. Саморегуляция и равновесие.С точки зрения Пиаже существенным признаком живых организмов является то, что они представляют собой саморегулирующиеся системы. В отличие от неживых предметов, они в состоянии сохранить или восстановить собственную структуру, если им что-то угрожает или если они повреждены. Возьмем два известных примера из области физиологии: мы можем восстановить кожный покров, если порезали палец; мы можем поддерживать температуру тела в достаточно узких пределах, даже если температура окружающей среды резко меняется.
Таким образом, сталкиваясь с опасностью, живые существа пытаются сохранить организм на определенном уровне стабильности. Когда они оказываются не в состоянии сделать это, они погибают. Поскольку все живые существа в конце концов погибают, полная адаптация недостижима: всегда может появиться какая-либо новая угроза, которая окажется роковой. Ясно, однако, что чем шире набор ситуаций, с которыми животное может справиться, тем выше его шансы выжить. Некоторые животные очень хорошо приспособлены к конкретному окружению, но их приспособление непластично. Они не могут изменить свое поведение при изменении среды обитания. Но человеческие существа обладают необыкновенной способностью гибко реагировать на изменения среды.
Когда животное достигает своего рода гармоничных, или удовлетворительных, взаимоотношений с окружающей его средой, то Пиаже говорит, что оно находится в состоянии равновесия. Равновесие, однако, не следует понимать как состояние покоя. Оно есть состояние непрерывной активности, в ходе которой организм компенсирует или нивелирует как реальные, так и ожидаемые воздействия, выводящие систему из состояния равновесия. Это означает, что компенсация может представлять собой либо исправление дефекта, либо подготовку к воздействию, которое может к такому дефекту привести, если ничего не предпринять.
2. Ассимиляция и аккомодация.Этот акцент на активности характеризует все рассуждения Пиаже. Живое существо не просто реагирует, оно, кроме того, и совершает действие. Адаптация не сводится к пассивным изменениям под воздействием вынуждающих к этому обстоятельств, как, например, изменяется форма теста, если его сжать в руке. Живому существу необходимо сохранить свою структуру. Поэтому одним из аспектов биологической адаптации является такое воздействие на среду, при котором она приводится в соответствие с существующей структурой организма, среда в определенном смысле включается в него. В буквальном смысле «включение» происходит, например, когда животное переваривает пищу. Этот аспект процесса адаптации получил у Пиаже название ассимиляция.
Ясно, однако, что сам по себе процесс ассимиляции не мог бы служить эффективным средством. Чтобы животное успешно адаптировалось, оно должно менять свое поведение, учитывая свойства предметов и явлений, с которыми ему приходится иметь дело. Животное, например, пьет жидкость, но, чтобы ассимилировать твердые продукты питания, оно должно их пережевать. Вот почему ассимиляция никогда не встречается в чистом виде, она всегда уравновешена хотя бы одним компонентом аккомодации. Аккомодация представляет собой такое воздействие, при котором поведение организма приводится в соответствие со средой, таким образом, эти процессы противоположно направлены, но взаимодополнительны.
Хотя ассимиляцию и аккомодацию молено мысленно отделить друг от друга, их невозможно отделить в реальном адаптивном действии. Нельзя, наблюдая за поведением, сказать: «Ага, вот происходит ассимиляция, а вот аккомодация». Оба процесса протекают вместе и неразрывно связаны. Именно благодаря их совместному действию животное может и сохранить собственную целостность и приобрести новые свойства. Ассимиляция обеспечивает сохранность структур; аккомодация — их вариабельность, развитие и изменение.
Адаптивное поведение всегда представляет собой комбинацию этих двух компонентов. Однако соотношение их может быть различным. Пиаже часто приводит в качестве примера поведения, основанного преимущественно на процессах ассимиляции, игру маленьких детей в «понарошку». В процессе игры ребенка не очень волнуют объективные свойства предметов, с которыми он играет. В зависимости от сиюминутного интереса кусок старого дерева может быть куклой, или кораблем, или самолетом. И напротив, примером поведения, основанного главным образом (но не исключительно) напроцессах аккомодации, может служить подражание, поскольку оно представляет собой попытку действовать способом, отвечающим по форме свойствам внешнего мира.
Хотя в действительности и встречаются экстремальные случаи этого типа, сама адаптация будет наиболее эффективной, когда обе тенденции уравновесятся. Пиаже при описании этого явления пользуется словом «равновесие». И хотя он признает, что определенные типы равновесия между процессами аккомодации и ассимиляции могут наблюдаться на любом этапе развития, но при этом доказывает, что по мере развития ребенка достигаются более удовлетворительные формы сочетания этих процессов. (Утверждается, что последнее связано с увеличением способности «децентрироваться»).